Напоминание

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для уровня среднего общего образования


Автор: Захарова Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для уровня среднего общего образования
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа по учебному предмету в соответствии с ФГОС СОО (10-11 классы)

Предметная область: «Русский язык и литература»

Название учебного предмета: русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для уровня среднего общего образования составлена на

основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (при-

каз Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, в редакции приказов от 29 дека-

бря 2014г. № 1645, от 31 декабря 2015г. №1578, от 29 июня 2017г. № 613)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 –

ФЗ

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена ре-

шением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня

2016г. № 2/16-з)

4. Программы общеобразовательных организаций. Русский язык. 10-11-е классы. Авторы-соста-

вители: А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – М., «Просвещение», 2015

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учеб-

ному предмету «Русский язык» является освоение содержание предмета и достижение обучающими-

ся результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Поставленная цель требует реализации следующих задач:

- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе

стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, уме-

ний применять знания о них в речевой практике;

- овладение умением в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях

различных стилей и жанров выражать личную позицию и собственное отношение к прочитанным

текстам;

- овладение умением комплексного анализа предложенного текста;

- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,

достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым

нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры;

- формирование у обучающихся прочных орфографических и пунктуационных умений и навы-

ков, обогащение их словарного запаса и грамматического строя речи.

Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа состав-

лена с учётом проведения уроков русского языка в определённом количестве в параллелях классов:

- 10 класс – 36 учебных часов в год (1 учебный час в неделю);

- 11 класс – 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).

В соответствии с количеством часов чётко спланированы темы по изучению нового материала,

повторению материала, изученного на уровне основного общего образования, отработке практиче-

ских умений и навыков, необходимых обучающимся для качественного прохождения Государствен-

ной итоговой аттестации по русскому языку. В содержание рабочей программы рационально введе-

ны уроки развития речи, способствующие формированию у обучающихся прочных навыков владе-

ния письменной и устной речью, совершенствованию их коммуникативных способностей и культу-

ры речи, уроки-практикумы, позволяющие формировать у учащихся орфографические и пунктуаци-

онные умения и навыки, обогащать грамматический строй речи.

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего об-

щего образования направлено на совершенствование коммуникативной (включая языковой, речевой

и социолингвистический компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой

компетенций. Однако в 10-11-х классах при обучении русскому языку основное внимание уделяется

совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Содержание программы на уровне среднего общего образования в большей степени нацелено на

работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию имеющихся

знаний о языковой системе и языковых нормах, на совершенствование коммуникативных навыков. В

целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности особое внимание при

изучении учебного предмета «Русский язык» уделяется способности выпускника соблюдать культу-

ру научного и делового общения как в письменной, так и в устной форме.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы

«Текст. Виды его преобразования», «Речевое общение. Культура речи», «Функциональные разновид-

ности русского языка», освоение которых предполагает, прежде всего, самостоятельное изучение

материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расшире-

ние лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»

на уровне среднего общего образования

Личностные результаты

Класс

Личностные результаты

10

- наличие уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Ро-

дину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- наличие уважения к русскому языку как государственному языку Рос-

сийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и

главным фактором национального самоопределения;

- наличие потребности к сохранению чистоты русского языка как явле-

ния национальной культуры, понимание необходимости бережного от-

ношения к русскому языку и значимости ответственности людей за со-

хранения чистоты и богатства русского языка;

- наличие уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации;

- наличие готовности и способности вести диалог с другими людьми,

достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать

для их достижения;

- наличие готовности и способности к образованию, в том числе само-

образованию, сознательного отношения к непрерывному образованию

как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

11

- наличие уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Ро-

дину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- наличие уважения к русскому языку как государственному языку Рос-

сийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и

главным фактором национального самоопределения;

- наличие уважения к русскому языку как одной из основных нацио-

нально-культурных ценностей народа, понимание определяющей роли

русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей

и моральных качеств личности;

- осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нрав-

ственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценно-

стям национальной и мировой науки и культуры;

- наличие потребности к сохранению чистоты русского языка как явле-

ния национальной культуры, понимание необходимости бережного от-

ношения к русскому языку и значимости ответственности людей за со-

хранение чистоты и богатства русского языка;

- наличие уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации;

- наличие готовности и способности вести диалог с другими людьми,

достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать

для их достижения;

- наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге куль-

тур;

- наличие нравственного сознания и поведения на основе усвоения об-

щечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поли-

культурном мире;

- наличие готовности и способности к образованию, в том числе само-

образованию, сознательного отношения к непрерывному образованию

как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- понимание зависимости успешной социализации человека, способно-

сти его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уров-

ня владения русским языком;

- наличие стремления к речевому самосовершенствованию, способно-

сти анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуника-

тивный аспекты речевого высказывания.

