Напоминание

Методические указания для самостоятельной работы студентов с особыми образовательными потребностями специальной медицинской группы (по физической культуре)


Автор: Михайлова Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разаработка
Тема: Методические указания для самостоятельной работы студентов с особыми образовательными потребностями специальной медицинской группы (по физической культуре)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство культуры Новосибирской области

государственное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические указания для самостоятельной работы

студентов с особыми образовательными потребностями

специальной медицинской группы

Новосибирск 2020

Рассмотрено и одобрено на заседа-

нии предметно-цикловой комиссии

гуманитарных и социально-эконо-

мических дисциплин

Протокол № 5 от 17.06.2020 г.

Составитель: Е.В. Михайлова, преподаватель высшей квалификацион-

ной категории ГАПОУ НСО «НОККиИ»

Рецензент:

Н.С. Кончиц, доктор мед. наук, профессор ФТБОУ ВО

«НГПУ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Организацию физического воспитания студентов с ослабленным

здоровьем необходимо начинать с распределения учащихся по специаль-

ным медицинским группам для занятий физической культурой.

На занятиях с физически здоровыми студентами используют еди-

ную, общую для всех методику, которую дифференцируют лишь в зависи-

мости от индивидуальных особенностей, а на занятиях в специальных

группах по лечебной физической культуре применяют совершенно разные

методики. Глубокое отличие в этиологии и патогенезе перенесенных забо-

леваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся

под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного под-

хода к занятиям физической культурой. Поэтому недостаточно одной

основной группы, укомплектованной здоровыми и физически подготов-

ленными студентами, и одной специальной группы по лечебной физиче-

ской культуре, а необходимо несколько специальных групп по лечебной

физической культуре (далее специальные группы) с совершенно различ-

ными методиками занятий по каждому перенесенному заболеванию. Чем

глубже будут изучены потребности студентов каждой из таких групп в

конкретных видах двигательной активности, тем значительнее будут раз-

личаться используемые методы занятий физическими упражнениями в

этих группах.

Эффективность физического воспитания студентов, отнесенных по

состоянию здоровья к специальным медицинским группам, всецело опре-

деляется методикой и организацией занятий. От того, какие средства фи-

зического воспитания применяются на занятиях, какова методика их ис-

пользования и как организован процесс физического воспитания, зависит

и оздоровительный результат (степень восстановления функций организма

после перенесенного заболевания, способность организма противостоять

неблагоприятным влиянием окружающей среды) и профессионально-при-

кладной эффект - уровень развития двигательных навыков и качеств, необ-

ходимых для совершенного овладения будущей специальностью.

Систематическое выполнение физических упражнений совершен-

ствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психи-

ческое перенапряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровооб-

ращения тканей и органов, что положительно отражается на общем физи-

ческом состоянии, самочувствии и работоспособности человека. Однако

физическая культура может принести пользу только при научно обосно-

ванном, методически правильном ее применении. Из огромного арсенала

средств физической культуры наиболее значительной эффект оказывают

длительные упражнения циклического характера – аэробные упражнения.

Но студенты, с особыми образовательными потребностями относящиеся

по медицинским показателям к специальным группам по лечебной физи-

ческой культуре, не должны заниматься по программам, разработанным

для их здоровья и физически подготовленных сверстников.

Основные задачи системы физического воспитания студентов специаль-

ных медицинских групп

1. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому раз-

витию и закаливанию организма. Чтобы выполнить эту задачу, необходи-

мо обеспечить каждому из перенесших заболевание и занимающихся фи-

зической культурой полноценный в количественном и качественном отно-

шении двигательной режим. Решение этой задачи в значительной степени

определяется правильным выбором медицинской группы для каждого сту-

дента, а также активным использованием всего арсенала средств физиче-

ского воспитания для оздоровления юношей и девушек.

2. Повышение умственной и физической работоспособности сту-

дентов. Освоение новых физических упражнений и двигательных навыков

несомненно важно для студентов. Известно, что правильные, организован-

ные в соответствии с современными достижениями теории и методики фи-

зического воспитания и лечебной физкультуры занятия физическими

упражнениями и закаливание существенно повышают психическую и фи-

зическую работоспособность.

Помимо уроков физического воспитания, с этой целью следует ис-

пользовать утреннюю гигиеническую гимнастику.

Обязательной составной частью оздоровительного комплекса физи-

ческой культуры является использование закаливающих воздействий, ко-

торые обеспечивают высокий тонус центральной нервной системы. повы-

шают силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, т. е.

улучшают саму основу высокой умственной и физической работоспособ-

ности.

3. Формирование основных двигательных умений и навыков, необхо-

димых для освоения будущей профессии. Решению этой задачи служит ор-

ганизация физического воспитания, обеспечивающая профессионально-

прикладную физическую подготовку всех студентов. для студентов, отне-

сенных по состоянию здоровья к специальным группам, профессионально-

прикладная физическая подготовка имеет большее значение, чем для со-

вершенно здоровых их товарищей; юношам и девушкам, перенесшим се-

рьезные заболевания, нельзя рассчитывать на то, что они приспособятся к

требованиям своей будущей трудовой деятельности за счет природных

способностей организма, и такое приспособление произойдет само по

себе. Перенесенное заболевание, нанесшее определенный “урон” физиче-

ской подготовленности организма, обязывает педагогов, при активном

участии самого студента, с помощью специальных средств физического

воспитания развивать наиболее важные двигательные умения и навыки,

способные обеспечить будущему специалисту высокопроизводительный

труд.

