Напоминание

Структурно-функциональная модель обучения как средство решения дидактических задач


Автор: Алжанбеков Мурад Гаджимурадович
Должность: преподователь
Учебное заведение: Технический колледж
Населённый пункт: Махачкада РД
Наименование материала: Структурно-функциональная модель обучения как средство решения дидактических задач
Тема: Структурно-функциональная модель обучения как средство решения дидактических задач
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Структурно-функциональная модель обучения как средство

решения дидактических задач

Алжанбеков.М.Г. к.п.н, доцент . г Махачкала

Модель обучения, следуя М.В. Кларину [1], мы рассматриваем в

инструментальном значении для обозначения схемы или плана действий

педагога при реализации учебного процесса. Основу модели составляет

ведущая деятельность обучаемых, которую организует, выстраивает педагог.

Характер учебной деятельности студентов является узловым моментом для

базового разграничения моделей.

Педагог в учебном процессе ориентируется на вид познавательной

деятельности обучаемых: репродуктивная (следование заданным эталонам) и

продуктивная (поисковая). В первом случае усвоение и воспроизведение

обучаемыми

фиксированных

знаний

и

способов

деятельности,

что

соответствует традиционным дидактическим целям обучения (усвоение

предъявленных образцов). Во втором – как деятельность, направленная на

создание обучаемыми нового продукта, прежде всего, интеллектуального,

познавательного.

К дополнительным характеристикам базовой модели обучения можно

отнести: характер и последовательность этапов обучения во времени,

характер взаимодействия педагога и обучаемого, характеристика ожидаемых

результатов обучения, или педагогическая направленность модели. В рамках

каждой из базовых моделей ведутся дидактические поиски инновационной

направленности, преобразующие характер обучения; при этом линии

преобразований

связаны

как

с

типом

преобладающей

деятельности

обучаемых, которую организует педагог, так и с характером и соотношением

позиций преподавателя и обучаемых [2, с. 10-11].

Понятие модели обучения является близким понятию метода обучения,

но отличается следующими отличительными особенностями: в модели

характеристика обучения основывается на целостной картине деятельности

обучаемых (лекция-пресс-конференция, деловая игра и др.); в модели же

учитывается не только содержание обучения, но и сам процесс, его

протекание во времени.

В зависимости от особенностей информационно-коммуникационных

сред

процесс

усвоения

знаний

обучаемыми

с

применением

средств

компьютерных

технологий

строится

исходя

из

следующих

моделей

обучения:

демонстрационная;

программированного

обучения;

информационно-справочная;

конструирования

знаний;

структурно-

функциональная.

Разрабатываемая нами

структурно-функциональная модель обучения

позволяет реализовать в условиях образовательного пространства колледжа

основную концептуальную идею – информационно-коммуникационные

технологии

являются

мощным

средством

учебно-познавательной

деятельности по овладению студентами предметными знаниями, носящие

интерактивный характер по электротехническим дисциплинам

Структурно-функциональная модель включает педагога, персональный

компьютер (ПК), Интернет-ресурсы, учебную книгу и технические средства

обучения (ТСО). Ведущая роль в организации познавательной деятельности

обучаемых, при реализации различных дидактических задач, с учетом

возможной

степени

формализации

знаний,

несомненно

принадлежит

педагогу при преподавание электротехнических дисциплин СПО[3].

В

структурно-функциональной

модели

обучения

используются

вышеперечисленные элементы при решении следующих дидактических

задач:

1. Усвоение трудно формализуемого материала, требующего сложного

объяснения. При решении дидактических задач такого типа деятельность

педагога – ведущая, используются учебник (лекции) и ТСО, а персональный

компьютер и Интернет-ресурсы использовать нецелесообразно;

2. Усвоение хорошо формализуемого материала, предполагающее

несложное объяснение. В этой ситуации у педагога ведущая роль, могут быть

использованы ПК, Интернет-ресурсы, учебник, а вот использование ТСО

малоэффективно;

3. Усвоение знаний с обеспечением обратной связи и индивидуальной

коррекции. В процессе реализации данной дидактической задачи роль

педагога малоэффективна, преимущественно используется ПК, Интернет-

ресурсы, а использование учебника, ТСО малоэффективно.

4. Повторение и закрепление знаний в процессе диалога. В решении

данной

дидактической

задачи

роль

педагога

остается

ведущей,

использование

ПК,

Интернет-ресурсов

зависит

от

сложности

и

формализуемости

материала,

учебник

используется,

целесообразность

использования ТСО сомнительна;

5. Проектирование наглядной модели, объяснение нового материала с

опорой на наглядный образ. Данная дидактическая задача решается

преимущественно с использованием ПК при ведущей роли педагога, со

специально подготовленными рисунками, схемами и текстами, могут быть

использованы Интернет-ресурсы, ТСО;

6. Повторение и закрепление знаний в процессе диалога. Процесс

обучения решению задач различных классов, различного уровня сложности

осуществляется

при

ведущей

деятельности

педагога,

могут

быть

использованы учебник, ПК, ТСО, Интернет-ресурсы;

7. Проектирование наглядной модели, объяснение нового материала с

опорой на наглядный образ. Совместную деятельность организует педагог с

привлечением учебника, ПК, Интернет-ресурсов, ТСО;

8. Контроль знаний с глубоким анализом их качества. Педагог

организует процесс проверки усвоенных знаний и осуществляет анализ

выявленных недочетов с привлечением учебника, ПК, ТСО, Интернет-

ресурсов;

9. Контроль знаний с непосредственной обработкой результатов

осуществляется преимущественно педагогом с использованием ПК, учебник

и ТСО использовать дидактически нецелесообразно.

Рассматривая модели организации процесса усвоения знаний в условиях

среды

обучения,

создаваемой

средствами

информационно-

коммуникационных технологий, необходимо учесть, что при воплощении

каждой из них в учебный процесс главной задачей педагога является подача

нового материала таким образом, чтобы превратить студентов из объектов

учебной деятельности в субъектов, формирующихся под воздействием

собственных интересов и целей. Организация учебного процесса должна

стимулировать

познавательную

самостоятельность

обучаемых,

способствовать формированию навыков приобретения информацию из

разных источников без посторонней помощи.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

дает

педагогу широкие возможности в выборе моделей обучения и разнообразии

используемых методических приемов в обучении, повышая эффективность

усвоения и качество знаний студентов, усиливает их мотивацию к учёбе,

реализует

личностно

ориентированный

подход

при

изучении

электротехнических дисциплин.

Список литературы:

1.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе

исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига:

НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с. – С. 10-11.

2.

Манторова И.В. Некоторые проблемы процесса первичного усвоения

знаний в современной дидактике //Основные тенденции и проблемы

воспитания детей и учащейся молодежи в республиках и краях

Южного Федерального округа. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. – С.

229-232.

3.

Александров Г.Н., Иванкова Н.И., Тимошкина Н.В., Чшиева Т.Л.

Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические

технологии в современном педагогическом знании //Образовательные

технологии и общество. – 2000. – Т. 3. – №2. – С. 134-149.



В раздел образования