Метапредметные результаты

Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

10

-

умение

самостоя-

тельно определять цели,

задавать

параметры

и

критерии,

по

которым

можно определить, что

цель достигнута;

- способность оцени-

вать возможные послед-

ствия

достижения

по-

ставленной цели в дея-

тельности,

собственной

жизни и жизни окружа-

ющих людей, основыва-

ясь

на

соображениях

этики и морали;

- способность выбирать

путь достижения цели,

планировать

решение

поставленных задач;

- умение сопоставлять

полученный

результат

деятельности с постав-

ленной заранее целью.

-

умение

при

осу-

ществлении

групповой

работы быть как руково-

дителем, так и членом

команды в разных ролях;

- способность коорди-

нировать

и

выполнять

работу в условиях ре-

ального, виртуального и

комбинированного

вза-

имодействия;

-

умение

развёрнуто,

логично и точно изла-

гать свою точку зрения с

использованием

адек-

ватных (устных и пись-

менных)

языковых

средств;

-

способность

распо-

знавать конфликтные си-

туации и предотвращать

конфликты.

- способность искать и

находить

обобщённые

способы решения задач,

осуществлять

развёрну-

тый

информационный

поиск и ставить на его

основе новые учебные и

познавательные задачи;

- способность находить

и приводить критические

аргументы в отношении

действий

и

суждений

другого, спокойно и ра-

зумно относиться к кри-

тическим замечаниям в

отношении собственного

суждения, рассматривать

их как ресурс собствен-

ного развития;

- умение менять и удер-

живать разные позиции в

познавательной деятель-

ности.

11

-

умение

самостоя-

тельно определять цели,

задавать

параметры

и

критерии,

по

которым

можно определить, что

цель достигнута;

- способность оцени-

вать возможные послед-

ствия

достижения

по-

ставленной цели в дея-

тельности,

собственной

жизни и жизни окружа-

ющих людей, основыва-

ясь

на

соображениях

этики и морали;

- способность выбирать

путь достижения цели,

планировать

решение

поставленных задач;

- умение сопоставлять

полученный

результат

деятельности с постав-

ленной заранее целью;

- умение ставить и фор-

мулировать собственные

задачи

в

обра-

зовательной

деятельно-

-

умение

при

осу-

ществлении

групповой

работы быть как руково-

дителем, так и членом

команды в разных ролях;

- способность коорди-

нировать

и

выполнять

работу в условиях ре-

ального, виртуального и

комбинированного

вза-

имодействия;

-

умение

развёрнуто,

логично и точно изла-

гать свою точку зрения с

использованием

адек-

ватных (устных и пись-

менных)

языковых

средств;

-

способность

распо-

знавать конфликтные си-

туации и предотвращать

конфликты;

- способность выстраи-

вать деловую коммуни-

кацию как со сверстни-

ками, так и со взрос-

лыми, подбирать парт-

- способность искать и

находить

обобщённые

способы решения задач,

осуществлять

развёрну-

тый

информационный

поиск и ставить на его

основе новые учебные и

познавательные задачи;

- способность находить

и приводить критические

аргументы в отношении

действий

и

суждений

другого, спокойно и ра-

зумно относиться к кри-

тическим замечаниям в

отношении собственного

суждения, рассматривать

их как ресурс собствен-

ного развития;

- умение менять и удер-

живать разные позиции в

познавательной деятель-

ности;

- способности критиче-

ски оценивать и интер-

претировать

информа-

цию с разных позиций,

сти и жизненных ситуа-

циях;

- способность оцени-

вать ресурсы, в том чис-

ле время, необходимые

для

достижения

по-

ставленной цели;

- умение организовы-

вать эффективный поиск

ресурсов,

необходимых

для достижения постав-

ленной цели.

нёров для деловой ком-

муникации

на

основе

собственных

соображе-

ний о результативности

взаимодействия.

распознавать и фиксиро-

вать противоречия в ин-

формационных источни-

ках;

- умение использовать

различные

модельно-

схематические

средства

для представления суще-

ственных связей и отно-

шений, а также противо-

речий, выявленных в ин-

формационных

источ-

никах;

- способность выходить

за рамки учебного пред-

мета и осуществлять це-

ленаправленный

поиск

возможностей для широ-

кого переноса средств и

способов действия;

- умение выстраивать

индивидуальную

обра-

зовательную

траекто-

рию, учитывая ограни-

чения со стороны других

участников и ресурсные

ограничения.

Предметные результаты

Класс

Обучающийся научится

Обучающийся получит

возможность научиться

10

- обосновывать основные функции

языка, понимать его роль как нацио-

нального языка русского народа, госу-

дарственного языка Российской Феде-

рации и языка межнационального об-

щения;

- создавать устные и письменные вы-

сказывания

определённой

функцио-

нально-смысловой принадлежности и

определённых жанров;

- правильно выбирать языковые сред-

ства для общения;

-

анализировать

композиционное

строение текста;

- строить текст, используя различные

средства связи между предложениями;

- адекватно понимать информацию

устного и письменного сообщения;

- владеть всеми видами чтения и

аудирования;

- соблюдать в практике речевого об-

щения основные орфоэпические, лек-

сические,

грамматические,

стили-

стические нормы современного рус-

ского литературного языка;

- проводить различные виды ана-

лиза слова (фонетический, морфем-

ный, словообразовательный, лексиче-

ский, морфологический), синтаксиче-

ский анализ словосочетания и пред-

ложения, многоаспектный анализ тек-

ста с точки зрения его основных при-

знаков и структуры, принадлежности

к

определённым

функциональным

разновидностям языка, особенностей

языкового оформления, использова-

ния выразительных средств языка;

-

выступать

перед

аудиторией

сверстников с сообщениями, докла-

дами, рефератами, участвовать в спо-

- владеть различными видами диалога

и монолога;

- соблюдать правила орфографии и

пунктуации в процессе письменного

общения;

- осуществлять речевой самоконтроль

в процессе учебной деятельности и в

повседневной практике речевого обще-

ния.

