Автор: Захарова Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" для уровня среднего общего образования
Раздел: полное образование
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»
в соответствии с ФГОС СОО (10-11-е классы)
Образовательная область: «Родной язык и родная литература»
Название учебного предмета: «Родной (русский) язык
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для уровня среднего общего об-
разования составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (при-
каз Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, в редакции приказов от 29 дека-
бря 2014г. № 1645, от 31 декабря 2015г. №1578, от 29 июня 2017г. № 613)
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена ре-
шением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня
2016г. № 2/16-з)
3. Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и
литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» (одобрено решением
регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Новосибирской
области; протокол от 21 ноября 2018г. № 032/2018; составители: Волчек М.Г., Максимова Н.В., Мо-
локова А.В.)
Целью изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» является формирование у обучаю-
щихся представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимания важнейших социо-
культурных функций языковой кодификации, расширение сведений о многообразных связях русско-
го языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Поставленная цель требует реализации следующих задач:
- воспитание гражданина и патриота; формирование у обучающихся представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- формирование у учащихся познавательного интереса, любви, уважительного отношения к рус-
скому языку, а через него - к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, уважительного
отношения к культурам и языкам народов России;
- совершенствование коммуникативных умений учащихся, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса обучающихся, развитие их способности и готовности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и расширение знаний о явлениях и категориях русского языка, обеспечивающих его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стили-
стических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о нацио-
нальной специфике русского языка и языковых единицах с национально-культурной семантикой.
Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа состав-
лена с учётом проведения уроков родного (русского) языка в определённом количестве в параллелях
классов:
- 10 класс – 36 учебных часов в год (1 учебный час в неделю);
- 11 класс – 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).
Содержание рабочей программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образова-
ния по русскому языку. В то же время цели курса русского языка в рамках предметной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным харак-
тером учебного предмета и особенностями функционирования языка в разных регионах Российской
Федерации. Основные содержательные линии программы соотносятся с основными содержательны-
ми линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и
имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
1. «Язык и культура»:
- раскрытие взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского
народа, национально-культурной специфики русского языка;
- овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;
- выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и
мира, овладение культурой межнационального общения.
2. «Культура речи»:
- формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского
языка во всех сферах жизни;
- практическое овладение культурой речи - навыками сознательного и произвольного использо-
вания норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования рече-
вых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логич-
ности, чистоты, богатства и выразительности;
- развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литератур-
ного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
3. «Речь. Речевая деятельность. Текст»:
- совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и пись-
менной речи;
- развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения - умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учиты-
вать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Родной (русский) язык» на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
Класс
Личностные результаты
10
- осознание своей этнической принадлежности, наличие уважения к ис-
тории, языку и культуре своего народа;
- наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному
культурному, языковому, духовному многообразию современного мира;
- наличие осознанного, уважительного отношения к другому человеку,
его мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции;
- наличие представления о родном языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
- наличие гордости за родной язык, потребности в сохранении его чи-
стоты как явления национальной культуры;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответ-
ственности за сохранение культуры народа.
11
- осознание своей этнической принадлежности, наличие уважения к ис-
тории, языку и культуре своего народа;
- наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному
культурному, языковому, духовному многообразию современного мира;
- наличие осознанного, уважительного отношения к другому человеку,
его мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции;
- наличие представления о родном языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
- наличие гордости за родной язык, потребности в сохранении его чи-
стоты как явления национальной культуры;
- наличие культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и пись-
менной речи, правилами речевого этикета;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответ-
ственности за сохранение культуры народа;
- наличие нравственного сознания и поведения на основе общечелове-
ческих ценностей;
- наличие уважения к родному (русскому) языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской иден-
тичности и главным фактором национального самоопределения.
Метапредметные результаты
Класс
Метапредметные результаты
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
10
-
умение
определять
цели деятельности, по-
следовательность
дей-
ствий при их достиже-
- умение продуктивно
общаться и взаимодей-
ствовать в процессе сов-
местной
деятельности,
- способность искать и
находить
обобщенные
способы решения задач,
в том числе, осуществ-
нии;
- умение оценивать воз-
можные последствия до-
стижения поставленных
целей
в
деятельности,
собственной
жизни
и
жизни окружающих лю-
дей, основываясь на со-
ображениях этики и мо-
рали;
- умение организовы-
вать эффективный поиск
ресурсов,
необходимых
для достижения постав-
ленных целей;
-
умение
самостоя-
тельно оценивать и при-
нимать решения, опре-
деляющие стратегию по-
ведения, с учетом граж-
данских и нравственных
ценностей;
- владение основами са-
моконтроля,
само-
оценки, принятия реше-
ний
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной и познаватель-
ной деятельности.
находить общее решение
и разрешать конфликты
на основе согласования
позиций и учета интере-
сов;
- способность коорди-
нировать
и
выполнять
работу в условиях реаль-
ного,
виртуального
и
комбинированного
вза-
имодействия;
- умение осознанно ис-
пользовать
речевые
средства в соответствии
с задачей коммуникации
для
выражения
своих
чувств, мыслей и по-
требностей для планиро-
вания и регуляции своей
деятельности;
- владение устной и
письменной речью, мо-
нологической
кон-
текстной речью;
- овладение социаль-
ными нормами речевого
поведения в различных
ситуациях
неформаль-
ного межличностного и
межкультурного
обще-
ния, а также в процессе
индивидуальной,
груп-
повой деятельности.
