Напоминание

"Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время по биологии"


Автор: Павлова Елена Петровна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24 п. Бира"
Населённый пункт: поселок Бира, Облученский район, Еврейская автономная область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время по биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в

урочное и внеурочное время по биологии.

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации

актуальных,

в настоящее время,

компетентностного,

личностно-ориентированного,

деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из

таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и

практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ,

участие в проектной деятельности.

В соответствии с ФГОС итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности

следует считать не столько предметные результаты по предмету, в данном случае

биологии, сколько личностное и интеллектуальное

развитие школьников, рост их

компетентности в вопросах исследования или создания проекта. Формирование умения

сотрудничать

в

коллективе

и

работать

самостоятельно,

уяснение

сущности

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель

успешности деятельности ученика. Поэтому в своей педагогической практике важное

место я отвожу учебно-исследовательской и проектной деятельности не только вовремя

уроков, но и во внеурочное время, а также в период летних каникул в рамках программы

летнего профильного отряда, когда ребята могут спокойно выделить больше времени и

поработать над каким либо исследованием или проектом.

Какие же цели и задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской

деятельности?

Главной целью

проектно-исследовательской деятельности является развитие личности

учащегося, развитие способности самостоятельно находить решение в нестандартных

условиях, способности к исследовательскому типу мышления, формирование бережного

отношение к окружающей природе и людям, привитие интереса к изучаемому предмету.

формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной

деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации

результатов исследования;

формирование и развитие творческих способностей обучащихся;

развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их

решений;

создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;

развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и

действия;

развитие

у

ученика

-

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрос-

лыми;

развитие умений общаться; обучение учеников ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения,

использовать языковые средства при обсуждении со

сверстниками и учителем исследуемых биологических проблем;

формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-

исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады,

научно-практические конференции) в рамках урочной и внеурочной деятельности

по биологии.

Формирование у школьников основ культуры учебно-исследовательской и проектной

деятельности в полной мере способствует достижению предметных результатов ФГОС по

биологии.

Для

приобретения

опыта

использования

методов

биологической

науки

даю

возможность ученикам проводить несложные биологические эксперименты (опыты) для

изучения живых организмов и их деятельности.

Для проведения большинства учебных исследований и лабораторных работ по

биологии

требуется

много

времени.

Поэтому

эта

деятельность

по

закладке

и

проделыванию опытов выполняется учащимися под руководством учителя во внеурочное

время, а результаты проведенных исследований учащиеся презентуют, обсуждают и

анализируют на уроках. Очень много опытных и исследовательских работ проделываем с

учащимися 6 классов на уроках и вовремя изучения определенных тем.

При проведении

уроков я мотивирую школьников к учебно-исследовательской и проектной деятельности,

постановке биологических экспериментов, работе с разными источниками биологической

информации, формирую у них элементарные исследовательские умения: соблюдение

правил работы с увеличительными приборами и инструментами, наблюдение за живыми

организмами. Для примера приведу лабораторную работу к уроку в 6 классе по теме:

"Условия прорастания семян". Ребята проделали ряд опытов по исследованию условий

для прорастания семян.

Заранее были сформированы группы экспертов. Каждая группа получила задания. С

помощью опытов они должны были выяснить, какие условия нужны для прорастания

семян.

Рассмотрев результаты опытов, обучающиеся пришли к выводу о роли определенных

факторов окружающей среды в прорастании семян.

Но прежде чем заслушать выступления групп учитель знакомит детей с одним рассказом

и ставит перед ними проблемную ситуацию.

Вопрос: Вы знаете, что обыкновенные бобы могут разорвать пароход пополам? Такой

случай с бобами действительно произошел.

Рассказ Н.П. Болгарова «Как бобы разорвали пароход»

«Это было много лет назад. Огромный пароход «Харьков» плыл из-за границы к

родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от

Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель.

Прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из

грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода.

Вода поднималась все выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами.

Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и место надо больше.

Места же в трюме было столько, чтобы вместить сухие, а не разбухшие бобы.

Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно: давить изо

всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте - дело нешуточное.

Она может доходить до 30кг на 1 кв. см. Понятно, что такое давление бобов кончиться

добром не могло. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе

затопленного трюма. Пароход разломился на отдельно плавающие части – носовую и

кормовую.

Вот что могут наделать безобидные бобы!»

Вопросы:

- Почему маленькие бобы смогли разломить огромный пароход?

- Как вода проникает в семя?

- Каково значение воды для жизнедеятельности семян?

Ответить на эти вопросы нам поможет проведенный первой группой опыт.

Отчет первой группы "Роль воды в прорастании семян"

Дети озвучивают не только опыты, но и вывод к ним.