рах, обсуждениях актуальных тем с

использованием различных средств

аргументации.

11

- обосновывать основные функции

языка, понимать его роль как нацио-

нального языка русского народа, госу-

дарственного языка Российской Феде-

рации и языка межнационального об-

щения;

- создавать устные и письменные вы-

сказывания

определённой

функцио-

нально-смысловой принадлежности и

определённых жанров;

- правильно выбирать языковые сред-

ства для общения;

-

анализировать

композиционное

строение текста;

- строить текст, используя различные

средства связи между предложениями;

- адекватно понимать информацию

устного и письменного сообщения;

- владеть всеми видами чтения и

аудирования;

- владеть различными видами диалога

и монолога;

- соблюдать в практике речевого об-

щения основные орфоэпические, лек-

сические, грамматические, стилистиче-

ские нормы современного русского ли-

тературного языка;

- соблюдать правила орфографии и

пунктуации в процессе письменного

общения;

- проводить различные виды анализа

слова (фонетический, морфемный, сло-

вообразовательный, лексический, мор-

фологический), синтаксический анализ

словосочетания и предложения, много-

аспектный анализ текста с точки зрения

его основных признаков и структуры,

принадлежности к определённым функ-

циональным

разновидностям

языка,

особенностей языкового оформления,

использования выразительных средств

языка;

- осуществлять речевой самоконтроль

- осознавать место русского языка в

системе гуманитарных наук и его

роль в образовании в целом;

- понимать связь языка и культуры

народа, роль языка в жизни человека

и общества;

- владеть основами научных знаний

о русском языке, понимать взаимо-

связь его уровней и единиц;

- владеть основными стилистиче-

скими ресурсами лексики и фразеоло-

гии русского языка, основными нор-

мами русского литературного языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографиче-

скими, пунктуационными), нормами

речевого этикета, использовать их в

своей речевой практике при создании

устных и письменных высказываний.

в процессе учебной деятельности и в

повседневной практике речевого обще-

ния;

- выступать перед аудиторией сверст-

ников с сообщениями, докладами, ре-

фератами, участвовать в спорах, об-

суждениях актуальных тем с использо-

ванием различных средств аргумента-

ции.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего об-

разования

Выпускник научится

Выпускник получит

возможность научиться

Личностные результаты

- испытывать уважение к своему народу, гордость

за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России;

- уважать русский язык как государственный язык

Российской Федерации, являющийся основой рос-

сийской идентичности и главным фактором нацио-

нального самоопределения;

- стремиться к сохранению чистоты русского язы-

ка как явления национальной культуры, понимать

необходимость бережного отношения к русскому

языку и значимость ответственности людей за со-

хранение чистоты и богатства русского языка;

- уважать культуру, языки, традиции и обычаи на-

родов, проживающих в Российской Федерации;

- вести диалог с другими людьми, достигать в нём

взаимопонимания, находить общие цели и сотруд-

ничать для их достижения;

- стремиться к образованию, в том числе самооб-

разованию, сознательно относиться к непрерывному

образованию как условию успешной профессио-

нальной и общественной деятельности;

- стремиться к речевому самосовершенствованию,

анализировать и оценивать нормативный, этический

и коммуникативный аспекты речевого высказыва-

ния.

- уважать русский язык как одну из ос-

новных национально-культурных ценно-

стей

народа,

понимать

определяющую

роль русского языка в развитии интеллек-

туальных, творческих способностей и мо-

ральных качеств личности;

- осознавать феномен русского языка как

духовной, культурной, нравственной ос-

новы личности, как одного из способов

приобщения к ценностям национальной и

мировой науки и культуры;

- выстраивать собственное поведение на

основе усвоения общечеловеческих ценно-

стей, толерантного сознания;

- понимать зависимость успешной соци-

ализации человека, способности его адап-

тироваться в изменяющейся социокуль-

турной среде от уровня владения русским

языком;

Метапредметные результаты

- самостоятельно определять цели, задавать пара-

метры и критерии, по которым можно определить,

что цель достигнута;

- выбирать путь достижения цели, планировать ре-

шение поставленных задач;

- сопоставлять полученный результат деятельно-

сти с поставленной заранее целью;

- оценивать ресурсы, в том числе время, необхо-

димые для достижения поставленной цели;

