Автор: Захарова Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Новосибирска «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича»
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для уровня среднего общего образования
Раздел: полное образование
Рабочая программа по учебному предмету в соответствии с ФГОС СОО (10-11 классы)
Предметная область: «Русский язык и литература»
Название учебного предмета: русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для уровня среднего общего образования составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (при-
каз Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413, в редакции приказов от 29 дека-
бря 2014г. № 1645, от 31 декабря 2015г. №1578, от 29 июня 2017г. № 613)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 –
ФЗ
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена ре-
шением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня
2016г. № 2/16-з)
4. Программы общеобразовательных организаций. Русский язык. 10-11-е классы. Авторы-соста-
вители: А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. – М., «Просвещение», 2015
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учеб-
ному предмету «Русский язык» является освоение содержание предмета и достижение обучающими-
ся результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Поставленная цель требует реализации следующих задач:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, уме-
ний применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях
различных стилей и жанров выражать личную позицию и собственное отношение к прочитанным
текстам;
- овладение умением комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,
достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым
нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры;
- формирование у обучающихся прочных орфографических и пунктуационных умений и навы-
ков, обогащение их словарного запаса и грамматического строя речи.
Согласно действующему в МБОУ «Лицей № 136» учебному плану рабочая программа состав-
лена с учётом проведения уроков русского языка в определённом количестве в параллелях классов:
- 10 класс – 36 учебных часов в год (1 учебный час в неделю);
- 11 класс – 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).
В соответствии с количеством часов чётко спланированы темы по изучению нового материала,
повторению материала, изученного на уровне основного общего образования, отработке практиче-
ских умений и навыков, необходимых обучающимся для качественного прохождения Государствен-
ной итоговой аттестации по русскому языку. В содержание рабочей программы рационально введе-
ны уроки развития речи, способствующие формированию у обучающихся прочных навыков владе-
ния письменной и устной речью, совершенствованию их коммуникативных способностей и культу-
ры речи, уроки-практикумы, позволяющие формировать у учащихся орфографические и пунктуаци-
онные умения и навыки, обогащать грамматический строй речи.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего об-
щего образования направлено на совершенствование коммуникативной (включая языковой, речевой
и социолингвистический компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций. Однако в 10-11-х классах при обучении русскому языку основное внимание уделяется
совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Содержание программы на уровне среднего общего образования в большей степени нацелено на
работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию имеющихся
знаний о языковой системе и языковых нормах, на совершенствование коммуникативных навыков. В
целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности особое внимание при
изучении учебного предмета «Русский язык» уделяется способности выпускника соблюдать культу-
ру научного и делового общения как в письменной, так и в устной форме.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы
«Текст. Виды его преобразования», «Речевое общение. Культура речи», «Функциональные разновид-
ности русского языка», освоение которых предполагает, прежде всего, самостоятельное изучение
материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расшире-
ние лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»
на уровне среднего общего образования
Личностные результаты
Класс
Личностные результаты
10
- наличие уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Ро-
дину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- наличие уважения к русскому языку как государственному языку Рос-
сийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- наличие потребности к сохранению чистоты русского языка как явле-
ния национальной культуры, понимание необходимости бережного от-
ношения к русскому языку и значимости ответственности людей за со-
хранения чистоты и богатства русского языка;
- наличие уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- наличие готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
- наличие готовности и способности к образованию, в том числе само-
образованию, сознательного отношения к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
11
- наличие уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Ро-
дину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- наличие уважения к русскому языку как государственному языку Рос-
сийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- наличие уважения к русскому языку как одной из основных нацио-
нально-культурных ценностей народа, понимание определяющей роли
русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности;
- осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нрав-
ственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценно-
стям национальной и мировой науки и культуры;
- наличие потребности к сохранению чистоты русского языка как явле-
ния национальной культуры, понимание необходимости бережного от-
ношения к русскому языку и значимости ответственности людей за со-
хранение чистоты и богатства русского языка;
- наличие уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- наличие готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
- наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге куль-
тур;
- наличие нравственного сознания и поведения на основе усвоения об-
щечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поли-
культурном мире;
- наличие готовности и способности к образованию, в том числе само-
образованию, сознательного отношения к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- понимание зависимости успешной социализации человека, способно-
сти его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде от уров-
ня владения русским языком;
- наличие стремления к речевому самосовершенствованию, способно-
сти анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуника-
тивный аспекты речевого высказывания.
