Автор: Михайлова Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разаработка
Тема: Методические указания для самостоятельной работы студентов с особыми образовательными потребностями специальной медицинской группы (по физической культуре)
Раздел: среднее профессиональное
Министерство культуры Новосибирской области
государственное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Методические указания для самостоятельной работы
студентов с особыми образовательными потребностями
специальной медицинской группы
Новосибирск 2020
Рассмотрено и одобрено на заседа-
нии предметно-цикловой комиссии
гуманитарных и социально-эконо-
мических дисциплин
Протокол № 5 от 17.06.2020 г.
Составитель: Е.В. Михайлова, преподаватель высшей квалификацион-
ной категории ГАПОУ НСО «НОККиИ»
Рецензент:
Н.С. Кончиц, доктор мед. наук, профессор ФТБОУ ВО
«НГПУ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организацию физического воспитания студентов с ослабленным
здоровьем необходимо начинать с распределения учащихся по специаль-
ным медицинским группам для занятий физической культурой.
На занятиях с физически здоровыми студентами используют еди-
ную, общую для всех методику, которую дифференцируют лишь в зависи-
мости от индивидуальных особенностей, а на занятиях в специальных
группах по лечебной физической культуре применяют совершенно разные
методики. Глубокое отличие в этиологии и патогенезе перенесенных забо-
леваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся
под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного под-
хода к занятиям физической культурой. Поэтому недостаточно одной
основной группы, укомплектованной здоровыми и физически подготов-
ленными студентами, и одной специальной группы по лечебной физиче-
ской культуре, а необходимо несколько специальных групп по лечебной
физической культуре (далее специальные группы) с совершенно различ-
ными методиками занятий по каждому перенесенному заболеванию. Чем
глубже будут изучены потребности студентов каждой из таких групп в
конкретных видах двигательной активности, тем значительнее будут раз-
личаться используемые методы занятий физическими упражнениями в
этих группах.
Эффективность физического воспитания студентов, отнесенных по
состоянию здоровья к специальным медицинским группам, всецело опре-
деляется методикой и организацией занятий. От того, какие средства фи-
зического воспитания применяются на занятиях, какова методика их ис-
пользования и как организован процесс физического воспитания, зависит
и оздоровительный результат (степень восстановления функций организма
после перенесенного заболевания, способность организма противостоять
неблагоприятным влиянием окружающей среды) и профессионально-при-
кладной эффект - уровень развития двигательных навыков и качеств, необ-
ходимых для совершенного овладения будущей специальностью.
Систематическое выполнение физических упражнений совершен-
ствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психи-
ческое перенапряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровооб-
ращения тканей и органов, что положительно отражается на общем физи-
ческом состоянии, самочувствии и работоспособности человека. Однако
физическая культура может принести пользу только при научно обосно-
ванном, методически правильном ее применении. Из огромного арсенала
средств физической культуры наиболее значительной эффект оказывают
длительные упражнения циклического характера – аэробные упражнения.
Но студенты, с особыми образовательными потребностями относящиеся
по медицинским показателям к специальным группам по лечебной физи-
ческой культуре, не должны заниматься по программам, разработанным
для их здоровья и физически подготовленных сверстников.
Основные задачи системы физического воспитания студентов специаль-
ных медицинских групп
1. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому раз-
витию и закаливанию организма. Чтобы выполнить эту задачу, необходи-
мо обеспечить каждому из перенесших заболевание и занимающихся фи-
зической культурой полноценный в количественном и качественном отно-
шении двигательной режим. Решение этой задачи в значительной степени
определяется правильным выбором медицинской группы для каждого сту-
дента, а также активным использованием всего арсенала средств физиче-
ского воспитания для оздоровления юношей и девушек.
2. Повышение умственной и физической работоспособности сту-
дентов. Освоение новых физических упражнений и двигательных навыков
несомненно важно для студентов. Известно, что правильные, организован-
ные в соответствии с современными достижениями теории и методики фи-
зического воспитания и лечебной физкультуры занятия физическими
упражнениями и закаливание существенно повышают психическую и фи-
зическую работоспособность.
Помимо уроков физического воспитания, с этой целью следует ис-
пользовать утреннюю гигиеническую гимнастику.
Обязательной составной частью оздоровительного комплекса физи-
ческой культуры является использование закаливающих воздействий, ко-
торые обеспечивают высокий тонус центральной нервной системы. повы-
шают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, т. е.
улучшают саму основу высокой умственной и физической работоспособ-
ности.
3. Формирование основных двигательных умений и навыков, необхо-
димых для освоения будущей профессии. Решению этой задачи служит ор-
ганизация физического воспитания, обеспечивающая профессионально-
прикладную физическую подготовку всех студентов. для студентов, отне-
сенных по состоянию здоровья к специальным группам, профессионально-
прикладная физическая подготовка имеет большее значение, чем для со-
вершенно здоровых их товарищей; юношам и девушкам, перенесшим се-
рьезные заболевания, нельзя рассчитывать на то, что они приспособятся к
требованиям своей будущей трудовой деятельности за счет природных
способностей организма, и такое приспособление произойдет само по
себе. Перенесенное заболевание, нанесшее определенный “урон” физиче-
ской подготовленности организма, обязывает педагогов, при активном
участии самого студента, с помощью специальных средств физического
воспитания развивать наиболее важные двигательные умения и навыки,
способные обеспечить будущему специалисту высокопроизводительный
труд.
Недостаточное внимание к решению этой задачи приведет к тому,
что будущей специалист окажется неполноценным работником.
4. Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены
здорового образа жизни.
Если освоение физических упражнений, достижение высокой физи-
ческой работоспособности, требующей интенсивной тренировки, для сту-
дентов специальной группы оказывается делом затруднительным, то фор-
мирование навыков и привычек личной и общественной гигиены, здорово-
го образа жизни вполне доступно этому контингенту. Соблюдение правил
гигиены, разумное, бережное отношение к своему здоровью для юношей и
девушек, перенесших заболевания, особенно важно.
В процессе физического воспитания студенты, отнесенные к специ-
альным группам, осваивают правила личной гигиены, связанные прежде
всего с занятиями физическими упражнениями и закаливанием (принятие
душа, разумный распорядок дня, уход за кожей), учебой, питанием, оде-
ждой, а также навыки правильного поведения в коллективе и обществе.
Непременным условием здорового образа жизни является полное ис-
ключение любых влияний, способных нарушить нормальную жизнедея-
тельность организма. Спиртные напитки, наркотики и курение должны
быть запретными для каждого молодого человека, так как они наносят
ущерб здоровью.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Три основных принципа лежат в основе занятий физическими упражнени-
ями и использования средств закаливания студентов, отнесенных по со-
стоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Первый принцип заключается в оздоровительной, лечебно-профилактиче-
ской направленности использования средств физической культуры. Лю-
бые занятия физическими упражнениями и спортом в нашей стране в соот-
ветствии с Программой по физической культуре и спорту РФ имеют оздо-
ровительную направленность. Однако для студентов специальной группы
этот принцип является главенствующим, ему подчинен выбор средств фи-
зической культуры, он пронизывает все особенности методики и организа-
ции занятий.
Так, если занятия физическими упражнениями и закаливанием в основной
группе преследуют цель укрепить здоровье юношей и девушек, то в спе-
циальных группах достижение этой цели предусматривается на втором и
последующих этапах занятий. Для занимающихся в специальных группах
вначале необходимо восстановление здоровья, устранение приобретенных
вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а
также возможных осложнений болезни.
Эффективная реализация прин-
ципа оздоровительной направленности физического воспитания должна
обеспечить практически во всех случаях (после любого из перенесенных
заболеваний) полной функциональное восстановление организма и хоро-
шую подготовленность студентов к предстоящей трудовой деятельности.
Опыт использования средств физической культуры для ликвидации по-
следствий заболеваний, перенесенных в период роста и развития, свиде-
тельствует о высокой результативности занятий. В организме студентов
после выздоровления на долгие годы могут оставаться морфологические,
структурные признаки повреждений, однако функционально они не прояв-
ляются. Правильно, на научной основе организованный процесс физиче-
ского воспитания способен обеспечить полную компенсацию имеющихся
нарушений. При этом двигательная функция и работоспособность, следо-
вательно, и трудовая, и жизненная активность таких студентов могут до-
стигнуть гораздо более высокого уровня, чем уровень здоровых нетрени-
рованных сверстников.
Второй принцип физического воспитания студентов специальных
медицинских групп состоит в дифференцированном подходе к использо-
ванию средств физической культуры в зависимости от характера и выра-
женности структурных и функциональных нарушений в организме, вы-
званных патологическим процессом.
При любых занятиях физическими упражнениями нагрузки диффе-
ренцируют в зависимости от возраста, пола и физической подготовленно-
сти студентов. Помимо этого, фактором, определяющим количественные и
качественные особенности физических нагрузок и возможности закалива-
ния, становится заболевание, характеризующееся своеобразие и выражен-
ность патологических изменений в организме. Эти особенности определя-
ют потребности каждого студента в средствах и методах физического вос-
питания.
С учетом морфо-функциональных нарушений в организме могут
быть подобраны специальные упражнения, которые способны обеспечить
сниженную нагрузку для ослабленного патологическим процессом органа
– при достаточно высоких нагрузках для других функциональных систем.
Таким образом, использование качественно различных физических
упражнений, отличающихся от других динамической структурой двига-
тельного акта (топография, последовательность и характер деятельности
включающихся мышечных групп), может стать фактором целенаправлен-
ного регулирования степени напряжения, приходящегося на различные
функциональные системы организма.
Третий принцип, который должен соблюдать в процессе физическо-
го воспитания студентов специальной группы, заключается в профессио-
нально-прикладной направленности проводимых занятий. Студенту в про-
цессе занятий физическими упражнениями надо приобрести необходимые
для хорошего освоения профессии двигательные навыки, при помощи ме-
тодов физической тренировки отшлифовать их, подготовить центральную
нервную систему и другие функциональные системы организма к тому,
чтобы они смогли обеспечить высокую трудоспособность будущего спе-
циалиста. Если учесть, что в результате перенесенного заболевания неред-
ко имеют место значительные нарушения в организме, затрудняющие при-
способление к условиям физических напряжений, то станет ясно, насколь-
ко сложно следовать этому принципу.
Для соблюдения всех трёх принципов необходимы рекомендации по
оптимизации физического воспитания и комплексы упражнений для сту-
дентов специальной медицинской группы по нозологическим формам за-
болеваний.
В течение рабочего дня у человека наблюдаются три фазы работо-
способности: первая – период врабатывания, вхождения в работу, вторая
характеризуется высокой и устойчивой работоспособностью, третья – сни-
жение работоспособности.
