Напоминание

Основы ансамблевого музицирования с учащимися младшего школьного возраста


Автор: Наталья Анатольевна Королева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы ансамблевого музицирования с учащимися младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

преподавателя по классу баяна-аккордеона

МБУ ДО г.о.Самара «ДМХШ №1»

Королёвой Натальи Анатольевны

Основы ансамблевого музицирования

с учащимися младшего школьного возраста

1. Введение.

Во все времена цель и задачи педагога музыкальной школы остаются

прежними:

воспитать

учеников,

способных

продолжить

профессиональное музыкальное образование и развить вкус и чувство

прекрасного в ребятах, которые станут любителями музыки.

Как заинтересовать учащихся музыкой?

Как добиться того, чтобы ученик стремился к хорошим результатам?

Одной из форм работы позволяющей добиваться положительных

результатов является ансамблевое музицирование. Этот вид совместного

творчества существовал всегда, во все

времена, на любом

уровне

владения

инструментом. В

этом

жанре

писали

все

выдающиеся

композиторы.

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального

воспитания учащихся, поэтому в учебный план нашей музыкальной хоровой

школы в дополнение к дисциплине “Музыкальный инструмент. Баян” был

введен предмет “Ансамбль (дуэты и трио баянистов-аккордеонистов)”. Как

показала практика,

занятия ансамблем

нравятся всем учащимся

без

исключения.

Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор

учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение

слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание

всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом

товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует

фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита;

повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо

совместное

исполнительство

требует

свободного

владения

текстом,

прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание

чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии,

достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,

агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию

единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого

произведения.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”,

умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских

намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных

игровых действий.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие

приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими

для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения

передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом

музыкальной ткани.

2.Ансамблевоемузицирование, как метод развития исполнительских и

творческих навыков учащихся.

Совместноемузицирование играет важную роль в развитии творческих и

исполнительских способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки

и умения совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления

учащихся, формируют их музыкально-эстетический вкус на

высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнёрства,

обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно.

Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их

внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство

ответственности за партнёра.

Ансамблевая игра способствует ускоренному развитию музыкальных

способностей. Рассмотрим основные из них:

Звуковысотный слух. Формирование звуковысотных представлений

является первоочередным этапом в слуховом воспитании ученика. Умение

выразительно и правильно интонировать, слушать и слышать мелодию

является основой игры в ансамбле.

Гармонический слух. Гармонический слух, как правило, отстаёт от

мелодического. Ансамблевое музицирование всегда предполагает

знакомство с гармонией. Исполнение второй партии дает возможность

усвоения навыков гармонического анализа: представление тонального

плана произведения, знакомство с необычными аккордовыми созвучиями,

ощущение тоники, знакомство с простейшими гармоническими

оборотами.

Полифонический слух. Ансамблевая игра развивает умение слышать

полифонию. Уже первые ансамбли для начинающих содержат различные

виды полифонии: канон, подголосочную, контрастную. Наиболее

эффективный прием, который можно применять в ансамблевой практике

- совместное проигрывание на двух инструментах полифонических

произведений по голосам.

Темброво-динамический слух. Ансамблевая игра представляет большое

пространство для развития темброво-динамического слуха, благодаря

обогащенной фактуры. Творческий поиск различных тембровых красок,

динамических нюансов, штриховых эффектов и так далее развивает

темброво - динамический слух учащихся. Особенно показательны пьесы с

программно-изобразительными элементами ( жужжание, трели

птиц, сигналы горна и другие звукоподражания).

Ритм. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование

чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике. Ритм в

музыке категория не только времяизмерительная, но и эмоционально –

выразительная, художественно – смысловая. Сначала партия ученика

предельно простая (мелодически и ритмически), располагается в удобной

позиции. Хорошо если партия педагога будет представлять ровную

пульсацию, заменяя ученику счет. Играя с педагогом, ученик находиться

в метроритмических рамках. Необходимость «держать»свой ритм делает

усвоение различных ритмических фигур более органичным. Крепко

усвоенный учеником навык воспроизведения мерной пульсации

выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа.