Недостаточное внимание к решению этой задачи приведет к тому,

что будущей специалист окажется неполноценным работником.

4. Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены

здорового образа жизни.

Если освоение физических упражнений, достижение высокой физи-

ческой работоспособности, требующей интенсивной тренировки, для сту-

дентов специальной группы оказывается делом затруднительным, то фор-

мирование навыков и привычек личной и общественной гигиены, здорово-

го образа жизни вполне доступно этому контингенту. Соблюдение правил

гигиены, разумное, бережное отношение к своему здоровью для юношей и

девушек, перенесших заболевания, особенно важно.

В процессе физического воспитания студенты, отнесенные к специ-

альным группам, осваивают правила личной гигиены, связанные прежде

всего с занятиями физическими упражнениями и закаливанием (принятие

душа, разумный распорядок дня, уход за кожей), учебой, питанием, оде-

ждой, а также навыки правильного поведения в коллективе и обществе.

Непременным условием здорового образа жизни является полное ис-

ключение любых влияний, способных нарушить нормальную жизнедея-

тельность организма. Спиртные напитки, наркотики и курение должны

быть запретными для каждого молодого человека, так как они наносят

ущерб здоровью.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Три основных принципа лежат в основе занятий физическими упражнени-

ями и использования средств закаливания студентов, отнесенных по со-

стоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Первый принцип заключается в оздоровительной, лечебно-профилактиче-

ской направленности использования средств физической культуры. Лю-

бые занятия физическими упражнениями и спортом в нашей стране в соот-

ветствии с Программой по физической культуре и спорту РФ имеют оздо-

ровительную направленность. Однако для студентов специальной группы

этот принцип является главенствующим, ему подчинен выбор средств фи-

зической культуры, он пронизывает все особенности методики и организа-

ции занятий.

Так, если занятия физическими упражнениями и закаливанием в основной

группе преследуют цель укрепить здоровье юношей и девушек, то в спе-

циальных группах достижение этой цели предусматривается на втором и

последующих этапах занятий. Для занимающихся в специальных группах

вначале необходимо восстановление здоровья, устранение приобретенных

вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а

также возможных осложнений болезни.

Эффективная реализация прин-

ципа оздоровительной направленности физического воспитания должна

обеспечить практически во всех случаях (после любого из перенесенных

заболеваний) полной функциональное восстановление организма и хоро-

шую подготовленность студентов к предстоящей трудовой деятельности.

Опыт использования средств физической культуры для ликвидации по-

следствий заболеваний, перенесенных в период роста и развития, свиде-

тельствует о высокой результативности занятий. В организме студентов

после выздоровления на долгие годы могут оставаться морфологические,

структурные признаки повреждений, однако функционально они не прояв-

ляются. Правильно, на научной основе организованный процесс физиче-

ского воспитания способен обеспечить полную компенсацию имеющихся

нарушений. При этом двигательная функция и работоспособность, следо-

вательно, и трудовая, и жизненная активность таких студентов могут до-

стигнуть гораздо более высокого уровня, чем уровень здоровых нетрени-

рованных сверстников.

Второй принцип физического воспитания студентов специальных

медицинских групп состоит в дифференцированном подходе к использо-

ванию средств физической культуры в зависимости от характера и выра-

женности структурных и функциональных нарушений в организме, вы-

званных патологическим процессом.

При любых занятиях физическими упражнениями нагрузки диффе-

ренцируют в зависимости от возраста, пола и физической подготовленно-

сти студентов. Помимо этого, фактором, определяющим количественные и

качественные особенности физических нагрузок и возможности закалива-

ния, становится заболевание, характеризующееся своеобразие и выражен-

ность патологических изменений в организме. Эти особенности определя-

ют потребности каждого студента в средствах и методах физического вос-

питания.

С учетом морфо-функциональных нарушений в организме могут

быть подобраны специальные упражнения, которые способны обеспечить

сниженную нагрузку для ослабленного патологическим процессом органа

– при достаточно высоких нагрузках для других функциональных систем.

Таким образом, использование качественно различных физических

упражнений, отличающихся от других динамической структурой двига-

тельного акта (топография, последовательность и характер деятельности

включающихся мышечных групп), может стать фактором целенаправлен-

ного регулирования степени напряжения, приходящегося на различные

функциональные системы организма.

Третий принцип, который должен соблюдать в процессе физическо-

го воспитания студентов специальной группы, заключается в профессио-

нально-прикладной направленности проводимых занятий. Студенту в про-

цессе занятий физическими упражнениями надо приобрести необходимые

для хорошего освоения профессии двигательные навыки, при помощи ме-

тодов физической тренировки отшлифовать их, подготовить центральную

нервную систему и другие функциональные системы организма к тому,

чтобы они смогли обеспечить высокую трудоспособность будущего спе-

циалиста. Если учесть, что в результате перенесенного заболевания неред-

ко имеют место значительные нарушения в организме, затрудняющие при-

способление к условиям физических напряжений, то станет ясно, насколь-

ко сложно следовать этому принципу.

Для соблюдения всех трёх принципов необходимы рекомендации по

оптимизации физического воспитания и комплексы упражнений для сту-

дентов специальной медицинской группы по нозологическим формам за-

болеваний.

В течение рабочего дня у человека наблюдаются три фазы работо-

способности: первая – период врабатывания, вхождения в работу, вторая

характеризуется высокой и устойчивой работоспособностью, третья – сни-

жение работоспособности.

