Автор: Собцева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: с. Тёплый Ключ
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства
Раздел: дошкольное образование
Воспитание детей старшего дошкольного возраста
в национальных традициях гостеприимства.
Воспитатель первой
категории Собцева Н.В.
В
настоящее
время
значительно
повысилось
внимание
мировой
общественности
к
проблеме
этнокультурного
воспитания.
Ситуация
переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска
человеком смысла существования, привела к усилению ценности воспитания
детей на народном опыте, национально-культурном наследии.
Согласно ФГОС ДО, сегодня важно использовать традиции народа,
призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную
основу отношений с окружающими. Уверена, что использование народных
традиций
в
современной
практике
обучения
и
воспитания
является
настоятельной необходимостью. Приобщение детей к этим традициям и
возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность
решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное,
близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные
традиции гостеприимства.
Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная
этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой
степени ритуализован, соотнесен с мифологическими представлениями,
играет существенную роль в социальной и экономической жизни.
Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению
и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства
и жизни ребенка.
Их воспитание – важнейшее звено формирования
этикетного поведения. Работа педагогов ДОУ по воспитанию у детей
этикетного поведения основана на том, что в дошкольном детстве
практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную,
чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения,
необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение
ребенком
навыками
гостеприимства
способствует
положительным
взаимоотношениям дошкольника с другими людьми.
Для решения этих сложных разноплановых задач мною разработана
программа
использования
национальных
традиций
гостеприимства
в
воспитании детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена
концепция толерантности А.Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех
людей общим является не только биологическое сходство, а единые
общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства
этнокультурного воспитания дошкольников:
- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности
в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок –
взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью
постижения детьми умения жить в этнокультурной среде;
-
концентрация внимания детей на культуре народного труда
в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки
программы;
- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы
своей семьи и своего народа.
Проведенные формы работы на основе использования национальных
традиций гостеприимства
проводились при обязательном сотрудничестве
педагогов,
детей
и
их
родителей.
В
данном
направлении
в
целях
использования
национальных
традиций
гостеприимства
нами
были
использованы разные формы совместной работы с родителями:
- игровое занятие с элементами тренинга «Если бы не было друзей…»;
- игра – беседа «Коренные народы Якутии»;
- беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды разных народов»;
- выставка рецептов «О вкусах не спорят»;
- беседа-дегустация «Кухни народов Якутии»;
- музыкальный праздник «Якутия – большой дом для друзей»;
- День культуры народов Якутии;
- фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица –
ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве);
- День национальных игр и др.
Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного
возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется
большой спектр мероприятий и разных видов деятельности:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью
знакомства детей с культурой и традициями своего народа;
2) вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность по
сценариям, в основе которых - русские народные сказки;
3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых
является освоение и практическое применение детьми способов этикетного
взаимодействия;
4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно»,
«Бояре» и многие другие;
5) проведение русских народных праздников, например, таких как -
«Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7) знакомство с бытом и историко-культурным наследием русского
народа;
8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.
В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада.
Ведь в семейно-родственных отношениях лучше сохранены культурные
традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к
другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в
различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с
правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на
основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы
обучаем детей традициям гостеприимства, правилам культурного поведения,
воспитываем
у
них
нравственные
качества
личности,
навыки
самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с
помощью мудрости народной педагогики.
По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний
и представлений детей о народной культуре
уровень (методика Г.А.
Урунтаевой) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Знания и представления детей о народной культуре
Конс этап
Конт этап
0
10
20
30
40
50
60
70
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
В результате проведенной работы у детей произошли качественные
изменения в показателях этнокультурного
самосознания,
выявленных по
методике
В.С.
Мухиной:
мы
выясняли,
насколько
осознаются
дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном
случае являются проявлением их самосознания (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Уровень этнокультурного самосознания детей
Конс этап
Конт этап
0
10
20
30
40
50
60
70
Высокий
Средний
Низкий
Таким образом, когда говорят о культуре
гостеприимства
детей
старшего дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и
навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе
жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных
взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и
навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды,
обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться
столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском
саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с
культурой игры, поведения, общения и деятельности; с культурой речи
(форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).