Правильная организация проведения занятий по физическому воспи-
танию с применением физических упражнений, занятия спортом, туриз-
мом существенно повышают физическую работоспособность человека,
благоприятно влияют на умственную деятельность, улучшают функцио-
нальные возможности организма, в результате чего повышается его сопро-
тивляемость к воздействию внешних факторов.
В большинстве случаев это связано с широким неспецифическим
воздействием физических упражнений на организм человека, на развитие
его общей выносливости, совершенствование волевых и моральных ка-
честв (в том числе тех, которые при прочих условиях будут способство-
вать успешной трудовой деятельности), на создание положительного эмо-
ционального фона.
Однако наряду с неспецифическим положительным влиянием
средств физической культуры на умственную работоспособность возмож-
но и более специфическое ее воздействие.
Когда решается вопрос о подборе средств для подготовки человека к
профессиональной деятельности, повышении его работоспособности и
сохранении ее на высоком уровне, то в первую очередь определяются те
звенья, которые несут наибольшую нагрузку. Соответственно подбирают-
ся специальные средства, способствующие преимущественному развитию
этих звеньев.
Так, в последние годы были разработаны методы направленного воз-
действия не только на отдельные мышечные группы, но и на отдельные
системы и органы.
Снижают работоспособность хронические умственные перегрузки, в
результате которых возрастает напряженность стенок крупных артерий,
увеличивается сопротивление кровотоку в мелких сосудах, затрудняется
отток венозной крови, что существенно ухудшает условия циркуляции
крови в органах и системах человека.
Вторжение в сферу деятельности органов и систем человека требует
предельной осторожности, это касается прежде всего интенсивности вы-
полнения упражнений и числа их повторений. Не нужно забывать, что
«передозировка» может в отдельных случаях вызывать противоположные
(негативные) реакции.
В связи с этим следует соблюдать следующие условия:
1)
отсутствие медицинских противопоказаний (в т. ч. для некоторых
упражнений);
2)
соблюдение принципа постепенности и тщательного учета субъек-
тивных ощущений занимающихся;
3)
систематическое (ежедневное) применение упражнений на протяже-
нии многих лет;
4)
использование закаливающих факторов
Организационно, в суточном режиме, эти средства могут быть при-
менены:
1)
утром – в качестве утренней гигиенической гимнастики;
2)
на занятиях по физической культуре;
3)
в течение учебного (рабочего) дня - в качестве производственной
гимнастики;
4)
вечером - не ранее, чем за час до отхода ко сну.
При выполнении физических упражнений у данной категории сту-
дентов наблюдается быстрая утомляемость, которая вызывает нарушение
осанки. Поэтому необходимо включать в занятия упражнения на укрепле-
ние всех мышечных групп. В занятия по легкой атлетике можно включать
прыжки в длину, метание малого мяча и гранаты, но главное внимание
необходимо уделять не результату, а правильной технике исполнения.
Очень осторожно надо давать упражнения на общую выносливость: посте-
пенно увеличивать время бега и скорость его, чередовать бег с ходьбой.
Большое внимание должно уделяться занятиям гимнастикой.
Особенности проведения занятий физической культурой со студентами,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Главная задача - выработка правильной осанки, укрепление мышц спины,
брюшного пресса, выработка правильной походки, укрепление супинато-
ров стопы. В занятия включаются упражнения гимнастического характера,
воздействующие на все группы мышц, также обязательно выполнение спе-
циальных упражнений. Корректирующие упражнения необходимо чередо-
вать с дыхательными. Для студентов с “круглой спиной” рекомендуются
упражнения, тренирующие мышцы спины и брюшного пресса, плечевого
пояса и грудной клетки. Это упражнения без снарядов и со снарядами, на
гимнастической стенке (висы, прогибания), способствующие развитию по-
движности позвоночника.
Особенности проведения занятий физической культурой
при близорукости
Правильно подбираемые и дозируемые упражнения, способствуют
улучшению зрения. При небольшой близорукости (от 1 до 3 Д) можно за-
ниматься почти всеми видами спорта. При средней и высокой (выше 5 Д)
степени близорукости необходимо очень строго дозировать физическую
нагрузку. А при сложной близорукости надо исключать упражнения с на-
туживанием и резкими сотрясениями, а также упражнения в длительном
положении вниз головой. Противопоказано заниматься спортивной гимна-
стикой, боксом, борьбой. В занятиях лучше использовать упражнения об-
щей гимнастики, общеразвивающие упражнения со снарядами и без них,
спортивные и подвижные игры, элементы легкой атлетики, метание в цель,
в течение дня - специальные упражнения для глаз.
Особенности проведения занятий по физической культуре со сту-
дентами, имеющими заболевания органов дыхания
Главной задачей является развитие полноценного дыхания, соблюде-
ние нормального соотношения между вдохом и выдохом, улучшения дре-
нажной функции бронхов, общее укрепление и повышение сопротивляемо-
сти организма. В занятия включаются общеукрепляющие упражнения на
все мышечные группы. Упражнения (с предметами и без них) следует про-
водить в среднем темпе с полной амплитудой.
3. ЗАДАНИЯ
Комплексы лечебных упражнений при сердечно-сосудистых заболева-
ниях
Комплекс 1
1. Ходьба на месте: 1-2 минуты, темп средний.
2. Бег на месте: 1 минута, темп средний
3. ИП* - о.с.** 1 - руки в сторону - вдох; 2 - руки вниз, расслабить - вы-
дох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.
4. ИП - о.с. 1 - руки согнуты к плечам; 2 - руки в сторону; 3 - руки к
плечам; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.
