Автор: Антонова Дарья Олеговна
Должность: учитель русского и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: "ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя русского яз. и литературы МБОУ «СОШ № 19» Востоковой Дарьи Олеговны
УК: под ред. Н. М. Шанского
КЛАСС: 6
ТЕМА: Публичная речь.
ЦЕЛЬ УРОКА: выявить особенности публичной речи как разновидности публицистического стиля.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.
образовательные: создать условия для формирования представления о понятии и особенностях публичной речи;
2.
развивающие: способствовать развитию умения анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом ма-
териале, развивать познавательную активность через обеспечение успеха в усвоении знаний;
3.
воспитательные: создать условия для воспитания потребности живого общения; уважения к слову, интереса к
родному языку.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ПЛАН:
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности обучающихся. Стадия вызова.
3) Актуализация знаний.
4) Подготовка к усвоению новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Закрепление изученного.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, оценивание.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
Предметные: ввести понятие «Публичная речь», сформировать представление об условиях успешности публичной
речи.
2.
Метапредметные:
2.1.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умение полно и четко
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.2.Познавательные: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из
различных информационных источников; определение основной и второстепенной информации; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации.
2.3.Регулятивные: способность к целеполаганию, планированию собственной деятельности, адекватной оценке своих
результатов.
3.
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению; знание моральных норм.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: раздаточный материал, интерактивное оборудование.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уче-
ников
Формирование УУД
Организаци-
онный (3 мин.)
Мотивация
учебной дея-
тельности
обучающихся.
Стадия вызо-
ва. (4 мин)
Доброе утро, ребята, садитесь. Начнем сегодняшний
урок с притчи.
Решил как-то царь устроить испытание для своих придвор-
ных, чтобы узнать, кто из них достоин занять очень важный
пост. Возле него собралось большое количество мудрых и
властных мужей.
«Мудрецы», – сказал им царь, «У меня для вас есть очень
трудная задача и мне бы хотелось узнать кто сможет решить
её». Царь подвёл их к очень огромной двери, какую из них
никто ни разу не видел.
«Это самая тяжёлая и огромная дверь, которая когда-либо су-
ществовала в моём царстве. Она заперта, но я хочу чтобы её
кто-нибудь открыл.» Мудрецы посмотрели внимательно на
дверь и оценили, что дверь действительно тяжела и тем бо-
лее, если она заперта, то у них не получится её открыть. Толь-
ко Визирь, не обращая внимания на мнение мудрецов, решил
сам осмотреть дверь и попробовал её сдвинуть. К всеобщему
удивлению, у него получилось и дверь открылась! Оказалось
что она никогда и не была заперта, а только была прикрыта.
Царь отдал этот пост Визирю, т.к. он оказался наимудрейшим
из всех присутствующих. Царь сказал ему: «Ты использовал
свой собственный ум и силы и не побоялся быть осмеянным
совершая возможную ошибку». Я желаю вам не бояться за-
крытых дверей, а всегда пробовать, стараться и полагаться на
себя и собственные силы.
Чтобы приступить к изучению новой темы, я
предлагаю вам самим собрать эпиграф к нашему
уроку.
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Ци-
церон (на доске разбросаны слова). Как вы думаете,
Здороваются, са-
дятся слушают.
Собирают эпиграф.
Эти словами автор
хотел сказать, что
талант, например, к
поэтическому ис-
кусству дается при-
Л: самоопределение и
самопознание на основе
сравнения своего «Я» с
героем притчи, умение
делать нравственный вы-
бор;
К: умение слушать, пла-
нирование учебного со-
трудничества;
Р: подготовка к
поста-
новке учебной задачи.
П: умение выражать
свои мысли, строить вы-
сказывание в соответ-
ствие с задачами комму-
никации;
Л: установление обучаю-
Актуализация
знаний.
(4 мин)
какая главная мысль заключена в этих словах?
Действительно, хороший оратор создается путем
постоянных тренировок, тем самым развивает свои
способности и становится профессионалом своего
дела. А на какую аудиторию обычно рассчитана
речь оратора?
Попробуем сформулировать, чем же сегодня на уро-
ке мы будем заниматься?