лять
развернутый
ин-
формационный поиск и
ставить на его основе но-
вые (учебные и позна-
вательные) задачи;
-
умение
критически
оценивать и интерпрети-
ровать
информацию
с
разных позиций, распо-
знавать и фиксировать
противоречия в инфор-
мационных источниках;
- умение использовать
различные
модельно-
схематические
средства
для представления суще-
ственных связей и отно-
шений, а также противо-
речий, выявленных в ин-
формационных
источ-
никах;
- способность выходить
за рамки учебного пред-
мета и осуществлять це-
ленаправленный
поиск
возможностей для широ-
кого переноса средств и
способов действия;
- владение навыками
познавательной, учебно-
исследовательской
и
проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем.
11
-
умение
самостоя-
тельно определять цели
обучения, ставить и фор-
мулировать новые зада-
чи
в
учебе
и
позна-
вательной деятельности,
развивать мотивы и ин-
тересы
своей
познава-
тельной деятельности;
-
умение
самостоя-
тельно планировать пути
достижения целей, в том
числе
альтернативные,
осознанно выбирать наи-
более
эффективные
способы решения учеб-
ных и познавательных
задач;
- умение продуктивно
общаться и взаимодей-
ствовать в процессе сов-
местной
деятельности,
находить общее решение
и разрешать конфликты
на основе согласования
позиций и учета интере-
сов;
- способность коорди-
нировать
и
выполнять
работу в условиях реаль-
ного,
виртуального
и
комбинированного
вза-
имодействия;
- умение осознанно ис-
пользовать
речевые
средства в соответствии
- готовность и способ-
ность к самостоятельной
информационно-позна-
вательной деятельности;
- владение навыками
получения необходимой
информации из словарей
разных типов;
-
умение
ориентиро-
ваться в различных ис-
точниках
информации,
критически оценивать и
интерпретировать
ин-
формацию, получаемую
из различных источни-
ков;
- умение использовать
различные
модельно-
-
умение
соотносить
свои действия с плани-
руемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения ре-
зультата,
определять
способы действий в рам-
ках предложенных усло-
вий и требований, кор-
ректировать
свои
дей-
ствия в соответствии с
изменяющейся
ситуа-
цией;
-
умение
оценивать
правильность
выполне-
ния учебной задачи, соб-
ственные
возможности
ее решения;
- владение основами са-
моконтроля,
само-
оценки, принятия реше-
ний
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной и познаватель-
ной деятельности.
с задачей коммуникации
для
выражения
своих
чувств, мыслей и по-
требностей для планиро-
вания и регуляции своей
деятельности;
- владение устной и
письменной речью, мо-
нологической
кон-
текстной речью;
- овладение социаль-
ными нормами речевого
поведения в различных
ситуациях
неформаль-
ного межличностного и
межкультурного
обще-
ния, а также в процессе
индивидуальной,
груп-
повой деятельности;
- способность осуще-
ствлять деловую комму-
никацию как со сверст-
никами, так и со взрос-
лыми (как внутри об-
разовательной
органи-
зации, так и за ее преде-
лами), подбирать парт-
неров для деловой ком-
муникации исходя из со-
ображений
результа-
тивности
взаимодей-
ствия, а не личных сим-
патий;
- готовность и способ-
ность к речевому взаи-
модействию и взаимопо-
ниманию, потребность к
речевому самосовершен-
ствованию.
схематические
средства
для представления суще-
ственных связей и отно-
шений, а также противо-
речий, выявленных в ин-
формационных источни-
ках;
- способность выходить
за рамки учебного пред-
мета и осуществлять це-
ленаправленный
поиск
возможностей для широ-
кого переноса средств и
способов действия;
- владение навыками
познавательной, учебно-
исследовательской
и
проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- владение навыками
познавательной рефлек-
сии как осознания со-
вершаемых действий и
мыслительных
процес-
сов, их результатов и ос-
нований, границ своего
знания и незнания, но-
вых познавательных за-
дач и средств их дости-
жения.
Предметные результаты
Класс
Обучающийся научится
Обучающийся получит
возможность научиться
10
Язык и культура
- понимать значение родного языка в
современном мире;
- характеризовать этапы историче-
ского развития языка;
- осознавать национальное своеобра-
зие родного русского языка;
- правильно употреблять в речи слова
Язык и культура
- правильно употреблять заимство-
ванные слова в собственной речи;
- определять особенности заимство-
ванной лексики в сибирских говорах;
- отличать друг от друга слова ак-
тивного и пассивного запасов;
- понимать значения современных
с национально-культурной семантикой;
- осознавать национальное своеобра-
зие слов, имеющих метафорическую
образность;
- понимать значение фразеологиче-
ских оборотов с национально-культур-
ным компонентом значения;
- истолковывать значения пословиц и
поговорок с национально-культурным
компонентом значения.
Культура речи
- владеть орфоэпическими нормами
современного русского языка;
- понимать роль ударения в определе-
нии смысла слова;
- анализировать фонетические осо-
бенности языков коренных народов Си-
бири;
- определять роль звукописи в поэти-
ческих текстах;
- владеть основными лексическими
нормами современного русского языка;
- правильно употреблять в собствен-
ной речи антонимы, синонимы, омо-
нимы, паронимы;
- употреблять в собственной речи сло-
ва в соответствии с их лексическим зна-
чением;
- разграничивать между собой одно-
значные и многозначные слова, назы-
вающие реалии области;
- владеть
основными
грамматиче-
скими нормами современного русского
языка;
- определять способы образования
имён прилагательных, содержащихся в
топонимах города Новосибирска;
- определять смысловую функцию ка-
чественных имён прилагательных, со-
держащихся в поэтических текстах;
- правильно употреблять заимство-
ванные слова в собственной речи;
- владеть правилами речевого этикета
и применять их в речевой ситуации;
- соблюдать основные нормы рече-
вого этикета в ситуациях делового об-
щения;
- понимать сущность активных про-
цессов, происходящих в речевом эти-
кете.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- понимать и интерпретировать ин-
неологизмов, правильно употреблять
их в собственной речи.