5. ИП - о.с., руки на поясе. 1 - наклон влево; 2 - вернуться в ИП; 3 - на-
клон вправо; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.
6. ИП - о.с., руки на поясе. 1 - правую ногу вперед; 2 - правую ногу со-
гнуть; 3 - правую ногу разогнуть; 4 - вернуться ИП. Проделать упражнение
8 раз, темп средний. Повторить левой ногой.
7. ИП - руки на поясе. 1 - наклон головы назад; 2 - наклон головы
вперед; 3 - наклон головы влево; 4 - наклон головы вправо. Повторить 3-4
раза, темп медленный. при головокружении упражнение не делать.
8. ИП - о.с. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4
- руки за голову. Повторить 6-8 раз, темп средний. Можно выполнять с по-
воротом на каждый счет.
9. ИП - о.с. Бег на месте - 1 минута.
10.
ИП - о.с. 1-8 - круговое движение левой рукой вперед, правой
назад; 9-13 - круговое движение правой рукой вперед, левой назад. Темп
быстрый.
11.
ИП - о.с. 1 - пружинистый наклон влево, руки на поясе; 2 - пру-
жинистый наклон влево, руки к плечам; 3 - пружинистый наклон влево,
рука вверх; 4 - вернуться в ИП. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп
средний.
12.
ИП - стоя ноги врозь, руки вперед - в стороны. 1 - мах правой
ногой к левой руке, 2 - не опуская ногу на пол, повторить мах к правой
руке; 3 - мах правой ногой к левой руке; 4 - вернуться в ИП. Повторить
упражнение 3-4 раза с каждой ноги. Темп средний.
________________
*ИП - исходное положение.
**о.с. - основная стойка (ноги на ширине плеч).
13.
ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - соприкоснуться руками
у лопаток: левая сверху, правая снизу - выдох. Выполнить те же движения,
но правая рука сверху, левая - снизу. Повторить 6 раз, темп медленный.
14.
ИП - стоя, руки на поясе. 1 - наклон влево; 2 - вернуться в ИП;
3 - наклон вправо; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение 8-10 раз,
темп средний.
15.
ИП - о.с. 1 - правую ногу в сторону, наклон вперед; 2 - приста-
вив правую ногу, вернуться в ИП; 3 - левую ногу в сторону, наклон вперед;
4 - приставив левую ногу, вернуться в ИП. Повторить упражнение 6-8 раз,
темп средний, дыхание произвольное
16.
ИП - о.с., руки на поясе. 1 - мах левой ногой вправо; 2 - мах
левой ногой влево; 3 - мах левой ногой вправо; 4 - вернуться в ИП. Выпол-
нить это упражнение с правой ноги. Повторить 4-6 раз, темп средний.
17.
ИП - о.с. 1 - руки вверх - назад, прогнуться; 2 - пружинистый
наклон вперед, руками коснуться полы; 3 - повторить наклон вперед, рука-
ми коснуться пола; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз раз, темп сред-
ний, колени не сгибать.
18.
ИП - о.с. 1 - пружинистый наклон назад. руки вверх; 2 - пру-
жинистый наклон назад, руки в стороны; 3 - пружинистый наклон назад,
руки вверх; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.
19.
ИП - о.с., ногу врозь, руки на поясе. 1- согнуть левую ногу,
присесть; 2 - вернуться в ИП; 3 - согнуть руки предплечьями вниз; 4 - вер-
нуться в ИП. Повторить 8-10 раз, темп средний, выдохи сочетать с присе-
даниями.
20.
ИП - о.с., руки в стороны. 1 - согнуть руки предплечьями
вверх; 2 - вернуться в ИП; 3 - согнуть руки предплечьями вниз; 4 - вернуть-
ся в ИП. Повторить 8-12 раз, темп средний, дыхание произвольное.
21.
ИП - о.с., руки на поясе. 1 - наклон назад (нажимая руками на
спину); 2 - вернуться в ИП. Повторить 12-16 раз, темп средний.
22.
ИП - стоя, ноги врозь. 1 - слегка сгибая ноги в коленях, выпол-
нить наклон назад; 2 - вернуться в ИП. Повторить 12-16 раз, темп средний.
23.
ИП - стоя, ноги врозь. 1 - сгибая правую ногу, выполнить на-
клон к левой ноге; 2 - вернуться в ИП; 3 - сгибая левую ногу, выполнить
наклон к левой ноге; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение 6-8 раз,
темп средний.
24.
ИП - о.с., руки на поясе. 1 - выпад правой ногой вперед, руки в
сторону; 2 - 3 пружинистых движения в коленях; 4 - приставляя правую
ногу, вернуться в ИП. Выполнить упражнение в другой ноги. Повторить 8-
10 раз, темп средний.
25.
ИП - лежа на спине. Сгибая туловище, садиться. Повторить 6-
8 раз, темп медленный, ноги от пола не отрывать.
26.
ИП - стоя, упор сзади, ноги вытянуты. 1 - поднять прямую
правую ногу; 2 - вернуться в ИП; 3 - поднять прямую левую ногу; 4 - вер-
нуться в ИП. Повторить 8-12 раз, темп средний.
27.
ИП - сидя, упор сзади. 1 - поднять прямые ноги; 2 - согнуть
ноги в коленях; 3 - вытянуть ноги; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражне-
ние 6-10 раз, темп медленный, дыхание произвольное.
28.
ИП - упор лежа. Отжимание в упоре. Повторить 4-8 раз, темп
средний, дыхание произвольное.
29.