- организовывать эффективный поиск ресурсов,

- оценивать возможные последствия до-

стижения поставленной цели в деятельно-

сти, собственной жизни и жизни окружа-

ющих людей, основываясь на соображе-

ниях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные

задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

- выстраивать деловую коммуникацию

как со сверстниками, так и со взрослыми,

необходимых для достижения поставленной цели;

- при осуществлении групповой работы быть как

руководителем, так и членом команды в разных ро-

лях;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку

зрения с использованием адекватных (устных и

письменных) языковых средств;

- искать и находить обобщённые способы решения

задач, осуществлять развёрнутый информационный

поиск и ставить на его основе новые учебные и по-

знавательные задачи;

- находить и приводить критические аргументы в

отношении действий и суждений другого, спокойно

и разумно относиться к критическим замечаниям в

отношении собственного суждения, рассматривать

их как ресурс собственного развития;

- менять и удерживать разные позиции в познава-

тельной деятельности;

- критически оценивать и интерпретировать ин-

формацию с разных позиций, распознавать и фикси-

ровать противоречия в информационных источни-

ках;

- использовать различные модельно-схематические

средства для представления существенных связей и

отношений, а также противоречий, выявленных в

информационных источниках;

- выходить за рамки учебного предмета и осу-

ществлять целенаправленный поиск возможностей

для широкого переноса средств и способов дей-

ствия.

подбирать партнёров для деловой комму-

никации на основе собственных соображе-

ний о результативности взаимодействия;

- координировать и выполнять работу в

условиях реального, виртуального и ком-

бинированного взаимодействия;

- распознавать конфликтные ситуации и

предотвращать конфликты;

- выстраивать индивидуальную образо-

вательную траекторию, учитывая ограни-

чения со стороны других участников и ре-

сурсные ограничения.

Предметные результаты

- использовать языковые средства адекватно цели

общения и речевой ситуации;

- использовать знания о формах русского языка

(литературный язык, просторечие, народные говоры,

профессиональные разновидности, жаргон, арго)

при создании текстов;

- создавать устные и письменные высказывания,

монологические и диалогические тексты определён-

ной

функционально-смысловой

принадлежности

(описание, повествование, рассуждение) и опреде-

лённых жанров;

- выстраивать композицию текста, используя зна-

ния о его структурных элементах;

- подбирать и использовать языковые средства в

зависимости от типа текста;

- правильно использовать лексические и грамма-

тические средства связи предложений при построе-

нии текста;

- создавать устные и письменные тексты разных

жанров в соответствии с функционально-стилевой

принадлежностью текста;

- распознавать уровни и единицы языка в

предъявленном тексте и видеть взаимо-

связь между ними;

- анализировать при оценке собственной

и чужой речи языковые средства, исполь-

зованные в тексте, с точки зрения пра-

вильности, точности и уместности их упо-

требления;

- комментировать авторские высказыва-

ния на различные темы (в том числе о бо-

гатстве и выразительности русского язы-

ка);

- отличать язык художественной литера-

туры от других разновидностей современ-

ного русского языка;

- использовать синонимические ресурсы

русского языка для более точного выраже-

ния мысли и усиления выразительности

речи;

- выражать согласие или несогласие с

мнением собеседника в соответствии с

- сознательно использовать изобразительно-выра-

зительные средства языка при создании текста;

- анализировать текст с точки зрения наличия в

нём явной и скрытой, основной и второстепенной

информации, определять его тему и основную

мысль;

- извлекать необходимую информацию из различ-

ных источников и переводить её в текстовый фор-

мат;

- преобразовывать текст в другие виды передачи

информации;

- использовать при работе с текстом разные виды

чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,

изучающее, реферативное);

- использовать при работе с текстом разные виды

аудирования (с полным пониманием текста, с пони-

манием его основного содержания, с выборочным

извлечением информации);

- выбирать тему, определять цель и подбирать ма-

териал для публичного выступления;

- соблюдать культуру публичной речи;

- соблюдать в речевой практике основные орфо-

эпические, лексические, грамматические, стилисти-

ческие, орфографические и пунктуационные нормы

русского литературного языка;

- оценивать собственную и чужую речь с позиции

соответствия языковым нормам;

- использовать основные нормативные словари и

справочники для оценки устных и письменных вы-

сказываний с точки зрения соответствия языковым

нормам.

правилами ведения диалогической речи;

- сохранять стилевое единство при со-

здании текста заданного функционального

стиля;

- соблюдать культуру чтения, говорения,

аудирования и письма;

- соблюдать нормы речевого поведения в

разговорной речи, а также в учебно-науч-

ной и официально-деловой сферах обще-

ния;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- совершенствовать орфографические и

пунктуационные умения и навыки на ос-

нове знаний о нормах русского литератур-

ного языка.

Содержание учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования

Класс

Разделы, темы

Содержание

10

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык

и история народа

Русский язык в современном мире: в

международном и межнациональном об-

щении

Активные процессы в современном рус-

ском языке. Проблемы экологии языка

Русский язык как система средств раз-

ных уровней

К/Р. Стартовая диагностическая работа

Р/Р. Презентация устного сообщения по

теме «Внешние воздействия, оказывающие

влияние на происходящие в русском языке

изменения» (на основе текста из книги Л.

