Напоминание

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" для уровня среднего общего образования


Автор: Захарова Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" для уровня среднего общего образования
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»

в соответствии с ФГОС СОО (10-11-е классы)

Образовательная область: «Родной язык и родная литература»

Название учебного предмета: «Родной (русский) язык

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для уровня среднего общего об-

разования составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (при-

каз Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, в редакции приказов от 29 дека-

бря 2014г. № 1645, от 31 декабря 2015г. №1578, от 29 июня 2017г. № 613)

2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена ре-

шением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня

2016г. № 2/16-з)

3. Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей «Родной язык и

литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» (одобрено решением

регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Новосибирской

области; протокол от 21 ноября 2018г. № 032/2018; составители: Волчек М.Г., Максимова Н.В., Мо-

локова А.В.)

Целью изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» является формирование у обучаю-

щихся представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимания важнейших социо-

культурных функций языковой кодификации, расширение сведений о многообразных связях русско-

го языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Поставленная цель требует реализации следующих задач:

- воспитание гражданина и патриота; формирование у обучающихся представления о русском

языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- формирование у учащихся познавательного интереса, любви, уважительного отношения к рус-

скому языку, а через него - к родной культуре;

- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, уважительного

отношения к культурам и языкам народов России;

- совершенствование коммуникативных умений учащихся, обеспечивающих свободное владение

русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса обучающихся, развитие их способности и готовности к речевому

взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- углубление и расширение знаний о явлениях и категориях русского языка, обеспечивающих его

нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стили-

стических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о нацио-

нальной специфике русского языка и языковых единицах с национально-культурной семантикой.

Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа состав-

лена с учётом проведения уроков родного (русского) языка в определённом количестве в параллелях

классов:

- 10 класс – 36 учебных часов в год (1 учебный час в неделю);

- 11 класс – 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).

Содержание рабочей программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса

русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на

достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образова-

ния по русскому языку. В то же время цели курса русского языка в рамках предметной области

«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным харак-

тером учебного предмета и особенностями функционирования языка в разных регионах Российской

Федерации. Основные содержательные линии программы соотносятся с основными содержательны-

ми линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и

имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

1. «Язык и культура»:

- раскрытие взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского

народа, национально-культурной специфики русского языка;

- овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;

- выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и

мира, овладение культурой межнационального общения.

2. «Культура речи»:

- формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского

языка во всех сферах жизни;

- практическое овладение культурой речи - навыками сознательного и произвольного использо-

вания норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования рече-

вых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логич-

ности, чистоты, богатства и выразительности;

- развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литератур-

ного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

3. «Речь. Речевая деятельность. Текст»:

- совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и пись-

менной речи;

- развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников

ситуациях общения - умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учиты-

вать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета

«Родной (русский) язык» на уровне среднего общего образования

Личностные результаты

Класс

Личностные результаты

10

- осознание своей этнической принадлежности, наличие уважения к ис-

тории, языку и культуре своего народа;

- наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному

культурному, языковому, духовному многообразию современного мира;

- наличие осознанного, уважительного отношения к другому человеку,

его мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции;

- наличие представления о родном языке как духовной, нравственной и

культурной ценности народа;

- наличие гордости за родной язык, потребности в сохранении его чи-

стоты как явления национальной культуры;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответ-

ственности за сохранение культуры народа.

11

- осознание своей этнической принадлежности, наличие уважения к ис-

тории, языку и культуре своего народа;

- наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному

культурному, языковому, духовному многообразию современного мира;

- наличие осознанного, уважительного отношения к другому человеку,

его мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции;

- наличие представления о родном языке как духовной, нравственной и

культурной ценности народа;

- наличие гордости за родной язык, потребности в сохранении его чи-

стоты как явления национальной культуры;

- наличие культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и пись-

менной речи, правилами речевого этикета;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответ-

ственности за сохранение культуры народа;

- наличие нравственного сознания и поведения на основе общечелове-

ческих ценностей;

- наличие уважения к родному (русскому) языку как государственному

языку Российской Федерации, являющемуся основой российской иден-

тичности и главным фактором национального самоопределения.

Метапредметные результаты

Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

10

-

умение

определять

цели деятельности, по-

следовательность

дей-

ствий при их достиже-

- умение продуктивно

общаться и взаимодей-

ствовать в процессе сов-

местной

деятельности,

- способность искать и

находить

обобщенные

способы решения задач,

в том числе, осуществ-

нии;

- умение оценивать воз-

можные последствия до-

стижения поставленных

целей

в

деятельности,

собственной

жизни

и

жизни окружающих лю-

дей, основываясь на со-

ображениях этики и мо-

рали;

- умение организовы-

вать эффективный поиск

ресурсов,

необходимых

для достижения постав-

ленных целей;

-

умение

самостоя-

тельно оценивать и при-

нимать решения, опре-

деляющие стратегию по-

ведения, с учетом граж-

данских и нравственных

ценностей;

- владение основами са-

моконтроля,

само-

оценки, принятия реше-

ний

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной и познаватель-

ной деятельности.

находить общее решение

и разрешать конфликты

на основе согласования

позиций и учета интере-

сов;

- способность коорди-

нировать

и

выполнять

работу в условиях реаль-

ного,

виртуального

и

комбинированного

вза-

имодействия;

- умение осознанно ис-

пользовать

речевые

средства в соответствии

с задачей коммуникации

для

выражения

своих

чувств, мыслей и по-

требностей для планиро-

вания и регуляции своей

деятельности;

- владение устной и

письменной речью, мо-

нологической

кон-

текстной речью;

- овладение социаль-

ными нормами речевого

поведения в различных

ситуациях

неформаль-

ного межличностного и

межкультурного

обще-

ния, а также в процессе

индивидуальной,

груп-

повой деятельности.