ИП - о.с., руки на поясе. 1 - присесть, руки вперед; 2 - вернуть-
ся в ИП. Повторить 20-24 раза, темп средний, дыхание произвольное.
30.
ИП - о.с., руки на поясе. 1 - прыжок ноги врозь; 2 - прыжок
ноги скрестно. Повторить 10-20 раз, темп быстрый.
31.
Бег на месте, высоко поднимая колени, в течении 1-2 минут,
темп средний.
32.
Ходьбы на месте в течении 1-2 минут, темп средний.
33.
ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - вернуться в ИП - выдох.
Повторить 4-6 раз, темп медленный.
34.
ИП - о.с., руки за головой. 1 - правую ногу назад на носок,
руки вверх - в стороны, прогнуться; 2 - вернуться в ИП. Выполнить это же
упражнение с левой ноги.Повторить 4-8 раз, темп медленный.
35.
ИП - о.с., руки на поясе. 1-8 - круговые движения тазом влево;
9-16 - круговые движения тазом вправо. Темп средний.
36.
ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - присесть, обхватив ру-
ками колени - выдох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.
37.
ИП - о.с. 1 - разводя пальцы, левую руку влево, правую руку
сжать в кулак; 2 - вернуться в ИП; 3 - разводя пальцы, правую руку вправо,
левую сжать в кулак; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп медлен-
ный.
38.
ИП - о.с. 1 - руки вверх - вдох; 2 - расслабить, опустить кисти;
3 - расслабить, опустить предплечья; 4 - расслабить, опустить плечи - вы-
дох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.
39.
Спокойная ходьба в течении 1-2 минут.
Для занимающихся во второй группе объем упражнений должен быть
уменьшен в 2-4 раза, также им не рекомендуются упражнения 25, 27, 28,
29.
Комплекс 2
1. ИП - стоя, руки опущены. Ходьба в среднем темпе, с ускорением
(84-90 шагов в минуту), ходьба в медленном темпе с одновременным раз-
ведением рук в стороны - вдох, возвращение рук в ИП - выдох; продолжи-
тельность - 1,5-2 минуты; ускорение и замедление темпа ходьбы проводить
постепенно.
2. ИП - то же. Подняться на носки, руки согнуть к плечам - вдох, вер-
нуться в ИП - выдох. Повторить упражнение 3-5 раз, дыхание углубленное.
3. ИП - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках - горизонтально вни-
зу. Повороты туловища в сторону, палку поднять вперед до уровня груди -
вдох, возвращение в ИП - выдох. Медленно повторить упражнение 2-3
раза с поворотом в каждую сторону.
4. ИП - стоя, ноги на ширине плеч, палка за головой. Наклоны тулови-
ща в стороны - выдох, возвращение в ИП - вдох. Повторить упражнение 2-
3 раза с поворотом в каждую сторону.
5. ИП - стоя, палка горизонтально внизу; в небольшом наклоне.
Диафрагмальное дыхание. Повторить 4 раза.
6. ИП - стоя, палка на груди. Прогнуться - вдох, наклон туловища
вперед; палку опустить вниз, смотреть прямо - выдох; возвращение в ИП -
вдох и выдох. Повторить упражнение 3-4 раза.
7. ИП - стоя, палка в одной руке вертикально опирается о пол. Ходьба
на месте с высоким подниманием колен. Повторить 6-10 раз каждой ногой,
дыхание произвольное.
8. ИП - сидя на стуле, руки опущены вниз. Поочередное поднимание
рук вперед - вдох, возвращение в ИП с расслаблением мышц - выдох. По-
вторить 3-4 раза.
9. ИП - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, вытянуты вперед, опира-
ются о пол. Разведение рук в стороны - вдох, наклон туловища вперед, пра-
вой рукой пытаясь достать носок левой ноги, - выдох. Возвращение в ИП -
вдох и выдох. Повторить 2-4 раза медленно; между упражнениями не-
большая пауза с расслаблением мышц.
10.
ИП - сидя, опираясь на спинку стула; ноги вытянуты вперед,
опираясь о пол. Углубленное диафрагмальное дыхание. Повторить упраж-
нения 3-4 раза.
11.
ИП - стоя. Отведение левой ноги назад с одновременным
подъемом правой руки вверх - вдох, возвращение в ИП - выдох. Повторить
упражнение 2-3 раза с каждой ноги, медленно.
12.
ИП - стоя. В спокойном состоянии - вдох, приседание - выдох.
Повторить упражнение 2-5 раз.
13.
ИП - стоя, руки опущены. Ходьба в медленном темпе с углуб-
ленным дыхание в течении 30-40 секунд.
14.
ИП - стоя, в руках мяч. Броски мяча снизу от груди и одной
рукой от плеча. Выполнить 10-12 бросков, через каждые 3-4 броска - пауза
с углубленным дыханием.
15.
ИП - сидя на стуле, руки опущены вниз. Поочередное подни-
мание рук в стороны - вдох; возвращение в ИП - выдох. Повторить упраж-
нение 2-3 раза с каждой руки.
16.
ИП - сидя на стуле, руки на коленях, ноги вытянуты вперед.
Круговые движения Стоп - 6-8 раз в каждую сторону, медленно. Дыхание
произвольное.
17.
ИП - сидя, руки опущены, ноги вытянуты и опираются о пол.
Углубленное полное дыхание с расслаблением всех мышц, повторить 3-4
раза под счет пульса.
Комплексы лечебных упражнений при нарушении опорно-двига-
тельного аппарата.