Например: Через 3-4 дня в чашке, где была вода, семена проросли, но не все. Семена с

замазанным пластилином микропиле (семявход) не набухли и не проросли, значит, вода

не смогла проникнуть вовнутрь семени. Это доказывает то, что вода проникает в семя

через семявход (микропиле).

Семена с замазанным рубчиком набухли и проросли, значит, он не играет роли при

проникновении воды в семя.

Семена с замазанной кожурой, но открытым рубчиком и семявходом также набухли и

проросли.

Семена, которые находились без воды, остались такими же твердыми, не набухли и не

проросли.

Этот опыт доказывает то, что семенам для прорастания нужна вода. Она необходима, так

как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества, которые

содержатся в семядолях и эндосперме семени.

Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени

поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Остальные группы также показывают итоги своих опытов и делают выводы к ним.

Затем классу дается задание: Составить памятку "Условия хранения семян"

Так же производили закладку опыта по выяснению значения солнечного света для

процесса фотосинтеза по теме исследовательской работы "Кто красит листья в зеленый

цвет"

Программа биологии, особенно в 6 классе, дает возможность проводить разнообразные

опытно-исследовательские лабораторные работы.

Зачем нужны опыты?

Отвечу словами Климентия Аркадьевича Тимирязева

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил».

При постановке и использовании результатов опыта обучающиеся:

получают новые знания и приобретают умения;

убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной

обусловленности их;

проверяют на практике верность теоретических знаний;

учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта.

Кроме того, нет другого более эффективного метода воспитания любознательности,

научного стиля мышления у обучающихся, творческого отношения к делу, чем

привлечение их к проведению экспериментов. Исследовательская работа (постановка

опытов, экспериментов) является также действенным средством трудового, эстетического

и экологического воспитания обучающихся, а также имеет профориентационную

направленность, способом знакомства с законами природы. Работа по проведению опытов

воспитывает творческое, созидательное отношение к природе, инициативу, точность и

аккуратность в работе. Она позволяет расширить кругозор учащихся, делает их знания

более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу

обучения,

у «сильных» – к самостоятельному творчеству. В результате - учебный

материал становится предметом активных мыслительных и практических действий

каждого учащегося.

Такая работа позволяет

получить оценку не только сильному

ученику, но и слабому.

При обучении биологии стараюсь особое значение придавать индивидуальным

исследовательским работам и проектам. Выполняя такую работу, ученик самостоятельно

или с небольшой помощью учителя учится планировать и работать по этому плану: Это

важный учебный и социальный навык, которым должен овладеть школьник. Мои ученики

на протяжении нескольких лет систематически представляют свои проекты в конкурсах и

конференциях на различных уровнях:

- научно-практической конференции "Первые шаги в науку" (по таким темам как:

«Значение кальция для организма человека», «Влияние качества воды на здоровье

населения поселка Бира», «Природный источник миниральной воды «Бирская»»,

«Изучение состояния плодородия почв на территории поселка Бира», «Лишайники-

индикаторы чистоты воздуха» итд );

Наша исследовательская деятельность не заканчивается с окончанием учебного года,

она продолжается и в летний период. Когда мы с ребятами не заключены во временные

рамки урока, а можем проводить свои исследования, долгосрочные проекты во время

летних профильных отрядов. Проектная деятельность может быть как краткосрочной,

так и долгосрочной и вестись на протяжении нескольких учебных лет. Мы с активом

ребят направления "Ассоциация зеленых" ДЮО "Солнечная республика", куратором

которого я являлась приняли участие в районном молодёжном форуме "Путь открыт",

представив свой социальный проект "Наш школьный сад" , заняв 2 место. Данный проект

силами участников школьного сообщества и благодаря финансовой поддержке главы

Облученского

муниципального

образования

был

реализован,

мы

заложили

свой

фруктовый сад, который в будущем будет радовать нас и будущие поколения школьников

своими урожаями.

Для создания данного проекта ребятами был изучен материал об особенностях

садоводства в климатических условиях нашего региона, подобраны культуры, которые

районированы к местным природным условиям, организована работа по изучению

истории садоводства в поселке Бира. Ведь когда-то наш поселок славился своими садами.

Была налажена связь с Хабаровским питомником, сотрудники которого дали совет для

правильного подбора садовых культур деревьев и ягодных кустарников, и помогли в их

приобретении и доставке. Работа по реализации проекта идет на протяжении нескольких

лет. Данный проект, как частично реализованный мы представили на Всероссийском

конкурсе социальных проектов в рамках Всероссийского конкурса «Лидер XXI века»,

проходивший в г. Казань. Удовиченко Петр - заочный этап – победитель, очный этап -

сертификат участника.

