Напоминание

Система техник, направленных на формирование логики, мышления, памяти


Автор: Бобровская Дарья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №53
Населённый пункт: г.Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: Система техник, направленных на формирование логики, мышления, памяти
Раздел: начальное образование





Назад




Один из путей решения проблемы развития памяти младших школьников в

процессе обучения – это подбор специальных упражнений, заданий, игр и

применение их в процессе обучения. Память детей одного возраста в среднем

имеет одинаковые показатели, но все же следует учитывать индивидуальные

особенности каждого ребенка. В целом память детей младшего школьного

возраста является достаточно хорошей, и в первую очередь это касается

механической памяти, несколько отстает в своем развитии опосредованная,

логическая память, так как в большинстве случаев ребенок будучи занят

учением, трудом, игрой в полнее обходится механической памятью. Но в

процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и

образная, и слуховая, и зрительная память.

При любом типе памяти учитель должен прежде всего стремиться к

развитию у детей смыслового запоминания, в основе которого лежит

установление смысловых логических связей внутри запоминаемого

материала. Существенно повышает продуктивность логической памяти

детей, это обучение их мнемическим приемам запоминания, которое

проходит через два этапа:

Детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для

запоминания и воспроизведения материала.

Научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных

ситуациях.

В учебной деятельности учитель должен подбирать задания, упражнения,

игры для учащихся так, чтобы они позволили полностью реализовать

влияние направленности на запоминание, предохранить от напрасных

действий ученика. Учитель должен уделять много внимания подбору новых

заданий, упражнений для развития памяти младших школьников в процессе

обучения. При организации учебной деятельности школьника необходимо

учитывать влияние на успешность развития памяти интересов,

эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним.

1.

Чтение с ответами на вопросы (Что? Где? Когда?).

Чтобы чтение сделать эффективным, нужно предложить детям ответить на

шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как?

Это задание хорошо подходит для урока литературного чтения. При чтении и

обсуждения произведения С. Аксакова «Аленький цветочек» детям были

предложены вопросы по содержанию текста, тем самым основные и

ключевые моменты были усвоены и была успешно выполнена проверочная

работа.

2. Методика воспроизведения рассказа.

Для учащихся можно предложить для пересказа следующий текст:

Шли по лесу 2 товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать

и влез на дерево, и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было

нечего. Он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и

стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал,

что мёртвый, и отошёл. Когда медведь отошёл, первый слез с дерева и

смеётся: « Ну, что, - говорит, - медведь на ухо наговорил?» «Он сказал мне,

что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Это задание хорошо тем, что у многих детей возникают сложности с

запоминаем и пересказом текста. На данный момент мои дети заканчивают 4

класс и для того чтобы в 5 классе не возникало сложностей при активной и

более сложной работе-мы тренируем память на данном этапе.

3. Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов,

увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец,

диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача.

Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно

добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле.

Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг

он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный

почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была

огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом

берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только

осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими

бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю

посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного

борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл

дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника.

Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака

начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как

только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из

образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы

(образ на слово «удача»).

4.Древо познаний

Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В

это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.

В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому

историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал,

ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать

на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения

материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть

оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане

в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со

вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний,

вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод),

читают вопрос и отвечают на него.



В раздел образования