Метапредметные результаты
Класс
Метапредметные результаты
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
10
-
умение
самостоя-
тельно определять цели,
задавать
параметры
и
критерии,
по
которым
можно определить, что
цель достигнута;
- способность оцени-
вать возможные послед-
ствия
достижения
по-
ставленной цели в дея-
тельности,
собственной
жизни и жизни окружа-
ющих людей, основыва-
ясь
на
соображениях
этики и морали;
- способность выбирать
путь достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач;
- умение сопоставлять
полученный
результат
деятельности с постав-
ленной заранее целью.
-
умение
при
осу-
ществлении
групповой
работы быть как руково-
дителем, так и членом
команды в разных ролях;
- способность коорди-
нировать
и
выполнять
работу в условиях ре-
ального, виртуального и
комбинированного
вза-
имодействия;
-
умение
развёрнуто,
логично и точно изла-
гать свою точку зрения с
использованием
адек-
ватных (устных и пись-
менных)
языковых
средств;
-
способность
распо-
знавать конфликтные си-
туации и предотвращать
конфликты.
- способность искать и
находить
обобщённые
способы решения задач,
осуществлять
развёрну-
тый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые учебные и
познавательные задачи;
- способность находить
и приводить критические
аргументы в отношении
действий
и
суждений
другого, спокойно и ра-
зумно относиться к кри-
тическим замечаниям в
отношении собственного
суждения, рассматривать
их как ресурс собствен-
ного развития;
- умение менять и удер-
живать разные позиции в
познавательной деятель-
ности.
11
-
умение
самостоя-
тельно определять цели,
задавать
параметры
и
критерии,
по
которым
можно определить, что
цель достигнута;
- способность оцени-
вать возможные послед-
ствия
достижения
по-
ставленной цели в дея-
тельности,
собственной
жизни и жизни окружа-
ющих людей, основыва-
ясь
на
соображениях
этики и морали;
- способность выбирать
путь достижения цели,
планировать
решение
поставленных задач;
- умение сопоставлять
полученный
результат
деятельности с постав-
ленной заранее целью;
- умение ставить и фор-
мулировать собственные
задачи
в
обра-
зовательной
деятельно-
-
умение
при
осу-
ществлении
групповой
работы быть как руково-
дителем, так и членом
команды в разных ролях;
- способность коорди-
нировать
и
выполнять
работу в условиях ре-
ального, виртуального и
комбинированного
вза-
имодействия;
-
умение
развёрнуто,
логично и точно изла-
гать свою точку зрения с
использованием
адек-
ватных (устных и пись-
менных)
языковых
средств;
-
способность
распо-
знавать конфликтные си-
туации и предотвращать
конфликты;
- способность выстраи-
вать деловую коммуни-
кацию как со сверстни-
ками, так и со взрос-
лыми, подбирать парт-
- способность искать и
находить
обобщённые
способы решения задач,
осуществлять
развёрну-
тый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые учебные и
познавательные задачи;
- способность находить
и приводить критические
аргументы в отношении
действий
и
суждений
другого, спокойно и ра-
зумно относиться к кри-
тическим замечаниям в
отношении собственного
суждения, рассматривать
их как ресурс собствен-
ного развития;
- умение менять и удер-
живать разные позиции в
познавательной деятель-
ности;
- способности критиче-
ски оценивать и интер-
претировать
информа-
цию с разных позиций,
сти и жизненных ситуа-
циях;
- способность оцени-
вать ресурсы, в том чис-
ле время, необходимые
для
достижения
по-
ставленной цели;
- умение организовы-
вать эффективный поиск
ресурсов,
необходимых
для достижения постав-
ленной цели.
нёров для деловой ком-
муникации
на
основе
собственных
соображе-
ний о результативности
взаимодействия.
распознавать и фиксиро-
вать противоречия в ин-
формационных источни-
ках;
- умение использовать
различные
модельно-
схематические
средства
для представления суще-
ственных связей и отно-
шений, а также противо-
речий, выявленных в ин-
формационных
источ-
никах;
- способность выходить
за рамки учебного пред-
мета и осуществлять це-
ленаправленный
поиск
возможностей для широ-
кого переноса средств и
способов действия;
- умение выстраивать
индивидуальную
обра-
зовательную
траекто-
рию, учитывая ограни-
чения со стороны других
участников и ресурсные
ограничения.