И. Скворцова «Экология слова, или Пого-

ворим о культуре русской речи»)

Язык и общество. Связь происхождения язы-

ка с возникновением человеческого общества.

Основное

предназначение

языка.

Язык

и

культура. Понятие национальной культуры в

широком ее значении, отражение культуры в

языке. Язык и история народа. Три периода в

истории русского языка: период выделения во-

сточных славян из общеславянского единства

и принятия христианства; период возникнове-

ния языка великорусской народности в XV-

XVII вв.; период выработки норм русского на-

ционального языка. Русский язык в совре-

менном мире: в международном общении, в

межнациональном общении. Понятие «миро-

вой язык». Русский язык как родной и русский

язык как государственный. Функции русского

языка как государственного. Функции рус-

ского языка в школьном обучении (как пред-

мета и средства обучения). Активные про-

цессы в русском языке на современном этапе.

Проблемы экологии языка

Язык и речь. Культура речи

Основные аспекты культуры речи. Язы-

ковая норма: функции и типы

Фонетика и графика. Орфоэпия.

Орфография

Фонетика. Графика (обобщающее повто-

рение). Фонетический разбор слова

Основные нормы современного литера-

турного произношения и ударения в рус-

ском языке

Написания, подчиняющиеся морфологи-

ческому, фонетическому, традиционному

принципам русской орфографии

Лексика и фразеология

Лексика русского языка (обобщающее

повторение). Слово и его значение. Много-

значность слов

Синонимы. Омонимы. Антонимы (виды,

особенности употребления)

Паронимы. Особенности употребления

паронимов

Русская лексика с точки зрения проис-

хождения и сферы её употребления

Фразеологические

единицы

русского

языка

К/Р.

Контрольный диктант с лексико-

грамматическими заданиями

Морфемика и словообразование

Морфемика (обобщающее повторение).

Многозначность морфем. Морфемный раз-

бор слова

Словообразование (обобщающее повто-

рение). Способы словообразования. Сло-

вообразовательный разбор слова

Р/Р. Выразительные словообразователь-

ные средства

Морфология и орфография

Морфология. Обобщающее повторение

самостоятельных частей речи (граммати-

ческие значения, грамматические формы,

синтаксические функции)

Морфологический разбор самостоятель-

ных частей речи (имя существительное,

имя прилагательное, имя числительное,

местоимение, глагол, причастие, дееприча-

стие, наречие)

Основные правила написания самостоя-

тельных частей речи

Обобщающее повторение служебных ча-

стей речи (грамматические значения, син-

таксическая функция)

Морфологический разбор служебных ча-

Культура речи и её основные аспекты: нор-

мативный, коммуникативный, эстетический.

Основные коммуникативные качества речи и

их оценка

Обобщение, систематизация и углубление

ранее приобретенных учащимися знаний и

умений по фонетике, графике, орфоэпии, ор-

фографии. Понятия фонемы, открытого и за-

крытого слога. Особенности русского словес-

ного ударения. Логическое ударение. Роль

ударения в стихотворной речи. Основные нор-

мы

современного

литературного

произно-

шения и ударения в русском языке. Вырази-

тельные средства русской фонетики. Благо-

звучие речи, звукопись как изобразительное

средство. Написания, подчиняющиеся мор-

фологическому, фонетическому и традицион-

ному принципам русской орфографии. Фоне-

тический разбор

Лексическая

система

русского

языка.

Многозначность слова. Омонимы, синонимы,

антонимы. Паронимы и особенности их упо-

требления. Русская лексика с точки зрения ее

происхождения: исконно русские слова, старо-

славянизмы, заимствованные слова. Русская

лексика с точки зрения сферы её употребле-

ния: диалектизмы, специальная лексика (про-

фессионализмы, термины), арготизмы. Меж-

стилевая лексика, разговорно-бытовая и книж-

ная. Активный и пассивный словарный запас.

Архаизмы,

историзмы,

неологизмы. Инди-

видуальные новообразования, использование

их в художественной речи. Русская фра-

зеология. Различение свободных и несвобод-

ных словосочетаний. Понятие фразеологизма в

его узком и широком значениях. Сходство и

различие фразеологизма и слова. Происхож-

дение

фразеологизмов,

их

стилистическая

окраска, нормативное употребление в соответ-

ствии со значением и стилистическими свой-

ствами. Крылатые слова, пословицы и пого-

ворки. Лексическая и стилистическая сино-

нимия. Изобразительные возможности сино-

нимов,

антонимов,

паронимов,

омонимов.

Контекстуальные синонимы и антонимы. Гра-

дация. Антитеза. Лексические и фразеологиче-

ские словари. Лексико-фразеологический раз-

бор

Обобщающее повторение ранее изученного

по морфемике и словообразованию. Понятия

морфемы, морфемики, многозначности мор-

фем, морфемной синонимии и антонимии.