лять

развернутый

ин-

формационный поиск и

ставить на его основе но-

вые (учебные и позна-

вательные) задачи;

-

умение

критически

оценивать и интерпрети-

ровать

информацию

с

разных позиций, распо-

знавать и фиксировать

противоречия в инфор-

мационных источниках;

- умение использовать

различные

модельно-

схематические

средства

для представления суще-

ственных связей и отно-

шений, а также противо-

речий, выявленных в ин-

формационных

источ-

никах;

- способность выходить

за рамки учебного пред-

мета и осуществлять це-

ленаправленный

поиск

возможностей для широ-

кого переноса средств и

способов действия;

- владение навыками

познавательной, учебно-

исследовательской

и

проектной деятельности,

навыками

разрешения

проблем.

11

-

умение

самостоя-

тельно определять цели

обучения, ставить и фор-

мулировать новые зада-

чи

в

учебе

и

позна-

вательной деятельности,

развивать мотивы и ин-

тересы

своей

познава-

тельной деятельности;

-

умение

самостоя-

тельно планировать пути

достижения целей, в том

числе

альтернативные,

осознанно выбирать наи-

более

эффективные

способы решения учеб-

ных и познавательных

задач;

- умение продуктивно

общаться и взаимодей-

ствовать в процессе сов-

местной

деятельности,

находить общее решение

и разрешать конфликты

на основе согласования

позиций и учета интере-

сов;

- способность коорди-

нировать

и

выполнять

работу в условиях реаль-

ного,

виртуального

и

комбинированного

вза-

имодействия;

- умение осознанно ис-

пользовать

речевые

средства в соответствии

- готовность и способ-

ность к самостоятельной

информационно-позна-

вательной деятельности;

- владение навыками

получения необходимой

информации из словарей

разных типов;

-

умение

ориентиро-

ваться в различных ис-

точниках

информации,

критически оценивать и

интерпретировать

ин-

формацию, получаемую

из различных источни-

ков;

- умение использовать

различные

модельно-

-

умение

соотносить

свои действия с плани-

руемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе достижения ре-

зультата,

определять

способы действий в рам-

ках предложенных усло-

вий и требований, кор-

ректировать

свои

дей-

ствия в соответствии с

изменяющейся

ситуа-

цией;

-

умение

оценивать

правильность

выполне-

ния учебной задачи, соб-

ственные

возможности

ее решения;

- владение основами са-

моконтроля,

само-

оценки, принятия реше-

ний

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной и познаватель-

ной деятельности.

с задачей коммуникации

для

выражения

своих

чувств, мыслей и по-

требностей для планиро-

вания и регуляции своей

деятельности;

- владение устной и

письменной речью, мо-

нологической

кон-

текстной речью;

- овладение социаль-

ными нормами речевого

поведения в различных

ситуациях

неформаль-

ного межличностного и

межкультурного

обще-

ния, а также в процессе

индивидуальной,

груп-

повой деятельности;

- способность осуще-

ствлять деловую комму-

никацию как со сверст-

никами, так и со взрос-

лыми (как внутри об-

разовательной

органи-

зации, так и за ее преде-

лами), подбирать парт-

неров для деловой ком-

муникации исходя из со-

ображений

результа-

тивности

взаимодей-

ствия, а не личных сим-

патий;

- готовность и способ-

ность к речевому взаи-

модействию и взаимопо-

ниманию, потребность к

речевому самосовершен-

ствованию.

схематические

средства

для представления суще-

ственных связей и отно-

шений, а также противо-

речий, выявленных в ин-

формационных источни-

ках;

- способность выходить

за рамки учебного пред-

мета и осуществлять це-

ленаправленный

поиск

возможностей для широ-

кого переноса средств и

способов действия;

- владение навыками

познавательной, учебно-

исследовательской

и

проектной деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

- владение навыками

познавательной рефлек-

сии как осознания со-

вершаемых действий и

мыслительных

процес-

сов, их результатов и ос-

нований, границ своего

знания и незнания, но-

вых познавательных за-

дач и средств их дости-

жения.

Предметные результаты

Класс

Обучающийся научится

Обучающийся получит

возможность научиться

10

Язык и культура

- понимать значение родного языка в

современном мире;

- характеризовать этапы историче-

ского развития языка;

- осознавать национальное своеобра-

зие родного русского языка;

- правильно употреблять в речи слова

Язык и культура

- правильно употреблять заимство-

ванные слова в собственной речи;

- определять особенности заимство-

ванной лексики в сибирских говорах;

- отличать друг от друга слова ак-

тивного и пассивного запасов;

- понимать значения современных

с национально-культурной семантикой;

- осознавать национальное своеобра-

зие слов, имеющих метафорическую

образность;

- понимать значение фразеологиче-

ских оборотов с национально-культур-

ным компонентом значения;

- истолковывать значения пословиц и

поговорок с национально-культурным

компонентом значения.

Культура речи

- владеть орфоэпическими нормами

современного русского языка;

- понимать роль ударения в определе-

нии смысла слова;

- анализировать фонетические осо-

бенности языков коренных народов Си-

бири;

- определять роль звукописи в поэти-

ческих текстах;

- владеть основными лексическими

нормами современного русского языка;

- правильно употреблять в собствен-

ной речи антонимы, синонимы, омо-

нимы, паронимы;

- употреблять в собственной речи сло-

ва в соответствии с их лексическим зна-

чением;

- разграничивать между собой одно-

значные и многозначные слова, назы-

вающие реалии области;

- владеть

основными

грамматиче-

скими нормами современного русского

языка;

- определять способы образования

имён прилагательных, содержащихся в

топонимах города Новосибирска;

- определять смысловую функцию ка-

чественных имён прилагательных, со-

держащихся в поэтических текстах;

- правильно употреблять заимство-

ванные слова в собственной речи;

- владеть правилами речевого этикета

и применять их в речевой ситуации;

- соблюдать основные нормы рече-

вого этикета в ситуациях делового об-

щения;

- понимать сущность активных про-

цессов, происходящих в речевом эти-

кете.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- понимать и интерпретировать ин-

неологизмов, правильно употреблять

их в собственной речи.