Предметные результаты
Класс
Обучающийся научится
Обучающийся получит
возможность научиться
10
- обосновывать основные функции
языка, понимать его роль как нацио-
нального языка русского народа, госу-
дарственного языка Российской Феде-
рации и языка межнационального об-
щения;
- создавать устные и письменные вы-
сказывания
определённой
функцио-
нально-смысловой принадлежности и
определённых жанров;
- правильно выбирать языковые сред-
ства для общения;
-
анализировать
композиционное
строение текста;
- строить текст, используя различные
средства связи между предложениями;
- адекватно понимать информацию
устного и письменного сообщения;
- владеть всеми видами чтения и
аудирования;
- соблюдать в практике речевого об-
щения основные орфоэпические, лек-
сические,
грамматические,
стили-
стические нормы современного рус-
ского литературного языка;
- проводить различные виды ана-
лиза слова (фонетический, морфем-
ный, словообразовательный, лексиче-
ский, морфологический), синтаксиче-
ский анализ словосочетания и пред-
ложения, многоаспектный анализ тек-
ста с точки зрения его основных при-
знаков и структуры, принадлежности
к
определённым
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использова-
ния выразительных средств языка;
-
выступать
перед
аудиторией
сверстников с сообщениями, докла-
дами, рефератами, участвовать в спо-
- владеть различными видами диалога
и монолога;
- соблюдать правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного
общения;
- осуществлять речевой самоконтроль
в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого обще-
ния.
рах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств
аргументации.
11
- обосновывать основные функции
языка, понимать его роль как нацио-
нального языка русского народа, госу-
дарственного языка Российской Феде-
рации и языка межнационального об-
щения;
- создавать устные и письменные вы-
сказывания
определённой
функцио-
нально-смысловой принадлежности и
определённых жанров;
- правильно выбирать языковые сред-
ства для общения;
-
анализировать
композиционное
строение текста;
- строить текст, используя различные
средства связи между предложениями;
- адекватно понимать информацию
устного и письменного сообщения;
- владеть всеми видами чтения и
аудирования;
- владеть различными видами диалога
и монолога;
- соблюдать в практике речевого об-
щения основные орфоэпические, лек-
сические, грамматические, стилистиче-
ские нормы современного русского ли-
тературного языка;
- соблюдать правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного
общения;
- проводить различные виды анализа
слова (фонетический, морфемный, сло-
вообразовательный, лексический, мор-
фологический), синтаксический анализ
словосочетания и предложения, много-
аспектный анализ текста с точки зрения
его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функ-
циональным
разновидностям
языка,
особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств
языка;
- осуществлять речевой самоконтроль
- осознавать место русского языка в
системе гуманитарных наук и его
роль в образовании в целом;
- понимать связь языка и культуры
народа, роль языка в жизни человека
и общества;
- владеть основами научных знаний
о русском языке, понимать взаимо-
связь его уровней и единиц;
- владеть основными стилистиче-
скими ресурсами лексики и фразеоло-
гии русского языка, основными нор-
мами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографиче-
скими, пунктуационными), нормами
речевого этикета, использовать их в
своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний.
в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого обще-
ния;
- выступать перед аудиторией сверст-
ников с сообщениями, докладами, ре-
фератами, участвовать в спорах, об-
суждениях актуальных тем с использо-
ванием различных средств аргумента-
ции.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего об-
разования
Выпускник научится
Выпускник получит
возможность научиться
Личностные результаты
- испытывать уважение к своему народу, гордость
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- уважать русский язык как государственный язык
Российской Федерации, являющийся основой рос-
сийской идентичности и главным фактором нацио-
нального самоопределения;
- стремиться к сохранению чистоты русского язы-
ка как явления национальной культуры, понимать
необходимость бережного отношения к русскому
языку и значимость ответственности людей за со-
хранение чистоты и богатства русского языка;
- уважать культуру, языки, традиции и обычаи на-
родов, проживающих в Российской Федерации;
- вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотруд-
ничать для их достижения;
- стремиться к образованию, в том числе самооб-
разованию, сознательно относиться к непрерывному
образованию как условию успешной профессио-
нальной и общественной деятельности;
- стремиться к речевому самосовершенствованию,
анализировать и оценивать нормативный, этический
и коммуникативный аспекты речевого высказыва-
ния.