Морфемный разбор слова. Способы словооб-

разования. Словообразовательный анализ как

одно из средств овладения орфографическими

нормами. Словообразование знаменательных

частей речи. Словообразовательный разбор

слова. Выразительные словообразовательные

средства

Обобщающее повторение самостоятельных

и служебных частей речи: их грамматических

значений, грамматических форм и синтаксиче-

стей речи (предлог, союз, частица)

Правописание производных предлогов,

союзов, частиц

Правописание корней и приставок в сло-

вах (практикум)

Правописание Н-НН в суффиксах раз-

личных частей речи (практикум)

Правописание НЕ с различными частями

речи (практикум)

ских функций. Морфологический разбор зна-

менательных и служебных частей речи, их

словообразование и правописание. Роль лек-

сического, морфологического и синтаксиче-

ского разбора при написании слов различной

структуры и значения. Трудные вопросы пра-

вописания окончаний и суффиксов разных ча-

стей речи

Обобщающее повторение орфографических

норм, их группировка на основе принципов

правописания. Понятия «орфограмма», «тип

орфограммы» (буквенные орфограммы; слит-

ные, раздельные и дефисные написания; упо-

требление прописной буквы; перенос слов).

Понятия «орфографическое правило», «прин-

цип орфографии»

Речь. Речевое общение

Язык и речь. Виды речевой деятельно-

сти. Основные требования к речи

Язык и речь. Основные требования к речи:

правильность,

точность,

выразительность,

уместность употребления языковых средств

Текст. Виды его преобразования

Текст: основные признаки, структура.

Виды преобразования текста

Функциональные стили речи. Общая ха-

рактеристика стилей речи

Научный стиль речи: назначение, стиле-

вые признаки, разновидности (подстили)

Лексика научного стиля речи. Термин и

терминология

Морфологические и синтаксические осо-

бенности научного стиля речи

Р/Р. Речеведческий анализ художествен-

ного текста (на материале литературного

произведения)

К/Р.

Промежуточная

диагностическая

работа

Текст, его строение и виды его преобразова-

ния. Тезисы, конспект, аннотация, выписки,

реферат. Речеведческий анализ художествен-

ного и научно-популярного текстов

Функциональные стили речи, их общая ха-

рактеристика: назначение, сфера использова-

ния, речевые жанры, стилевые особенности.

Термин «функциональные стили»

Назначение научного стиля речи, его при-

знаки и разновидности (подстили). Лексиче-

ские, морфологические и синтаксические осо-

бенности научного стиля. Нейтральная, обще-

научная и специальная лексика. Термин и тер-

минология. Лингвистическая характеристика,

анализ и классификация терминов. Толкование

(раскрытие значения) терминов. Терминологи-

ческие энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их упо-

требления в речи

11

Язык и речь

Синтаксис и пунктуация (обобщающее

повторение)

Словосочетание.

Классификация слово-

сочетания. Виды синтаксической связи

Простое предложение. Виды простых

предложений

Главные и второстепенные члены пред-

ложения. Тире между подлежащим и ска-

зуемым

Однородные члены предложения и знаки

препинания при них. Знаки препинания

при обобщающих словах

Знаки препинания в предложениях с обо-

собленными членами

Знаки препинания в предложениях с

вводными конструкциями и обращениями

Сложное предложение. Виды сложных

предложений

Знаки препинания в сложносочинённом

Обобщающее повторение единиц синтаксиса

и правил пунктуации. Принципы и функции

русской пунктуации. Смысловая роль знаков

препинания. Роль пунктуации в письменном

общении. Факультативные и альтернативные

знаки препинания. Авторское употребление

знаков препинания

Классификация словосочетаний. Виды син-

таксической связи в словосочетаниях. Синтак-

сический разбор словосочетания. Классифика-

ция предложений. Предложения простые и

сложные. Виды простых предложений: по

цели высказывания, по эмоциональной окрас-

ке, по наличию второстепенных членов, по

структуре. Главные и второстепенные члены

предложения. Грамматическая основа просто-

го предложения. Правила постановки тире

между подлежащим и сказуемым

Виды осложнения простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки пре-

пинания в предложениях с однородными чле-

нами. Знаки препинания при однородных и

неоднородных

определениях,

приложениях.

Знаки препинания при обобщающих словах.

предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом

предложении с одним и несколькими при-

даточными

Знаки препинания в бессоюзном слож-

ном предложении

Знаки препинания в сложном предложе-

нии с разными видами связи

Знаки препинания при прямой речи, диа-

логе, цитировании

Виды синтаксического разбора

Р/Р. Синтаксическая синонимия как ис-

точник богатства и выразительности рус-

ской речи

К/Р.