Правильно, тема нашего урока – публичная речь.
Запишем. А какова цель?
Попробуем сформулировать задачи.
Молодцы! Уверена, что цель и задачи – это те две-
ри, которые мы с вами с легкостью откроем.
Чтобы начать изучать такую важную тему, нужно
сначала разобраться, к какому стилю речи относит-
ся публичная речь. Давайте вспомним стили русско-
го литературного языка. Кстати, кто первый загово-
рил о стилях и вывел теорию (как говорили в то вре-
мя) трех штилей? Итак, какие стили выделяются в
родой, а ора-
торские способно-
сти можно и нужно
развивать.
На большую. На
публику.
Сегодня на уроке
мы будем изучать
особенности ора-
торского искус-
ства, публичной
речи.
Сегодня на уроке
мы должны узнать,
какими особенно-
сти есть у публич-
ной речи.
Узнать, что такое
публичная речь,
чем она отличается
от других видов ре-
чевой деятельно-
сти.
М. В. Ломоносов
Разговорный, науч-
ный, официально-
деловой, художе-
ственный, публи-
цистический.
К публицистиче-
щимися связи между ре-
зультатом учения и тем,
что побуждает деятель-
ность, ради чего она осу-
ществляется (между ре-
зультатом оратор и про-
цессом становления);
К: умение вступать в
диалог, умение слушать
и слышать;
Р: целеполагание как по-
становка учебной задачи
на основе соотнесения
того, что уже известно и
усвоено учащимся, и
того, что еще неизвест-
но.
П: структурирование зна-
ний, способность к систе-
матизации;
Л: проявление ответ-
ственности;
К: умение вести диалог;
Подготовка к
усвоению но-
вых знаний
(6 мин)
(Физкультми-
нутка 3 мину-
ты)
современном русском языке?
Как вы думаете, к какому стилю относится публич-
ная речь?
Теперь мы добрались до самого термина публичная
речь. Попробуем сформулировать, что же это такое?
Запишем его.
А кто может быть автором публичной речи? Даю
вам пару минут, попробуйте в парах вспомнить как
можно больше профессий, которые используют в
своей деятельности публичную речь. Запишите их.
А где вам может пригодиться публичная речь?
Хорошо, перейдем к физкультминутке. Потрениру-
ем нашу речь и наши реакции на игре «ДЫРА». +
зарядка для глаз – бабочка.
скому.
Публичная речь –
это речь, рассчи-
танная на публику,
на определенную
группу или массу
людей.
1.
учителя,
преподавате-
ли
2.
политики
3.
менеждеры
4.
люди науки
5.
директора
фирм
6.
историки,
юристы и др.
7.
ведущие
Выступление на
уроках, на различ-
ных конференциях.
Играют.
1. Точное знание
предмета, о кото-
ром говоришь.
Р:
саморегуляция как
способность к мобилиза-
ции сил и энергии.
Л: внимательное, довери-
тельное, доброжелатель-
ное отношение к собесед-
нику;
Р: способность к органи-
зации деятельности в
группе;
К:развитие диалогиче-
ской речи;
П: анализ, сравнение и
сопоставление общего и
частного.
Первичная
проверка по-
нимания
(6 минут)
Молодцы! Итак, нашей главной задачей сегодня яв-
ляется усвоение основных условий, от которых за-
висит успешность публичного выступления. Да-
вайте попробуем сформулировать эти условия. Ра-
ботаем в группах по 4 человека. На доске написаны
ключевые слова: знания, интерес, язык, стили язы-
ка, речевые навыки, чистота речи.
Запишем эти условия.
Ребята, а зачем нам хорошо знать свою тему? Ведь
мы можем выступать и по незнакомой теме, просто
выражать свою точку зрения?
Хорошо, а почему тема должна быть интересной?
Зачем нужно знание языка?
Да, языковые средства делают нашу речь живой, а
зачем нам нужны стили? Публичная речь – публи-
цистический стиль. Разве этого недостаточно?
А как тренировать речевые навыки?
А что предполагает чистота речи?
2. Интерес автора
речи к тому, о чем
он говорит или пи-
шет, и к тем, для
кого он говорит
или пишет.