Правильная организация проведения занятий по физическому воспи-

танию с применением физических упражнений, занятия спортом, туриз-

мом существенно повышают физическую работоспособность человека,

благоприятно влияют на умственную деятельность, улучшают функцио-

нальные возможности организма, в результате чего повышается его сопро-

тивляемость к воздействию внешних факторов.

В большинстве случаев это связано с широким неспецифическим

воздействием физических упражнений на организм человека, на развитие

его общей выносливости, совершенствование волевых и моральных ка-

честв (в том числе тех, которые при прочих условиях будут способство-

вать успешной трудовой деятельности), на создание положительного эмо-

ционального фона.

Однако наряду с неспецифическим положительным влиянием

средств физической культуры на умственную работоспособность возмож-

но и более специфическое ее воздействие.

Когда решается вопрос о подборе средств для подготовки человека к

профессиональной деятельности, повышении его работоспособности и

сохранении ее на высоком уровне, то в первую очередь определяются те

звенья, которые несут наибольшую нагрузку. Соответственно подбирают-

ся специальные средства, способствующие преимущественному развитию

этих звеньев.

Так, в последние годы были разработаны методы направленного воз-

действия не только на отдельные мышечные группы, но и на отдельные

системы и органы.

Снижают работоспособность хронические умственные перегрузки, в

результате которых возрастает напряженность стенок крупных артерий,

увеличивается сопротивление кровотоку в мелких сосудах, затрудняется

отток венозной крови, что существенно ухудшает условия циркуляции

крови в органах и системах человека.

Вторжение в сферу деятельности органов и систем человека требует

предельной осторожности, это касается прежде всего интенсивности вы-

полнения упражнений и числа их повторений. Не нужно забывать, что

«передозировка» может в отдельных случаях вызывать противоположные

(негативные) реакции.

В связи с этим следует соблюдать следующие условия:

1)

отсутствие медицинских противопоказаний (в т. ч. для некоторых

упражнений);

2)

соблюдение принципа постепенности и тщательного учета субъек-

тивных ощущений занимающихся;

3)

систематическое (ежедневное) применение упражнений на протяже-

нии многих лет;

4)

использование закаливающих факторов

Организационно, в суточном режиме, эти средства могут быть при-

менены:

1)

утром – в качестве утренней гигиенической гимнастики;

2)

на занятиях по физической культуре;

3)

в течение учебного (рабочего) дня - в качестве производственной

гимнастики;

4)

вечером - не ранее, чем за час до отхода ко сну.

При выполнении физических упражнений у данной категории сту-

дентов наблюдается быстрая утомляемость, которая вызывает нарушение

осанки. Поэтому необходимо включать в занятия упражнения на укрепле-

ние всех мышечных групп. В занятия по легкой атлетике можно включать

прыжки в длину, метание малого мяча и гранаты, но главное внимание

необходимо уделять не результату, а правильной технике исполнения.

Очень осторожно надо давать упражнения на общую выносливость: посте-

пенно увеличивать время бега и скорость его, чередовать бег с ходьбой.

Большое внимание должно уделяться занятиям гимнастикой.

Особенности проведения занятий физической культурой со студентами,

имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Главная задача - выработка правильной осанки, укрепление мышц спины,

брюшного пресса, выработка правильной походки, укрепление супинато-

ров стопы. В занятия включаются упражнения гимнастического характера,

воздействующие на все группы мышц, также обязательно выполнение спе-

циальных упражнений. Корректирующие упражнения необходимо чередо-

вать с дыхательными. Для студентов с “круглой спиной” рекомендуются

упражнения, тренирующие мышцы спины и брюшного пресса, плечевого

пояса и грудной клетки. Это упражнения без снарядов и со снарядами, на

гимнастической стенке (висы, прогибания), способствующие развитию по-

движности позвоночника.

Особенности проведения занятий физической культурой

при близорукости

Правильно подбираемые и дозируемые упражнения, способствуют

улучшению зрения. При небольшой близорукости (от 1 до 3 Д) можно за-

ниматься почти всеми видами спорта. При средней и высокой (выше 5 Д)

степени близорукости необходимо очень строго дозировать физическую

нагрузку. А при сложной близорукости надо исключать упражнения с на-

туживанием и резкими сотрясениями, а также упражнения в длительном

положении вниз головой. Противопоказано заниматься спортивной гимна-

стикой, боксом, борьбой. В занятиях лучше использовать упражнения об-

щей гимнастики, общеразвивающие упражнения со снарядами и без них,

спортивные и подвижные игры, элементы легкой атлетики, метание в цель,

в течение дня - специальные упражнения для глаз.

Особенности проведения занятий по физической культуре со сту-

дентами, имеющими заболевания органов дыхания

Главной задачей является развитие полноценного дыхания, соблюде-

ние нормального соотношения между вдохом и выдохом, улучшения дре-

нажной функции бронхов, общее укрепление и повышение сопротивляемо-

сти организма. В занятия включаются общеукрепляющие упражнения на

все мышечные группы. Упражнения (с предметами и без них) следует про-

водить в среднем темпе с полной амплитудой.

3. ЗАДАНИЯ

Комплексы лечебных упражнений при сердечно-сосудистых заболева-

ниях

Комплекс 1

1. Ходьба на месте: 1-2 минуты, темп средний.

2. Бег на месте: 1 минута, темп средний

3. ИП* - о.с.** 1 - руки в сторону - вдох; 2 - руки вниз, расслабить - вы-

дох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.

4. ИП - о.с. 1 - руки согнуты к плечам; 2 - руки в сторону; 3 - руки к

плечам; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.

5. ИП - о.с., руки на поясе. 1 - наклон влево; 2 - вернуться в ИП; 3 - на-

клон вправо; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.

