Напоминание

"Элементарная биология для дошкольников"


Автор: Куркина Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №2 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Барыш
Наименование материала: статья
Тема: "Элементарная биология для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




А воля, а простор, природа,

прекрасные окрестности городка,

а эти душистые овраги и

колыхающиеся поля, а розовая

весна и золотистая осень

разве не были нашими

воспитателями?

К. Ушинский.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает

детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы,

полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Одна из задач воспитания состоит

в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок,

звуков в природе.

Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на

лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только

любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы,

заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Каждое знакомство с природой я стараюсь превратить в урок развития детского

творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка,

вызывает его удивление, желание больше узнать. Общение с живой природой даёт

ребёнку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. Я учу

детей видеть не только красивое, но и отличать следы грубого отношения людей к

природе. Дети обязательно заметят сломанную ветку и аккуратно её удалят. Если на

ветках много снега, и они пригибаются – то стряхнут.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе.

В своей деятельности я уделяю большое внимание опытам и наблюдениям.

Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать своё мнение,

обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Моя задача – связать

результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже

имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных

закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в

окружающей среде.

Экологические знания являются основой экономического сознания, но заниматься

только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической

деятельности.

В своей работе я делаю акцент на практической деятельности детей на земле.

Мы имеем возможность отслеживать рост и развитие растений в любое время года, и

отмечать, что растения – тоже живые организмы. В группе проводятся регулярные

наблюдения за каким-либо растением и фиксируются все изменения в календарях.

Дети прослеживают каждый день с растением и вместе с ним растут. Например,

наблюдения за луком, растущим в разных условиях. Здесь мы с ребятами выявили

зависимость изменения зелени лука от степени освещения, температуры воздуха,

наличия или отсутствия воды. Такие наблюдения позволили детям сделать вывод, что

с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды, начинала изменяться окраска

«пёрышек» лука, или они отсутствуют вовсе. Наблюдения проводились в течение

четырёх недель, заданы были четыре разных условия выращивания:

- одна банка с водой, в тепле, на свету.

- вторая – без воды, в тепле, на свету.

- третья – с водой, в холоде, на свету.

- четвёртая – с водой, в тепле, в темноте.

Каждый день дети по собственной инициативе наблюдали, как растёт лук, появились

ли корешки, выросли ли зелёные ростки. В конце недели мы делали зарисовки в

календаре наблюдений. И так – четыре недели.

Дети принимали участие в этом опыте с огромным интересом и даже азартом.

Каждый стремился посмотреть первым, есть ли изменения? Дневниковые записи

поведения детей свидетельствуют об их стойком познавательном интересе к

наблюдениям.

Каждое утро ребята подходили к баночкам с луковицами, с важным видом

осматривая их, приговаривали: «Так, здесь корешки выросли сильно, а здесь без воды

и не думают расти». Ребята постоянно сравнивали луковицы между собой, находили

различия.

Дети рассуждали вслух: «Ну, конечно, одни растут быстро, другие плохо

выросли. Это потому, что они в разные баночки посажены. Ведь в темноте и в холоде

разве захочет кто-нибудь расти! Этой-то луковичке хорошо, она на солнышке стоит,

солнышко-то все любят!»

В конце четвёртой недели сравнивали все четыре странички календаря – дети

заметили, что в трёх баночках произошли изменения – выросли корни, появилась

зелень, только ничего не изменилось в баночке без воды. Ребята пришли к выводу:

самая хорошая зелень у той луковицы, которая находилась в самых хороших

условиях: и в воде, и в тепле, и на свету.

Или, например, наблюдения за клубнями картофеля в полиэтиленовых пакетах.

Все пакеты размещались на окне и каждый день дети увлажняли и переворачивали

клубни, чтобы равномерно их озеленить. Через четыре недели после появления

ростков дети засыпали клубни землёй, наполняя пакет до половины, смачивали землю

и производили полив. Отдельно выращивали клубни картофеля в мини-огороде, и

наблюдали месяц за ростом рассады.

В дальнейшем, в мае, мы планируем провести высадку картофеля клубнями и

рассадой на огороде, а затем сравнить, где быстрее будет урожай.

Выявление простейших связей, доступных пониманию детей, создаёт

благоприятные условия для умственного и трудового воспитания. Это привлечение

детей к общественно-полезной работе: озеленению группы, уходу за комнатными

растениями и растительностью участка, сбору семян дикорастущих растений.

Круглый год организована работа на огороде: в тёплое время на участке, а в

зимний период в мини-огороде. Это даёт богатый материал для круглогодичного

обучения детей наблюдению за ростом растений от семени до семени. В весенний

период в мини-огород производится посев овощных и цветочных культур.

Выращенная рассада пересаживается на участки в огород. Для посева цветочных

культур берём семена астры, цинии. Из овощных – огурцы, овёс, картофель, капуста.

В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об

экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семени с

условиями окружающей среды. Материал календарей интересен для обобщающих

занятий, когда весь урожай собран. Они очень важны: дети учатся обнаруживать

изменения в растениях, замечают всё новое.

Дети вместе с растением прожили три – четыре месяца и все основные моменты

зафиксированы на бумаге.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической

культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего

экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и

духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его

выживание и развитие.



В раздел образования