Автор: Куркина Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №2 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Барыш
Наименование материала: статья
Тема: "Элементарная биология для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые овраги и
колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень
разве не были нашими
воспитателями?
К. Ушинский.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает
детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы,
полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Одна из задач воспитания состоит
в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок,
звуков в природе.
Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на
лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только
любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы,
заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Каждое знакомство с природой я стараюсь превратить в урок развития детского
творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка,
вызывает его удивление, желание больше узнать. Общение с живой природой даёт
ребёнку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. Я учу
детей видеть не только красивое, но и отличать следы грубого отношения людей к
природе. Дети обязательно заметят сломанную ветку и аккуратно её удалят. Если на
ветках много снега, и они пригибаются – то стряхнут.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе.
В своей деятельности я уделяю большое внимание опытам и наблюдениям.
Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать своё мнение,
обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Моя задача – связать
результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже
имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных
закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в
окружающей среде.
Экологические знания являются основой экономического сознания, но заниматься
только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической
деятельности.
В своей работе я делаю акцент на практической деятельности детей на земле.
Мы имеем возможность отслеживать рост и развитие растений в любое время года, и
отмечать, что растения – тоже живые организмы. В группе проводятся регулярные
наблюдения за каким-либо растением и фиксируются все изменения в календарях.
Дети прослеживают каждый день с растением и вместе с ним растут. Например,
наблюдения за луком, растущим в разных условиях. Здесь мы с ребятами выявили
зависимость изменения зелени лука от степени освещения, температуры воздуха,
наличия или отсутствия воды. Такие наблюдения позволили детям сделать вывод, что
с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды, начинала изменяться окраска
«пёрышек» лука, или они отсутствуют вовсе. Наблюдения проводились в течение
четырёх недель, заданы были четыре разных условия выращивания:
- одна банка с водой, в тепле, на свету.
- вторая – без воды, в тепле, на свету.
- третья – с водой, в холоде, на свету.
- четвёртая – с водой, в тепле, в темноте.
Каждый день дети по собственной инициативе наблюдали, как растёт лук, появились
ли корешки, выросли ли зелёные ростки. В конце недели мы делали зарисовки в
календаре наблюдений. И так – четыре недели.
Дети принимали участие в этом опыте с огромным интересом и даже азартом.
Каждый стремился посмотреть первым, есть ли изменения? Дневниковые записи
поведения детей свидетельствуют об их стойком познавательном интересе к
наблюдениям.
Каждое утро ребята подходили к баночкам с луковицами, с важным видом
осматривая их, приговаривали: «Так, здесь корешки выросли сильно, а здесь без воды
и не думают расти». Ребята постоянно сравнивали луковицы между собой, находили
различия.
Дети рассуждали вслух: «Ну, конечно, одни растут быстро, другие плохо
выросли. Это потому, что они в разные баночки посажены. Ведь в темноте и в холоде
разве захочет кто-нибудь расти! Этой-то луковичке хорошо, она на солнышке стоит,
солнышко-то все любят!»
В конце четвёртой недели сравнивали все четыре странички календаря – дети
заметили, что в трёх баночках произошли изменения – выросли корни, появилась
зелень, только ничего не изменилось в баночке без воды. Ребята пришли к выводу:
самая хорошая зелень у той луковицы, которая находилась в самых хороших
условиях: и в воде, и в тепле, и на свету.
Или, например, наблюдения за клубнями картофеля в полиэтиленовых пакетах.
Все пакеты размещались на окне и каждый день дети увлажняли и переворачивали
клубни, чтобы равномерно их озеленить. Через четыре недели после появления
ростков дети засыпали клубни землёй, наполняя пакет до половины, смачивали землю
и производили полив. Отдельно выращивали клубни картофеля в мини-огороде, и
наблюдали месяц за ростом рассады.
В дальнейшем, в мае, мы планируем провести высадку картофеля клубнями и
рассадой на огороде, а затем сравнить, где быстрее будет урожай.
Выявление простейших связей, доступных пониманию детей, создаёт
благоприятные условия для умственного и трудового воспитания. Это привлечение
детей к общественно-полезной работе: озеленению группы, уходу за комнатными
растениями и растительностью участка, сбору семян дикорастущих растений.
Круглый год организована работа на огороде: в тёплое время на участке, а в
зимний период в мини-огороде. Это даёт богатый материал для круглогодичного
обучения детей наблюдению за ростом растений от семени до семени. В весенний
период в мини-огород производится посев овощных и цветочных культур.
Выращенная рассада пересаживается на участки в огород. Для посева цветочных
культур берём семена астры, цинии. Из овощных – огурцы, овёс, картофель, капуста.
В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об
экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семени с
условиями окружающей среды. Материал календарей интересен для обобщающих
занятий, когда весь урожай собран. Они очень важны: дети учатся обнаруживать
изменения в растениях, замечают всё новое.
Дети вместе с растением прожили три – четыре месяца и все основные моменты
зафиксированы на бумаге.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической
культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего
экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и
духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его
выживание и развитие.