Культура речи

- правильно согласовывать подлежа-

щее и сказуемое между собой при по-

строении предложения;

- определять способы выражения

подлежащего и сказуемого в малых

жанрах сибирского фольклора;

- правильно составлять словосочета-

ния по типу согласования и управле-

ния;

- определять тип синтаксической

связи в словосочетании;

-

владеть

навыками

построения

сложных предложений разных видов;

- использовать различные виды сло-

варей, в том числе мультимедийные, в

собственной деятельности.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- владеть различными видами слу-

шания монологической речи, учебно-

научных, художественных, публици-

стических текстов различных типов

речи;

- владеть различными видами чте-

ния

учебно-научных,

художествен-

ных, публицистических текстов раз-

личных типов речи;

- характеризовать стилистические

особенности сибирского фольклора;

- производить интонационную раз-

метку разговорной речи сибиряков;

- различать между собой речевые

образцы научного стиля речи;

- оформлять научную статью на

определённую тематику;

- строить устные учебно-научные

сообщения различных видов;

- принимать участие в учебно-науч-

ной дискуссии;

- создавать портретный очерк с учё-

том особенностей публицистического

стиля речи;

- анализировать экспрессивные ре-

сурсы современной газетной публи-

цистики;

- производить комплексный анализ

текстов различных функциональных

стилей.

формацию прочитанного и прослушан-

ного текстов;

- выявлять средства речевой вырази-

тельности в художественных текстах и

определять их роль;

- систематизировать фактический ма-

териал по определённым признакам;

-

устанавливать

логические

связи

между абзацами и частями текста;

- определять функционально-смысло-

вой тип текста;

- уместно использовать коммуника-

тивные стратегии и тактики устного об-

щения.

11

Язык и культура

- правильно употреблять заимство-

ванные слова в собственной речи;

- определять особенности заимство-

ванной лексики в сибирских говорах;

- отличать друг от друга слова актив-

ного и пассивного запасов;

- понимать значения современных

неологизмов, правильно употреблять

их в собственной речи.

Культура речи

- правильно согласовывать подлежа-

щее и сказуемое между собой при по-

строении предложения;

-

определять

способы

выражения

подлежащего и сказуемого в малых

жанрах сибирского фольклора;

- правильно составлять словосочета-

ния по типу согласования и управле-

ния;

- определять тип синтаксической свя-

зи в словосочетании;

- владеть навыками построения слож-

ных предложений разных видов;

- использовать различные виды слова-

рей, в том числе мультимедийные, в

собственной деятельности.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- владеть различными видами слуша-

ния монологической речи, учебно-науч-

ных,

художественных,

публици-

стических текстов различных типов

речи;

- владеть различными видами чтения

учебно-научных, художественных, пуб-

лицистических текстов различных ти-

пов речи;

-

характеризовать

стилистические

Язык и культура

- различать между собой исконно

русские и заимствованные слова;

- комментировать причины заим-

ствований в современном русском

языке;

- осознавать серьёзность экологиче-

ских проблем русского литературного

языка.

Культура речи

- оценивать с точки зрения норм со-

временного русского литературного

языка чужую и собственную речь;

- свободно выражать собственные

мысли и чувства, используя активный

и потенциальный словарный запас,

необходимые грамматические сред-

ства.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- - использовать лексические, мор-

фологические и синтаксические сред-

ства при построении текстов офици-

ально-делового стиля речи;

- редактировать собственные тексты

с целью совершенствования их со-

держания и формы.

особенности сибирского фольклора;

- производить интонационную раз-

метку разговорной речи сибиряков;

- различать между собой речевые об-

разцы научного стиля речи;

- оформлять научную статью на опре-

делённую тематику;

- строить устные учебно-научные со-

общения различных видов;

- принимать участие в учебно-науч-

ной дискуссии;

- создавать портретный очерк с учё-

том особенностей публицистического

стиля речи;

- анализировать экспрессивные ре-

сурсы современной газетной публици-

стики;

- производить комплексный анализ

текстов

различных

функциональных

стилей.

В результате изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне среднего об-

щего образования

Выпускник научится

Выпускник получит

возможность научиться

Личностные результаты

- осознавать свою этническую принадлежность,

уважать историю, язык и культуру своего народа;

- относиться уважительно к другому человеку, его

мировоззрению, культуре, языку, гражданской по-

зиции;

- осознавать родной язык как духовную, нрав-

ственную и культурную ценность народа;

- испытывать гордость за родной язык, потреб-

ность в сохранении его чистоты как явления нацио-

нальной культуры;

- владеть родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с

нормами устной и письменной речи, правилами ре-

чевого этикета;

- уважать родной (русский) язык как государ-

ственный язык Российской Федерации, являющийся

основой российской идентичности и главным фак-

тором национального самоопределения.