- уважать русский язык как одну из ос-
новных национально-культурных ценно-
стей
народа,
понимать
определяющую
роль русского языка в развитии интеллек-
туальных, творческих способностей и мо-
ральных качеств личности;
- осознавать феномен русского языка как
духовной, культурной, нравственной ос-
новы личности, как одного из способов
приобщения к ценностям национальной и
мировой науки и культуры;
- выстраивать собственное поведение на
основе усвоения общечеловеческих ценно-
стей, толерантного сознания;
- понимать зависимость успешной соци-
ализации человека, способности его адап-
тироваться в изменяющейся социокуль-
турной среде от уровня владения русским
языком;
Метапредметные результаты
- самостоятельно определять цели, задавать пара-
метры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
- выбирать путь достижения цели, планировать ре-
шение поставленных задач;
- сопоставлять полученный результат деятельно-
сти с поставленной заранее целью;
- оценивать ресурсы, в том числе время, необхо-
димые для достижения поставленной цели;
- организовывать эффективный поиск ресурсов,
- оценивать возможные последствия до-
стижения поставленной цели в деятельно-
сти, собственной жизни и жизни окружа-
ющих людей, основываясь на соображе-
ниях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- выстраивать деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми,
необходимых для достижения поставленной цели;
- при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ро-
лях;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку
зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
- искать и находить обобщённые способы решения
задач, осуществлять развёрнутый информационный
поиск и ставить на его основе новые учебные и по-
знавательные задачи;
- находить и приводить критические аргументы в
отношении действий и суждений другого, спокойно
и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать
их как ресурс собственного развития;
- менять и удерживать разные позиции в познава-
тельной деятельности;
- критически оценивать и интерпретировать ин-
формацию с разных позиций, распознавать и фикси-
ровать противоречия в информационных источни-
ках;
- использовать различные модельно-схематические
средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осу-
ществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов дей-
ствия.
подбирать партнёров для деловой комму-
никации на основе собственных соображе-
ний о результативности взаимодействия;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и ком-
бинированного взаимодействия;
- распознавать конфликтные ситуации и
предотвращать конфликты;
- выстраивать индивидуальную образо-
вательную траекторию, учитывая ограни-
чения со стороны других участников и ре-
сурсные ограничения.
Предметные результаты
- использовать языковые средства адекватно цели
общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания,
монологические и диалогические тексты определён-
ной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и опреде-
лённых жанров;
- выстраивать композицию текста, используя зна-
ния о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в
зависимости от типа текста;
- правильно использовать лексические и грамма-
тические средства связи предложений при построе-
нии текста;
- создавать устные и письменные тексты разных
жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
- распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимо-
связь между ними;
- анализировать при оценке собственной
и чужой речи языковые средства, исполь-
зованные в тексте, с точки зрения пра-
вильности, точности и уместности их упо-
требления;
- комментировать авторские высказыва-
ния на различные темы (в том числе о бо-
гатстве и выразительности русского язы-
ка);
- отличать язык художественной литера-
туры от других разновидностей современ-
ного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы
русского языка для более точного выраже-
ния мысли и усиления выразительности
речи;
- выражать согласие или несогласие с
мнением собеседника в соответствии с
- сознательно использовать изобразительно-выра-
зительные средства языка при создании текста;
- анализировать текст с точки зрения наличия в
нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему и основную
мысль;
- извлекать необходимую информацию из различ-
ных источников и переводить её в текстовый фор-
мат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи
информации;
- использовать при работе с текстом разные виды
чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное);
- использовать при работе с текстом разные виды
аудирования (с полным пониманием текста, с пони-
манием его основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
- выбирать тему, определять цель и подбирать ма-
териал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфо-
эпические, лексические, грамматические, стилисти-
ческие, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции
соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и
справочники для оценки устных и письменных вы-
сказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
правилами ведения диалогической речи;
- сохранять стилевое единство при со-
здании текста заданного функционального
стиля;
- соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма;
- соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно-науч-
ной и официально-деловой сферах обще-
ния;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на ос-
нове знаний о нормах русского литератур-
ного языка.
Содержание учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
Класс
Разделы, темы
Содержание
10
Общие сведения о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык
и история народа
Русский язык в современном мире: в
международном и межнациональном об-
щении
Активные процессы в современном рус-
ском языке. Проблемы экологии языка
Русский язык как система средств раз-
ных уровней
К/Р. Стартовая диагностическая работа
Р/Р. Презентация устного сообщения по
теме «Внешние воздействия, оказывающие
влияние на происходящие в русском языке
изменения» (на основе текста из книги Л.
И. Скворцова «Экология слова, или Пого-
ворим о культуре русской речи»)
Язык и общество. Связь происхождения язы-
ка с возникновением человеческого общества.
Основное
предназначение
языка.
Язык
и
культура. Понятие национальной культуры в
широком ее значении, отражение культуры в
языке. Язык и история народа. Три периода в
истории русского языка: период выделения во-
сточных славян из общеславянского единства
и принятия христианства; период возникнове-
ния языка великорусской народности в XV-
XVII вв.; период выработки норм русского на-
ционального языка. Русский язык в совре-
менном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Понятие «миро-
вой язык». Русский язык как родной и русский
язык как государственный. Функции русского
языка как государственного. Функции рус-
ского языка в школьном обучении (как пред-
мета и средства обучения). Активные про-
цессы в русском языке на современном этапе.