3. Хорошее знание
языка, его вырази-
тельных средств и
возможностей
4. Четвертое усло-
вие – хорошее зна-
ние свойств и осо-
бенностей язы-
ковых стилей.
5. Тренировка ре-
чевых навыков.
6. Следить за чи-
стотой речи.
У слушающих могут
появиться вопросы и
мы должны уметь на
них отвечать, а для
этого нужные глубо-
кие знания по теме.
Слушающие, видя за-
интересованность вы-
ступающего, тоже про-
являют интерес к теме.
Изобразительно-выра-
зительные средства
языка оказывают
Л: развитие познаватель-
ной активности, соотно-
шение учебных мотивов
с внеурочными ситуация-
ми
К: умение адекватно и ар-
гументировано выражать
свою точку зрения
Закрепление
изученного
материала.
(12 минут)
Хорошо, ребята, с условиями мы разобрались.
Давайте попробуем закрепить наши знания на прак-
тике. Сейчас я покажу вам два публичных выступ-
ления . На ваших столах лежат карточки-таблички, в
которых вы должны записать плюсы и минусы вы-
ступающих. Первый видеоролик демонстрирует
успешную публичную речь, второй – неудачную.
Что именно вы видите в этих выступлениях?
Какие выводы можно сделать?
большое внимание на
восприятие информа-
ции, оживляют текст.
Нужно знать, напри-
мер, какие языковые
единицы неуместны в
том же публицистиче-
ском стиле.
Речевые навыки трени-
руются посредством
скороговорок.
Читают скороговорки.
Люди, которые высту-
пают перед другими
людьми не должны ис-
пользовать в своей
речи слова-«парази-
ты».
Залогом успеха речи яв-
Р: контроль и коррекция
«+» и «»;
К: инициативное сотруд-
ничество при анализе ви-
деофрагментов;
П:сравнение, поиск и вы-
деление необходимой ин-
формации.
«+» Ви-
део 1
«–»
Видео 2
1. эмоцио-
нальность
2. убеди-
тельность
3. точное
знание
предмета
4. заин-
тересован-
ность
5. Четкость
речи
...
1. Выступ-
ление «для
галочки»
2. Быстрая
скорость
3. Нет кон-
такта с
аудиторией
4. Неяс-
ность речи
...
Итоги урока,
домашнее за-
дание (4 мин)
Рефлексия.
(3 мин)
На этой прекрасной ноте мы наш урок подходит к
концу. Оценивание обучающихся.
Дома я предлагаю вам составить синквейн или акро-
стих на тему «Публичная речь». Вспомним структу-
ру синквейна. Что такое акростих?
«ТРИ М, ОДНО Д»
А теперь подведем итоги по типу «ТРИ М, ОДНО
Д» Назовем три момента, которые у вас хорошо по-
лучились во время урока и одно действие, при кото-
ром ваша работа имела бы более высокие результа-
ты. Оцените вашу работу на листах самооценки.
Спасибо за урок!
ляется умение выразить
свои мысли не только
четко и ясно, но и гра-
мотно и доходчиво доне-
сти их до аудитории, воз-
действуя на слушателей.
1. Тема
2. 2 прилагательных
3.3 глагола
4. Афоризм, крылатое
выражение по теме
5. Выражение личного
отношения к описывае-
мой теме
Текст, начальные буквы
которого складываются в
слова.
Отвечают.
Р:прогнозирование дея-
тельности;
П: умение структуриро-
вать знания.
К: умение слушать и
вступать в диалог;
Р: умение соотносить ре-
зультат своей деятельно-
сти с целью; умение аде-
кватно оценивать свою
деятельность.
Раздаточный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Лист самооценки
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
«+» Видео 1
«–» Видео 2
Этап занятия
Сколько у
тебя бал-
лов?
(от 1 до 5)
У меня получилось сформулировать цель и задачи урока.
Я вспомнил стили русского языка.
У меня получилось сформулировать определение и вспо-
мнить профессии.
Я работал в группе и помогал сформулировать условия
успеха публичной речи.
Я справился с анализом видеороликов.
Даже если у тебя что-то не вышло, не от-
чаивайся, у тебя все получится, ты моло-
дец!