- руководствоваться мировоззрением, со-

ответствующим

современному

культур-

ному, языковому, духовному многообра-

зию современного мира;

- осознавать историческую преемствен-

ность поколений, свою ответственность за

сохранение культуры народа;

- владеть навыками поведения с учётом

общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

- самостоятельно определять цели обучения, ста-

вить и формулировать новые задачи в учебе и позна-

вательной деятельности, развивать мотивы и инте-

ресы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения

целей, в том числе альтернативные, осознанно вы-

- продуктивно общаться и взаимодей-

ствовать в процессе совместной деятель-

ности, находить общее решение и разре-

шать конфликты на основе согласования

позиций и учета интересов;

- владеть социальными нормами речевого

бирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми ре-

зультатами, осуществлять контроль своей деятель-

ности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий

и требований, корректировать свои действия в соот-

ветствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной за-

дачи, собственные возможности ее решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки,

принятия решений и осуществления осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

- координировать и выполнять работу в условиях

реального, виртуального и комбинированного вза-

имодействия;

- осознанно использовать речевые средства в соот-

ветствии с задачей коммуникации для выражения

своих чувств, мыслей и потребностей для планиро-

вания и регуляции своей деятельности;

- владеть устной и письменной речью, монологи-

ческой контекстной речью;

- испытывать готовность к речевому взаимодей-

ствию и взаимопониманию, потребность к речевому

самосовершенствованию;

- испытывать готовность к самостоятельной ин-

формационно-познавательной деятельности;

- владеть навыками получения необходимой ин-

формации из словарей разных типов;

- ориентироваться в различных источниках ин-

формации, критически оценивать и интерпретиро-

вать информацию, получаемую из различных источ-

ников;

- использовать различные модельно-схематические

средства для представления существенных связей и

отношений, а также противоречий, выявленных в

информационных источниках;

- выходить за рамки учебного предмета и осу-

ществлять целенаправленный поиск возможностей

для широкого переноса средств и способов дей-

ствия.

поведения в различных ситуациях нефор-

мального межличностного и межкультур-

ного общения, а также в процессе индиви-

дуальной, групповой деятельности;

- осуществлять деловую коммуникацию

как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации,

так и за ее пределами), подбирать партне-

ров для деловой коммуникации исходя из

соображений результативности взаимодей-

ствия, а не личных симпатий;

-

владеть

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской и проектной де-

ятельности, навыками разрешения про-

блем;

- владеть навыками познавательной ре-

флексии как осознания совершаемых дей-

ствий и мыслительных процессов, их ре-

зультатов и оснований, границ своего зна-

ния и незнания, новых познавательных за-

дач и средств их достижения.

Предметные результаты

Язык и культура

- осознавать роль родного языка в жизни общества

и государства, в современном мире;

- осознавать роль родного языка в жизни человека;

- понимать и истолковывать значения слов с наци-

онально-культурным компонентом, правильно упо-

треблять их в речи;

- осознавать национальное своеобразие общеязы-

ковых и художественных метафор, поэтических

слов-символов, обладающих традиционной метафо-

Язык и культура

- понимать взаимосвязь исторического

развития языка с историей общества;

- осознавать национальное своеобразие,

богатство, выразительность родного языка;

- понимать причины изменений в сло-

варном составе языка, причины перерас-

пределения пластов лексики между актив-

ным и пассивным запасом слов;

- осознавать изменения в русском языке

рической образностью;

- понимать и истолковывать значения фразеологи-

ческих оборотов с национально-культурным компо-

нентом, комментировать историю их происхожде-

ния, уместно употреблять в современных ситуациях

общения;

- понимать и истолковывать значения пословиц и

поговорок, крылатых слов и выражений, определять

источники их происхождения, правильно употреб-

лять в современных ситуациях общения;

- характеризовать лексику с точки зрения проис-

хождения: лексика исконно русская и заимствован-

ная;

- понимать роль заимствованной лексики в совре-

менном русском языке;

- распознавать слова, заимствованные русским

языком из языков народов России и мира;

- определять значения современных неологизмов,

характеризовать их по сфере употребления и стили-

стической окраске.

Культура речи

- соблюдать основные орфоэпические нормы со-

временного русского литературного языка;

- правильно произносить отдельные грамматиче-

ские формы имен существительных, имен прилага-

тельных и глаголов;

- осознавать смыслоразличительную роль ударе-

ния на примере омографов;

- различать варианты орфоэпической и акцентоло-

гической нормы, употреблять слова с учётом произ-

носительных вариантов орфоэпической нормы;

- употреблять слова с учётом стилистических ва-

риантов орфоэпической нормы;

- соблюдать основные лексические нормы совре-

менного русского литературного языка;

- употреблять синонимы, антонимы, омонимы, па-

ронимы с учётом стилистических вариантов лекси-

ческой нормы;

- различать стилистические варианты лексической

нормы;

- употреблять имена существительные, имена при-

лагательные и глаголы с учётом стилистических ва-

риантов лексической нормы;

- различать типичные речевые ошибки;

- редактировать текст с целью исправления рече-

вых ошибок;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной

речи;

- соблюдать основные грамматические нормы со-

временного русского литературного языка;

- употреблять заимствованные несклоняемые име-

на существительные, сложные имена существи-

как объективный процесс, понимать при-

чины внешних и внутренних факторов

языковых изменений;

- понимать процессы заимствования лек-

сики как результат взаимодействия нацио-

нальных культур;

- характеризовать заимствованные слова

по языку-источнику (из славянских и не-

славянских языков), времени вхождения

(самые древние и более поздние);

- распознавать старославянизмы, пони-

мать роль старославянского языка в разви-

тии русского литературного языка.

Культура речи

- понимать активные процессы в области

произношения и ударения;

- употреблять слова в соответствии с его

лексическим

значением

и требованием

лексической сочетаемости;

- правильно употреблять синонимиче-

ские грамматические конструкции с учё-

том смысловых и стилистических особен-

ностей;

- анализировать и оценивать с точки зре-

ния норм современного русского литера-

турного языка чужую и собственную речь,

корректировать речь с учётом её соответ-

ствия основным нормам;

- осознавать важность соблюдения норм

современного русского литературного язы-

ка для культурного человека;

- соблюдать культуры чтения, говорения,

аудирования и письма;

- оценивать свои языковые умения, пла-

нировать и осуществлять их совершен-

ствование и развитие.