Проблемы экологии языка
Язык и речь. Культура речи
Основные аспекты культуры речи. Язы-
ковая норма: функции и типы
Фонетика и графика. Орфоэпия.
Орфография
Фонетика. Графика (обобщающее повто-
рение). Фонетический разбор слова
Основные нормы современного литера-
турного произношения и ударения в рус-
ском языке
Написания, подчиняющиеся морфологи-
ческому, фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии
Лексика и фразеология
Лексика русского языка (обобщающее
повторение). Слово и его значение. Много-
значность слов
Синонимы. Омонимы. Антонимы (виды,
особенности употребления)
Паронимы. Особенности употребления
паронимов
Русская лексика с точки зрения проис-
хождения и сферы её употребления
Фразеологические
единицы
русского
языка
К/Р.
Контрольный диктант с лексико-
грамматическими заданиями
Морфемика и словообразование
Морфемика (обобщающее повторение).
Многозначность морфем. Морфемный раз-
бор слова
Словообразование (обобщающее повто-
рение). Способы словообразования. Сло-
вообразовательный разбор слова
Р/Р. Выразительные словообразователь-
ные средства
Морфология и орфография
Морфология. Обобщающее повторение
самостоятельных частей речи (граммати-
ческие значения, грамматические формы,
синтаксические функции)
Морфологический разбор самостоятель-
ных частей речи (имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, глагол, причастие, дееприча-
стие, наречие)
Основные правила написания самостоя-
тельных частей речи
Обобщающее повторение служебных ча-
стей речи (грамматические значения, син-
таксическая функция)
Морфологический разбор служебных ча-
Культура речи и её основные аспекты: нор-
мативный, коммуникативный, эстетический.
Основные коммуникативные качества речи и
их оценка
Обобщение, систематизация и углубление
ранее приобретенных учащимися знаний и
умений по фонетике, графике, орфоэпии, ор-
фографии. Понятия фонемы, открытого и за-
крытого слога. Особенности русского словес-
ного ударения. Логическое ударение. Роль
ударения в стихотворной речи. Основные нор-
мы
современного
литературного
произно-
шения и ударения в русском языке. Вырази-
тельные средства русской фонетики. Благо-
звучие речи, звукопись как изобразительное
средство. Написания, подчиняющиеся мор-
фологическому, фонетическому и традицион-
ному принципам русской орфографии. Фоне-
тический разбор
Лексическая
система
русского
языка.
Многозначность слова. Омонимы, синонимы,
антонимы. Паронимы и особенности их упо-
требления. Русская лексика с точки зрения ее
происхождения: исконно русские слова, старо-
славянизмы, заимствованные слова. Русская
лексика с точки зрения сферы её употребле-
ния: диалектизмы, специальная лексика (про-
фессионализмы, термины), арготизмы. Меж-
стилевая лексика, разговорно-бытовая и книж-
ная. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы,
историзмы,
неологизмы. Инди-
видуальные новообразования, использование
их в художественной речи. Русская фра-
зеология. Различение свободных и несвобод-
ных словосочетаний. Понятие фразеологизма в
его узком и широком значениях. Сходство и
различие фразеологизма и слова. Происхож-
дение
фразеологизмов,
их
стилистическая
окраска, нормативное употребление в соответ-
ствии со значением и стилистическими свой-
ствами. Крылатые слова, пословицы и пого-
ворки. Лексическая и стилистическая сино-
нимия. Изобразительные возможности сино-
нимов,
антонимов,
паронимов,
омонимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Гра-
дация. Антитеза. Лексические и фразеологиче-
ские словари. Лексико-фразеологический раз-
бор
Обобщающее повторение ранее изученного
по морфемике и словообразованию. Понятия
морфемы, морфемики, многозначности мор-
фем, морфемной синонимии и антонимии.
Морфемный разбор слова. Способы словооб-
разования. Словообразовательный анализ как
одно из средств овладения орфографическими
нормами. Словообразование знаменательных
частей речи. Словообразовательный разбор
слова. Выразительные словообразовательные
средства
Обобщающее повторение самостоятельных
и служебных частей речи: их грамматических
значений, грамматических форм и синтаксиче-
стей речи (предлог, союз, частица)
Правописание производных предлогов,
союзов, частиц
Правописание корней и приставок в сло-
вах (практикум)
Правописание Н-НН в суффиксах раз-
личных частей речи (практикум)
Правописание НЕ с различными частями
речи (практикум)
ских функций. Морфологический разбор зна-
менательных и служебных частей речи, их
словообразование и правописание. Роль лек-
сического, морфологического и синтаксиче-
ского разбора при написании слов различной
структуры и значения. Трудные вопросы пра-
вописания окончаний и суффиксов разных ча-
стей речи
Обобщающее повторение орфографических
норм, их группировка на основе принципов
правописания. Понятия «орфограмма», «тип
орфограммы» (буквенные орфограммы; слит-
ные, раздельные и дефисные написания; упо-
требление прописной буквы; перенос слов).