6. ИП - о.с., руки на поясе. 1 - правую ногу вперед; 2 - правую ногу со-

гнуть; 3 - правую ногу разогнуть; 4 - вернуться ИП. Проделать упражнение

8 раз, темп средний. Повторить левой ногой.

7. ИП - руки на поясе. 1 - наклон головы назад; 2 - наклон головы

вперед; 3 - наклон головы влево; 4 - наклон головы вправо. Повторить 3-4

раза, темп медленный. при головокружении упражнение не делать.

8. ИП - о.с. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4

- руки за голову. Повторить 6-8 раз, темп средний. Можно выполнять с по-

воротом на каждый счет.

9. ИП - о.с. Бег на месте - 1 минута.

10.

ИП - о.с. 1-8 - круговое движение левой рукой вперед, правой

назад; 9-13 - круговое движение правой рукой вперед, левой назад. Темп

быстрый.

11.

ИП - о.с. 1 - пружинистый наклон влево, руки на поясе; 2 - пру-

жинистый наклон влево, руки к плечам; 3 - пружинистый наклон влево,

рука вверх; 4 - вернуться в ИП. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп

средний.

12.

ИП - стоя ноги врозь, руки вперед - в стороны. 1 - мах правой

ногой к левой руке, 2 - не опуская ногу на пол, повторить мах к правой

руке; 3 - мах правой ногой к левой руке; 4 - вернуться в ИП. Повторить

упражнение 3-4 раза с каждой ноги. Темп средний.

________________

*ИП - исходное положение.

**о.с. - основная стойка (ноги на ширине плеч).

13.

ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - соприкоснуться руками

у лопаток: левая сверху, правая снизу - выдох. Выполнить те же движения,

но правая рука сверху, левая - снизу. Повторить 6 раз, темп медленный.

14.

ИП - стоя, руки на поясе. 1 - наклон влево; 2 - вернуться в ИП;

3 - наклон вправо; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение 8-10 раз,

темп средний.

15.

ИП - о.с. 1 - правую ногу в сторону, наклон вперед; 2 - приста-

вив правую ногу, вернуться в ИП; 3 - левую ногу в сторону, наклон вперед;

4 - приставив левую ногу, вернуться в ИП. Повторить упражнение 6-8 раз,

темп средний, дыхание произвольное

16.

ИП - о.с., руки на поясе. 1 - мах левой ногой вправо; 2 - мах

левой ногой влево; 3 - мах левой ногой вправо; 4 - вернуться в ИП. Выпол-

нить это упражнение с правой ноги. Повторить 4-6 раз, темп средний.

17.

ИП - о.с. 1 - руки вверх - назад, прогнуться; 2 - пружинистый

наклон вперед, руками коснуться полы; 3 - повторить наклон вперед, рука-

ми коснуться пола; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз раз, темп сред-

ний, колени не сгибать.

18.

ИП - о.с. 1 - пружинистый наклон назад. руки вверх; 2 - пру-

жинистый наклон назад, руки в стороны; 3 - пружинистый наклон назад,

руки вверх; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп средний.

19.

ИП - о.с., ногу врозь, руки на поясе. 1- согнуть левую ногу,

присесть; 2 - вернуться в ИП; 3 - согнуть руки предплечьями вниз; 4 - вер-

нуться в ИП. Повторить 8-10 раз, темп средний, выдохи сочетать с присе-

даниями.

20.

ИП - о.с., руки в стороны. 1 - согнуть руки предплечьями

вверх; 2 - вернуться в ИП; 3 - согнуть руки предплечьями вниз; 4 - вернуть-

ся в ИП. Повторить 8-12 раз, темп средний, дыхание произвольное.

21.

ИП - о.с., руки на поясе. 1 - наклон назад (нажимая руками на

спину); 2 - вернуться в ИП. Повторить 12-16 раз, темп средний.

22.

ИП - стоя, ноги врозь. 1 - слегка сгибая ноги в коленях, выпол-

нить наклон назад; 2 - вернуться в ИП. Повторить 12-16 раз, темп средний.

23.

ИП - стоя, ноги врозь. 1 - сгибая правую ногу, выполнить на-

клон к левой ноге; 2 - вернуться в ИП; 3 - сгибая левую ногу, выполнить

наклон к левой ноге; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение 6-8 раз,

темп средний.

24.

ИП - о.с., руки на поясе. 1 - выпад правой ногой вперед, руки в

сторону; 2 - 3 пружинистых движения в коленях; 4 - приставляя правую

ногу, вернуться в ИП. Выполнить упражнение в другой ноги. Повторить 8-

10 раз, темп средний.

25.

ИП - лежа на спине. Сгибая туловище, садиться. Повторить 6-

8 раз, темп медленный, ноги от пола не отрывать.

26.

ИП - стоя, упор сзади, ноги вытянуты. 1 - поднять прямую

правую ногу; 2 - вернуться в ИП; 3 - поднять прямую левую ногу; 4 - вер-

нуться в ИП. Повторить 8-12 раз, темп средний.

27.

ИП - сидя, упор сзади. 1 - поднять прямые ноги; 2 - согнуть

ноги в коленях; 3 - вытянуть ноги; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражне-

ние 6-10 раз, темп медленный, дыхание произвольное.

28.

ИП - упор лежа. Отжимание в упоре. Повторить 4-8 раз, темп

средний, дыхание произвольное.

29.

ИП - о.с., руки на поясе. 1 - присесть, руки вперед; 2 - вернуть-

ся в ИП. Повторить 20-24 раза, темп средний, дыхание произвольное.

