Автор: Прасолова Светлана Анатольевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №190"Степашка"
Населённый пункт: БАРНАУЛ
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "9 МАЯ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Раздел: дошкольное образование
Проект к 9 Мая в подготовительной группе «9 мая - день Победы»
Проект по патриотическому воспитанию для подготовительной группы.
Тип проекта: краткосрочный (с 22.04. по 14.05.2015)
Участники проекта: дети подготовительной группы
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего
поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть
сформированы элементы гражданственности, патриотизма. Мы, воспитатели, берем на
себя ответственность за осуществление этой государственной, важной задачи.
Проблема:
Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у
детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты,
фашистская Германия.
Цель проекта:
воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг
народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.
Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной
войны.
2.
Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о
боевой технике.
3.
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые
заслуги.
4.
Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации
проекта.
5.
Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
6.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов,
ветеранам ВОВ.
Ожидаемые результаты:
1. проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с
художественной
литературой
рассказах
родителей,
ветеранов,
в
рассматривании
наглядного материала;
2. активное участие ребят в совместных работах, играх;
3. проявление творческого интереса;
4. почтительное отношение к героям войны.
Продукт проектной деятельности: оформление зала «Дети победы», «Война
навек их юными оставила», «Все для победы» выставка книг о Великой Отечественной
войне и ее героях, оформление родительского уголка, выставка военной техники.
Выставка детских работ (Открытка " 9 Мая").
Акция «Поздравь ветерана».
Работа с родителями:
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
1. Подбор художественной литературы (пословицы о Родине, стихи, рассказы,
буклеты).
2. Подбор наглядного материала (иллюстрации на военную тематику, игрушечная
военная техника).
.
3. Подготовка информации для родителей.
4. Подбор фильма детям о героях Великой Отечественной войны.(«Солдатик»)
2 этап - основной.
1. рассматривание иллюстрированного материала - буклетов, репродукций картин;
2. просмотр фильма " Дети войны";
3. беседы: "Почему война называется Великой Отечественной? ", "Дети войны",
«История георгиевской ленточки», "Великая Победа", "Мы не забудем", " Защитники
родного края", «Символы Победы - ордена, медали и знамена»;
4. чтение стихотворений: "День Победы" Т. Белозеров, "Что за праздник Н.
Иванова, "Дедушкины друзья" А. Шамарин;
5. чтение художественной литературы: Н. Внуков " Старая гильза", "Главное
войско Л. Кассиль, "Рассказы о Великой Отечественной войне" С. Алексеев;
7. рассматривание альбомов "Герои Великой Отечественной войны д. Захарвань;
8. подвижные игры: " Разведчики", " Переправа", " Снайпер", конкурсы на
быстроту, меткость;
9. дыхательная гимнастика " быстрый кораблик";
10. пальчиковая гимнастика «Семья», «Военные профессии»;
11. физкультминутка « Армейская»;
12. сюжетно - ролевая игра «Радисты», «Пограничник»;
13. слушание песен: " Наша Родина сильна", " Вставай страна огромная",
«Священная война», «День Победы».
3.
этап - заключительный.
1.
проведение праздника, посвященного Дню Победы;;
2.
возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам;
3.
акция «Бессмертный полк»;
4.
акция «Поздравь ветерана».
Беседа «Дети войны».
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни
других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.
Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты
Победы».
Ход беседы.
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками
крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой
отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами.
Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все
тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо
ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не
доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой
помогают отцам и братьям на фронте.
Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты,
теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые
шашки.
Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые
носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых
солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами,
писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не
разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и
дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в
партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги
всех детей и взрослых не будут забыты никогда.
О них, и о героях войны сложено немало стихов.
Беседа «Защитники родного края».
Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ и с тружениками тыла, с детьми войны,
которые проживали и проживают в нашей деревне, воспитывать чувство сострадания и
уважения к пожилым людям.
Оборудование: альбом «Солдаты Победы», о земляках - героях войны.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, эти люди жили и живут в нашем городе, они так же, как и
другие русские люди защищали нашу Россию от врагов.
Давайте посмотрим, какие медали и ордена сверкают на их груди.
Послушайте, что вам расскажут ребята о некоторых из этих людей, (сообщения
старших детей)
Воспитатель: А я вам хочу рассказать о моём дедушке Александр Семёнович
Чичулин он тоже учавствовал в событиях ВОВ и, к сожалению, сейчас его нет в живых
Может быть, рядом с вами живут тоже ветераны ВОВ, труженики тыла, дети войны?
(слушаем рассказы детей)
А может быть, у вас есть дедушки и бабушки, которые тоже воевали на войне?
Предлагаю старшим детям по фотографии нарисовать портреты наших земляков -
фронтовиков, чтобы устроить выставку для родителей.
Беседа «Символы Победы - ордена, медали и знамена».
Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во
время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над
Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за
свой народ, любовь к Родине.
Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-
дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников»
(издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В.
Богаткина
«Штурм
Рейхстага»,
музыкальные
записи
песен
времен
Великой
Отечественной войны.
Ход беседы.
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).
Воспитатель:
О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник
называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и
живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина —
Россия.)
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот
день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский
праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена.
Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы
Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)
Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие
города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры
сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Рассматривают
иллюстрации.)
В
ходе
боев
требовалось
выделять
подвиги
бойцов,
отмечать
искусство
военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова,
Кутузова, Александра Невского и др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали
«За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те
люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини
среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в
годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним
навсегда.
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках и в деревнях
установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое
Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти,
символ того, что мы помним о тех событиях. Есть еще один очень важный символ — это
Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.
Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот,
надписи.)
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось
Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза
был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это
символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб,
звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы,
только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о
том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой
Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили
свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу,
Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской
Германии — город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно
тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть
упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую
комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу.
Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана
долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде
Победы.
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»
Воспитатель: Великая Отечественная война - самая крупная война в истории
человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом
деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали
десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от
нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
Воспитатель: Отечественной войной она называется потому, что эта война —
справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась
вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали
победу в тылу и на передовой.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных
войн в истории России называлась Великой Отечественной войной.
Воспитатель: Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти
июньские дни десятиклассники оканчивали школу, в школах проходили выпускные балы.
Юноши и девушки в светлых нарядных костюмах танцевали, пели, встречали рассвет.
Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила
эти планы!
Воспитатель: 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов
выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии.
Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи
шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной
Армии, называли красноармейцами.
Воспитатель:
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы
Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Воспитатель:
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране,
попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в
Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У
призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
Воспитатель: Ужас и потери Великой Отечественной войны объединили людей в
борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не
только Европу, но и весь мир.
Воспитатель: 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой – День
Победы над Фашисткой Германией.
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
5. Кто встал на защиту Отечества?
Беседа « История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории
возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому
прошлому своей Родины.
Оборудование:
георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с
орденами Славы, историческими событиями России.
Ход беседы.
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на
ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
Воспитатель:
Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А
называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден
Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное
время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали
мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная
воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия,
жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и
т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть
ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской
армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же,
как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем
георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести,
украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки
(рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они
там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на
одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о
героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на
поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной
войны.
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших
и победивших в Великой Отечественной войне!
Комплексное занятие «Этот День Победы!»
Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать
уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.
Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии
по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша
страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская
ленточка, что она обозначает?
Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция
«Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем?
Воспитатель: Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители
многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью
празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-
победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения
поколений. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти
павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем,
благодаря кому мы победили в 1945 году.
Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или
Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.
Воспитатель:
А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки?
Материалом для изготовления Георгиевской Ленточки служит окрашенный в массе
полиэстер
сатинового
плетения.
После
процесса
двухсторонней
печати
рулоны
Георгиевской ленты подвергаются термической обработке для повышения стойкости
краски к воздействию атмосферных явлений. Напечатанные и порезанные на штуки
Георгиевские ленты, собираются в стопку, по 250 штук (другое количество - по
предварительному заказу), а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку (показываю
иллюстрации).
Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить
такие ленточки из цветной бумаги.
Дидактические игры.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине,
воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает
пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков;
знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире;
воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление
дошкольников.
Оборудование:
10 карт формата А4 с изображением предметов старины и
современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.
Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с
изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки
двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть
красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими
кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы
современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название
и объяснить их назначение.
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять
знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного
прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь,
умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата
различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист,
пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство
вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены
различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль,
бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок)
раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой
и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого
предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой
ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею
пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие
карточки не будут розданы.
Дидактическая игра «Великие люди России»
Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к
соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному
человеку, его виду деятельности; воспитывать интерес и уважение к историческому
прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения; развивать
речь и логическое мышление дошкольников.
Оборудование:
11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре
изображены портреты: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева,
А.М. Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.
В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты,
на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-
кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности.
Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей,
изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок,
который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под
портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.
Советы родителя «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми.
Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут
старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет,
веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А
зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный
парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят
контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова,
рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ
— делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну.
Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то
время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же
интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они
будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий
оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек
той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Список использованной литературы
1.
Алешина
Н.
В.
Патриотическое
воспитание
дошкольников:
методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2.
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. :
издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3.
Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества:
методическое
пособие
по
патриотическому
воспитанию
в
ДОУ/.
Л.
А.
Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
4.
Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском
саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова –
М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
5.
А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина»Детям о Великой Победе» Москва
2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.