Напоминание

Речь педагога как показатель профессиональной компетенции


Автор: Гелетий Мария Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №6
Населённый пункт: г. Ивантеевка, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Речь педагога как показатель профессиональной компетенции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»

Выступление для воспитателей по теме:

«Речь педагога как показатель

профессиональной компетенции»

подготовила и провела

учитель-логопед

Гелетий М.Е.

г. Ивантеевка 2021г.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В

детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой

речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает

воспитатель, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник

проводит именно с ним.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом

для детей.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной

речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении

этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит

повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в

овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи

воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них

уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

Правильность– соответствие речи языковым нормам ( знать и выполнять

правила литературного произношения).

Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая

лежит в ее основе.

Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение

между частями и компонентами мысли.

Чистота- отсутствие в речи элементов,чуждых литературному языку.

Выразительность- особенности речи, захватывающая внимание и создающая

атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство- умение использовать все языковые единицы с целью

оптимального выражения информации.

Уместность- учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей

культуры речевого поведения (навыков общения, умение пользоваться

разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию

общения, собеседника и др.)

Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть,

беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей

может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов -

стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит

друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с

ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости

(как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и

наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и

взрослого, и детей.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное

использование педагогом невербальных средств общения. В. Солоухин писал: «А

ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека

предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать

пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы

не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям,

чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что

здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой

образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен

применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание

грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях

умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.

Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к

детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление

непонятных слов.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в

неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и

указание содержат в себе речевой образец.

Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с

воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они

ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются

копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого

события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться

речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою

речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его

воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.



В раздел образования