Культура речи
- правильно согласовывать подлежа-
щее и сказуемое между собой при по-
строении предложения;
- определять способы выражения
подлежащего и сказуемого в малых
жанрах сибирского фольклора;
- правильно составлять словосочета-
ния по типу согласования и управле-
ния;
- определять тип синтаксической
связи в словосочетании;
-
владеть
навыками
построения
сложных предложений разных видов;
- использовать различные виды сло-
варей, в том числе мультимедийные, в
собственной деятельности.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- владеть различными видами слу-
шания монологической речи, учебно-
научных, художественных, публици-
стических текстов различных типов
речи;
- владеть различными видами чте-
ния
учебно-научных,
художествен-
ных, публицистических текстов раз-
личных типов речи;
- характеризовать стилистические
особенности сибирского фольклора;
- производить интонационную раз-
метку разговорной речи сибиряков;
- различать между собой речевые
образцы научного стиля речи;
- оформлять научную статью на
определённую тематику;
- строить устные учебно-научные
сообщения различных видов;
- принимать участие в учебно-науч-
ной дискуссии;
- создавать портретный очерк с учё-
том особенностей публицистического
стиля речи;
- анализировать экспрессивные ре-
сурсы современной газетной публи-
цистики;
- производить комплексный анализ
текстов различных функциональных
стилей.
формацию прочитанного и прослушан-
ного текстов;
- выявлять средства речевой вырази-
тельности в художественных текстах и
определять их роль;
- систематизировать фактический ма-
териал по определённым признакам;
-
устанавливать
логические
связи
между абзацами и частями текста;
- определять функционально-смысло-
вой тип текста;
- уместно использовать коммуника-
тивные стратегии и тактики устного об-
щения.
11
Язык и культура
- правильно употреблять заимство-
ванные слова в собственной речи;
- определять особенности заимство-
ванной лексики в сибирских говорах;
- отличать друг от друга слова актив-
ного и пассивного запасов;
- понимать значения современных
неологизмов, правильно употреблять
их в собственной речи.
Культура речи
- правильно согласовывать подлежа-
щее и сказуемое между собой при по-
строении предложения;
-
определять
способы
выражения
подлежащего и сказуемого в малых
жанрах сибирского фольклора;
- правильно составлять словосочета-
ния по типу согласования и управле-
ния;
- определять тип синтаксической свя-
зи в словосочетании;
- владеть навыками построения слож-
ных предложений разных видов;
- использовать различные виды слова-
рей, в том числе мультимедийные, в
собственной деятельности.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- владеть различными видами слуша-
ния монологической речи, учебно-науч-
ных,
художественных,
публици-
стических текстов различных типов
речи;
- владеть различными видами чтения
учебно-научных, художественных, пуб-
лицистических текстов различных ти-
пов речи;
-
характеризовать
стилистические
Язык и культура
- различать между собой исконно
русские и заимствованные слова;
- комментировать причины заим-
ствований в современном русском
языке;
- осознавать серьёзность экологиче-
ских проблем русского литературного
языка.
Культура речи
- оценивать с точки зрения норм со-
временного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
- свободно выражать собственные
мысли и чувства, используя активный
и потенциальный словарный запас,
необходимые грамматические сред-
ства.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- - использовать лексические, мор-
фологические и синтаксические сред-
ства при построении текстов офици-
ально-делового стиля речи;
- редактировать собственные тексты
с целью совершенствования их со-
держания и формы.
особенности сибирского фольклора;
- производить интонационную раз-
метку разговорной речи сибиряков;
- различать между собой речевые об-
разцы научного стиля речи;
- оформлять научную статью на опре-
делённую тематику;
- строить устные учебно-научные со-
общения различных видов;
- принимать участие в учебно-науч-
ной дискуссии;
- создавать портретный очерк с учё-
том особенностей публицистического
стиля речи;
- анализировать экспрессивные ре-
сурсы современной газетной публици-
стики;
- производить комплексный анализ
текстов
различных
функциональных
стилей.
В результате изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне среднего об-
щего образования
Выпускник научится
Выпускник получит
возможность научиться
Личностные результаты
- осознавать свою этническую принадлежность,
уважать историю, язык и культуру своего народа;
- относиться уважительно к другому человеку, его
мировоззрению, культуре, языку, гражданской по-
зиции;
- осознавать родной язык как духовную, нрав-
ственную и культурную ценность народа;
- испытывать гордость за родной язык, потреб-
ность в сохранении его чистоты как явления нацио-
нальной культуры;
- владеть родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами ре-
чевого этикета;
- уважать родной (русский) язык как государ-
ственный язык Российской Федерации, являющийся
основой российской идентичности и главным фак-
тором национального самоопределения.