30.

ИП - о.с., руки на поясе. 1 - прыжок ноги врозь; 2 - прыжок

ноги скрестно. Повторить 10-20 раз, темп быстрый.

31.

Бег на месте, высоко поднимая колени, в течении 1-2 минут,

темп средний.

32.

Ходьбы на месте в течении 1-2 минут, темп средний.

33.

ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - вернуться в ИП - выдох.

Повторить 4-6 раз, темп медленный.

34.

ИП - о.с., руки за головой. 1 - правую ногу назад на носок,

руки вверх - в стороны, прогнуться; 2 - вернуться в ИП. Выполнить это же

упражнение с левой ноги.Повторить 4-8 раз, темп медленный.

35.

ИП - о.с., руки на поясе. 1-8 - круговые движения тазом влево;

9-16 - круговые движения тазом вправо. Темп средний.

36.

ИП - о.с. 1 - руки в стороны - вдох; 2 - присесть, обхватив ру-

ками колени - выдох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.

37.

ИП - о.с. 1 - разводя пальцы, левую руку влево, правую руку

сжать в кулак; 2 - вернуться в ИП; 3 - разводя пальцы, правую руку вправо,

левую сжать в кулак; 4 - вернуться в ИП. Повторить 6-8 раз, темп медлен-

ный.

38.

ИП - о.с. 1 - руки вверх - вдох; 2 - расслабить, опустить кисти;

3 - расслабить, опустить предплечья; 4 - расслабить, опустить плечи - вы-

дох. Повторить 3-4 раза, темп медленный.

39.

Спокойная ходьба в течении 1-2 минут.

Для занимающихся во второй группе объем упражнений должен быть

уменьшен в 2-4 раза, также им не рекомендуются упражнения 25, 27, 28,

29.

Комплекс 2

1. ИП - стоя, руки опущены. Ходьба в среднем темпе, с ускорением

(84-90 шагов в минуту), ходьба в медленном темпе с одновременным раз-

ведением рук в стороны - вдох, возвращение рук в ИП - выдох; продолжи-

тельность - 1,5-2 минуты; ускорение и замедление темпа ходьбы проводить

постепенно.

2. ИП - то же. Подняться на носки, руки согнуть к плечам - вдох, вер-

нуться в ИП - выдох. Повторить упражнение 3-5 раз, дыхание углубленное.

3. ИП - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках - горизонтально вни-

зу. Повороты туловища в сторону, палку поднять вперед до уровня груди -

вдох, возвращение в ИП - выдох. Медленно повторить упражнение 2-3

раза с поворотом в каждую сторону.

4. ИП - стоя, ноги на ширине плеч, палка за головой. Наклоны тулови-

ща в стороны - выдох, возвращение в ИП - вдох. Повторить упражнение 2-

3 раза с поворотом в каждую сторону.

5. ИП - стоя, палка горизонтально внизу; в небольшом наклоне.

Диафрагмальное дыхание. Повторить 4 раза.

6. ИП - стоя, палка на груди. Прогнуться - вдох, наклон туловища

вперед; палку опустить вниз, смотреть прямо - выдох; возвращение в ИП -

вдох и выдох. Повторить упражнение 3-4 раза.

7. ИП - стоя, палка в одной руке вертикально опирается о пол. Ходьба

на месте с высоким подниманием колен. Повторить 6-10 раз каждой ногой,

дыхание произвольное.

8. ИП - сидя на стуле, руки опущены вниз. Поочередное поднимание

рук вперед - вдох, возвращение в ИП с расслаблением мышц - выдох. По-

вторить 3-4 раза.

9. ИП - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, вытянуты вперед, опира-

ются о пол. Разведение рук в стороны - вдох, наклон туловища вперед, пра-

вой рукой пытаясь достать носок левой ноги, - выдох. Возвращение в ИП -

вдох и выдох. Повторить 2-4 раза медленно; между упражнениями не-

большая пауза с расслаблением мышц.

10.

ИП - сидя, опираясь на спинку стула; ноги вытянуты вперед,

опираясь о пол. Углубленное диафрагмальное дыхание. Повторить упраж-

нения 3-4 раза.

11.

ИП - стоя. Отведение левой ноги назад с одновременным

подъемом правой руки вверх - вдох, возвращение в ИП - выдох. Повторить

упражнение 2-3 раза с каждой ноги, медленно.

12.

ИП - стоя. В спокойном состоянии - вдох, приседание - выдох.

Повторить упражнение 2-5 раз.

13.

ИП - стоя, руки опущены. Ходьба в медленном темпе с углуб-

ленным дыхание в течении 30-40 секунд.

14.

ИП - стоя, в руках мяч. Броски мяча снизу от груди и одной

рукой от плеча. Выполнить 10-12 бросков, через каждые 3-4 броска - пауза

с углубленным дыханием.

15.

ИП - сидя на стуле, руки опущены вниз. Поочередное подни-

мание рук в стороны - вдох; возвращение в ИП - выдох. Повторить упраж-

нение 2-3 раза с каждой руки.

16.

ИП - сидя на стуле, руки на коленях, ноги вытянуты вперед.

Круговые движения Стоп - 6-8 раз в каждую сторону, медленно. Дыхание

произвольное.

17.

ИП - сидя, руки опущены, ноги вытянуты и опираются о пол.

Углубленное полное дыхание с расслаблением всех мышц, повторить 3-4

раза под счет пульса.

Комплексы лечебных упражнений при нарушении опорно-двига-

тельного аппарата.