Комплекс 1
Лежа на спине
1. ИП - руки вдоль туловища. 1-2 поднять руки вперед и вверх, по-
тянуться, сделать вдох; 3-4 - руки через стороны, вернуться в ИП - выдох.
2. ИП - то же, 1 - стопы разогнуть ( носки на себя), голову и плечи
слегка приподнять, 3-4 - вернуться в ИП.
3. ИП - ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - повернуть туловище влево,
правой рукой коснуться левой руки, выдох; 3-4 - вернуться в ИП, вдох.
Повторить упражнение с поворотом в другую сторону.
4. ИП - то же. 1 - поднять прямую ногу; 2 - вернуться в ИП; 3-4 - тоже
другой ногой.
5. ИП - ноги и руки согнуты. 1 - поднять таз, прогнуться, вдох; 2-3 -
держать позу; 4 - вернуться в ИП, выдох.
6. ИП - кисти на полу, голова слегка поднята. Поочередное сгибание и
разгибание стоп.
7. ИП - кисти рук соединены и прижаты к уху. Надавливать головой на
руки в течении 5-7 секунд расслабится на 7-8 секунд.
8. ИП - то же, надавливание головой на руки в течении 5-7 секунд,
слегка поворачивая голову в сторону (к руке), расслабиться на 7-8 секунд.
9. ИП - кисти рук на лоб. Надавливать лбом на кисти в течении 5-7 се-
кунд. Расслабиться на 7-8 секунд.
10.
ИП - кисти рук над головой. Надавливать головой на кисти
рук в течении 5-7 секунд. Расслабиться на 7-8 секунд.
11.
ИП - ноги согнуты. 1 - отвести ноги в сторону, повернуть таз;
2 - вернуться в ИП; 3-4 - повторить упражнение с наклоном в другую сто-
рону.
12.
ИП - руки в стороны. 1-2 сесть и сделать выдох; 3-4 - вернуть-
ся в ИП - вдох.
13.
ИП - руки на поясе. 1-2 - носки на себя, голову и ноги под-
нять; 3-4 вернуться в ИП.
14.
ИП - руки вперед. 1-3 - потянуться рукой вперед, отрывая пле-
чо от пола; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение другой рукой.
15.
ИП - руки с палкой вверх. 1-2 - подтянуть колени к лицу, пал-
кой захватить ного. 3-4 - вернуться в ИП.
16.
ИП - руки вдоль туловища. Прижать затылок к полу на 5-7 се-
кунд, расслабить мышцы на 7-8 секунд, прижать пятки к полу на 5-7 се-
кунд, расслабить мышцы на 7-8 секунд. Выполнить упражнение лопатками
и ягодицами.
Ходьба вперед и назад с вытянутой спиной
17.
1 - вытянуть правую руку вперед и вогнуть левую ногу, коле-
но вперед, 2 - вернуться в ИП, 3-4 - повторить упражнение другой рукой и
ногой.
Стоя на четвереньках
18.
1 - подтянуть левое колено и кисти правой руки, 2 - вернуться
в ИП, 3-4 - повторить упражнение другой ногой.
19.
1-4 - круговые движение телом в одно сторону, 5-8 - в другую
сторону.
20.
1-2 - выпрямляя одну ногу назад, сесть на пятку другой (по-
лушпагат), потянуться назад; 3-4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение
другой ногой.
21.
ИП - стоя. 1-2 - мах руками с палкой вправо, поворот тулови-
ща, 3-4 - повторить упражнение в другую сторону.
22.
ИП - стоя, опираясь на палку. 1-2 - присесть, 3-4 - встать.
Комплекс 2
1. ИП - сидя на стуле или табурете, руку опущены вдоль туловища,
ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. 1- наклонить голову
вперед, стараясь коснуться подбородком груди; 2 - максимально откинуть
голову назад. Повторить упражнение 2-6 раз, темп средний, дыхание сво-
бодное.
2. ИП - то же. 1 - поднять правую руку вверх перед грудью; 2 - отвести
ее в сторону (удерживая под прямым углом в плечевом суставе) одновре-
менно с поворотом головы вправо (глаза следят за движением кисти руки);
3-4 - вернуться в ИП. Выполнить упражнение левой рукой. Повторить 2-6
раз в каждую сторону, темп медленный, дыхание свободное.
3. ИП - то же. 1 - поднять живот - вдох; 2 - опустить - выдох. повторить
упражнение 3-4 раза, темп медленный.
4. ИП - то же. 1-4 - круговые движения надплечиями вперед и назад.
Повторить упражнение 4-6 раз в каждом направлении, темп средний, дыха-
ние равномерное.
5. ИП - то же. 1 - повернуть голове вправо; 2 - затем без остановки вле-
во. Повторить упражнение 2-6 раз, темп медленный, дыхание свободное.
6. ИП - то же. 1-2 - одновременно скользить ладонями обеих рук по ту-
ловищу вверх к подмышечным впадинам - вдох, 3-4 - опустить руки - вы-
дох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.
7. ИП - то же. 1-4 - круговое движение головой по часовой и против ча-
совой стрелки. Повторить 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный ды-
хание свободное.
8. ИП - то же. 1-2 - поднять руки над головой - вдох, 3-4 - опустить -
выдох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.
9. ИП - то же. 1-2 - одновременно поднять прямую правую руку вверх
над головой, а левую, не сгибая, отвести назад; 3-4 - менять положение рук
не останавливаясь. Повторить упражнение 4-6 раз, темп средний, дыхание
равномерное.
10.
