Напоминание

Устранение дефектов постановки правой руки баяниста


Автор: Ческидова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Устранение дефектов постановки правой руки баяниста
Тема: Устранение дефектов постановки правой руки баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Устранение дефектов постановки правой руки баяниста

преподаватель МБУ ДО г.о. Самара «ДМХШ №1»

Ческидова Е.В.

Существует научно обоснованный принцип постановки рук, при

котором достигается основная цель – использование всех ресурсов руки, в

соответствии со спецификой инструмента.

Совершенствование баянной клавиатуры идет эволюционным путем. В

настоящее время трехрядная система клавиатуры имеет основополагающее

значение. Конструкция клавиатуры принципиально не изменилась. А

потому остается в силе общепринятый аппликатурный принцип. При этом

постоянно идет поиск аппликатурных вариантов, расширяется сфера

применения пятипальцевой аппликатуры.

Рассмотрим наиболее характерные недостатки постановки правой руки

баяниста. Часто встречается чрезмерно согнутая в сторону лучевой линии

кисть.

Начинать исправление этого дефекта можно таким способом: просим

ученика сокращением одних мышц и расслаблением других принять

положение руки, соответствующее правильной постановке. В современной

баянной методике такое положение именуется «среднефизиологическим».

Кисть и предплечье составляют как бы единую линию без нарочитых

изгибов в ту или иную сторону. Рука при этом обладает наибольшими

двигательными ресурсами.

Обязательное требование – пальцы собраны и округлены (пястные

косточки слегка выступают).

Здесь может обнаружиться другой недостаток – так называемые

«разбросанные пальцы». Пагубные последствия этого недостатка весьма

ощутимы. Даже в состоянии покоя пальцы играющего чрезмерно удалены

друг от друга, пястные зачастую «провалены». Необходимо свести пальцы

друг к другу при минимальных просветах между суставами.

Любое взятие клавиши предваряется неуловимым на глаз перемещением

руки. Правильное положение на первых порах непривычно для играющего,

и

рука

непроизвольно

стремится

его

изменить.

Сохранить

нужное

положение помогают движения в лучезапястном суставе (в сторону

ладонной поверхности руки) в сочетании с небольшим отведением локтя.

Предложенный путь представляется методически целесообразным, ибо,

совершая движение при нажатой клавише, играющий сам находит

ощущение плавного перемещения руки.

Освоить

движение в

лучезапястном суставе

можно

при

помощи

вспомогательного упражнения на какой – нибудь опоре (например, на столе

или крышке рояля). При этом собранные пальцы должны служить рессорой,

смягчающей действие лучезапястного сустава. Оно, в свою очередь, должно

сочетаться с едва заметным колебанием всей руки. Овладев движением,

можно приступать к упражнению на инструменте.

Материалом

для

упражнения

могут

быть

любые

гаммообразные

последовательности. Нажав на клавишу и не отпуская ее, рука с помощью

едва заметных движений в лучезапястном суставе плавно перемещается в

направлении клавиши, которую предстоит нажать. Палец, оказавшийся над

этой клавишей, непосредственно опускается на нее, без замаха. Усилие

пальца должно быть минимальным, так как излишнее давление сковывает

перемещение руки.

Педагогу

следует

обратить

внимание

на

то,

чтобы

упражнение

выполнялось только в медленном темпе, одной рукой, негромко. При этом

нужно не проявлять излишних эмоций и избегать преувеличенных

движений, так как неупорядоченные движения мешают нахождению

правильного положения.

По мере усвоения ощущений в лучезапястном суставе вспомогательные

движения постепенно сводятся до минимума. Верное положение руки

воспринимается как естественное и необходимое.

Особого внимания требует первый палец. У начинающих исполнителей, у

которых 1-й палец не вынесен на клавиатуру, он нередко оказывается за

грифом в «закрытом» состоянии, отчего происходит зажатие кисти.