- руководствоваться мировоззрением, со-
ответствующим
современному
культур-
ному, языковому, духовному многообра-
зию современного мира;
- осознавать историческую преемствен-
ность поколений, свою ответственность за
сохранение культуры народа;
- владеть навыками поведения с учётом
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
- самостоятельно определять цели обучения, ста-
вить и формулировать новые задачи в учебе и позна-
вательной деятельности, развивать мотивы и инте-
ресы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно вы-
- продуктивно общаться и взаимодей-
ствовать в процессе совместной деятель-
ности, находить общее решение и разре-
шать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
- владеть социальными нормами речевого
бирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми ре-
зультатами, осуществлять контроль своей деятель-
ности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соот-
ветствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной за-
дачи, собственные возможности ее решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного вза-
имодействия;
- осознанно использовать речевые средства в соот-
ветствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планиро-
вания и регуляции своей деятельности;
- владеть устной и письменной речью, монологи-
ческой контекстной речью;
- испытывать готовность к речевому взаимодей-
ствию и взаимопониманию, потребность к речевому
самосовершенствованию;
- испытывать готовность к самостоятельной ин-
формационно-познавательной деятельности;
- владеть навыками получения необходимой ин-
формации из словарей разных типов;
- ориентироваться в различных источниках ин-
формации, критически оценивать и интерпретиро-
вать информацию, получаемую из различных источ-
ников;
- использовать различные модельно-схематические
средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осу-
ществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов дей-
ствия.
поведения в различных ситуациях нефор-
мального межличностного и межкультур-
ного общения, а также в процессе индиви-
дуальной, групповой деятельности;
- осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации,
так и за ее пределами), подбирать партне-
ров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодей-
ствия, а не личных симпатий;
-
владеть
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской и проектной де-
ятельности, навыками разрешения про-
блем;
- владеть навыками познавательной ре-
флексии как осознания совершаемых дей-
ствий и мыслительных процессов, их ре-
зультатов и оснований, границ своего зна-
ния и незнания, новых познавательных за-
дач и средств их достижения.
Предметные результаты
Язык и культура
- осознавать роль родного языка в жизни общества
и государства, в современном мире;
- осознавать роль родного языка в жизни человека;
- понимать и истолковывать значения слов с наци-
онально-культурным компонентом, правильно упо-
треблять их в речи;
- осознавать национальное своеобразие общеязы-
ковых и художественных метафор, поэтических
слов-символов, обладающих традиционной метафо-
Язык и культура
- понимать взаимосвязь исторического
развития языка с историей общества;
- осознавать национальное своеобразие,
богатство, выразительность родного языка;
- понимать причины изменений в сло-
варном составе языка, причины перерас-
пределения пластов лексики между актив-
ным и пассивным запасом слов;
- осознавать изменения в русском языке
рической образностью;
- понимать и истолковывать значения фразеологи-
ческих оборотов с национально-культурным компо-
нентом, комментировать историю их происхожде-
ния, уместно употреблять в современных ситуациях
общения;
- понимать и истолковывать значения пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений, определять
источники их происхождения, правильно употреб-
лять в современных ситуациях общения;
- характеризовать лексику с точки зрения проис-
хождения: лексика исконно русская и заимствован-
ная;
- понимать роль заимствованной лексики в совре-
менном русском языке;
- распознавать слова, заимствованные русским
языком из языков народов России и мира;
- определять значения современных неологизмов,
характеризовать их по сфере употребления и стили-
стической окраске.
Культура речи
- соблюдать основные орфоэпические нормы со-
временного русского литературного языка;
- правильно произносить отдельные грамматиче-
ские формы имен существительных, имен прилага-
тельных и глаголов;
- осознавать смыслоразличительную роль ударе-
ния на примере омографов;
- различать варианты орфоэпической и акцентоло-
гической нормы, употреблять слова с учётом произ-
носительных вариантов орфоэпической нормы;
- употреблять слова с учётом стилистических ва-
риантов орфоэпической нормы;
- соблюдать основные лексические нормы совре-
менного русского литературного языка;
- употреблять синонимы, антонимы, омонимы, па-
ронимы с учётом стилистических вариантов лекси-
ческой нормы;
- различать стилистические варианты лексической
нормы;
- употреблять имена существительные, имена при-
лагательные и глаголы с учётом стилистических ва-
риантов лексической нормы;
- различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления рече-
вых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи;
- соблюдать основные грамматические нормы со-
временного русского литературного языка;
- употреблять заимствованные несклоняемые име-
на существительные, сложные имена существи-
как объективный процесс, понимать при-
чины внешних и внутренних факторов
языковых изменений;
- понимать процессы заимствования лек-
сики как результат взаимодействия нацио-
нальных культур;
- характеризовать заимствованные слова
по языку-источнику (из славянских и не-
славянских языков), времени вхождения
(самые древние и более поздние);
- распознавать старославянизмы, пони-
мать роль старославянского языка в разви-
тии русского литературного языка.
Культура речи
- понимать активные процессы в области
произношения и ударения;
- употреблять слова в соответствии с его
лексическим
значением
и требованием
лексической сочетаемости;
- правильно употреблять синонимиче-
ские грамматические конструкции с учё-
том смысловых и стилистических особен-
ностей;
- анализировать и оценивать с точки зре-
ния норм современного русского литера-
турного языка чужую и собственную речь,
корректировать речь с учётом её соответ-
ствия основным нормам;
- осознавать важность соблюдения норм
современного русского литературного язы-
ка для культурного человека;
- соблюдать культуры чтения, говорения,
аудирования и письма;
- оценивать свои языковые умения, пла-
нировать и осуществлять их совершен-
ствование и развитие.