Комплекс 1

Лежа на спине

1. ИП - руки вдоль туловища. 1-2 поднять руки вперед и вверх, по-

тянуться, сделать вдох; 3-4 - руки через стороны, вернуться в ИП - выдох.

2. ИП - то же, 1 - стопы разогнуть ( носки на себя), голову и плечи

слегка приподнять, 3-4 - вернуться в ИП.

3. ИП - ноги врозь, руки в стороны. 1-2 - повернуть туловище влево,

правой рукой коснуться левой руки, выдох; 3-4 - вернуться в ИП, вдох.

Повторить упражнение с поворотом в другую сторону.

4. ИП - то же. 1 - поднять прямую ногу; 2 - вернуться в ИП; 3-4 - тоже

другой ногой.

5. ИП - ноги и руки согнуты. 1 - поднять таз, прогнуться, вдох; 2-3 -

держать позу; 4 - вернуться в ИП, выдох.

6. ИП - кисти на полу, голова слегка поднята. Поочередное сгибание и

разгибание стоп.

7. ИП - кисти рук соединены и прижаты к уху. Надавливать головой на

руки в течении 5-7 секунд расслабится на 7-8 секунд.

8. ИП - то же, надавливание головой на руки в течении 5-7 секунд,

слегка поворачивая голову в сторону (к руке), расслабиться на 7-8 секунд.

9. ИП - кисти рук на лоб. Надавливать лбом на кисти в течении 5-7 се-

кунд. Расслабиться на 7-8 секунд.

10.

ИП - кисти рук над головой. Надавливать головой на кисти

рук в течении 5-7 секунд. Расслабиться на 7-8 секунд.

11.

ИП - ноги согнуты. 1 - отвести ноги в сторону, повернуть таз;

2 - вернуться в ИП; 3-4 - повторить упражнение с наклоном в другую сто-

рону.

12.

ИП - руки в стороны. 1-2 сесть и сделать выдох; 3-4 - вернуть-

ся в ИП - вдох.

13.

ИП - руки на поясе. 1-2 - носки на себя, голову и ноги под-

нять; 3-4 вернуться в ИП.

14.

ИП - руки вперед. 1-3 - потянуться рукой вперед, отрывая пле-

чо от пола; 4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение другой рукой.

15.

ИП - руки с палкой вверх. 1-2 - подтянуть колени к лицу, пал-

кой захватить ного. 3-4 - вернуться в ИП.

16.

ИП - руки вдоль туловища. Прижать затылок к полу на 5-7 се-

кунд, расслабить мышцы на 7-8 секунд, прижать пятки к полу на 5-7 се-

кунд, расслабить мышцы на 7-8 секунд. Выполнить упражнение лопатками

и ягодицами.

Ходьба вперед и назад с вытянутой спиной

17.

1 - вытянуть правую руку вперед и вогнуть левую ногу, коле-

но вперед, 2 - вернуться в ИП, 3-4 - повторить упражнение другой рукой и

ногой.

Стоя на четвереньках

18.

1 - подтянуть левое колено и кисти правой руки, 2 - вернуться

в ИП, 3-4 - повторить упражнение другой ногой.

19.

1-4 - круговые движение телом в одно сторону, 5-8 - в другую

сторону.

20.

1-2 - выпрямляя одну ногу назад, сесть на пятку другой (по-

лушпагат), потянуться назад; 3-4 - вернуться в ИП. Повторить упражнение

другой ногой.

21.

ИП - стоя. 1-2 - мах руками с палкой вправо, поворот тулови-

ща, 3-4 - повторить упражнение в другую сторону.

22.

ИП - стоя, опираясь на палку. 1-2 - присесть, 3-4 - встать.

Комплекс 2

1. ИП - сидя на стуле или табурете, руку опущены вдоль туловища,

ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. 1- наклонить голову

вперед, стараясь коснуться подбородком груди; 2 - максимально откинуть

голову назад. Повторить упражнение 2-6 раз, темп средний, дыхание сво-

бодное.

2. ИП - то же. 1 - поднять правую руку вверх перед грудью; 2 - отвести

ее в сторону (удерживая под прямым углом в плечевом суставе) одновре-

менно с поворотом головы вправо (глаза следят за движением кисти руки);

3-4 - вернуться в ИП. Выполнить упражнение левой рукой. Повторить 2-6

раз в каждую сторону, темп медленный, дыхание свободное.

3. ИП - то же. 1 - поднять живот - вдох; 2 - опустить - выдох. повторить

упражнение 3-4 раза, темп медленный.

4. ИП - то же. 1-4 - круговые движения надплечиями вперед и назад.

Повторить упражнение 4-6 раз в каждом направлении, темп средний, дыха-

ние равномерное.

5. ИП - то же. 1 - повернуть голове вправо; 2 - затем без остановки вле-

во. Повторить упражнение 2-6 раз, темп медленный, дыхание свободное.

6. ИП - то же. 1-2 - одновременно скользить ладонями обеих рук по ту-

ловищу вверх к подмышечным впадинам - вдох, 3-4 - опустить руки - вы-

дох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.

7. ИП - то же. 1-4 - круговое движение головой по часовой и против ча-

совой стрелки. Повторить 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный ды-

хание свободное.

8. ИП - то же. 1-2 - поднять руки над головой - вдох, 3-4 - опустить -

выдох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.

9. ИП - то же. 1-2 - одновременно поднять прямую правую руку вверх

над головой, а левую, не сгибая, отвести назад; 3-4 - менять положение рук

не останавливаясь. Повторить упражнение 4-6 раз, темп средний, дыхание

равномерное.

10.