- понимать национальную специфику ре-

чевого этикета по сравнению с речевым

этикетом других народов;

- понимать активные процессы в русском

речевом этикете;

- соблюдать этикетные формы и устой-

чивые формулы, принципы этикетного об-

щения, лежащие в основе национального

речевого этикета.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- использовать знания о формах русского

языка (литературный язык, просторечие,

народные говоры, профессиональные раз-

новидности, жаргон, арго) при создании

текстов;

- сознательно использовать изобрази-

тельные, имена собственные (географические назва-

ния);

- употреблять аббревиатуры, обусловленные кате-

горией рода;

- употреблять имена прилагательные в формах

сравнительной степени, в краткой форме;

- определять типичные грамматические ошибки в

речи;

- правильно употреблять имена существительные,

имена прилагательные, глаголы с учётом вариантов

грамматической нормы;

- согласовывать сказуемое с подлежащим, имею-

щим в своём составе количественно-именное соче-

тание;

- согласовывать сказуемое с подлежащим, выра-

женным существительным со значением лица жен-

ского рода, сочетанием числительного и существи-

тельного;

- строить словосочетания по типу согласования;

- строить словосочетания по типу управления

предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки»;

- редактировать текст с целью исправления грам-

матических ошибок;

- выявлять и исправлять грамматические ошибки в

устной речи;

- соблюдать основные нормы русского речевого

этикета: этикетные формы и формулы обращения,

этикетные формы обращения в официальной и не-

официальной речевой ситуации, современные фор-

мулы обращения к незнакомому человеку;

- соблюдать нормы русского этикетного поведения

в ситуациях делового общения;

- пользоваться активным и потенциальным сло-

варным запасом, объёмом грамматических средств

для свободного выражения мыслей и чувств на род-

ном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- использовать толковые, в том числе мультиме-

дийные, словари для определения лексического зна-

чения слова, особенностей употребления;

- использовать орфоэпические, в том числе муль-

тимедийные, словари для определения норматив-

ного произношения слова, вариантов произношения;

- использовать словари синонимов, антонимов,

омонимов, паронимов для уточнения значения слов,

подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов,

паронимов, а также в процессе редактирования тек-

ста;

- использовать грамматические словари и спра-

вочники для уточнения нормы формообразования,

словоизменения и построения словосочетания и

предложения, опознавания вариантов грамматиче-

ской нормы, в процессе редактирования текста.

тельно-выразительные средства языка при

создании текста;

- извлекать необходимую информацию

из различных источников и переводить ее

в текстовый формат;

- уместно использовать коммуникатив-

ные стратегии и тактики устного общения;

- редактировать собственные тексты с це-

лью совершенствования их содержания и

формы.

Речь. Речевая деятельность. Текст

- дифференцировать и интегрировать информацию

прочитанного и прослушанного текста: отделять

главные факты от второстепенных, классифициро-

вать фактический материал по определённому при-

знаку, выделять наиболее существенные факты,

устанавливать между ними логическую связь;

- соотносить части прочитанного и прослушанного

текста: устанавливать причинно-следственные от-

ношения, логические связи между абзацами и ча-

стями текста и определять средства их выражения;

- владеть различными видами слушания (деталь-

ным, выборочным, ознакомительным, критическим,

интерактивным) учебно-научных, художественных,

публицистических

текстов

различных

функцио-

нально-смысловых типов речи;

- владеть различными видами чтения (просмотро-

вым, ознакомительным, изучающим, поисковым)

учебно-научных, художественных, публицистиче-

ских текстов различных функционально-смысловых

типов речи;

- строить устные учебно-научные сообщения раз-

личных видов, принимать участие в учебно-научной

дискуссии;

- владеть умениями учебно-делового общения;

- производить комплексный анализ текстов раз-

личных функциональных стилей.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

на уровне среднего общего образования

Класс

Разделы, темы

Содержание

10

Язык и культура

Язык как хранилище материаль-

ной и духовной культуры народа

Лингвистический

эксперимент

«Составление

словарика

лексем

Новосибирской области «История

края через историю слова»»

Крылатые слова и выражения:

источники, значение и употреб-

ление в современных ситуациях

общения

Лингвистический

эксперимент

«Трансформация фразеологизмов

как

стилистический

приём

в

сказке П.П. Ершова «Конёк-Гор-

бунок»

Изобразительно-выразительные

средства языка и их национально-

культурная специфика

Творческая лаборатория «Эпи-

теты с семантикой цвета в лирике

Слова, обозначающие предметы и явления тра-

диционного русского быта, слова с национально-

культурным компонентом значения. Крылатые сло-

ва и выражения как воплощение опыта, наблю-

дений, оценок, народного ума и особенностей на-

циональной культуры народа. Метафоры обще-

языковые и художественные, их национально-

культурная специфика. Олицетворения и эпитеты

как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-

символы, обладающие традиционной метафориче-

ской образностью. Факторы, влияющие на разви-

тие языка: социально-политические события и из-

менения в обществе, развитие науки и техники,

влияние других языков. Перераспределение пла-

стов лексики между активным и пассивным запа-

сом слов

В. Черемисина»

Связь

исторического

развития

языка с историей общества

Культура речи

Основные орфоэпические нормы

современного русского литератур-

ного языка. Варианты нормы

Произносительные варианты ор-

фоэпической нормы. Омографы

Нормы

произношения

отдель-

ных грамматических форм

Типичные орфоэпические ошиб-

ки в

устной речи.

Отражение

произносительных

вариантов

в

современных орфоэпических сло-

варях

Лингвистический

эксперимент

«Фонетические особенности язы-

ков коренных народов Сибири.

Проведение мини-исследования»

Творческая лаборатория «Роль

звукописи в художественном тек-

сте (на примере поэтических тек-

стов сибирских авторов)»

Основные

лексические

нормы

современного русского литератур-

ного языка. Нормы употребления

имён существительных, имён при-

лагательных, глаголов в совре-

менном русском языке

Паронимы и их употребление в

речи

Современные толковые словари.

Отражение вариантов лексической

нормы в современных словарях.