Понятия «орфографическое правило», «прин-
цип орфографии»
Речь. Речевое общение
Язык и речь. Виды речевой деятельно-
сти. Основные требования к речи
Язык и речь. Основные требования к речи:
правильность,
точность,
выразительность,
уместность употребления языковых средств
Текст. Виды его преобразования
Текст: основные признаки, структура.
Виды преобразования текста
Функциональные стили речи. Общая ха-
рактеристика стилей речи
Научный стиль речи: назначение, стиле-
вые признаки, разновидности (подстили)
Лексика научного стиля речи. Термин и
терминология
Морфологические и синтаксические осо-
бенности научного стиля речи
Р/Р. Речеведческий анализ художествен-
ного текста (на материале литературного
произведения)
К/Р.
Промежуточная
диагностическая
работа
Текст, его строение и виды его преобразова-
ния. Тезисы, конспект, аннотация, выписки,
реферат. Речеведческий анализ художествен-
ного и научно-популярного текстов
Функциональные стили речи, их общая ха-
рактеристика: назначение, сфера использова-
ния, речевые жанры, стилевые особенности.
Термин «функциональные стили»
Назначение научного стиля речи, его при-
знаки и разновидности (подстили). Лексиче-
ские, морфологические и синтаксические осо-
бенности научного стиля. Нейтральная, обще-
научная и специальная лексика. Термин и тер-
минология. Лингвистическая характеристика,
анализ и классификация терминов. Толкование
(раскрытие значения) терминов. Терминологи-
ческие энциклопедии, словари и справочники.
Термины и профессионализмы, нормы их упо-
требления в речи
11
Язык и речь
Синтаксис и пунктуация (обобщающее
повторение)
Словосочетание.
Классификация слово-
сочетания. Виды синтаксической связи
Простое предложение. Виды простых
предложений
Главные и второстепенные члены пред-
ложения. Тире между подлежащим и ска-
зуемым
Однородные члены предложения и знаки
препинания при них. Знаки препинания
при обобщающих словах
Знаки препинания в предложениях с обо-
собленными членами
Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями и обращениями
Сложное предложение. Виды сложных
предложений
Знаки препинания в сложносочинённом
Обобщающее повторение единиц синтаксиса
и правил пунктуации. Принципы и функции
русской пунктуации. Смысловая роль знаков
препинания. Роль пунктуации в письменном
общении. Факультативные и альтернативные
знаки препинания. Авторское употребление
знаков препинания
Классификация словосочетаний. Виды син-
таксической связи в словосочетаниях. Синтак-
сический разбор словосочетания. Классифика-
ция предложений. Предложения простые и
сложные. Виды простых предложений: по
цели высказывания, по эмоциональной окрас-
ке, по наличию второстепенных членов, по
структуре. Главные и второстепенные члены
предложения. Грамматическая основа просто-
го предложения. Правила постановки тире
между подлежащим и сказуемым
Виды осложнения простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки пре-
пинания в предложениях с однородными чле-
нами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных
определениях,
приложениях.
Знаки препинания при обобщающих словах.
предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении с одним и несколькими при-
даточными
Знаки препинания в бессоюзном слож-
ном предложении
Знаки препинания в сложном предложе-
нии с разными видами связи
Знаки препинания при прямой речи, диа-
логе, цитировании
Виды синтаксического разбора
Р/Р. Синтаксическая синонимия как ис-
точник богатства и выразительности рус-
ской речи
К/Р.
Промежуточная
диагностическая
работа
Обособленные члены предложения. Знаки пре-
пинания в предложениях с обособленными
членами (определениями, приложениями, об-
стоятельствами, уточняющими и пояснитель-
ными членами). Знаки препинания при срав-
нительном обороте. Знаки препинания при
словах и конструкциях, грамматически не свя-
занных с предложением, при обращениях
Сложное предложение. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки пре-
пинания в сложноподчинённом предложении с
одним или несколькими придаточными. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложе-
нии. Знаки препинания в сложном предложе-
нии с разными видами связи. Синтаксическая
синонимия как источник богатства и вырази-
тельности русской речи. Способы оформления
чужой речи, цитирования. Нормативное по-
строение
словосочетаний
и
предложений
разных типов. Интонационное богатство рус-
ской речи. Синтаксический разбор словосоче-
тания, простого и сложного предложений,
предложения с прямой речью
Функциональная стилистика
и культура речи
Стилистика. Функциональные разновид-
ности языка (обобщающее повторение)
Типы речи. Повествование. Описание.