ИП - то же. 1-2 - положить голову на правое плечо, затем без
остановки на левое. Повторить 4-6 раз - каждую сторону, темп средний,
дыхание равномерное.
11.
ИП - то же. 1-2 - поднять руки через стороны вверх над голо-
вой и соединить кисти рук тыльной стороной - вдох; 3-4 - опустить - вы-
дох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.
12.
ИП - то же. 1-4 - кисти рук к плечам; поднять локти и опу-
стить. Повторить 6 раз, темп средний, дыхание спокойное
13.
ИП - то же. 1-2 - поднять правую руку через сторону; 3-4 - до-
стать через голову ладонью руки левое ухо. Выполнить упражнение с ле-
вой руки. Повторить 8 раз, меняя руки, темп средний, дыхание свободное.
14.
ИП - то же. 1-2 - руки вытянуты вперед перед грудью, ладони
соединены; 3-4 - развести руки в стороны - вдох, свести - выдох. Повто-
рить упражнение 3 раза, темп медленный.
15.
ИП - то же. 1-2 - кисти рук к плечам, локти подняты; 3-4 -
круговые движения в плечевых суставах по часовой и против часовой
стрелки. Повторить 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание сво-
бодное.
16.
ИП - то же. 1-2 - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони
соединены, голова опущена, одновременно вытягивать две руки вверх,
опускать их перед собой снова сгибать, описывая круг; 3-4 - выпрямляя
руки, поднять голову и тянуться ею вверх - вперед, а при сгибании рук -
отпускать («волна» головой и руками). Повторить упражнение 4-8 раз,
темп медленный, дыхание свободное.
17.
ИП - то же. Руки сцеплены «в замок»; 1-2 - поднять руки над
головой - вдох; 3-4 - опустить - выдох. Повторить упражнение 3 раза, темп
медленный, дыхание свободное.
18.
ИП - то же. Руки скрещены перед грудью, левая рука сверху,
голова опущена; 1-4 - одновременно развести локти в стороны, а голову
поднять и отвести назад. Выполнить это же упражнение при положении
правой руки сверху. Повторить 4-6 раз, меняя рука, темп средний, дыхание
свободное.
19.
ИП - то же, правая рука поднята; 1-4 - имитация плавательно-
го движения стилем “кроль”. Сделать по 6 “гребков” каждой рубрикой,
темп средний, дыхание свободное.
20.
ИП - то же, руки сцеплены в “замок”, опущены на колени. 1-2
- поднять руки над головой - вдох; 3-4 - опустить к правому колену - вы-
дох. Повторить упражнение по 2 раза в каждую сторону, темп медленный.
21.
ИП - то же, руки согнуты в локтях, ладони соединены; 1-4 -
имитация плавательного движения стилем “брасс”. Сделать 6 “гребников”,
темп средний, дыхание свободное.
22.
ИП - то же, руки на поясе; 1-4 - ритмичное кивание головой.
Повторить упражнение 6 раз, темп медленный, дыхание свободное
23.
ИП - то же; 1-2 - свободный вдох, 3-4 - выдох. Повторить
упражнение 3 раза, темп медленный, дыхание свободное.
Комплекс упражнений
для профилактики шейно-грудного остеохондроза
1. ИП - сидя (стоя), руки к плечам. 1-3 - отвести локти назад - прогнуть-
ся; 4 - опустить расслабленные руки вниз. Повторить упражнение 4-6 раз,
темп медленный.
2. ИП - сидя (стоя), руки вдоль туловища. 1-4 - круговые движения в
плечевых суставах назад и вперед. Повторить упражнение 8-10 раз по 2 се-
рии, темп средний.
3. ИП - сидя, руки на поясе, голова опущена вперед. Наклоны головы
вправо и влево. Затем наклоны влево и вправо головой, опущенной назад.
Повторять 2 серии по 3 раза, темп медленный.
4. ИП - сидя, ладони положить на лоб (пальцы сплести). 1-2 - давить го-
ловой на ладони; 4 - опустить расслабленные руки. Повторить упражнение
6-8 раз, темп медленный.
5. ИП - стойка; ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-2 - поднимать руки
через стороны вверх, за головой обхватить предплечья, прогнуться; 3-4 -
опустить расслабленные руки. Повторить упражнение 10-15 раз, темп
средний.
6. ИП - стойка: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1-2 - рывки
назад согнутыми руками; 4 - рывок прямыми руками. Повторить упражне-
ние 10-12 раз, темп средний.
7. ИП - стойка на четвереньках. 1-2 - прогибание спины в грудном
отделе вверх; 3-4 - прогибание вниз (т. е. круглая и прогнутая спина). По-
вторить упражнение 10 раз, темп средний.
8. ИП - о. с., руки в стороны. 1-3 - волнообразное движение руками; 4 -
опустить руки вниз, расслабляя их. Повторить упражнение 12-15 раз, темп
медленный.
9. ИП - стойка: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Волнообразное
движение в шейно-грудном отделе, повторить в течении 1-й минуты 2-3
раза, темп медленный.
10.
ИП - о. с. Последовательные махи руками вперед и назад -
“мельница” - повторять в течении 30 секунд 3-4 раза, темп средний.
11.
ИП - о. с., левая рука в сторону, правая к левому плечу. 1 - по-
ворот корпуса влево, голову - вправо; 2 - поворот корпуса вправо, голову -
влево (с отведением рук в стороны). Повторить упражнение 8-10 раз, темп
средний.
12.