- понимать национальную специфику ре-
чевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов;
- понимать активные процессы в русском
речевом этикете;
- соблюдать этикетные формы и устой-
чивые формулы, принципы этикетного об-
щения, лежащие в основе национального
речевого этикета.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные раз-
новидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
- сознательно использовать изобрази-
тельные, имена собственные (географические назва-
ния);
- употреблять аббревиатуры, обусловленные кате-
горией рода;
- употреблять имена прилагательные в формах
сравнительной степени, в краткой форме;
- определять типичные грамматические ошибки в
речи;
- правильно употреблять имена существительные,
имена прилагательные, глаголы с учётом вариантов
грамматической нормы;
- согласовывать сказуемое с подлежащим, имею-
щим в своём составе количественно-именное соче-
тание;
- согласовывать сказуемое с подлежащим, выра-
женным существительным со значением лица жен-
ского рода, сочетанием числительного и существи-
тельного;
- строить словосочетания по типу согласования;
- строить словосочетания по типу управления
предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки»;
- редактировать текст с целью исправления грам-
матических ошибок;
- выявлять и исправлять грамматические ошибки в
устной речи;
- соблюдать основные нормы русского речевого
этикета: этикетные формы и формулы обращения,
этикетные формы обращения в официальной и не-
официальной речевой ситуации, современные фор-
мулы обращения к незнакомому человеку;
- соблюдать нормы русского этикетного поведения
в ситуациях делового общения;
- пользоваться активным и потенциальным сло-
варным запасом, объёмом грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств на род-
ном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- использовать толковые, в том числе мультиме-
дийные, словари для определения лексического зна-
чения слова, особенностей употребления;
- использовать орфоэпические, в том числе муль-
тимедийные, словари для определения норматив-
ного произношения слова, вариантов произношения;
- использовать словари синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов для уточнения значения слов,
подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов, а также в процессе редактирования тек-
ста;
- использовать грамматические словари и спра-
вочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и
предложения, опознавания вариантов грамматиче-
ской нормы, в процессе редактирования текста.
тельно-выразительные средства языка при
создании текста;
- извлекать необходимую информацию
из различных источников и переводить ее
в текстовый формат;
- уместно использовать коммуникатив-
ные стратегии и тактики устного общения;
- редактировать собственные тексты с це-
лью совершенствования их содержания и
формы.
Речь. Речевая деятельность. Текст
- дифференцировать и интегрировать информацию
прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, классифициро-
вать фактический материал по определённому при-
знаку, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать между ними логическую связь;
- соотносить части прочитанного и прослушанного
текста: устанавливать причинно-следственные от-
ношения, логические связи между абзацами и ча-
стями текста и определять средства их выражения;
- владеть различными видами слушания (деталь-
ным, выборочным, ознакомительным, критическим,
интерактивным) учебно-научных, художественных,
публицистических
текстов
различных
функцио-
нально-смысловых типов речи;
- владеть различными видами чтения (просмотро-
вым, ознакомительным, изучающим, поисковым)
учебно-научных, художественных, публицистиче-
ских текстов различных функционально-смысловых
типов речи;
- строить устные учебно-научные сообщения раз-
личных видов, принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
- владеть умениями учебно-делового общения;
- производить комплексный анализ текстов раз-
личных функциональных стилей.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
на уровне среднего общего образования
Класс
Разделы, темы
Содержание
10
Язык и культура
Язык как хранилище материаль-
ной и духовной культуры народа
Лингвистический
эксперимент
«Составление
словарика
лексем
Новосибирской области «История
края через историю слова»»
Крылатые слова и выражения:
источники, значение и употреб-
ление в современных ситуациях
общения
Лингвистический
эксперимент
«Трансформация фразеологизмов
как
стилистический
приём
в
сказке П.П. Ершова «Конёк-Гор-
бунок»
Изобразительно-выразительные
средства языка и их национально-
культурная специфика
Творческая лаборатория «Эпи-
теты с семантикой цвета в лирике
Слова, обозначающие предметы и явления тра-
диционного русского быта, слова с национально-
культурным компонентом значения. Крылатые сло-
ва и выражения как воплощение опыта, наблю-
дений, оценок, народного ума и особенностей на-
циональной культуры народа. Метафоры обще-
языковые и художественные, их национально-
культурная специфика. Олицетворения и эпитеты
как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-
символы, обладающие традиционной метафориче-
ской образностью. Факторы, влияющие на разви-
тие языка: социально-политические события и из-
менения в обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков. Перераспределение пла-
стов лексики между активным и пассивным запа-
сом слов
В. Черемисина»
Связь
исторического
развития
языка с историей общества
Культура речи
Основные орфоэпические нормы
современного русского литератур-
ного языка. Варианты нормы
Произносительные варианты ор-
фоэпической нормы. Омографы
Нормы
произношения
отдель-
ных грамматических форм
Типичные орфоэпические ошиб-
ки в
устной речи.
Отражение
произносительных
вариантов
в
современных орфоэпических сло-
варях
Лингвистический
эксперимент
«Фонетические особенности язы-
ков коренных народов Сибири.
Проведение мини-исследования»
Творческая лаборатория «Роль
звукописи в художественном тек-
сте (на примере поэтических тек-
стов сибирских авторов)»
Основные
лексические
нормы
современного русского литератур-
ного языка. Нормы употребления
имён существительных, имён при-
лагательных, глаголов в совре-
менном русском языке
Паронимы и их употребление в
речи
Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях.
Словарные пометы
Лингвистический
эксперимент
«Однозначные
и
многозначные
слова, называющие реалии обла-
сти. Составление тематического
словарика»
Творческая лаборатория «Лекси-
ческие особенности стихотворения
Т.М. Белозёрова «Сохатый»»
Основные грамматические нор-
мы современного русского ли-
тературного языка. Категория рода
имён существительных
Лингвистический
эксперимент
«Топонимика как раздел онома-
стики. Неофициальные топонимы
Новосибирской области»
Понятие о варианте нормы. Равноправные и до-
пустимые варианты произношения. Нерекоменду-
емые и неправильные варианты произношения.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова.