ИП - то же. 1-2 - положить голову на правое плечо, затем без

остановки на левое. Повторить 4-6 раз - каждую сторону, темп средний,

дыхание равномерное.

11.

ИП - то же. 1-2 - поднять руки через стороны вверх над голо-

вой и соединить кисти рук тыльной стороной - вдох; 3-4 - опустить - вы-

дох. Повторить упражнение 3 раза, темп медленный.

12.

ИП - то же. 1-4 - кисти рук к плечам; поднять локти и опу-

стить. Повторить 6 раз, темп средний, дыхание спокойное

13.

ИП - то же. 1-2 - поднять правую руку через сторону; 3-4 - до-

стать через голову ладонью руки левое ухо. Выполнить упражнение с ле-

вой руки. Повторить 8 раз, меняя руки, темп средний, дыхание свободное.

14.

ИП - то же. 1-2 - руки вытянуты вперед перед грудью, ладони

соединены; 3-4 - развести руки в стороны - вдох, свести - выдох. Повто-

рить упражнение 3 раза, темп медленный.

15.

ИП - то же. 1-2 - кисти рук к плечам, локти подняты; 3-4 -

круговые движения в плечевых суставах по часовой и против часовой

стрелки. Повторить 6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание сво-

бодное.

16.

ИП - то же. 1-2 - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони

соединены, голова опущена, одновременно вытягивать две руки вверх,

опускать их перед собой снова сгибать, описывая круг; 3-4 - выпрямляя

руки, поднять голову и тянуться ею вверх - вперед, а при сгибании рук -

отпускать («волна» головой и руками). Повторить упражнение 4-8 раз,

темп медленный, дыхание свободное.

17.

ИП - то же. Руки сцеплены «в замок»; 1-2 - поднять руки над

головой - вдох; 3-4 - опустить - выдох. Повторить упражнение 3 раза, темп

медленный, дыхание свободное.

18.

ИП - то же. Руки скрещены перед грудью, левая рука сверху,

голова опущена; 1-4 - одновременно развести локти в стороны, а голову

поднять и отвести назад. Выполнить это же упражнение при положении

правой руки сверху. Повторить 4-6 раз, меняя рука, темп средний, дыхание

свободное.

19.

ИП - то же, правая рука поднята; 1-4 - имитация плавательно-

го движения стилем “кроль”. Сделать по 6 “гребков” каждой рубрикой,

темп средний, дыхание свободное.

20.

ИП - то же, руки сцеплены в “замок”, опущены на колени. 1-2

- поднять руки над головой - вдох; 3-4 - опустить к правому колену - вы-

дох. Повторить упражнение по 2 раза в каждую сторону, темп медленный.

21.

ИП - то же, руки согнуты в локтях, ладони соединены; 1-4 -

имитация плавательного движения стилем “брасс”. Сделать 6 “гребников”,

темп средний, дыхание свободное.

22.

ИП - то же, руки на поясе; 1-4 - ритмичное кивание головой.

Повторить упражнение 6 раз, темп медленный, дыхание свободное

23.

ИП - то же; 1-2 - свободный вдох, 3-4 - выдох. Повторить

упражнение 3 раза, темп медленный, дыхание свободное.

Комплекс упражнений

для профилактики шейно-грудного остеохондроза

1. ИП - сидя (стоя), руки к плечам. 1-3 - отвести локти назад - прогнуть-

ся; 4 - опустить расслабленные руки вниз. Повторить упражнение 4-6 раз,

темп медленный.

2. ИП - сидя (стоя), руки вдоль туловища. 1-4 - круговые движения в

плечевых суставах назад и вперед. Повторить упражнение 8-10 раз по 2 се-

рии, темп средний.

3. ИП - сидя, руки на поясе, голова опущена вперед. Наклоны головы

вправо и влево. Затем наклоны влево и вправо головой, опущенной назад.

Повторять 2 серии по 3 раза, темп медленный.

4. ИП - сидя, ладони положить на лоб (пальцы сплести). 1-2 - давить го-

ловой на ладони; 4 - опустить расслабленные руки. Повторить упражнение

6-8 раз, темп медленный.

5. ИП - стойка; ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-2 - поднимать руки

через стороны вверх, за головой обхватить предплечья, прогнуться; 3-4 -

опустить расслабленные руки. Повторить упражнение 10-15 раз, темп

средний.

6. ИП - стойка: ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1-2 - рывки

назад согнутыми руками; 4 - рывок прямыми руками. Повторить упражне-

ние 10-12 раз, темп средний.

7. ИП - стойка на четвереньках. 1-2 - прогибание спины в грудном

отделе вверх; 3-4 - прогибание вниз (т. е. круглая и прогнутая спина). По-

вторить упражнение 10 раз, темп средний.

8. ИП - о. с., руки в стороны. 1-3 - волнообразное движение руками; 4 -

опустить руки вниз, расслабляя их. Повторить упражнение 12-15 раз, темп

медленный.

9. ИП - стойка: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Волнообразное

движение в шейно-грудном отделе, повторить в течении 1-й минуты 2-3

раза, темп медленный.

10.

ИП - о. с. Последовательные махи руками вперед и назад -

“мельница” - повторять в течении 30 секунд 3-4 раза, темп средний.

11.

ИП - о. с., левая рука в сторону, правая к левому плечу. 1 - по-

ворот корпуса влево, голову - вправо; 2 - поворот корпуса вправо, голову -

влево (с отведением рук в стороны). Повторить упражнение 8-10 раз, темп

средний.

12.