Словарные пометы

Лингвистический

эксперимент

«Однозначные

и

многозначные

слова, называющие реалии обла-

сти. Составление тематического

словарика»

Творческая лаборатория «Лекси-

ческие особенности стихотворения

Т.М. Белозёрова «Сохатый»»

Основные грамматические нор-

мы современного русского ли-

тературного языка. Категория рода

имён существительных

Лингвистический

эксперимент

«Топонимика как раздел онома-

стики. Неофициальные топонимы

Новосибирской области»

Понятие о варианте нормы. Равноправные и до-

пустимые варианты произношения. Нерекоменду-

емые и неправильные варианты произношения.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова.

Произносительные варианты орфоэпической нор-

мы (було[ч’]ная - було[ш]ная). Произносительные

варианты

на

уровне

словосочетаний

(микро-

волнОвая печь – микровОлновая терапия) Нормы

произношения некоторых грамматических форм

имён существительных, имён прилагательных, гла-

голов. Типичные орфоэпические ошибки в устной

речи. Современные орфоэпические словари. Поня-

тие об основных лексических нормах современного

русского языка. Стилистические варианты нормы

употребления имён существительных, имён прила-

гательных и глаголов. Смысловые различия, харак-

тер лексической сочетаемости, способы управле-

ния, функционально-стилевая окраска и употреб-

ление паронимов в речи. Типичные речевые ошиб-

ки, связанные с употреблением паронимов в речи.

Современные толковые словари. Отражение вари-

антов лексической нормы в современных словарях.

Словарные пометы. Категория рода имён суще-

ствительных: род заимствованных несклоняемых

имён существительных (шимпанзе, колибри, аве-

ню), род сложных имён существительных (плащ-

палатка, диван-кровать, музей-квартира), род имён

собственных (географических названий), род аб-

бревиатур.

Нормы

употребления

имён

при-

лагательных в формах сравнительной степени,

краткой форме. Типичные грамматические ошибки.

Отражение вариантов грамматической нормы в

современных словарях и справочниках. Соотноше-

ние понятий «этика», «этикет»; «этические нормы»

, «этикетные нормы», «этикетные формы». Устой-

чивые формулы речевого этикета в общении. Эти-

кетные формулы начала и конца общения. Этикет-

ные формулы похвалы и комплимента. Этикетные

формулы благодарности. Роль обращения в рус-

ском речевом этикете. История этикетной формулы

обращения в русском языке

Творческая

лаборатория

«Аб-

страктные имена существительные

в сибирских летописях (на мате-

риале сборника Е.И. Дергачевой –

Скоп «Летописи Сибирские)»

Нормы употребления имён при-

лагательных в отдельных грамма-

тических формах

Лингвистический

эксперимент

«Способы образования имён при-

лагательных, содержащихся в на-

званиях мостов города Новоси-

бирска»

Творческая лаборатория «Каче-

ственные имена прилагательные и

их смысловая функция в стихо-

творениях Гайдука Н.В. Оформ-

ление иллюстрированного лэпбу-

ка»

Типичные

грамматические

ошибки.

Отражение

вариантов

грамматической нормы в совре-

менных словарях и справочниках.

Словарные пометы

Этика и речевой этикет

Обращение в русском речевом

этикете

Лингвистический

эксперимент

«Традиции речевого этикета в го-

роде Новосибирске. Проведение

мини-исследования»

Творческая лаборатория «Экс-

прессивная функция обращений в

текстах обрядового фольклора Си-

бири»

Речь. Речевая деятельность.

Текст

Устная речь как форма речевого

общения

Средства выразительной устной

речи

Творческая

лаборатория

«Ма-

стерская

слова»

(выразительное

чтение собственных поэтических

произведений о малой родине)

Типы

текста.

Повествование.

Описание. Рассуждение

Лингвистический

эксперимент

«Типы текста. Оформление раз-

личных типов текста о малой ро-

дине

(повествование,

описание,

рассуждение)»

Основные особенности устной речи. Необходи-

мость соблюдения в устной речи орфоэпических и

интонационных норм. Язык и речь. Точность и ло-

гичность речи. Выразительность, чистота и богат-

ство речи. Средства выразительной устной речи

(тон, тембр, темп). Типы текста: повествование,

описание, рассуждение

Защита лингвистического про-

екта (раскрытие лингвистической

темы на материале региональной

направленности)

11

Язык и культура

Собственно русские слова как

база и основной источник разви-

тия лексики русского литератур-

ного языка. Заимствованная лек-

сика

Лингвистический

эксперимент

«Заимствованная лексика в рус-

ских говорах Сибири. Оформление

тематического конспекта по статье

лингвиста А.И. Фёдорова»

Экологические проблемы совре-

менного русского языка

Лингвистический

эксперимент

«За бережное отношение к рус-

скому языку»

Значение собственно русских слов. Лексика, за-

имствованная русским языком из языков народов

России и мира. Заимствования из славянских и не-

славянских языков. Причины заимствований. Осо-

бенности освоения иноязычной лексики. Роль за-

имствований в современном русском языке. Ак-

тивные процессы в современном русском языке

(основные тенденции, отдельные примеры). Стре-

мительный рост словарного состава языка. «Неоло-

гический бум» - рождение новых слов, изменение

значений и переосмысление имеющихся в языке

слов, их стилистическая переоценка. Активизация

процесса заимствования иноязычных слов. Эколо-

гические проблемы современного русского языка и

меры по их устранению

Культура речи

Нормы построения словосочета-

ний по типу согласования

Особенности построения слово-

сочетаний по типу управления

Творческая лаборатория «Син-

таксические связи в словосочета-

ниях (на материале исторических

преданий о Ермаке)»

Согласование сказуемого с под-

лежащим

Лингвистический

эксперимент

«Способы

выражения

подлежа-

щего и сказуемого в сибирских по-

словицах и поговорках. Оформ-

ление

тематической

справки

с

примерами»

Творческая лаборатория «Упо-

требление знаков препинания (на

примере произведения В.П. Аста-

фьева «Притча о сибирских цве-

тах»)

Ошибки в построении сложных

предложений

Лингвистический

эксперимент

«Составление

мини-альманаха

«Заметки о Новосибирске» с ис-

пользованием

различных

видов

сложных предложений»

Творческая мастерская «Слож-

ноподчинённые

предложения

с

придаточными

обстоятельствен-

Особенности построения словосочетаний по типу

согласования (маршрутное такси, обеих сестёр,

обоих братьев). Правила построения словосочета-

ний по типу управления (отзыв о книге – рецензия

на книгу, обидеться на слово – обижен словами).

