Автор: Мишина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№5"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников на основе сочинения малых стихотворных форм"
Раздел: начальное образование
Т.В. Мишина
Развитие речи младших школьников на основе сочинения малых
стихотворных форм
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развития речи
младших школьников, и предлагается решение этой проблемы в форме
сочинения малых стихотворных форм.
Ключевые
слова:
развитие
речи;
сочинение;
заинтересованность;
мотивация; игра
О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к
родному языку говорили многие педагоги и методисты прошлого. Так,
Ушинский К. Д. ратовал за развитие «дара слова», подчёркивал, что родное
слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех
знаний, поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание её чистоте и правильности. Речь интерпретируется, как «вид
деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств
языка
(слов,
словосочетаний,
предложений
и
т.д.);
способ
познания
действительности».
1
Один из способов развития речи – это написание сочинений. Для
разнообразия «однотипных» сочинений, детям можно предложить более
разнообразный вид сочинительства, в которых они почувствуют себя поэтами.
1. Сочини моностих (однострок, одностишье)
Стихотворение, состоящее всего из одной строки, но в которой
присутствует законченная мысль – прообразом моностиха является фольклор
(пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.). Благодаря моностиху дети
научатся формулировать свою мысль в одно предложение.
Пример моностиха:
«Она спит, как капелька дождя в луже» – П. Байков
«Дни летят, как свинцовые пули» – Т. Данильянц
2. Сочини верлибр
Верлибр – это свободный стих.
Форма стиха лишена рифмы и
упорядоченного ритма. Есть только один признак стихотворной речи –
разделение текста на строчки.
Как написать верлибр:
1. Сначала выбери тему, обозначив ее хотя бы одним словом.
2. Придумай картинку для этой темы (сравнение, метафору, образ).
3. Подумай, о чем важном тебе хочется сказать к концу стихотворения,
чтобы читатель это понял. Подумать об этом лучше заранее, чтобы
определиться, зачем ты вообще сочиняешь стихотворение.
1
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед.
институтов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-
еизд.,перераб. – Москва: Просвещение. – С. 376
4. Придумывай не спеша, строчку за строчкой так, чтобы каждая из них
была сама по себе складной и чтобы они складно перетекали друг в друга.
Пример:
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…»
А. Блок «Она пришла с мороза…»
3. Сочинить двустишие
Литературная форма: стихотворение, состоящее из двух рифмующихся
строк.
Сочиняя
рифмующиеся
двустишия,
дети
учатся
правильно
согласовывать
слова
в
предложениях,
верно
употреблять
лексико-
грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
Пример двустишия:
«Стоит откусить кусок –
Потечёт арбузный сок».
Здесь же для разнообразия можно предложить детям сочинить загадку
(двустишьем).
4. Сочини рубаи (четверостишие)
Рубаи
–
персидское
четверостишие.
Особый
жанр
поэзии:
четверостишие со схемой рифмовки ААБА, т.е. рифмуются 1, 2 и 4 строки.
Пример:
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
Омар Хайям (1048-1123).
Данные выше упражнения помогают не только учителям необычно
проводить уроки написания сочинений в начальной школе, но и помогают
обучающимся обогатить словарный запас, научиться формулировать грамотно
свои мысли, фантазировать, понять, что написание сочинений – это весьма
интересное занятие.
Список использованной литературы
1.
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных
классах: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и
методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-
еизд.,перераб. – Москва: Просвещение, 1987. – 415 с.
2.
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. /
Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.
3.
Тимченко, О.Г. К вопросу о содержании дисциплины магистратуры
"Актуальные проблемы развития речи школьников" // Человеческий капитал –
№ 3 (87), 2016. – С. 40-42.
4.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев:
Радянська школа, 1974. – 288 с.