Рассуждение
Научный стиль: признаки, сферы упо-
требления, жанры (обобщающее повторе-
ние)
Публицистический стиль: основные при-
знаки
(лексические,
морфологические,
синтаксические),
сферы
использования,
назначение
Жанры публицистики. Очерк. Эссе
Устное выступление. Доклад. Дискуссия
Официально-деловой стиль речи: основ-
ные признаки, сферы использования, на-
значение
Разговорная речь: основные признаки,
сферы использования, назначение
Невербальные средства общения. Куль-
тура разговорной речи
Общая характеристика художественного
стиля речи
Язык как первоэлемент художественной
литературы. Роль языка в художественном
произведении
Источники богатства и выразительности
русской речи
Р/Р. Оформление эссе по очерку Д. Гра-
нина «О милосердии»
Р/Р. Анализ художественного текста, ли-
рического произведения (или отрывка)
Стилистика как раздел науки о языке, изуча-
ющий стили языка и стили речи. Функцио-
нальные разновидности языка: разговорная
речь, функциональные стили, язык художе-
ственной литературы. Сфера употребления,
типичные ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные для раз-
говорного
языка,
научного,
офици-
ально-делового, публицистического стилей
Общая характеристика научного стиля речи.
Подстили научного стиля речи
Назначение публицистического стиля речи.
Лексические, морфологические, синтаксиче-
ские особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле. Жанры публици-
стики. Очерк (путевой, портретный, проблем-
ный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дис-
куссия. Правила деловой дискуссии, требова-
ния к ее участникам. Особенности использо-
вания средств публицистического стиля.
Официально-деловой стиль речи, сферы его
использования, назначение. Основные при-
знаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их пред-
писывающий характер. Лексические, морфо-
логические, синтаксические особенности де-
лового стиля. Основные жанры официально-
делового стиля: заявление, доверенность, рас-
писка, объявление, деловое письмо, резюме,
автобиография. Форма делового документа
Разговорная речь, сферы ее использования,
назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, не-
подготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая
форма. Фонетические, интонационные, лекси-
ческие, морфологические, синтаксические осо-
бенности разговорной речи. Невербальные
средства общения. Культура разговорной речи
Общая
характеристика
художественного
стиля речи (языка художественной литера-
туры): образность, широкое использование
изобразительно-выразительных
средств,
ис-
пользование языковых средств других стилей,
выражение в нем эстетической функции наци-
онального языка. Язык как первоэлемент худо-
жественной литературы, один из основных
элементов структуры художественного произ-
ведения. Языковая личность автора в произве-
дении. Подтекст. Источники богатства и выра-
зительности русской речи. Изобразительно-
выразительные
возможности
морфоло-
гических форм и синтаксических конструкций.
Стилистические
функции
порядка
слов.
Основные виды тропов, их использование ма-
стерами художественного слова. Стилистиче-
ские фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса. Морфологические фор-
мы,
порядок
слов,
синтаксические
кон-
струкции, выполняющие изобразительно-вы-
разительную функцию, выступающие элемен-
тами художественной формы, передающие
своеобразные оттенки мысли
Общие сведения о языке.
Повторение материала, изученного
в 10-11-х классах
Нормы современного русского литера-
турного языка. Учёные-русисты
Обобщение и систематизация материала,
изученного в 10-11-х классах
К/Р.
Заключительная
диагностическая
работа
Р/Р. Вклад учёных-русистов в становле-
ние и развитие русского языкознания (уст-
ное сообщение)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного
языка
(орфоэпические,
акцентологические,
лексико-фразеологические,
грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуа-
ционные). Описание и закрепление норм в
словарях, учебниках, справочниках. Роль ма-
стеров художественного слова в становлении,
развитии и совершенствовании языковой нор-
мы. Роль средств массовой информации, шко-
лы. Выдающиеся ученые-русисты
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы
Класс
Разделы, темы
Количество
часов
10
Общие сведения о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история наро-
да
Русский язык в современном мире: в международном и
межнациональном общении
Активные процессы в современном русском языке. Про-
блемы экологии языка
Русский язык как система средств разных уровней
К/Р. Стартовая диагностическая работа
Р/Р. Презентация устного сообщения по теме «Внешние
воздействия, оказывающие влияние на происходящие в
русском языке изменения» (на основе текста из книги Л. И.
6 часов
(из них р/р – 1 час,
к/р – 1 час)
Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре
русской речи»)
Язык и речь. Культура речи
Основные аспекты культуры речи. Языковая норма:
функции и типы
Фонетика и графика. Орфоэпия.