Управление с предлогами «благодаря», «согласно»,

«вопреки». Согласование сказуемого с подлежа-

щим, выраженным именем существительным со

значением лица женского рода (врач пришёл – врач

пришла); выраженным сочетанием слов (много,

мало, немного, немало, сколько, столько, большин-

ство, меньшинство). Типичные ошибки в построе-

нии сложных предложений: постановка рядом двух

однозначных союзов («но» и «однако», «что» и

«будто»), повторение частицы «бы» в предложе-

ниях с союзами «чтобы» и «если бы», введение в

сложное предложение лишних указательных ме-

стоимений

ными в очерке В.П. Астафьева

«Ода русскому городу»

Речь. Речевая деятельность.

Текст

Функциональная стилистика как

раздел лингвистики

Лингвистический

эксперимент

«Стилистические особенности си-

бирского фольклора: сказок, пе-

сен, загадок, заговоров. Проведе-

ние исследования с привлечением

специалистов вузов»

Творческая лаборатория «Стили-

стические

функции

языковых

средств в прозе В.Г. Распутина (на

материале произведений «Живи и

помни», «Деньги для Марии»)

Разговорная речь и её особенно-

сти

Лингвистический

эксперимент

«Интонационная разметка разго-

ворной речи сибиряков»

Творческая лаборатория «Разго-

ворная лексика и «язык деревни» в

прозе В. Шукшина»

Официально-деловой стиль речи

и его особенности

Использование

лексических,

морфологических и синтаксиче-

ских средств в текстах офици-

ально-делового стиля. Неуместное

употребление речевых штампов

Лингвистический

эксперимент

«Оформление речевых высказы-

ваний в соответствии с требова-

ниями

к

официально-деловому

стилю речи»

Научный стиль речи и его разно-

видности

Основные

экстралингвистиче-

ские и лингвистические признаки

научного стиля речи. Речевые об-

разцы научного стиля речи

Лингвистический

эксперимент

«Оформление научной статьи «На-

родная топонимика города Ново-

сибирска»»

Культура учебно-научного об-

щения

Публицистический стиль речи и

его особенности

Лингвистический

эксперимент

Функциональная стилистика как раздел лингви-

стики, изучающий исторически сложившуюся в

русском языке систему функциональных разно-

видностей литературного языка в их соотношении

и взаимодействии. Функциональные разновидности

языка. Учёт основных факторов при разграничении

функциональных разновидностей языка. Разговор-

ная речь: сфера применения, функция, разновидно-

сти, признаки, жанры. Речевое высказывание в

рамках типовых жанров разговорной речи. Условия

построения речи и речевого поведения в рамках об-

щения в Интернете. Официально-деловой стиль

речи: сфера применения, разновидности, признаки,

жанры. Примеры неуместного употребления рече-

вых штампов. Научный стиль речи: сфера примене-

ния, функция, разновидности, признаки, жанры. Ре-

чевые образцы научного стиля речи. Способы аргу-

ментации. Правила эффективной аргументации.

Причины неэффективной аргументации в учебно-

научном общении. Виды косвенных доказательств.

Способы опровержения доводов оппонента. Усло-

вия

корректной

дискуссии.

Публицистический

стиль речи: сфера применения, функция, разновид-

ности, признаки, жанры. Основные экстралингви-

стические и лингвистические признаки публици-

стического стиля речи. Жанры публицистики. Осо-

бенности языка художественной литературы

«Создание портретного очерка о

выдающемся человеке города Но-

восибирска

(прошлое/настоящее

время)»

Творческая лаборатория «Экс-

прессивные ресурсы современной

газетной публицистики (на мате-

риале газет Сибирского региона)»

Язык

художественной

литера-

туры

Использование в художествен-

ных текстах изобразительно-вы-

разительных

языковых

средств,

тропов и фигур речи

Лингвистический

эксперимент

«Составление

виртуальной

экс-

курсии по Сибирскому краю с ис-

пользованием изобразительно-вы-

разительных средств языка»

Творческая лаборатория «Роль

изобразительно-выразительных

средств в пейзажной лирике Ели-

заветы Стюарт»

Защита лингвистического про-

екта (раскрытие лингвистической

темы на материале региональной

направленности)

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отведённых на освоение каждой темы

Класс

Разделы, темы

Количество

часов

10

Язык и культура

Язык как хранилище материальной и духовной культуры

народа

Лингвистический эксперимент «Составление словарика

лексем Новосибирской области «История края через исто-

рию слова»»

Крылатые слова и выражения: источники, значение и упо-

требление в современных ситуациях общения

Лингвистический эксперимент «Трансформация фразеоло-

гизмов как стилистический приём в сказке П.П. Ершова

«Конёк-Горбунок»

Изобразительно-выразительные средства языка и их наци-

онально-культурная специфика

Творческая лаборатория «Эпитеты с семантикой цвета в

лирике В. Черемисина»

Связь исторического развития языка с историей общества

7 часов

Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. Варианты нормы

22 часа

Произносительные варианты орфоэпической нормы. Омо-

графы

Нормы произношения отдельных грамматических форм

Типичные орфоэпические ошибки в устной речи. Отраже-

ние произносительных вариантов в современных орфоэпи-

ческих словарях

Лингвистический эксперимент «Фонетические особенно-

сти языков коренных народов Сибири. Проведение мини-

исследования»