Произносительные варианты орфоэпической нор-
мы (було[ч’]ная - було[ш]ная). Произносительные
варианты
на
уровне
словосочетаний
(микро-
волнОвая печь – микровОлновая терапия) Нормы
произношения некоторых грамматических форм
имён существительных, имён прилагательных, гла-
голов. Типичные орфоэпические ошибки в устной
речи. Современные орфоэпические словари. Поня-
тие об основных лексических нормах современного
русского языка. Стилистические варианты нормы
употребления имён существительных, имён прила-
гательных и глаголов. Смысловые различия, харак-
тер лексической сочетаемости, способы управле-
ния, функционально-стилевая окраска и употреб-
ление паронимов в речи. Типичные речевые ошиб-
ки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Современные толковые словари. Отражение вари-
антов лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы. Категория рода имён суще-
ствительных: род заимствованных несклоняемых
имён существительных (шимпанзе, колибри, аве-
ню), род сложных имён существительных (плащ-
палатка, диван-кровать, музей-квартира), род имён
собственных (географических названий), род аб-
бревиатур.
Нормы
употребления
имён
при-
лагательных в формах сравнительной степени,
краткой форме. Типичные грамматические ошибки.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных словарях и справочниках. Соотноше-
ние понятий «этика», «этикет»; «этические нормы»
, «этикетные нормы», «этикетные формы». Устой-
чивые формулы речевого этикета в общении. Эти-
кетные формулы начала и конца общения. Этикет-
ные формулы похвалы и комплимента. Этикетные
формулы благодарности. Роль обращения в рус-
ском речевом этикете. История этикетной формулы
обращения в русском языке
Творческая
лаборатория
«Аб-
страктные имена существительные
в сибирских летописях (на мате-
риале сборника Е.И. Дергачевой –
Скоп «Летописи Сибирские)»
Нормы употребления имён при-
лагательных в отдельных грамма-
тических формах
Лингвистический
эксперимент
«Способы образования имён при-
лагательных, содержащихся в на-
званиях мостов города Новоси-
бирска»
Творческая лаборатория «Каче-
ственные имена прилагательные и
их смысловая функция в стихо-
творениях Гайдука Н.В. Оформ-
ление иллюстрированного лэпбу-
ка»
Типичные
грамматические
ошибки.
Отражение
вариантов
грамматической нормы в совре-
менных словарях и справочниках.
Словарные пометы
Этика и речевой этикет
Обращение в русском речевом
этикете
Лингвистический
эксперимент
«Традиции речевого этикета в го-
роде Новосибирске. Проведение
мини-исследования»
Творческая лаборатория «Экс-
прессивная функция обращений в
текстах обрядового фольклора Си-
бири»
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Устная речь как форма речевого
общения
Средства выразительной устной
речи
Творческая
лаборатория
«Ма-
стерская
слова»
(выразительное
чтение собственных поэтических
произведений о малой родине)
Типы
текста.
Повествование.
Описание. Рассуждение
Лингвистический
эксперимент
«Типы текста. Оформление раз-
личных типов текста о малой ро-
дине
(повествование,
описание,
рассуждение)»
Основные особенности устной речи. Необходи-
мость соблюдения в устной речи орфоэпических и
интонационных норм. Язык и речь. Точность и ло-
гичность речи. Выразительность, чистота и богат-
ство речи. Средства выразительной устной речи
(тон, тембр, темп). Типы текста: повествование,
описание, рассуждение
Защита лингвистического про-
екта (раскрытие лингвистической
темы на материале региональной
направленности)
11
Язык и культура
Собственно русские слова как
база и основной источник разви-
тия лексики русского литератур-
ного языка. Заимствованная лек-
сика
Лингвистический
эксперимент
«Заимствованная лексика в рус-
ских говорах Сибири. Оформление
тематического конспекта по статье
лингвиста А.И. Фёдорова»
Экологические проблемы совре-
менного русского языка
Лингвистический
эксперимент
«За бережное отношение к рус-
скому языку»
Значение собственно русских слов. Лексика, за-
имствованная русским языком из языков народов
России и мира. Заимствования из славянских и не-
славянских языков. Причины заимствований. Осо-
бенности освоения иноязычной лексики. Роль за-
имствований в современном русском языке. Ак-
тивные процессы в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры). Стре-
мительный рост словарного состава языка. «Неоло-
гический бум» - рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке
слов, их стилистическая переоценка. Активизация
процесса заимствования иноязычных слов. Эколо-
гические проблемы современного русского языка и
меры по их устранению
Культура речи
Нормы построения словосочета-
ний по типу согласования
Особенности построения слово-
сочетаний по типу управления
Творческая лаборатория «Син-
таксические связи в словосочета-
ниях (на материале исторических
преданий о Ермаке)»
Согласование сказуемого с под-
лежащим
Лингвистический
эксперимент
«Способы
выражения
подлежа-
щего и сказуемого в сибирских по-
словицах и поговорках. Оформ-
ление
тематической
справки
с
примерами»
Творческая лаборатория «Упо-
требление знаков препинания (на
примере произведения В.П. Аста-
фьева «Притча о сибирских цве-
тах»)
Ошибки в построении сложных
предложений
Лингвистический
эксперимент
«Составление
мини-альманаха
«Заметки о Новосибирске» с ис-
пользованием
различных
видов
сложных предложений»
Творческая мастерская «Слож-
ноподчинённые
предложения
с
придаточными
обстоятельствен-
Особенности построения словосочетаний по типу
согласования (маршрутное такси, обеих сестёр,
обоих братьев). Правила построения словосочета-
ний по типу управления (отзыв о книге – рецензия
на книгу, обидеться на слово – обижен словами).