ИП - о. с., руки вверх. Упражнение на расслабление рук (по-

очередно и вместе) повторить 6-8 раз, темп медленный.

Комплекс упражнений

для профилактики поясничного остеохондроза

Лёжа на спине

1. ИП - руки к плечам, ноги прямые. Круговые вращения в плечевых и

голеностопных суставах (кнаружи и внутрь) одновременно. Повторить

упражнение 6-10 раз, темп средний.

2. ИП - руки в “замок”, ноги согнуты в коленных суставах. 1-2 - отведе-

ние ног влево, а рук вправо; 3-4 - отведение ног вправо, а рук влево. Повто-

рить упражнение 10-15 раз, темп средний.

3. ИП - руки к плечам, ноги прямые. 1-2 - левым коленом достать ло-

коть правой руки; 3-4 - выполнить то же самое с другой ноги. Повторить

упражнение 10-12 раз, темп средний.

4. ИП - ноги согнуть в коленных суставах, руки вдоль туловища. 1-2 -

прогибание в спине, опираясь на ступни ног и лопатки; 3-4 - возвратиться в

ИП. Повторить упражнение 12-15 раз, темп медленный.

5. ИП - ноги прямые. Опираясь на предплечья, прогнуть позвоночник в

грудном отделе, не отрывая таза. Повторить упражнение 10-12 раз, темп

медленный.

6. ИП - ноги прямые, руки вверх. “Группировка” - обхватить руками: 1-

2 - поочередно то правое, то левое колено; 3-4 - возвратиться в ИП (лежа

на спине). Повторить упражнение 10-12 раз, темп медленный.

7. ИП - ноги прямые, руки вдоль туловища или в стороны. 1- поднять

левую ногу; 2 -поднять правую ногу; 3 - развести в стороны; 4 - соединить

вместе; 5 - отпустить правую ногу; 6 - отпустить левую ногу. Повторить

упражнение 6-8 раз, темп средний.

8. Упражнение то же, но только на счет 5-6 - ноги держать на весу, а на

7-8 - отпустить. Повторить упражнение 6-8 раз, темп средний.

9. ИП - руки вдоль туловища, ноги прямые. “Гусеница” - перемещение

туловища в ИП, лежа на спине, за счет мышц спины, поочередно включая

в работу плечи, таз, пятки (выполняется верхе и вниз). Выполнять упраж-

нение 3-4 минуты, темп медленный.

Лежа на животе

10.

ИП - руки на предплечьях, 1-3 - постепенно усиливающееся

давление лбом на руки; 4 - расслабление. Выполнять упражнение в течение

2-3 минуты, темп медленный.

11.

“Ползание” по-пластунски, стараясь правым коленом достать

локоть левой руки (левым коленом - локоть правой руки). Выполнять

упражнение в течение 3-4 минуты, темп средний.

12.

ИП - руки вытянуты вверх: растяжение позвоночного столба

(сильное протягивание к кистям рук) в течение 1 минуты, темп медленный.

13.

ИП - то же, ноги прямые, руки перед грудью, голова опущена.

1 - поднять ногу вверх (прогнуться); 2 - завести ногу влево; 3 - прогнуться;

4 - вернуться в ИП. Выполнить то же с другой ноги. Повторить упражне-

ние 10-12 раз, темп медленный.

Лежа на боку

14.

ИП - ноги прямые, руки - под голову. 1-2 - мах прямой ногой

вперед-назад: левой - на правом боку, правой - на левом боку. Повторить

упражнение 8-10 раз, темп средний.

15.

ИП - ноги прямые, упор рукой перед грудью, другая рука под

головой. 1-2 - отвести левую ногу назад; 3-4 - коснуться лбом левого коле-

на. То же самое выполнить с другой (правой) ноги, повторить 8-10 раз,

темп медленный.

16.

ИП - стоя на четвереньках. 1 - одновременно поднимая вверх

правую руку и отводя левую ногу назад, прогнуться; 2 - вернуться в ИП.

Выполнить то же упражнение с левой руки и правой ноги. Повторить 10-12

раз, темп средний.

17.

ИП - стоя на четвереньках - “кошка”: спину выгнуть напрячь

мышцы, опуститься на пятки, руки вытянуть вперед, прогнуться. Повто-

рить 12-15 раз, темп средний.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1.

Лях, В.И. Физическая культура. 10-11 классы [Текст]: учебник для

общеобразовательных организаций: базовый уровень/В. И. Лях. - 2-е

изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 256 с.

2.

Решетников Н.В. Физическая культура [Текст]: учебник [для СПО] /

Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич и др. - М.: Ака-

демия, 2017. – 176 с.

Дополнительная литература

3.

Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в

2 т. / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М., 2007. - 428 с.

4.

Физическая

реабилитация:

учебник

для

академий

физической

культуры / под общ. ред. проф. С. Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс,

2007. - 608 с.

5.

Лечебная физическая культура: учебник для вузов / С. Н. Попов [и

др.]; под ред. С. Н. Попова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия,

2005. - 416 с.

6.

Амосов Н. М. Сердце и физические упражнения / Н. М. Амосов, И.

В. Муравьев. - Киев: Здоровье, 1985. - 256 с.

7.

Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских

группах: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - 300 с.

8.

Гречко В. Е. О шейном остеохондрозе. - М.: Знания, 1998. - 420 с.

9.

Гречко В. Е. Поясничный остеохондроз (профилактика осложнений).

- М.: Знание, 1988. - 166 с.

10.Карпман В. Л. Учебник ЛФК для институтов ФК. - М.: ФИС, 1980. -

145 с.



В раздел образования