Темпоритм (музыкальная пульсация). При совместной игре партнёры

должны определить темп, ещё не начав собственного исполнения. В

ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным, а стремление его

удержать взаимоусиливающим.

Память. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания

произведения наизусть . Углубленное понимание музыкального

произведения, его структуры, формообразования – условие успешного

запоминания музыки. Процесс понимания выступает как прием

запоминания. Ансамблевое исполнение будет способствовать не

механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической,

логической, рациональной памяти.

Игровые способности. Именно благодаря интересу, который проявляется

в ансамбле на начальном этапе, легко и безболезненно происходит

организация игрового аппарата ребенка, быстрее формируются основные

приемы звукоизвлечения, происходит знакомство с разными типами

фактур.

Навык чтения с листа. Одно из наиболее эффективных форм.

Развивающей весь комплекс музыкальных способностей, является игра с

листа, которая развивает непрерывность мышления и концентрацию

внимания.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься

на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение

первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов

обучения в инструментальном классе.

Организовать эту работу невозможно не учитывая психофизиологические

особенности учащихся младших классов.

3.Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения

в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В

этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое

развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения

в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной

системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий

является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство

регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного

возраста особенностях поведения, организации деятельности и

эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны

к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность

психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различияв

темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают

мальчиков. Указывая на это, некоторые психологи приходят к выводу, что

фактически в младших классах "за одной и той же партой сидят дети разного

возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это

различие и не в календарном возрасте".

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики

детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной

деятельностискладываются психологические новообразования,

характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших

школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на

следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый

тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого

постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают

приобретать сверстники, возрастает роль детского сообществ. Возрастает

роль совместной работы, совместного творчества.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс

межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На

протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет

определенную динамику и закономерности развития.

4.Особенности познавательной сферы детей младшего школьного

возраста

Переход от дошкольного детства к школьномухарактеризуется

принципиальным изменением места ребенка в системе общественных

отношений и всего его образа жизни.Поступление в школу — переломный

момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям

деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с

взрослыми и сверстниками.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его

учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее

он несет ответственность перед учителем, школой,семьей. Жизнь ученика

подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил,

именно совместная коллективная работа приобретает большую значимость.

Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система

требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями,

важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его

начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень

лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном

большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения

отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они

долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не

качества проделанной работы.

Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что

он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как

это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности.

При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько

сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять

то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока,

значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более

тщательно.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для

них деятельности или на деятельности интересной, но требующей

умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в

этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто

оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на

отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в

сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания,

которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность.

Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она

замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у

взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно

неумение распределить внимание между различными символами, объектами

восприятия и видами работ.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой

отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего

школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение

внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является

одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно

частой смены форм деятельности.

Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать,

является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое

внимание с одного объекта на другой.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все

то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать

внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий

воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший

школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин)

в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.

Взрослый должен организовывать внимание ребенка давая четкие и

конкретные указания, учить ребенка проговаривать, что и в какой

последовательности он должен будет исполнять.Постепенно внимание

младшего школьника приобретает выраженный произвольный,

преднамеренный характер.

Следует учить детей управлять своим поведением. Развитие произвольности

идет по двум направлениям:

-формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит

взрослый;

-формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними

самостоятельно контролировать свое поведение.

Известно, что цель имеет разную побудительную силу в зависимости от того,

насколько велик объем намеченной работы. Если объем слишком велик, то

деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не

было.Между созданием у ребенка соответствующего намерения и

выполнением этого намерения должно проходить немного времени, в

противном случае намерение как бы “остывает”, и его побудительная сила

сводится к нулю.

В тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание,

разделение этого задания на несколько небольших отдельных заданий,

обозначаемых целью, побуждает его начать работу и довести ее до конца.

Прежде чем предъявлять требование и контролировать его выполнение,

взрослый должен убедиться в том, что ребенку понятен его смысл.

Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в

аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных

эмоций и личностной активности. Эта характеристика как нельзя лучше

объясняет готовность ребенка выступать на публике и получать при этом

положительные эмоции. Создание в этом случае ситуации успеха

позволит ребенку самоутвердиться.

