Автор: Ахметова Земфира Рубиновна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа 1 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола , республика Марий Эл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок в первом классе ДХШ "Зеленый цвет в живописи"
Раздел: дополнительное образование
УРОК В 1 КЛАССЕ ДХШ «ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ».
Преподаватель спецдисциплин: Ахметова З. Р.
МБУДО «Детская художественная школа №1 г. Йошкар-Олы»
Ближе к концу 4 четверти на уроке живописи для 1 класса ставится
натюрморт в различных оттенках зеленого цвета. В преддверии 1-го пленэра
это задание будет весьма полезным и станет своеобразной подготовкой к
нему. Ребята познакомятся с миром растений и разнообразием природных
оттенков.
Суть задания состоит в том, чтобы как можно более точно передать
оттенки зеленого цвета в постановке, научиться сопоставлять оттенки и
включаться
в
процесс
анализа
натуры.
Когда
ребята
дают
цветам
определенные ассоциативные названия и проговаривают их, активизируется
образное мышление и воображение. Например, мы можем сказать: «Этот
предмет окрашен в «болотный» оттенок, или мятный, или оттенок пожухшей
травы», – и т. п.
Ученики уже знают, что такое составные цвета и что зеленый – один из
них. Его можно получить путем смешения желтой и синей краски, а более
сложные оттенки – применяя охру, фиолетовый, коричневый и другие цвета.
Сравнивая оттенки, мы можем говорить о насыщенности цвета, его
теплохолодности, балансе тона, так как здесь важна не только цветовая
характеристика, но и светлотный контраст.
До этого задания мы с учениками выполняли упражнения, где
разбирали оттенки красного и синего цветов, сравнивая их между собой по
теплохолодности и насыщенности.
Обычно к уроку ставится 2 или 3 натюрморта. Постановки собираются
из простых и ясных по форме предметов, а также двух или трех драпировок.
Натюрморт
пишется
от
куска
методом
«а
-ля
прима»,
и
по
длительности работа занимает два сеанса (один сеанс длится три школьных
урока).
На первом уроке объясняется материал, далее ученики приступают к
заданию, начиная с композиционного размещения предметов в листе. Работа
должна быть грамотно организована, композиция уравновешена, соблюдены
общие пропорции.
На втором уроке ребята уточняют все детали рисунка и организуют
палитру. Далее приступают к закладыванию цветовых отношений и
продолжают работу над живописью на следующем сеансе.
Как правило, результат работы вдохновляет учеников. В итоге они
видят, как могут богато и тонко передавать оттенки в выдержанном
колористическом ключе.
В процессе урока демонстрируются рисунки из художественного фонда
школы по данной теме, а также репродукции произведений художников,
которые те выполняли с натуры. Ведь только через работу с натуры, через
наблюдение
происходит
развитие
цветового
восприятия
мира.
Через
познание выраженных в природе закономерностей и связей, а также через
овладение техникой исполнения приобретаются практические знания и
навыки, позволяющие впоследствии видеть самостоятельно и по-своему
выражать увиденное.
Список использованных источников:
1.
Школа изобразительного искусства. Вып. 1, учебное пособие. – М.:
Изобразительное искусство, 1986.
2.
Левин С. Д. Беседы с юным художником. Вып. 1. – М.: Советский
художник, 1988.
Примеры постановок:
Работы учащихся 1 класса:
Кузнецова Софья, 12 лет Хренкова Мария, 13 лет