Напоминание

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики.


Автор: Обухова Элеонора Валериевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 п. Воротынск
Населённый пункт: Бабынинского района Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие интеллектуальных способностей учащихся

на уроках математики»

Мышление

является

основной

формой

познания

человеком

действительности.

Формирование

интеллекта

происходит

в

процессе

целенаправленной

деятельности;

основа

развития

интеллекта – труд.

Общепризнано, что развитие интеллекта у школьников связано с

формированием приёмов мышления, которые особенно ярко

проявляются при обучении математике. Развитая психологами

типология мышления выделяет такие виды как абстрактное и

конкретное,

речевое

и

эмоциональное,

логическое

,

алгоритмическое.

Широкое

распространение

получил

термин

«визуальное мышление», т.е. мышление, посредством зрительного

восприятия. Каждый учитель использует на уроке наглядный

материал – формулы и чертежи, плакаты и таблицы на стенах,

модели и образцы в руках у учеников.

Вы написали на доске сложное алгебраическое выражение и

предложили классу задание – упростить его. Ученики потянулись к

ручкам. Остановите их. Вспомните, что первым шагом в каждом

этапе познания является «живое созерцание», добейтесь того,

чтобы

ученик

внимательно

рассмотрел предъявляемые

ему

зрительные образы. Для того, чтобы сделать «живое созерцание»

действенным,

ученик

должен

научиться

анализу

визуальной

информации. Какие шаги сопровождают такой анализ? Прежде

всего,

должно

произойти

осознание

общей

структуры

предложенного изображения (формулы, чертежа, графика, схемы и

т.п.). При этом ученик мысленно пытается ответить на вопрос «на

что?», т.е. на какое правило, на применение каких знаний нацелена

поставленная задача. Вторая цель состоит в том, чтобы ученик

увидел то, что заложено в данное задание.

Далее происходит

расчленение, зрительный анализ информации, узнавание отдельных

фрагментов. Самым важным этапом визуального анализа является

этап мысленного составления плана работы. Ученик должен

определить порядок дальнейших действий, постараться в уме

свернуть

некоторые

из

хорошо

знакомых

ему

операций,

осуществить прогонку вариантов. Очень полезно обсуждать вслух,

не

производя

вычислений,

возможные

варианты

работы

с

прогнозированием того, что может получиться в результате

каждого из них.

Традиционно понимаемая учебная деятельность практически не в

состоянии продвинуть нас в решении задачи формирования

мышления. Математические знания учащихся слишком часто

оказываются формальными и невостребованными, а у основной

массы учащихся не формируется разумный подход к поиску

решения незнакомых задач.

Каждому учителю необходимо активно изучать уже разработанные

методики и рекомендации, направленные на развитие навыков в

применении общих форм математической деятельности, таких,

как:

* использование известных алгоритмов, формул;

* преобразование, интерпретация, кодирование;

* классификация и систематизация;

* правдоподобные рассуждения;

*

выдвижение

и

проверка

гипотез,

доказательство

и

опровержение;

* разработка алгоритмов.

Рассмотрим несколько задач разного уровня сложности, решение

которых

способствует

развитию

у

учащихся

навыков

в

использовании некоторых из выделенных выше общих форм

математической деятельности.

Использование известных алгоритмов, формул.

К

сожалению,

в

преподавании

математики

доминирует

формальный подход, связанный с отработкой конкретных методов

решений. Но, если учащемуся предлагают упражнения только

одного типа, выполнение каждого из которых сводится к одной и

той же операции, если эту операцию не приходится выбирать среди

сходных и условия, данные в упражнении, не являются для

учащегося непривычными и он уверен в безошибочности своих

действий,

то

учащийся

перестаёт

задумываться

об

их

обоснованности. Подкреплю эти слова описанием следующей

психолого-дидактической

закономерности:

последовательность

рассуждений

А,В,С,…,К

,

повторяющаяся

при

решении

однотипных задач, может свёртываться до ассоциации А,К.

Однако, обратный процесс – развёртывание – происходит без

потерь не у всех учащихся. Этот эффект хорошо известен

составителям вариантов ЕГЭ и вступительных экзаменов: какова

бы ни была по сути проста задача, но если её решение предполагает

использование двух различных ( хотя бы и известных алгоритмов )

или же если в нём должно содержаться некоторое исследование ( к

примеру, по параметру), то массовые ошибки неизбежны. Более

того, ошибки часто появляются и в том случае, если алгоритм

используется в ситуации, в которой он неприменим.

Следует

подчеркнуть

важность

составления

различных

интеллектуальных

заданий

самими

учащимися

(

придумать

анаграммы, составить цепочку по заданному условию, построить

числовой

ряд,

используя

определённую

закономерность

возникновения

последующих

чисел,

составить

графический

диктант и т.п.) Эта работа формирует определённые мыслительные

операции:

анализ-синтез,

обобщение,

абстрагирование,

конкретизация, сравнение и т.п., что, несомненно, приносит успех в

освоении учебного предмета.

Систематическое решение различных интеллектуальных задач

формирует

уверенность,

вызывает

желание

участвовать

в

различных интеллектуальных играх и конкурсах. Опыт показывает,

что участие в такого рода деятельности оказывается, в основном,

победоносным. Уважаемые коллеги! Проявляйте инициативу в

творчестве, в реализации поставленных задач. Отдавайте детям все

свои знания, опыт, горячее сердце и тепло души. И результат не

заставит себя ждать. А вот когда результат получен и ученик может

гордиться своими достижениями, тогда мы с вами можем считать

свою работу выполненной. Главное – добиться того, чтобы наши

ученики думали, делали выводы, спорили, сомневались, работали.

Используемая литература:

1.

Н.И. Зильберберг, «Урок математики: подготовка и

проведение», М, «Просвещение»,АО «Учебная литература»,

1996г.

2.

И.С. Якиманская, «Развивающее обучение», М, «Педагогика»,

1979г.

3.

Р.Г. Хазанкин и др. «Математическая подготовка и развитие

школьников в условиях ЕГЭ», Уфа, 2004г.

4.

О.Б.Епишева, «Технология обучения математике на основе

деятельного подхода»,М, «Просвещение»,2003г.

5.

«Математика в школе», №3, 2015г.



В раздел образования