Огромное значение для развития личности младшего школьника

приобретают мотивы установления и сохранения положительных

взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить

одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов

его поведения. Именно этот возраст благоприятен результат коллективной

работы. Игра в ансамбле оказывает развивающее и стимулирующее

влияние на развитие учащегося.

Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает

стремиться иметь положительную самооценку.Стремление “быть лучше, чем

все” в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и

лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст,

выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди

сверстников. Соперничество в допустимых дозах дает возможность

мотивации к техническому и исполнительскому росту.

От самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение

к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие

школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением

к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером

учебной деятельности и являютсяво многом определяющими для

последующих лет обучения: к концу младшего школьного возрастаребенок

должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста -

создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей

детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

5.Методика ансамблевых занятий.

а) подбор репертуара

В работе с участниками школьного ансамбля приходится большое

внимание уделять составлению репертуара. Репертуар должен быть

составлен с учетом не только технических возможностей учеников, но и их

темперамента, и возраста. В малочисленных ансамблях (дуэтах, трио) имеет

смысл объединять примерно равных по возможностям учеников. В крупных

же ансамблях можно перемежать менее подвинутых детей с более сильными,

имеющими навыки устойчивой интонации, ритмической выдержки, опыт

эстрадных выступлений. В результате партнеры взаимообогащают друг

друга: более слабый ученик, как бы опираясь на сильного, постепенно

обретает уверенность, «дотягивается» до него; более сильный в свою очередь

учится вести за собой, не поддаваясь ошибкам партнера, приобретает

концертмейстерский навык. Пьесы разнообразные по характеру (подвижная

и кантиленная) с большим интересом принимаются детьми в работу и дают

педагогу возможность сосредоточить внимание учеников на разных сторонах

ансамблевой техники – мелодической и ритмической.

б) работа над штрихами

Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению

штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность

зрительного восприятия ансамбля и мешает, конечно, партнерам, а главное,

наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую

динамическую и смысловую нагрузку. Естественно, применение того или

иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения,

нюанса, темпа, ритмического рисунка.

Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может

выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.

Сложный ритмический рисунок и в современной пьесе «Либертанго»,

которую мы разучиваем квартетом. На фоне синкопированных аккордов

фортепиано четко прослушивается мелодия с характерным ритмом и

штрихом. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли,

нахождение наиболее удачной формы её выражения. Синхронность является

первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук,

вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Конечно, приходится учитывать уровень подвинутости учащихся, а

также количество участников ансамбля, так как чем больше состав ансамбля,

тем затруднительнее синхронное исполнение сложных штрихов.

в) работа над динамикой

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств.

Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки,

её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности

формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере

фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально

меняют смысл музыкального произведения. Для примера во время занятий

можно предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения,

изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения «наоборот» очень

убеждают учеников.

Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля

динамических требований должна быть осознана учениками с первых

уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения

динамических указаний. Педагог учит умению правильно исполнять тот или

иной общий нюанс в разных голосах в зависимости от их смысловой

нагрузки, пониманию относительности звучания одного и того же нюанса

(пиано мелодии ярче, чем пиано сопровождающей фигуры). Нюансы нередко

становятся причиной изменений темпов (форте – быстрее, пиано - медленнее,

крещендо - ускоряя…). С первых занятий педагогу нужно обращать на это

постоянное внимание.

г) обучение чтению нот с листа

С ансамблем обязательны занятия чтением нот с листа. Нужно

выбирать более легкие произведения, чтобы технические трудности не

отвлекали при этом ученика от основных задач. Каждый ученик получает

первые навыки игры с листа на занятиях по специальности. Но на уроках

ансамбля чтение нот проходит эффективнее и вызывает больший интерес у

детей. Наглядная необходимость подчинения общему пульсу помогает

скорее усваивать правила чтения нот с листа. Контакт с партерами

обеспечивает поддержку, увеличивая вместе с тем ответственность каждого

за текст. Приобретается умение, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая

партнерам.ученик убеждается в ценности грамотной удобной аппликатуры,

помогающей быстрому «схватыванию» текста.