ИП - о. с., руки вверх. Упражнение на расслабление рук (по-
очередно и вместе) повторить 6-8 раз, темп медленный.
Комплекс упражнений
для профилактики поясничного остеохондроза
Лёжа на спине
1. ИП - руки к плечам, ноги прямые. Круговые вращения в плечевых и
голеностопных суставах (кнаружи и внутрь) одновременно. Повторить
упражнение 6-10 раз, темп средний.
2. ИП - руки в “замок”, ноги согнуты в коленных суставах. 1-2 - отведе-
ние ног влево, а рук вправо; 3-4 - отведение ног вправо, а рук влево. Повто-
рить упражнение 10-15 раз, темп средний.
3. ИП - руки к плечам, ноги прямые. 1-2 - левым коленом достать ло-
коть правой руки; 3-4 - выполнить то же самое с другой ноги. Повторить
упражнение 10-12 раз, темп средний.
4. ИП - ноги согнуть в коленных суставах, руки вдоль туловища. 1-2 -
прогибание в спине, опираясь на ступни ног и лопатки; 3-4 - возвратиться в
ИП. Повторить упражнение 12-15 раз, темп медленный.
5. ИП - ноги прямые. Опираясь на предплечья, прогнуть позвоночник в
грудном отделе, не отрывая таза. Повторить упражнение 10-12 раз, темп
медленный.
6. ИП - ноги прямые, руки вверх. “Группировка” - обхватить руками: 1-
2 - поочередно то правое, то левое колено; 3-4 - возвратиться в ИП (лежа
на спине). Повторить упражнение 10-12 раз, темп медленный.
7. ИП - ноги прямые, руки вдоль туловища или в стороны. 1- поднять
левую ногу; 2 -поднять правую ногу; 3 - развести в стороны; 4 - соединить
вместе; 5 - отпустить правую ногу; 6 - отпустить левую ногу. Повторить
упражнение 6-8 раз, темп средний.
8. Упражнение то же, но только на счет 5-6 - ноги держать на весу, а на
7-8 - отпустить. Повторить упражнение 6-8 раз, темп средний.
9. ИП - руки вдоль туловища, ноги прямые. “Гусеница” - перемещение
туловища в ИП, лежа на спине, за счет мышц спины, поочередно включая
в работу плечи, таз, пятки (выполняется верхе и вниз). Выполнять упраж-
нение 3-4 минуты, темп медленный.
Лежа на животе
10.
ИП - руки на предплечьях, 1-3 - постепенно усиливающееся
давление лбом на руки; 4 - расслабление. Выполнять упражнение в течение
2-3 минуты, темп медленный.
11.
“Ползание” по-пластунски, стараясь правым коленом достать
локоть левой руки (левым коленом - локоть правой руки). Выполнять
упражнение в течение 3-4 минуты, темп средний.
12.
ИП - руки вытянуты вверх: растяжение позвоночного столба
(сильное протягивание к кистям рук) в течение 1 минуты, темп медленный.
13.
ИП - то же, ноги прямые, руки перед грудью, голова опущена.
1 - поднять ногу вверх (прогнуться); 2 - завести ногу влево; 3 - прогнуться;
4 - вернуться в ИП. Выполнить то же с другой ноги. Повторить упражне-
ние 10-12 раз, темп медленный.
Лежа на боку
14.
ИП - ноги прямые, руки - под голову. 1-2 - мах прямой ногой
вперед-назад: левой - на правом боку, правой - на левом боку. Повторить
упражнение 8-10 раз, темп средний.
15.
ИП - ноги прямые, упор рукой перед грудью, другая рука под
головой. 1-2 - отвести левую ногу назад; 3-4 - коснуться лбом левого коле-
на. То же самое выполнить с другой (правой) ноги, повторить 8-10 раз,
темп медленный.
16.
ИП - стоя на четвереньках. 1 - одновременно поднимая вверх
правую руку и отводя левую ногу назад, прогнуться; 2 - вернуться в ИП.
Выполнить то же упражнение с левой руки и правой ноги. Повторить 10-12
раз, темп средний.
17.
ИП - стоя на четвереньках - “кошка”: спину выгнуть напрячь
мышцы, опуститься на пятки, руки вытянуть вперед, прогнуться. Повто-
рить 12-15 раз, темп средний.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.
Лях, В.И. Физическая культура. 10-11 классы [Текст]: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень/В. И. Лях. - 2-е
изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 256 с.
2.
Решетников Н.В. Физическая культура [Текст]: учебник [для СПО] /
Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич и др. - М.: Ака-
демия, 2017. – 176 с.
Дополнительная литература
3.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в
2 т. / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М., 2007. - 428 с.
4.
Физическая
реабилитация:
учебник
для
академий
физической
культуры / под общ. ред. проф. С. Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс,
2007. - 608 с.
5.
Лечебная физическая культура: учебник для вузов / С. Н. Попов [и
др.]; под ред. С. Н. Попова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия,
2005. - 416 с.
6.
Амосов Н. М. Сердце и физические упражнения / Н. М. Амосов, И.
В. Муравьев. - Киев: Здоровье, 1985. - 256 с.
7.
Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских
группах: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - 300 с.
8.
Гречко В. Е. О шейном остеохондрозе. - М.: Знания, 1998. - 420 с.
9.
Гречко В. Е. Поясничный остеохондроз (профилактика осложнений).
- М.: Знание, 1988. - 166 с.
10.Карпман В. Л. Учебник ЛФК для институтов ФК. - М.: ФИС, 1980. -
145 с.