Автор: Шикало Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 24
Населённый пункт: город Бердск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов (конспект)
Тема: «Развитие пространственной ориентировки»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов по сенсомоторному развитию детей
дошкольного возраста
«Развитие пространственной ориентировки»
(конспект)
Цель:
Расширение представлений педагогов о возможностях формирования и
развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста
(старшая и подготовительная группа)
Ход мероприятия:
Уважаемые коллеги!
Восприятие пространственных отношений имеет принципиальное значение
для ориентировки ребёнка в окружающем мире.
Ориентировка в пространстве предполагает сформированность следующих
умений:
-ориентировка в схеме собственного тела
- определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
-моделирование пространственного расположения предметов
-движение в заданном направлении и изменение его
-ориентировка на поле листа бумаги
Пространственные ориентировки формируются поэтапно. Давайте мы с вами
сейчас расположим этапы в нужном порядке. Педагоги получают листы
бумаги с написанными этапами, и располагают их на флипчарте в том
порядке, как они формируются у дошкольников.
Этапы:
1)
по подражанию взрослому
2)
действия по готовому образцу
3)
действия по инструкции взрослого
4)
самостоятельное
планирование
и
осуществление
ребенком
моделирования пространственных отношений различных предметов и
объектов, вербализация деятельности.
При этом работа по формированию пространственных ориентировок
должна вестись по линии усложнения требований:
-к правильности и точности выполнения заданий, связанных с
ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по
различным заданным параметрам;
-к
самостоятельности
определения
пространственных
отношений
между объектами и моделирования их взаимоотношений;
-к речевому опосредованию деятельности детей: от использования
отдельных пространственных терминов до полного словесного отчёта о
выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.
Ведущий предлагает участникам на выбор вытянуть несколько
карточек с играми и проиграть их. По завершению мастер-класса все
педагоги получают распечатанный банк игр и упражнений.
Банк
упражнений
и
игр,
направленных
на
развитие
пространственной ориентировки.
«Новоселье куклы Маши»
Необходимое оборудование: бумага, карандаши, кукла, кукольная
мебель.
«Давайте поможем Маше расставить мебель в её новой комнате».
Варианты игры:
-расставить по нарисованной схеме
-расставить по устной инструкции
-расставить самостоятельно и зарисовать расстановку на схеме
«Рисуем вместе»
Необходимое оборудование: бумага, карандаши.
Дети рисуют одновременно по инструкции педагога. Например,
нарисуйте в центре листа домик, на крыше домика трубу, около домика
нарисуйте забор, за забором дерево и т.д.
«Поиск клада»
Необходимое оборудование: карта-схема, игра – «клад».
Педагог прячет в кабинете «клад» (какой-либо сюрприз, игру). Задача
детей найти его по устной инструкции педагога или по карте-схеме.
«Астрономы»
Необходимое
оборудование:
магнитная
доска
или
фланелеграф,
изображения звезд, карточки со схематическими изображениями
созвездий.
Детям необходимо воссоздать изображение созвездий, ориентируясь на
карточки-схемы.
«Навигатор»
Необходимое оборудование: изображение карты города, игрушечная
машина.
Ребёнку необходимо давать команды другому ребёнку (прямо, направо,
налево, назад), который управляет автомобилем, чтобы добраться в
пункт назначения, обозначенный педагогом.
«Этажи»
Необходимое оборудование: «домик» - вертикальный ящик с полками
(можно использовать картонную коробку с перегородками), жильцы
домика (мелкие игрушки).
Ребёнку необходимо расселить жильцов домика по инструкции
педагога. Например, посели лисичку на самом верхнем этаже,
медвежонка под лисичкой и т.д.
«Кондуктор»
Необходимое
оборудование:
Стульчики
с
разными
наклейками
(картинки, цветные кружочки). Билеты с аналогичными наклейками.
Стульчики расставляются как сиденья в автобусе. Ведущий ребёнок –
«кондуктор» должен рассадить пассажиров на их места, давая им
устные инструкции.
Рефлексия «Цветок»
В конце нашей встречи предлагаю создать один необычный цветок.
Здесь есть сердцевина, а вы выберите лепестки и закрепите их.
Желтый лепесток – если вам было интересно
Голубой лепесток – если вам понравилось занятие
Розовый – если вы узнали что-то новое
Фиолетовый – если вам было скучно