Наиболее простым способом исправления этого недостатка является

следующий: педагог одной рукой фиксирует руку играющего ближе к

запястью, а другой рукой – в момент, когда совершается движение в

лучезапястном

суставе

«открывает»

первый

палец

исполнителя,

освобождая его кисть. Такие поправки полезно делать периодически, пока

нужное положение пальца не станет привычным.

Зажатие какого – либо сустава (кисти или пальца) препятствует

перемещению

руки,

и

играющий

невольно

укорачивает

время

соприкосновения с клавишей, в результате чего звук не додерживается, и

общая линия звучания получается неровной, прерывистой. Поэтому полезно

играть те или иные гаммообразные последовательности сначала нон легато

– почувствовать само движение руки.

Для всех видов баянной техники, в том числе и для игры легато, большое

значение имеет положение пальцев на клавиатуре. Концы пальцев

необходимо

возможно

ближе

к

клавишам.

Неиграющие

пальцы

последовательно передвигаются к очередной клавише. После перехода на

другую клавишу пальцы, не занятые в звукоизвлечении, группируются

вокруг играющего, как бы смыкаясь в единое действие.

Если палец прогибается в каком – либо суставе, необходимо сразу же

исправить дефект, так как он ведет к нечеткому звукоизвлечению.

Устанавливая

палец,

нужно

придать

ему

округлую

форму.

Важно

почувствовать контакт с клавишей на кончике пальца (это ощущение не

возникает, если палец прогибается в каком – либо суставе). Когда в линии

общего легато появляются разрывы, педагогу бывает полезно просто

задержать

палец

играющего

на

клавише

и

тем

самым

не

дать

преждевременно отпустить ее.

Если ученик во время игры разбрасывает или высоко поднимает пальцы,

педагог движением своей руки должен ограничить подъем пальцев

играющего и привести их в собранное состояние. Для тренировки хорошо

подходят гаммы.

Переход

к

более

подвижному

темпу

не

должен

сопровождаться

изменением штриха. Педагог время от времени контролирует состояние

руки играющего, направляя движение его локтевого сустава, помогая, тем

самым, найти наиболее естественное положение руки.

Более широкие интервалы следует осваивать постепенно, своевременно

приготавливая нужные пальцы и следя за выполнением штриха.

При игре стаккато требуется иной навык: более быстрое отпускание

клавиши.

Главная

трудность

заключается

в

ровности

чередования

собственно звучания и перерыва между звуками. Продолжительность

звучания каждого тона при равных ритмических долях должна быть

одинакова. Этого можно добиться, если придерживаться одного и того же

приема звукоизвлечения.

Для четкого прекращения звучания недостаточно лишь ослабить мышцы,

сгибающие палец, надо включить в действие и разгибатели, ибо обратное

движение пальца не может осуществляться без их активной роли. Важно

только, чтобы движение, направленное на снятие звука, было минимальным

по размаху.

Отметим еще один распространенный недостаток. При исполнении

пассажей (поступенных) по грифу сверху вниз предплечье отстает от

передвижения пальцев.

Согласно естественным законам движения руки, предплечье должно

опережать пальцы и кисть.

Напротив, в перемещении руки по клавиатуре снизу вверх пальцы и кисть

опережают движение предплечья. Большой палец должен предварять это

движение и быть впереди кисти.

Указанные особенности обычно остаются без внимания со стороны

учащихся.

Остановимся на технических трудностях, связанных с использованием 1-

го пальца.

Устанавливая 1-й палец, необходимо стремиться сохранить его округлую

форму, при взаимодействии с клавишей сочетать боковые движения с

«хватательными».

С вынесением 1-го пальца на клавиатуру возникает иное ощущение

грифа. Способный ученик, как правило, легко обнаруживает общие

принципы постановки. Он выделяет, нередко интуитивно, характерные

моменты двигательных ощущений и опирается на них. Менее способному

подобная задача может оказаться не по силам. В данном случае объяснения

и показ педагога должны сыграть решающую роль.

В заключение необходимо подчеркнуть: своевременное исправление

недостатков – залог успешного развития учащегося.



В раздел образования