Став участниками проекта, школьники попробовали себя в различных социальных ролях,

что содействует их успешной социализации в обществе и профориентации.

На протяжении нескольких лет в летний период организуется профильный отряд

природоведческого, экологического направления.

В основу программы которого

положено формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, что

очень важно сегодня, потому как экологически безграмотное поведение является

причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно

разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой,

понимание того, что ее нужно беречь и охранять.

В течение смены одним из видов творческой, познавательной деятельности учащихся

является

проектная

и

опытно-исследовательская

работа.

Были

проведены

такие

исследовательские работы как: «Растения - индикаторы почвы», «Хвойные деревья и

лишайники – индикаторы чистоты воздуха», где ребята определяли уровень загрязнения

воздуха на территории школы по состоянию побегов, хвои хвойных деревьев и

произрастанию лишайников, "Значение рН почвы для зелёных насаждений", в процессе

исследовательской работы ребята выяснили, что по набору, произрастающих на данной

территории растений, можно определить рН почвы. В зависимости от этого можно

применять меры по

улучшению плодородия почвы, так как плодородие напрямую

зависит от её рН.

В рамках летней программы профильного отряда «Огород без хлопот» ребята

проводили

разнообразные

опытно-исследовательские

работы

по

выращиванию

селскохозяйственных культур различными методами (метод ленивых технологий:

выращивание овощей на высоких грядках, выращивание картофеля без вскопки почвы

итд)

Темы проводимых в летний период проектных и опытно-исследовательских работ

берутся ребятами для выступления на научно-практических конференциях в учебное

время.

Ребята, которые на протяжении нескольких лет занимаются со мной такой проектно-

исследовательской деятельностью имеют хорошие результаты в обучении по предмету,

участвуют в олимпиадах на различных уровнях, где занимают призовые места на

различных уровнях.

На протяжении нескольких лет веду индивидуальную работу с учащимся школы

Удовиченко Петром начиная с 1 класса.

О результативности организации работы с данным ребенком, который обладает

повышенными интеллектуальными способностями, следует судить по индивидуальному

продвижению обучающегося:

1 класс: Школьная научно-практическая конференция "Очевидное - невероятное"

по теме: "Почему рыбы не тонут?" - 1 место среди начальных классов.

2 класс: Школьная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку" по

теме: "Воздух - это интересно" - 1 место среди начальных классов.

3 класс

- Школьная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку" по теме:

"Воздух - невидимый помощник" - 2 место среди начальных классов.

- Муниципальный экологический конкурс "Вторая жизнь мусора" - 1 место

4 класс

- Школьная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку" по теме:

"Значение кальция для организма человека" - 1 место

- Муниципальная конференция "7 чудес Облученского района" по теме:

"Миниральная вода - Бирская" - победитель

5 класс

- Муниципальная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку" по

теме: "Значение кальция для организма человека" - победитель

- Всероссийская олимпиада на муниципальном уровне по природоведению -

победитель

6 класс

- Муниципальный фотоконкурс "Зеркало природы" в номинации "Человек и

природа" - призер

- Муниципальный фотоконкурс "Зеркало природы" в номинации "Фоторасказ" -

победитель

- Всероссийская предметная олимпиада на муниципальном уровне по биологии -

победитель.

7 класс

- Всероссийская олимпиада на муниципальном уровне по биологии – победитель

8 класс

- Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века»

- Победитель заочного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века»

- Участник очного этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» (сертификат

участника)

9-10 классы

- Подготовка проекта по бионики «Современные технологии- плагиат у природы»

Такие показатели говорят о том, что для достижения хороших результатов с детьми

должна вестись индивидуальная работа на протяжении нескольких лет. Необходимо вести

ученика, который обладает интеллектуальными способностями, по индивидуальному

учебному плану. Для осуществления такой работы должна быть организованна

преемственность работы между начальной и средней школой.

Итогом исследовательской деятельности является участие моих учеников в конкурсах

проектов,

научно-практических

конференциях

школьного,

муниципального

и

регионального уровней. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты,

значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения

наблюдения.

Интерес учащихся к проведению исследовательских работ и созданию

проектов в рамках урока биологии и внеурочной деятельности растет. Ребята сами

приходят со своими темами, идеями. Это радует.

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

планировать работу;

письменно и устно представлять результаты исследования;

защищать и отстаивать свою точку зрения;

отвечать за результаты работы;

оформлять работу.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, учащиеся

самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их. Таким образом, проектная и

исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность,

помогает педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей

учебы, для профессиональной и социальной адаптации.



В раздел образования