Напоминание

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр из бросового материала"


Автор: Кутдусова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 61
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр из бросового материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ БРОСОВОГО

МАТЕРИАЛА

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического

развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как

принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный

опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок чер-

пает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются

сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области

языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития

речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и

упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук

ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование

звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность,

тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством

рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев»

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре

головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в

формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому

словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают

достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для

последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и одним из вариантов радостного общения.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и

мелкой моторики. Для этого создаётся предметно-развивающая среда «Центр

развивающих

игр»,

где

подбираются

игры

направленные

на

развитие

сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры:

мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на

стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями,

логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок. Вместе с

родителями можно изготовить

из бросового материала : машинки с

откручивающими колесами, вязаные пальчиковые театры, картинки для игры с

прищепками и т.д.

Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать,

закручивая детали. В центре «Вода – песок» можно проводить опыты

«Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так

далее. Организовывать игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание

воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол»,

Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только

знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют

и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику,

активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и

уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят

рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой

моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

«Рамки-вкладыши»

Любимое занятие годовалых малышей – складывать в емкость разные

предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики.

Именно в этом возрасте игры, направленные на сравнение формы и размера,

наиболее популярны и результативны. Вариантов занятий с мозаиками и

рамками очень много.

Начиная с полутора лет, детям необходимо давать более сложные задания,

направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук:

- Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в

корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с

картофелем, луком и другими овощами или фруктами.

- Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна.

- Игры с песком и водой

- Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме

перебирать стакан крупы для каши.

- Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они

изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.

- Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки,

ягоды рябины и т. д.

«Мозаика»

Мозаика - увлекательная развивающая игра. Во время игры с мозаикой у

детей

развиваются

творческие

способности,

воображение,

координация

движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости,

закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и

усидчивость.

Рисунки, представленные на упаковке, являются только примером, так как

универсальная

мозаика

раскрывает

перед

ребенком

неограниченные

возможности моделирования и создания множества своих собственных

рисунков. В качестве наглядного пособия к игре прилагается книжка-подсказка.

Копирование рисунков из пособия поможет развить зрительную память,

мелкую моторику рук, от которой зависит развитие речи малыша. Все эти

навыки очень пригодятся ребенку в школе.

«Игры - шнуровки»

Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать

бусины на нитку – настоящий труд. Детские пальчики отказываются делать

даже самую простую, с точки зрения взрослого, работу.

Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят игры-шнуровки.

Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого

предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать

картонные или деревянный ботинок, малыш не только овладевает этим

простым навыком, но и совершенствует устную речь, "набивает" руку для

рисования и письма в дальнейшем.

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а

можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

О. Шлосс

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя

всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры

занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление

малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять

характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также

устанавливать простейшие взаимосвязи.

Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать

трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость,

инициатива, развивается мелкая моторика рук.

Многочисленные новости дошкольного образования подтверждают, что

использование в занятиях для развития ребенка самых простых предметов,

гораздо эффективнее, нежели компьютерные игры. Помочь развитию малыша

могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные,

примитивные на первый взгляд вещи.

Можно использовать пуговицы различных цветов и размеров, разноцветные

камни, трубочки из-под сока различной длины, колпачки от фломастеров,

шишки, счетные палочки, ракушки, счетные палочки, канцелярские палочки,

пластмассовые разноцветные крышечки, деревянный геометрический мелкий

конструктор, разноцветные фишки с отверстиями, набор шнурков и мягкой

проволоки. Всё находиться в доступности и дети в любой момент могут все

аккуратно достать и использовать в игре. Хочу представить игры, не

требующие материальных затрат в изготовлении. Их могут сделать и родители

для занятий с детьми дома.

Игра с пуговицами «Змейка»

Задачи: Развитие мелкой моторики рук.

«Спрячу крышку в домике»

Цель: развивать умение соотносить однородные предметы по цвету.

Материал: коробка с прорезями (круглая форма) для крышек; крышки из-под

гуаши (красного, синего, желтого, зеленого цвета, чудесный мешочек.

Ход игры: Воспитатель показывает детям коробку с изображенными домиками

(красного, синего, желтого, зеленого цвета) и чудесный мешочек. Дети достают

из мешочка крышку. Воспитатель предлагает ребенку спрятать крышечку в

домике такого же цвета.

«Разложи в стаканчики»

Цель: развивать умение соотносить однородные

предметы по размеру.

Материал: стаканчики изготовленные из пластиковых бутылок, крышки из-под

гуаши (синего, желтого, зеленого цвета, чудесный мешочек.

Ход игры: Воспитатель приносит чудесный мешочек, дети достают из мешочка

крышки разных цветов. Взрослый называет цвет крышки, который достал

ребёнок, затем педагог предлагает разложить крышки в стаканчики такого же

цвета.

«Шарики и кубики»

Цель: научить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с

предметами в зависимости от их свойств, формировать активные поисковые

действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата.

Материал: чудесный мешочек, шары и кубики одного размера, пластиковая

бутылка украшенная шарами, коробка с прорезями под кубики.

Ход игры: Взрослый говорит, что в мешочке лежат шарики и кубики: надо

взять кубик и повторить за ним действия (проводит по его сторонам,

поглаживает грани, пальцем касается углов). Ставит кубик на стол,

демонстрирует, что кубик не обладает, способностью катится. «А теперь нужно

отобрать шарики», — говорит взрослый, показывая детям шарик и прокатывая

его к центру стола. Дети повторяют эти действия.

Воспитатель рассыпает по полу шарики и кубики, просит детей собрать только

шарики и сложить их в пластиковую бутылку. Затем предложить детям собрать

кубики и опустить их в квадратную прорезь на коробке.

«Игра с крышками»

Задачи: Развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприятие

Игра « Лабиринт»

Задачи:Развитие координации движения.

«Игры с губками»

Задачи: Развитие тактильных ощущений, моторики рук

Среди изобилия бросового материала для изготовления игр можно выбрать

изделия из пластика – это легко обрабатываемый яркий, красивый, прочный и

безопасный материал. Без особых усилий его можно разрезать, под

воздействием тепла можно размягчать, разгибать, прокалывать. Работа с таким

бросовым материалом открывает широкие возможности для творчества и

фантазии.

Игра детей, благодаря пособиям из бросового материала, станет намного

интересней и длительней, а сам процесс изготовления принесет им радость и

удовлетворение. В результате совместного труда будет использована детская

выдумка, фантазия и творческий подход к делу.

С целью вовлечения родителей в эту работу, можно оформить выставку

поделок, фотографий, дать рекомендации по изготовлению игрушек-самоделок

с детьми в домашних условиях.

В магазине разные,

Зеленые и красные,

Бутылочки пестрят.

Средства мы используем,

А теперь попробуем

Удивить ребят.

Поделки из бутылочек

Сделаем мы с детками

Чтоб ручки развивать.



В раздел образования