Творческая лаборатория «Роль звукописи в художествен-

ном тексте (на примере поэтических текстов сибирских ав-

торов)»

Основные лексические нормы современного русского ли-

тературного языка. Нормы употребления имён существи-

тельных, имён прилагательных, глаголов в современном рус-

ском языке

Паронимы и их употребление в речи

Современные толковые словари. Отражение вариантов

лексической нормы в современных словарях. Словарные по-

меты

Лингвистический эксперимент «Однозначные и много-

значные слова, называющие реалии области. Составление

тематического словарика»

Творческая лаборатория «Лексические особенности стихо-

творения Т.М. Белозёрова «Сохатый»»

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка. Категория рода имён существитель-

ных

Лингвистический эксперимент «Топонимика как раздел

ономастики. Неофициальные топонимы Новосибирской об-

ласти»

Творческая лаборатория «Абстрактные имена существи-

тельные в сибирских летописях (на материале сборника Е.И.

Дергачевой – Скоп «Летописи Сибирские)»

Нормы употребления имён прилагательных в отдельных

грамматических формах

Лингвистический

эксперимент

«Способы

образования

имён прилагательных, содержащихся в названиях мостов го-

рода Новосибирска»

Творческая лаборатория «Качественные имена прилага-

тельные и их смысловая функция в стихотворениях Гайдука

Н.В. Оформление иллюстрированного лэпбука»

Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов

грамматической нормы в современных словарях и справоч-

никах. Словарные пометы

Этика и речевой этикет

Обращение в русском речевом этикете

Лингвистический эксперимент «Традиции речевого эти-

кета в городе Новосибирске. Проведение мини-исследова-

ния»

Творческая лаборатория «Экспрессивная функция обра-

щений в текстах обрядового фольклора Сибири»

Речь. Речевая деятельность. Текст

Устная речь как форма речевого общения

Средства выразительной устной речи

Творческая лаборатория «Мастерская слова» (выразитель-

ное чтение собственных поэтических произведений о малой

родине)

Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение

Лингвистический эксперимент «Типы текста. Оформление

различных типов текста о малой родине (повествование,

описание, рассуждение)»

Защита лингвистического проекта (раскрытие лингвисти-

ческой темы на материале региональной направленности)

7 часов

Всего: 36 часов

11

Язык и культура

Собственно русские слова как база и основной источник

развития лексики русского литературного языка. Заимство-

ванная лексика

Лингвистический эксперимент «Заимствованная лексика в

русских говорах Сибири. Оформление тематического кон-

спекта по статье лингвиста А.И. Фёдорова»

Экологические проблемы современного русского языка

Лингвистический эксперимент «За бережное отношение к

русскому языку»

4 часа

Культура речи

Нормы построения словосочетаний по типу согласования

Особенности построения словосочетаний по типу управле-

ния

Творческая лаборатория «Синтаксические связи в словосо-

четаниях (на материале исторических преданий о Ермаке)»

Согласование сказуемого с подлежащим

Лингвистический эксперимент «Способы выражения под-

лежащего и сказуемого в сибирских пословицах и поговор-

ках. Оформление тематической справки с примерами»

Творческая лаборатория «Употребление знаков препина-

ния (на примере произведения В.П. Астафьева «Притча о си-

бирских цветах»)

Ошибки в построении сложных предложений

Лингвистический эксперимент «Составление мини-альма-

наха «Заметки о Новосибирске» с использованием различ-

ных видов сложных предложений»

Творческая мастерская «Сложноподчинённые предложе-

ния с придаточными обстоятельственными в очерке В.П.

Астафьева «Ода русскому городу»

9 часов

Речь. Речевая деятельность. Текст

Функциональная стилистика как раздел лингвистики

Лингвистический эксперимент «Стилистические особен-

ности сибирского фольклора: сказок, песен, загадок, загово-

ров. Проведение исследования с привлечением специалистов

вузов»

Творческая лаборатория «Стилистические функции языко-

вых средств в прозе В.Г. Распутина (на материале произве-

дений «Живи и помни», «Деньги для Марии»)

21 час

Разговорная речь и её особенности

Лингвистический эксперимент «Интонационная разметка

разговорной речи сибиряков»

Творческая лаборатория «Разговорная лексика и «язык де-

ревни» в прозе В. Шукшина»

Официально-деловой стиль речи и его особенности

Использование лексических, морфологических и синтак-

сических средств в текстах официально-делового стиля. Не-

уместное употребление речевых штампов

Лингвистический эксперимент «Оформление речевых вы-

сказываний в соответствии с требованиями к официально-

деловому стилю речи»

Научный стиль речи и его разновидности

Основные экстралингвистические и лингвистические при-

знаки научного стиля речи. Речевые образцы научного стиля

речи

Лингвистический эксперимент «Оформление научной ста-

тьи «Народная топонимика города Новосибирска»»

Культура учебно-научного общения

Публицистический стиль речи и его особенности

Лингвистический

эксперимент

«Создание

портретного

очерка о выдающемся человеке города Новосибирска (про-

шлое/настоящее время)»

Творческая лаборатория «Экспрессивные ресурсы совре-

менной газетной публицистики (на материале газет Сибир-

ского региона)»

Язык художественной литературы

Использование в художественных текстах изобразительно-

выразительных языковых средств, тропов и фигур речи

Лингвистический эксперимент «Составление виртуальной

экскурсии по Сибирскому краю с использованием изобрази-

тельно-выразительных средств языка»

Творческая лаборатория «Роль изобразительно-вырази-

тельных средств в пейзажной лирике Елизаветы Стюарт»

Защита лингвистического проекта (раскрытие лингвисти-

ческой темы на материале региональной направленности)

Всего: 34 часа



В раздел образования