Чтение нот с листа в ансамбле как бы демонстрирует ученику

недопустимость каких-либо поправок, остановок, пренебрежения к паузам,

нюансам. Дети учатся пропускать «непрочитавшиеся» ноты ради

своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в

паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, особенно четко

реагируя на пиано, быстро ориентироваться в музыкальном материале.

Практика показывает, что умение хорошо читать с листа – необходимый

компонент творческой деятельности и профессионала, и участника

самодеятельности. Успех обучения зависит от того, насколько серьезно и

регулярно ведутся такие занятия с самых первых ступеней музыкального

образования. Очень большую пользу уроки чтения с листа приносят

воспитанию уверенности на эстраде, исполнительской «цепкости» - качеств,

необходимых для публичных выступлений.

д) работа над произведением

Работая с учеником над нотным текстом его партии, педагог, будучи

первым партнером ученика, добивается чистой мелодической и

гармонической интонации. Убедителен метод наглядности и в работе над

ритмической стороной произведения, нюансами, штрихами. Ученик

осознает, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам особые

требования, большие, чем при игре соло.

До встречи с партнерами ученик должен твердо знать текст своей партии

со всеми штриховыми и нюансовыми обозначениями. Тогда он, получив

представление о разучиваемом произведении в ансамбле с педагогом, готов к

коллективным занятиям.

На первом коллективном занятии педагог наглядно объясняет ученикам роль

каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов,

распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую

и др. С первых уроков ансамбля надо стараться воспитать в ученике сознание

равной ответственности за исполнение каждой партии, каждого голоса,

умение подчинить свой голос общим задачам данного произведения,

понимание каждого эпизода в контексте.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить

на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:

знакомство ансамбля с произведением в целом;

техническое освоение выразительных средств;

работа над воплощением художественного образа.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего

интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.

На втором этапе работы над произведением основной задачей является

преодоление ансамблем технических трудностей.

Одной из задач педагога на заключительном этапе является достижение

максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени

ансамблистов.

6.Первые шаги на пути к ансамблевому музицированию.

Донотный период.

Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых

шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль

ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог

аккомпанирует, затем партиями меняются : простейший аккомпанемент

поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать

мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик

приобретает первоначальные ансамблевые навыки : “солирования” - когда

нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на

второй план ради единого целого.

Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном

сборнике для баяна. На мой взгляд наиболее подходят такие произведения,

как русские народные песни “Солнышко”, “Заинька”,“Выйди, радуга-дуга”,

“Как у наших у ворот” (солирует ученик); следующая группа произведений,

где ученик сопровождает игру учителя: “Ерема оглянулся”, “Радуга-дуга” и

т.п. В дальнейшем – ансамбли (дуэты) формируются из учащихся.

Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским

навыками, возможны занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе

должны были выполнить задания - ритмические упражнения. Например :

проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;

проговаривая слова, прошагать;

шагать и хлопать ритм.

Такие задания можно варьировать : один ребенок шагает, другой

прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же такие упражнения нравятся

детям.

Научившимся извлекать звуки, предлагаются задания игры в унисон, вопрос

– ответ, и т.д., что может придумать педагог для интересного и

увлекательного хода урока. Так как для таких маленьких баянистов нет

необходимого репертуара, поможет, как уже говорилось, умение педагога

переложить любое произведение на ансамбль. Это могут бытьпопевки,

детские песенки, народные мелодии знакомые детям, очень яркие,

выразительные, запоминающиеся.

Интересный материал можно найти в учебных пособиях для

подготовительных отделений детских музыкальных школ «Мои первые

нотки» Марианны Крыловой, «Юный аккордеонист» Галины Бойцовой.

Вышли из печати и такие уникальные сборники ансамблей к

которым прилагается компакт диск, на котором предложены пьесы в

исполнении автора и его ученика. Записаны партии второго аккордеона,

ансамблевое сопровождение в разных вариациях. Этот диск позволит

выученное с педагогом, продуктивно закреплять в самостоятельных

занятиях, практически сразу удивить окружающих своей игрой на баяне-

аккордеоне в сопровождении «собственного» виртуального ансамбля или

второго баяна-аккордеона.