Промежуточная

диагностическая

работа

Обособленные члены предложения. Знаки пре-

пинания в предложениях с обособленными

членами (определениями, приложениями, об-

стоятельствами, уточняющими и пояснитель-

ными членами). Знаки препинания при срав-

нительном обороте. Знаки препинания при

словах и конструкциях, грамматически не свя-

занных с предложением, при обращениях

Сложное предложение. Знаки препинания в

сложносочинённом предложении. Знаки пре-

пинания в сложноподчинённом предложении с

одним или несколькими придаточными. Знаки

препинания в бессоюзном сложном предложе-

нии. Знаки препинания в сложном предложе-

нии с разными видами связи. Синтаксическая

синонимия как источник богатства и вырази-

тельности русской речи. Способы оформления

чужой речи, цитирования. Нормативное по-

строение

словосочетаний

и

предложений

разных типов. Интонационное богатство рус-

ской речи. Синтаксический разбор словосоче-

тания, простого и сложного предложений,

предложения с прямой речью

Функциональная стилистика

и культура речи

Стилистика. Функциональные разновид-

ности языка (обобщающее повторение)

Типы речи. Повествование. Описание.

Рассуждение

Научный стиль: признаки, сферы упо-

требления, жанры (обобщающее повторе-

ние)

Публицистический стиль: основные при-

знаки

(лексические,

морфологические,

синтаксические),

сферы

использования,

назначение

Жанры публицистики. Очерк. Эссе

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Официально-деловой стиль речи: основ-

ные признаки, сферы использования, на-

значение

Разговорная речь: основные признаки,

сферы использования, назначение

Невербальные средства общения. Куль-

тура разговорной речи

Общая характеристика художественного

стиля речи

Язык как первоэлемент художественной

литературы. Роль языка в художественном

произведении

Источники богатства и выразительности

русской речи

Р/Р. Оформление эссе по очерку Д. Гра-

нина «О милосердии»

Р/Р. Анализ художественного текста, ли-

рического произведения (или отрывка)

Стилистика как раздел науки о языке, изуча-

ющий стили языка и стили речи. Функцио-

нальные разновидности языка: разговорная

речь, функциональные стили, язык художе-

ственной литературы. Сфера употребления,

типичные ситуации речевого общения, задачи

речи, языковые средства, характерные для раз-

говорного

языка,

научного,

офици-

ально-делового, публицистического стилей

Общая характеристика научного стиля речи.

Подстили научного стиля речи

Назначение публицистического стиля речи.

Лексические, морфологические, синтаксиче-

ские особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в

публицистическом стиле. Жанры публици-

стики. Очерк (путевой, портретный, проблем-

ный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дис-

куссия. Правила деловой дискуссии, требова-

ния к ее участникам. Особенности использо-

вания средств публицистического стиля.

Официально-деловой стиль речи, сферы его

использования, назначение. Основные при-

знаки официально-делового стиля: точность,

неличный характер, стандартизированность,

стереотипность построения текстов и их пред-

писывающий характер. Лексические, морфо-

логические, синтаксические особенности де-

лового стиля. Основные жанры официально-

делового стиля: заявление, доверенность, рас-

писка, объявление, деловое письмо, резюме,

автобиография. Форма делового документа

Разговорная речь, сферы ее использования,

назначение. Основные признаки разговорной

речи: неофициальность, экспрессивность, не-

подготовленность, автоматизм, обыденность

содержания, преимущественно диалогическая

форма. Фонетические, интонационные, лекси-

ческие, морфологические, синтаксические осо-

бенности разговорной речи. Невербальные

средства общения. Культура разговорной речи

Общая

характеристика

художественного

стиля речи (языка художественной литера-

туры): образность, широкое использование

изобразительно-выразительных

средств,

ис-

пользование языковых средств других стилей,

выражение в нем эстетической функции наци-

онального языка. Язык как первоэлемент худо-

жественной литературы, один из основных

элементов структуры художественного произ-

ведения. Языковая личность автора в произве-

дении. Подтекст. Источники богатства и выра-

зительности русской речи. Изобразительно-

выразительные

возможности

морфоло-

гических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические

функции

порядка

слов.

Основные виды тропов, их использование ма-

стерами художественного слова. Стилистиче-

ские фигуры, основанные на возможностях

русского синтаксиса. Морфологические фор-

мы,

порядок

слов,

синтаксические

кон-

струкции, выполняющие изобразительно-вы-

разительную функцию, выступающие элемен-

тами художественной формы, передающие

своеобразные оттенки мысли

Общие сведения о языке.

Повторение материала, изученного

в 10-11-х классах

Нормы современного русского литера-

турного языка. Учёные-русисты

Обобщение и систематизация материала,

изученного в 10-11-х классах

К/Р.

Заключительная

диагностическая

работа

Р/Р. Вклад учёных-русистов в становле-

ние и развитие русского языкознания (уст-

ное сообщение)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного

языка

(орфоэпические,

акцентологические,

лексико-фразеологические,

грамматические,

стилистические, орфографические, пунктуа-

ционные). Описание и закрепление норм в

словарях, учебниках, справочниках. Роль ма-

стеров художественного слова в становлении,

развитии и совершенствовании языковой нор-

мы. Роль средств массовой информации, шко-

лы. Выдающиеся ученые-русисты

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отведённых на освоение каждой темы

Класс

Разделы, темы

Количество

часов

10

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история наро-

да

Русский язык в современном мире: в международном и

межнациональном общении

Активные процессы в современном русском языке. Про-

блемы экологии языка

Русский язык как система средств разных уровней

К/Р. Стартовая диагностическая работа

Р/Р. Презентация устного сообщения по теме «Внешние

воздействия, оказывающие влияние на происходящие в

русском языке изменения» (на основе текста из книги Л. И.