Управление с предлогами «благодаря», «согласно»,
«вопреки». Согласование сказуемого с подлежа-
щим, выраженным именем существительным со
значением лица женского рода (врач пришёл – врач
пришла); выраженным сочетанием слов (много,
мало, немного, немало, сколько, столько, большин-
ство, меньшинство). Типичные ошибки в построе-
нии сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов («но» и «однако», «что» и
«будто»), повторение частицы «бы» в предложе-
ниях с союзами «чтобы» и «если бы», введение в
сложное предложение лишних указательных ме-
стоимений
ными в очерке В.П. Астафьева
«Ода русскому городу»
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Функциональная стилистика как
раздел лингвистики
Лингвистический
эксперимент
«Стилистические особенности си-
бирского фольклора: сказок, пе-
сен, загадок, заговоров. Проведе-
ние исследования с привлечением
специалистов вузов»
Творческая лаборатория «Стили-
стические
функции
языковых
средств в прозе В.Г. Распутина (на
материале произведений «Живи и
помни», «Деньги для Марии»)
Разговорная речь и её особенно-
сти
Лингвистический
эксперимент
«Интонационная разметка разго-
ворной речи сибиряков»
Творческая лаборатория «Разго-
ворная лексика и «язык деревни» в
прозе В. Шукшина»
Официально-деловой стиль речи
и его особенности
Использование
лексических,
морфологических и синтаксиче-
ских средств в текстах офици-
ально-делового стиля. Неуместное
употребление речевых штампов
Лингвистический
эксперимент
«Оформление речевых высказы-
ваний в соответствии с требова-
ниями
к
официально-деловому
стилю речи»
Научный стиль речи и его разно-
видности
Основные
экстралингвистиче-
ские и лингвистические признаки
научного стиля речи. Речевые об-
разцы научного стиля речи
Лингвистический
эксперимент
«Оформление научной статьи «На-
родная топонимика города Ново-
сибирска»»
Культура учебно-научного об-
щения
Публицистический стиль речи и
его особенности
Лингвистический
эксперимент
Функциональная стилистика как раздел лингви-
стики, изучающий исторически сложившуюся в
русском языке систему функциональных разно-
видностей литературного языка в их соотношении
и взаимодействии. Функциональные разновидности
языка. Учёт основных факторов при разграничении
функциональных разновидностей языка. Разговор-
ная речь: сфера применения, функция, разновидно-
сти, признаки, жанры. Речевое высказывание в
рамках типовых жанров разговорной речи. Условия
построения речи и речевого поведения в рамках об-
щения в Интернете. Официально-деловой стиль
речи: сфера применения, разновидности, признаки,
жанры. Примеры неуместного употребления рече-
вых штампов. Научный стиль речи: сфера примене-
ния, функция, разновидности, признаки, жанры. Ре-
чевые образцы научного стиля речи. Способы аргу-
ментации. Правила эффективной аргументации.
Причины неэффективной аргументации в учебно-
научном общении. Виды косвенных доказательств.
Способы опровержения доводов оппонента. Усло-
вия
корректной
дискуссии.
Публицистический
стиль речи: сфера применения, функция, разновид-
ности, признаки, жанры. Основные экстралингви-
стические и лингвистические признаки публици-
стического стиля речи. Жанры публицистики. Осо-
бенности языка художественной литературы
«Создание портретного очерка о
выдающемся человеке города Но-
восибирска
(прошлое/настоящее
время)»
Творческая лаборатория «Экс-
прессивные ресурсы современной
газетной публицистики (на мате-
риале газет Сибирского региона)»
Язык
художественной
литера-
туры
Использование в художествен-
ных текстах изобразительно-вы-
разительных
языковых
средств,
тропов и фигур речи
Лингвистический
эксперимент
«Составление
виртуальной
экс-
курсии по Сибирскому краю с ис-
пользованием изобразительно-вы-
разительных средств языка»
Творческая лаборатория «Роль
изобразительно-выразительных
средств в пейзажной лирике Ели-
заветы Стюарт»
Защита лингвистического про-
екта (раскрытие лингвистической
темы на материале региональной
направленности)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы
Класс
Разделы, темы
Количество
часов
10
Язык и культура
Язык как хранилище материальной и духовной культуры
народа
Лингвистический эксперимент «Составление словарика
лексем Новосибирской области «История края через исто-
рию слова»»
Крылатые слова и выражения: источники, значение и упо-
требление в современных ситуациях общения
Лингвистический эксперимент «Трансформация фразеоло-
гизмов как стилистический приём в сказке П.П. Ершова
«Конёк-Горбунок»
Изобразительно-выразительные средства языка и их наци-
онально-культурная специфика
Творческая лаборатория «Эпитеты с семантикой цвета в
лирике В. Черемисина»
Связь исторического развития языка с историей общества
7 часов
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Варианты нормы
22 часа
Произносительные варианты орфоэпической нормы. Омо-
графы
Нормы произношения отдельных грамматических форм
Типичные орфоэпические ошибки в устной речи. Отраже-
ние произносительных вариантов в современных орфоэпи-
ческих словарях
Лингвистический эксперимент «Фонетические особенно-
сти языков коренных народов Сибири. Проведение мини-
исследования»
Творческая лаборатория «Роль звукописи в художествен-
ном тексте (на примере поэтических текстов сибирских ав-
торов)»
Основные лексические нормы современного русского ли-
тературного языка. Нормы употребления имён существи-
тельных, имён прилагательных, глаголов в современном рус-
ском языке
Паронимы и их употребление в речи
Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях. Словарные по-
меты
Лингвистический эксперимент «Однозначные и много-
значные слова, называющие реалии области. Составление
тематического словарика»
Творческая лаборатория «Лексические особенности стихо-
творения Т.М. Белозёрова «Сохатый»»
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Категория рода имён существитель-
ных
Лингвистический эксперимент «Топонимика как раздел
ономастики. Неофициальные топонимы Новосибирской об-
ласти»
Творческая лаборатория «Абстрактные имена существи-
тельные в сибирских летописях (на материале сборника Е.И.
