Напоминание

Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства


Автор: Собцева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: с. Тёплый Ключ
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание детей старшего дошкольного возраста

в национальных традициях гостеприимства.

Воспитатель первой

категории Собцева Н.В.

В

настоящее

время

значительно

повысилось

внимание

мировой

общественности

к

проблеме

этнокультурного

воспитания.

Ситуация

переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска

человеком смысла существования, привела к усилению ценности воспитания

детей на народном опыте, национально-культурном наследии.

Согласно ФГОС ДО, сегодня важно использовать традиции народа,

призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную

основу отношений с окружающими. Уверена, что использование народных

традиций

в

современной

практике

обучения

и

воспитания

является

настоятельной необходимостью. Приобщение детей к этим традициям и

возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность

решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное,

близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные

традиции гостеприимства.

Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная

этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой

степени ритуализован, соотнесен с мифологическими представлениями,

играет существенную роль в социальной и экономической жизни.

Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению

и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства

и жизни ребенка.

Их воспитание – важнейшее звено формирования

этикетного поведения. Работа педагогов ДОУ по воспитанию у детей

этикетного поведения основана на том, что в дошкольном детстве

практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную,

чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения,

необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение

ребенком

навыками

гостеприимства

способствует

положительным

взаимоотношениям дошкольника с другими людьми.

Для решения этих сложных разноплановых задач мною разработана

программа

использования

национальных

традиций

гостеприимства

в

воспитании детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена

концепция толерантности А.Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех

людей общим является не только биологическое сходство, а единые

общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства

этнокультурного воспитания дошкольников:

- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности

в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;

- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок –

взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью

постижения детьми умения жить в этнокультурной среде;

-

концентрация внимания детей на культуре народного труда

в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа;

- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки

программы;

- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы

своей семьи и своего народа.

Проведенные формы работы на основе использования национальных

традиций гостеприимства

проводились при обязательном сотрудничестве

педагогов,

детей

и

их

родителей.

В

данном

направлении

в

целях

использования

национальных

традиций

гостеприимства

нами

были

использованы разные формы совместной работы с родителями:

- игровое занятие с элементами тренинга «Если бы не было друзей…»;

- игра – беседа «Коренные народы Якутии»;

- беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды разных народов»;

- выставка рецептов «О вкусах не спорят»;

- беседа-дегустация «Кухни народов Якутии»;

- музыкальный праздник «Якутия – большой дом для друзей»;

- День культуры народов Якутии;

- фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица –

ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве);

- День национальных игр и др.

Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного

возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется

большой спектр мероприятий и разных видов деятельности:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью

знакомства детей с культурой и традициями своего народа;

2) вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность по

сценариям, в основе которых - русские народные сказки;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых

является освоение и практическое применение детьми способов этикетного

взаимодействия;

4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно»,

«Бояре» и многие другие;

5) проведение русских народных праздников, например, таких как -

«Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью

решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

7) знакомство с бытом и историко-культурным наследием русского

народа;

8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.

В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада.

Ведь в семейно-родственных отношениях лучше сохранены культурные

традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к

другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в

различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с

правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на

основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы

обучаем детей традициям гостеприимства, правилам культурного поведения,

воспитываем

у

них

нравственные

качества

личности,

навыки

самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с

помощью мудрости народной педагогики.

По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний

и представлений детей о народной культуре

уровень (методика Г.А.

Урунтаевой) (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Знания и представления детей о народной культуре

Конс этап

Конт этап

0

10

20

30

40

50

60

70

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В результате проведенной работы у детей произошли качественные

изменения в показателях этнокультурного

самосознания,

выявленных по

методике

В.С.

Мухиной:

мы

выясняли,

насколько

осознаются

дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном

случае являются проявлением их самосознания (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Уровень этнокультурного самосознания детей

Конс этап

Конт этап

0

10

20

30

40

50

60

70

Высокий

Средний

Низкий

Таким образом, когда говорят о культуре

гостеприимства

детей

старшего дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и

навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе

жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных

взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и

навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды,

обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться

столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и

сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском

саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с

культурой игры, поведения, общения и деятельности; с культурой речи

(форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).



В раздел образования