Автор: Гелетий Мария Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №6
Населённый пункт: г. Ивантеевка, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Речь педагога как показатель профессиональной компетенции
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад общеразвивающего вида №6 «Звездочка»
Выступление для воспитателей по теме:
«Речь педагога как показатель
профессиональной компетенции»
подготовила и провела
учитель-логопед
Гелетий М.Е.
г. Ивантеевка 2021г.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В
детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает
воспитатель, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник
проводит именно с ним.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом
для детей.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной
речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении
этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит
повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в
овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи
воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них
уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
Правильность– соответствие речи языковым нормам ( знать и выполнять
правила литературного произношения).
Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая
лежит в ее основе.
Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение
между частями и компонентами мысли.
Чистота- отсутствие в речи элементов,чуждых литературному языку.
Выразительность- особенности речи, захватывающая внимание и создающая
атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство- умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации.
Уместность- учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей
культуры речевого поведения (навыков общения, умение пользоваться
разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию
общения, собеседника и др.)
Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть,
беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей
может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов -
стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит
друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с
ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости
(как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и
наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и
взрослого, и детей.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное
использование педагогом невербальных средств общения. В. Солоухин писал: «А
ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека
предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать
пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы
не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям,
чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что
здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Речевой
образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен
применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание
грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях
умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.
Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к
детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление
непонятных слов.
Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в
неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и
указание содержат в себе речевой образец.
Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с
воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они
ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются
копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого
события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться
речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою
речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его
воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.