Орфография
Фонетика. Графика (обобщающее повторение). Фонети-
ческий разбор слова
Основные нормы современного литературного произно-
шения и ударения в русском языке
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонети-
ческому, традиционному принципам русской орфографии
Лексика и фразеология
Лексика русского языка (обобщающее повторение). Сло-
во и его значение. Многозначность слов
Синонимы. Омонимы. Антонимы (виды, особенности
употребления)
Паронимы. Особенности употребления паронимов
Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы
её употребления
Фразеологические единицы русского языка
К/Р. Контрольный диктант с лексико-грамматическими
заданиями
Морфемика и словообразование
Морфемика (обобщающее повторение). Многозначность
морфем. Морфемный разбор слова
Словообразование (обобщающее повторение). Способы
словообразования. Словообразовательный разбор слова
Р/Р. Выразительные словообразовательные средства
Морфология и орфография
Морфология. Обобщающее повторение самостоятельных
частей речи (грамматические значения, грамматические
формы, синтаксические функции)
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
(имя существительное, имя прилагательное, имя числи-
тельное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, на-
речие)
Основные правила написания самостоятельных частей
речи
Обобщающее повторение служебных частей речи (грам-
матические значения, синтаксическая функция)
Морфологический разбор служебных частей речи (пред-
лог, союз, частица)
Правописание производных предлогов, союзов, частиц
Правописание корней и приставок в словах (практикум)
Правописание Н-НН в суффиксах различных частей речи
(практикум)
Правописание НЕ с различными частями речи (практи-
кум)
22 часа
(из них р/р – 1 час,
к/р – 1 час)
Речь. Речевое общение
1 час
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные тре-
бования к речи
Текст. Виды его преобразования
Текст: основные признаки, структура. Виды преобразова-
ния текста
Функциональные стили речи. Общая характеристика сти-
лей речи
Научный стиль речи: назначение, стилевые признаки, раз-
новидности (подстили)
Лексика научного стиля речи. Термин и терминология
Морфологические и синтаксические особенности науч-
ного стиля речи
Р/Р. Речеведческий анализ художественного текста (на
материале литературного произведения)
К/Р. Промежуточная диагностическая работа
7 часов
(из них р/р – 1 час,
к/р – 1 час)
Всего: 36 часов, из них р/р – 3 часа, к/р – 3 часа
11
Язык и речь
Синтаксис и пунктуация (обобщающее повторение)
Словосочетание.
Классификация словосочетания. Виды
синтаксической связи
Простое предложение. Виды простых предложений
Главные и второстепенные члены предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым
Однородные члены предложения и знаки препинания при
них. Знаки препинания при обобщающих словах
Знаки препинания в предложениях с обособленными чле-
нами
Знаки препинания в предложениях с вводными конструк-
циями и обращениями
Сложное предложение. Виды сложных предложений
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с
одним и несколькими придаточными
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными ви-
дами связи
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитирова-
нии
Виды синтаксического разбора
Р/Р. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
К/Р. Промежуточная диагностическая работа
16 часов
(из них р/р – 1 час,
к/р – 1 час)
Функциональная стилистика
и культура речи
Стилистика.
Функциональные
разновидности
языка
(обобщающее повторение)
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение
Научный стиль: признаки, сферы употребления, жанры
(обобщающее повторение)
Публицистический стиль: основные признаки (лексиче-
ские, морфологические, синтаксические), сферы использо-
вания, назначение
14 часов
(из них р/р – 2 часа)
Жанры публицистики. Очерк. Эссе
Устное выступление. Доклад. Дискуссия
Официально-деловой стиль речи: основные признаки,
сферы использования, назначение
Разговорная речь: основные признаки, сферы использо-
вания, назначение
Невербальные средства общения. Культура разговорной
речи
Общая характеристика художественного стиля речи
Язык как первоэлемент художественной литературы.
Роль языка в художественном произведении
Источники богатства и выразительности русской речи
Р/Р. Оформление эссе по очерку Д. Гранина «О милосер-
дии»
Р/Р. Анализ художественного текста, лирического произ-
ведения (или отрывка)
Общие сведения о языке.
Повторение материала, изученного
в 10-11-х классах
Нормы современного русского литературного языка. Учё-
ные-русисты
Обобщение и систематизация материала, изученного в
10-11-х классах
К/Р. Заключительная диагностическая работа
Р/Р. Вклад учёных-русистов в становление и развитие
русского языкознания (устное сообщение)
4 часа
(из них р/р – 1 час,
к/р – 1 час)
Всего: 34 часа, из них р/р – 4 часа, к/р – 2 часа