Пьесы написаны в современных ритмах доступным языком в расчете

на начинающих музыкантов.Программность в названии композиций,

рисунки, запись на компакт диске способствует развитию

музыкальности, чувству ритма, исполнительской выразительности.

Уровень пьес разный от умеющего играть всего одну ноту до более

сложных произведений. Автор этого сборникаР.Бажилин «Учимся играть

на аккордеоне», а также сборник под редакцией В.Ушенина «Играем с

оркестром».

Именно на начальном этапе ставится задача добиться

заинтересованности, восприимчивости, творческой активности,вовремя и

правильно развить музыкальные задатки ребенка. При правильно

спланированной работе маленькие участники дуэта баянистов учатся

слушать музыку, исполнять произведения, переживать, вникать в образы.

Такой репертуар удобен для работы с детьми, так как содержит обобщенные

интонации, ритмические фигуры, которые развивают слух, и очень быстро

накапливается репертуар .

7.Заключение.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является

исполнительским коллективом, объединенным и организованным

творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут

быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно,

что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с

разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих

силах.

8. Литература.

1.Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – СПБ., 2000.

2. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М,

1984.

3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002

.

4. Крылова М. П. Мои первые нотки. – СПб. : «Композитор», 2006.

5.Беляев Г.А. Играем с оркестром .—Ростов -на-Дону : «Феникс»,2012

6.Бажилин Р.Н. Учимся играть на аккордеоне.—Спб.: «Композитор», 2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г.о.Самара

« Детская Экспериментальная Музыкальная Хоровая

Школа Десятилетка № 1»

Методическая работа преподавателя по классу баяна

Королевой Натальи Анатольевны

Основы

ансамблевого музицирования

с учащимися младшего школьного возраста.

2015

Содержание

1.

Введение.

2.

Ансамблевоемузицирование, как метод развития

исполнительских и творческих навыков учащихся.

3.

Общая характеристика развития детей младшего

школьного возраста.

4.

Особенности познавательной сферы детей младшего

школьного возраста.

5.

Методика ансамблевых занятей.

6.

Первые шаги на пути к ансамблевому музицированию.

Донотный период.

7.Заключение.

8.

Литература.

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на

протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном

училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке,

нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется

особый подход к методике работы с начинающими баянистами, необходимо

использование опыта других исполнительских школ, перенесение этого

опыта на баян.

Прежде всего нужно определить, что же такое интонация. Долгое время в

истории

исполнительства

вниманием

не

пользовалось

развитие

музыкального слуха. И только в конце XIX века исполнительская педагогика

пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа

творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты

воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование

навыков

слухового

различения

звучания

в

высотном,

ритмическом,

тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико

значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения.

Отечественные

музыканты

много

работали

над

изучением

слуховой

культуры.Б.В.Асафьев говорил: “Музыку слушают многие, а слышат

немногие”, “Музыка всегда интонационна и иначе не мыслима”. Интонация –

специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно

слышать музыку – постигать ее интонационный смысл.

Б.М.Теплов писал: “Музыкальное переживание – это

эмоциональное

переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание

музыки”. Таким образом, в восприятии интонационного содержания музыки

главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны.

Важной

стороной

является

слухо-интонационная

работа,

постижение

выразительных

отношений

между

тонами.

Внутренний

слух

важная

составляющая слухо-интонационной культуры музыканта. Очень важно для

исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить.

Наиболее полная разработка теории интонации принадлежит Б.В.Асафьеву.

В своей книге “Музыкальная форма как процесс” он предложил определение

музыки как “Искусства интонируемого смысла”, а интонация – это

“состояние тонового напряжения”. “Тонность” Асафьев связывает с голосом,

дыханием.

“В

процессе

напевания

раскрывается

смысл

музыки

как

искусства. Интонация связывает музыку со словесными искусствами

(поэзией, литературой), уточняя, раскрывая смысл, заложенный в словах.

Процесс интонирования, чтобы стать музыкой, сливается с речевой

интонацией

и

превращается

в

единство,

в

ритмо-интонацию

слова-

тона…”(Б.Асафьев).

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в

практике обучения игре на баяне широко распространен метод, при котором

основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального

мышления, а только на развитие игровых движений и навыков.

