Напоминание

"Развитие речи младших школьников на основе сочинения малых стихотворных форм"


Автор: Мишина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№5"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников на основе сочинения малых стихотворных форм"
Раздел: начальное образование





Назад




Т.В. Мишина

Развитие речи младших школьников на основе сочинения малых

стихотворных форм

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития речи

младших школьников, и предлагается решение этой проблемы в форме

сочинения малых стихотворных форм.

Ключевые

слова:

развитие

речи;

сочинение;

заинтересованность;

мотивация; игра

О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к

родному языку говорили многие педагоги и методисты прошлого. Так,

Ушинский К. Д. ратовал за развитие «дара слова», подчёркивал, что родное

слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех

знаний, поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,

уделять внимание её чистоте и правильности. Речь интерпретируется, как «вид

деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств

языка

(слов,

словосочетаний,

предложений

и

т.д.);

способ

познания

действительности».

1

Один из способов развития речи – это написание сочинений. Для

разнообразия «однотипных» сочинений, детям можно предложить более

разнообразный вид сочинительства, в которых они почувствуют себя поэтами.

1. Сочини моностих (однострок, одностишье)

Стихотворение, состоящее всего из одной строки, но в которой

присутствует законченная мысль – прообразом моностиха является фольклор

(пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.). Благодаря моностиху дети

научатся формулировать свою мысль в одно предложение.

Пример моностиха:

«Она спит, как капелька дождя в луже» – П. Байков

«Дни летят, как свинцовые пули» – Т. Данильянц

2. Сочини верлибр

Верлибр – это свободный стих.

Форма стиха лишена рифмы и

упорядоченного ритма. Есть только один признак стихотворной речи –

разделение текста на строчки.

Как написать верлибр:

1. Сначала выбери тему, обозначив ее хотя бы одним словом.

2. Придумай картинку для этой темы (сравнение, метафору, образ).

3. Подумай, о чем важном тебе хочется сказать к концу стихотворения,

чтобы читатель это понял. Подумать об этом лучше заранее, чтобы

определиться, зачем ты вообще сочиняешь стихотворение.

1

Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед.

институтов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-

еизд.,перераб. – Москва: Просвещение. – С. 376

4. Придумывай не спеша, строчку за строчкой так, чтобы каждая из них

была сама по себе складной и чтобы они складно перетекали друг в друга.

Пример:

«Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов…»

А. Блок «Она пришла с мороза…»

3. Сочинить двустишие

Литературная форма: стихотворение, состоящее из двух рифмующихся

строк.

Сочиняя

рифмующиеся

двустишия,

дети

учатся

правильно

согласовывать

слова

в

предложениях,

верно

употреблять

лексико-

грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Пример двустишия:

«Стоит откусить кусок –

Потечёт арбузный сок».

Здесь же для разнообразия можно предложить детям сочинить загадку

(двустишьем).

4. Сочини рубаи (четверостишие)

Рубаи

персидское

четверостишие.

Особый

жанр

поэзии:

четверостишие со схемой рифмовки ААБА, т.е. рифмуются 1, 2 и 4 строки.

Пример:

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

Омар Хайям (1048-1123).

Данные выше упражнения помогают не только учителям необычно

проводить уроки написания сочинений в начальной школе, но и помогают

обучающимся обогатить словарный запас, научиться формулировать грамотно

свои мысли, фантазировать, понять, что написание сочинений – это весьма

интересное занятие.

Список использованной литературы

1.

Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных

классах: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и

методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-

еизд.,перераб. – Москва: Просвещение, 1987. – 415 с.

2.

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. /

Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.

3.

Тимченко, О.Г. К вопросу о содержании дисциплины магистратуры

"Актуальные проблемы развития речи школьников" // Человеческий капитал –

№ 3 (87), 2016. – С. 40-42.

4.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев:

Радянська школа, 1974. – 288 с.



В раздел образования