Напоминание

«Развитие пространственной ориентировки»


Автор: Шикало Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 24
Населённый пункт: город Бердск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов (конспект)
Тема: «Развитие пространственной ориентировки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов по сенсомоторному развитию детей

дошкольного возраста

«Развитие пространственной ориентировки»

(конспект)

Цель:

Расширение представлений педагогов о возможностях формирования и

развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

(старшая и подготовительная группа)

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги!

Восприятие пространственных отношений имеет принципиальное значение

для ориентировки ребёнка в окружающем мире.

Ориентировка в пространстве предполагает сформированность следующих

умений:

-ориентировка в схеме собственного тела

- определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

-моделирование пространственного расположения предметов

-движение в заданном направлении и изменение его

-ориентировка на поле листа бумаги

Пространственные ориентировки формируются поэтапно. Давайте мы с вами

сейчас расположим этапы в нужном порядке. Педагоги получают листы

бумаги с написанными этапами, и располагают их на флипчарте в том

порядке, как они формируются у дошкольников.

Этапы:

1)

по подражанию взрослому

2)

действия по готовому образцу

3)

действия по инструкции взрослого

4)

самостоятельное

планирование

и

осуществление

ребенком

моделирования пространственных отношений различных предметов и

объектов, вербализация деятельности.

При этом работа по формированию пространственных ориентировок

должна вестись по линии усложнения требований:

-к правильности и точности выполнения заданий, связанных с

ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по

различным заданным параметрам;

самостоятельности

определения

пространственных

отношений

между объектами и моделирования их взаимоотношений;

-к речевому опосредованию деятельности детей: от использования

отдельных пространственных терминов до полного словесного отчёта о

выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.

Ведущий предлагает участникам на выбор вытянуть несколько

карточек с играми и проиграть их. По завершению мастер-класса все

педагоги получают распечатанный банк игр и упражнений.

Банк

упражнений

и

игр,

направленных

на

развитие

пространственной ориентировки.

«Новоселье куклы Маши»

Необходимое оборудование: бумага, карандаши, кукла, кукольная

мебель.

«Давайте поможем Маше расставить мебель в её новой комнате».

Варианты игры:

-расставить по нарисованной схеме

-расставить по устной инструкции

-расставить самостоятельно и зарисовать расстановку на схеме

«Рисуем вместе»

Необходимое оборудование: бумага, карандаши.

Дети рисуют одновременно по инструкции педагога. Например,

нарисуйте в центре листа домик, на крыше домика трубу, около домика

нарисуйте забор, за забором дерево и т.д.

«Поиск клада»

Необходимое оборудование: карта-схема, игра – «клад».

Педагог прячет в кабинете «клад» (какой-либо сюрприз, игру). Задача

детей найти его по устной инструкции педагога или по карте-схеме.

«Астрономы»

Необходимое

оборудование:

магнитная

доска

или

фланелеграф,

изображения звезд, карточки со схематическими изображениями

созвездий.

Детям необходимо воссоздать изображение созвездий, ориентируясь на

карточки-схемы.

«Навигатор»

Необходимое оборудование: изображение карты города, игрушечная

машина.

Ребёнку необходимо давать команды другому ребёнку (прямо, направо,

налево, назад), который управляет автомобилем, чтобы добраться в

пункт назначения, обозначенный педагогом.

«Этажи»

Необходимое оборудование: «домик» - вертикальный ящик с полками

(можно использовать картонную коробку с перегородками), жильцы

домика (мелкие игрушки).

Ребёнку необходимо расселить жильцов домика по инструкции

педагога. Например, посели лисичку на самом верхнем этаже,

медвежонка под лисичкой и т.д.

«Кондуктор»

Необходимое

оборудование:

Стульчики

с

разными

наклейками

(картинки, цветные кружочки). Билеты с аналогичными наклейками.

Стульчики расставляются как сиденья в автобусе. Ведущий ребёнок –

«кондуктор» должен рассадить пассажиров на их места, давая им

устные инструкции.

Рефлексия «Цветок»

В конце нашей встречи предлагаю создать один необычный цветок.

Здесь есть сердцевина, а вы выберите лепестки и закрепите их.

Желтый лепесток – если вам было интересно

Голубой лепесток – если вам понравилось занятие

Розовый – если вы узнали что-то новое

Фиолетовый – если вам было скучно



В раздел образования