Дергачевой – Скоп «Летописи Сибирские)»
Нормы употребления имён прилагательных в отдельных
грамматических формах
Лингвистический
эксперимент
«Способы
образования
имён прилагательных, содержащихся в названиях мостов го-
рода Новосибирска»
Творческая лаборатория «Качественные имена прилага-
тельные и их смысловая функция в стихотворениях Гайдука
Н.В. Оформление иллюстрированного лэпбука»
Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных словарях и справоч-
никах. Словарные пометы
Этика и речевой этикет
Обращение в русском речевом этикете
Лингвистический эксперимент «Традиции речевого эти-
кета в городе Новосибирске. Проведение мини-исследова-
ния»
Творческая лаборатория «Экспрессивная функция обра-
щений в текстах обрядового фольклора Сибири»
Речь. Речевая деятельность. Текст
Устная речь как форма речевого общения
Средства выразительной устной речи
Творческая лаборатория «Мастерская слова» (выразитель-
ное чтение собственных поэтических произведений о малой
родине)
Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение
Лингвистический эксперимент «Типы текста. Оформление
различных типов текста о малой родине (повествование,
описание, рассуждение)»
Защита лингвистического проекта (раскрытие лингвисти-
ческой темы на материале региональной направленности)
7 часов
Всего: 36 часов
11
Язык и культура
Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка. Заимство-
ванная лексика
Лингвистический эксперимент «Заимствованная лексика в
русских говорах Сибири. Оформление тематического кон-
спекта по статье лингвиста А.И. Фёдорова»
Экологические проблемы современного русского языка
Лингвистический эксперимент «За бережное отношение к
русскому языку»
4 часа
Культура речи
Нормы построения словосочетаний по типу согласования
Особенности построения словосочетаний по типу управле-
ния
Творческая лаборатория «Синтаксические связи в словосо-
четаниях (на материале исторических преданий о Ермаке)»
Согласование сказуемого с подлежащим
Лингвистический эксперимент «Способы выражения под-
лежащего и сказуемого в сибирских пословицах и поговор-
ках. Оформление тематической справки с примерами»
Творческая лаборатория «Употребление знаков препина-
ния (на примере произведения В.П. Астафьева «Притча о си-
бирских цветах»)
Ошибки в построении сложных предложений
Лингвистический эксперимент «Составление мини-альма-
наха «Заметки о Новосибирске» с использованием различ-
ных видов сложных предложений»
Творческая мастерская «Сложноподчинённые предложе-
ния с придаточными обстоятельственными в очерке В.П.
Астафьева «Ода русскому городу»
9 часов
Речь. Речевая деятельность. Текст
Функциональная стилистика как раздел лингвистики
Лингвистический эксперимент «Стилистические особен-
ности сибирского фольклора: сказок, песен, загадок, загово-
ров. Проведение исследования с привлечением специалистов
вузов»
Творческая лаборатория «Стилистические функции языко-
вых средств в прозе В.Г. Распутина (на материале произве-
дений «Живи и помни», «Деньги для Марии»)
21 час
Разговорная речь и её особенности
Лингвистический эксперимент «Интонационная разметка
разговорной речи сибиряков»
Творческая лаборатория «Разговорная лексика и «язык де-
ревни» в прозе В. Шукшина»
Официально-деловой стиль речи и его особенности
Использование лексических, морфологических и синтак-
сических средств в текстах официально-делового стиля. Не-
уместное употребление речевых штампов
Лингвистический эксперимент «Оформление речевых вы-
сказываний в соответствии с требованиями к официально-
деловому стилю речи»
Научный стиль речи и его разновидности
Основные экстралингвистические и лингвистические при-
знаки научного стиля речи. Речевые образцы научного стиля
речи
Лингвистический эксперимент «Оформление научной ста-
тьи «Народная топонимика города Новосибирска»»
Культура учебно-научного общения
Публицистический стиль речи и его особенности
Лингвистический
эксперимент
«Создание
портретного
очерка о выдающемся человеке города Новосибирска (про-
шлое/настоящее время)»
Творческая лаборатория «Экспрессивные ресурсы совре-
менной газетной публицистики (на материале газет Сибир-
ского региона)»
Язык художественной литературы
Использование в художественных текстах изобразительно-
выразительных языковых средств, тропов и фигур речи
Лингвистический эксперимент «Составление виртуальной
экскурсии по Сибирскому краю с использованием изобрази-
тельно-выразительных средств языка»
Творческая лаборатория «Роль изобразительно-вырази-
тельных средств в пейзажной лирике Елизаветы Стюарт»
Защита лингвистического проекта (раскрытие лингвисти-
ческой темы на материале региональной направленности)
Всего: 34 часа