6 часов

(из них р/р – 1 час,

к/р – 1 час)

Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре

русской речи»)

Язык и речь. Культура речи

Основные аспекты культуры речи. Языковая норма:

функции и типы

Фонетика и графика. Орфоэпия.

Орфография

Фонетика. Графика (обобщающее повторение). Фонети-

ческий разбор слова

Основные нормы современного литературного произно-

шения и ударения в русском языке

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонети-

ческому, традиционному принципам русской орфографии

Лексика и фразеология

Лексика русского языка (обобщающее повторение). Сло-

во и его значение. Многозначность слов

Синонимы. Омонимы. Антонимы (виды, особенности

употребления)

Паронимы. Особенности употребления паронимов

Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы

её употребления

Фразеологические единицы русского языка

К/Р. Контрольный диктант с лексико-грамматическими

заданиями

Морфемика и словообразование

Морфемика (обобщающее повторение). Многозначность

морфем. Морфемный разбор слова

Словообразование (обобщающее повторение). Способы

словообразования. Словообразовательный разбор слова

Р/Р. Выразительные словообразовательные средства

Морфология и орфография

Морфология. Обобщающее повторение самостоятельных

частей речи (грамматические значения, грамматические

формы, синтаксические функции)

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

(имя существительное, имя прилагательное, имя числи-

тельное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, на-

речие)

Основные правила написания самостоятельных частей

речи

Обобщающее повторение служебных частей речи (грам-

матические значения, синтаксическая функция)

Морфологический разбор служебных частей речи (пред-

лог, союз, частица)

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

Правописание корней и приставок в словах (практикум)

Правописание Н-НН в суффиксах различных частей речи

(практикум)

Правописание НЕ с различными частями речи (практи-

кум)

22 часа

(из них р/р – 1 час,

к/р – 1 час)

Речь. Речевое общение

1 час

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные тре-

бования к речи

Текст. Виды его преобразования

Текст: основные признаки, структура. Виды преобразова-

ния текста

Функциональные стили речи. Общая характеристика сти-

лей речи

Научный стиль речи: назначение, стилевые признаки, раз-

новидности (подстили)

Лексика научного стиля речи. Термин и терминология

Морфологические и синтаксические особенности науч-

ного стиля речи

Р/Р. Речеведческий анализ художественного текста (на

материале литературного произведения)

К/Р. Промежуточная диагностическая работа

7 часов

(из них р/р – 1 час,

к/р – 1 час)

Всего: 36 часов, из них р/р – 3 часа, к/р – 3 часа

11

Язык и речь

Синтаксис и пунктуация (обобщающее повторение)

Словосочетание.

Классификация словосочетания. Виды

синтаксической связи

Простое предложение. Виды простых предложений

Главные и второстепенные члены предложения. Тире

между подлежащим и сказуемым

Однородные члены предложения и знаки препинания при

них. Знаки препинания при обобщающих словах

Знаки препинания в предложениях с обособленными чле-

нами

Знаки препинания в предложениях с вводными конструк-

циями и обращениями

Сложное предложение. Виды сложных предложений

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с

одним и несколькими придаточными

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными ви-

дами связи

Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитирова-

нии

Виды синтаксического разбора

Р/Р. Синтаксическая синонимия как источник богатства и

выразительности русской речи

К/Р. Промежуточная диагностическая работа

16 часов

(из них р/р – 1 час,

к/р – 1 час)

Функциональная стилистика

и культура речи

Стилистика.

Функциональные

разновидности

языка

(обобщающее повторение)

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение

Научный стиль: признаки, сферы употребления, жанры

(обобщающее повторение)

Публицистический стиль: основные признаки (лексиче-

ские, морфологические, синтаксические), сферы использо-

вания, назначение

14 часов

(из них р/р – 2 часа)

Жанры публицистики. Очерк. Эссе

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Официально-деловой стиль речи: основные признаки,

сферы использования, назначение

Разговорная речь: основные признаки, сферы использо-

вания, назначение

Невербальные средства общения. Культура разговорной

речи

Общая характеристика художественного стиля речи

Язык как первоэлемент художественной литературы.

Роль языка в художественном произведении

Источники богатства и выразительности русской речи

Р/Р. Оформление эссе по очерку Д. Гранина «О милосер-

дии»

Р/Р. Анализ художественного текста, лирического произ-

ведения (или отрывка)

Общие сведения о языке.

Повторение материала, изученного

в 10-11-х классах

Нормы современного русского литературного языка. Учё-

ные-русисты

Обобщение и систематизация материала, изученного в

10-11-х классах

К/Р. Заключительная диагностическая работа

Р/Р. Вклад учёных-русистов в становление и развитие

русского языкознания (устное сообщение)

4 часа

(из них р/р – 1 час,

к/р – 1 час)

Всего: 34 часа, из них р/р – 4 часа, к/р – 2 часа



В раздел образования