На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на баяне

должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки

звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация

движений и конечно же репертуар.

Многие школы игры на баяне, используемые в педагогической практике,

не

уделяют

должного

внимания

проблеме

интонирования.

Однако,

репертуар, предлагаемый в этих сборниках, можно использовать для

достижения поставленной цели.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает

приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста,

физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении

навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач

направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию

музыкального слуха – нет. А ведь музыкальная интонация – носитель

музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой

исполнительства и должно воспитываться с начала обучения игре на баяне.

Для исполнителя важно понятие “дыхания”. Баян - один из немногих

инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря

тому, что у него есть своеобразные “легкие” – мех. Длительность, динамика,

характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным

нажатием

клавиши.

Каждое

движение

меха

должно

способствовать

раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать

формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые

помогут научить правильно вести мех. В “Современной школе игре на баяне”

В.Семенова даются упражнения на “дыхание” инструмента. Предлагаются

различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для

достижения характера упражнений (“Спокойный ветерок”, “Маленькая

буря”, “Спокойное дыхание”, “После бега отдохнем”).

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно,

да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как

было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием

речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска

передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная,

повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова,

фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому

на начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный

материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний

день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих

освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из

легких пьес, детских песенок, народных попевок и т.д., которые понятны

ученику и не очень сложны в исполнении: Д.Самойлов “ 15 уроков игры на

баяне”,

Р.Бажилин

“Школа

игры

на

баяне”,

Хрестоматия

игры

на

баяне.Вып.2. Сост. А.Крылоусов, Хрестоматия для баяна. Младшие классы

ДМШ. Сост. Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так

как сама природа инструмента (баяна) располагает к пению, аккомпанементу.

Пение несомненно влияет на понимание музыки и ее эмоциональное

исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует

развитию у учеников интонации и внутреннего слуха. В работе также можно

использовать учебники, применяемые на уроках сольфеджио.

Основным в работе над интонированием в классе баяна является умение

ученика определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти

ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это

с музыкальным звучанием.

Например:

Дождик, дождик, припусти!

Дай цветочкам подрасти.

Чтобы ощутить ритм, нужно прохлопать или простучать ритм песенки с

текстом:

“Дож – дик, дож – дик, при – пу – сти!

Дай цве – точ – кам под – ра – сти.”

Слова “припусти”, “подрасти” включают в себя две сильные доли. Ударение

в этих словах помогает определить главные акцентируемые ноты. После

этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста

вслух, а затем “про себя”.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все,

что он играет на баяне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до

того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать

дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой

рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике

предслышание:

постепенное

усиление

(приближение)

звука,

затем

кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе

ученику можно объяснить понятие “динамика”, познакомив его с градациями

силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное

ослабление звука).

В процессе проведенной работы ученик может сам построить простую

музыкальную фразу, сопровождающуюся текстом.

Большого

успеха

можно

добиться,

подбирая

доступный

ребенку,

художественно-ценный репертуар.

На следующем этапе обучения слово уже не сопровождает мелодию. С

помощью педагога ученик должен понять структуру музыкальной фразы,

определяя кульминации, динамические оттенки, подобрать штрихи и приемы

игры,

соответствующие

характеру

произведения,

наиболее

полно

раскрывающие его смысл. Главное в данной работе – логика интонирования.

Обязательно нужно добиться с учеником характера исполняемой пьесы,

поощряя эмоциональную сторону этого процесса.

В процессе работы над интонированием на баяне на начальном этапе

обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать.

Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку.

Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и

репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г.о.Самара

« Детская Экспериментальная Музыкальная Хоровая

Школа Десятилетка № 1»

Методическая работа преподавателя по классу баяна

Королевой Натальи Анатольевны

Проблемы

интонирования в период начального

обучения баяниста

2015 г

Литература:

1.Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне. – М. : Советский композитор, 1989.

2.Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. – М. : Музыка, 2004.

3.Судариков А. Ф. 16 уроков баяниста (аккордеониста). – М. : Композитор,

2003.

4.Судариков А. Ф. Школа беглости. – М. : Композитор, 2001.



В раздел образования