Автор: Кутдусова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 61
Населённый пункт: город Миасс, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр из бросового материала"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ БРОСОВОГО
МАТЕРИАЛА
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического
развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как
принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный
опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок чер-
пает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются
сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области
языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития
речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и
упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук
ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование
звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность,
тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством
рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев»
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре
головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в
формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому
словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают
достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для
последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и одним из вариантов радостного общения.
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и
мелкой моторики. Для этого создаётся предметно-развивающая среда «Центр
развивающих
игр»,
где
подбираются
игры
направленные
на
развитие
сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры:
мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на
стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями,
логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок. Вместе с
родителями можно изготовить
из бросового материала : машинки с
откручивающими колесами, вязаные пальчиковые театры, картинки для игры с
прищепками и т.д.
Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать,
закручивая детали. В центре «Вода – песок» можно проводить опыты
«Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так
далее. Организовывать игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание
воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол»,
Веселые ладошки» и т. д. В этом центре и через эти игры дети не только
знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют
и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику,
активную речь. Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и
уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. В данном центре дети любят
рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой
моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.
«Рамки-вкладыши»
Любимое занятие годовалых малышей – складывать в емкость разные
предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики.
Именно в этом возрасте игры, направленные на сравнение формы и размера,
наиболее популярны и результативны. Вариантов занятий с мозаиками и
рамками очень много.
Начиная с полутора лет, детям необходимо давать более сложные задания,
направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук:
- Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в
корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с
картофелем, луком и другими овощами или фруктами.
- Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна.
- Игры с песком и водой
- Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме
перебирать стакан крупы для каши.
- Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они
изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.
- Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки,
ягоды рябины и т. д.
«Мозаика»
Мозаика - увлекательная развивающая игра. Во время игры с мозаикой у
детей
развиваются
творческие
способности,
воображение,
координация
движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости,
закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и
усидчивость.
Рисунки, представленные на упаковке, являются только примером, так как
универсальная
мозаика
раскрывает
перед
ребенком
неограниченные
возможности моделирования и создания множества своих собственных
рисунков. В качестве наглядного пособия к игре прилагается книжка-подсказка.
Копирование рисунков из пособия поможет развить зрительную память,
мелкую моторику рук, от которой зависит развитие речи малыша. Все эти
навыки очень пригодятся ребенку в школе.
«Игры - шнуровки»
Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать
бусины на нитку – настоящий труд. Детские пальчики отказываются делать
даже самую простую, с точки зрения взрослого, работу.
Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят игры-шнуровки.
Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого
предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать
картонные или деревянный ботинок, малыш не только овладевает этим
простым навыком, но и совершенствует устную речь, "набивает" руку для
рисования и письма в дальнейшем.
Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а
можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
О. Шлосс
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя
всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры
занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление
малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять
характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также
устанавливать простейшие взаимосвязи.
Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать
трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость,
инициатива, развивается мелкая моторика рук.
Многочисленные новости дошкольного образования подтверждают, что
использование в занятиях для развития ребенка самых простых предметов,
гораздо эффективнее, нежели компьютерные игры. Помочь развитию малыша
могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные,
примитивные на первый взгляд вещи.
Можно использовать пуговицы различных цветов и размеров, разноцветные
камни, трубочки из-под сока различной длины, колпачки от фломастеров,
шишки, счетные палочки, ракушки, счетные палочки, канцелярские палочки,
пластмассовые разноцветные крышечки, деревянный геометрический мелкий
конструктор, разноцветные фишки с отверстиями, набор шнурков и мягкой
проволоки. Всё находиться в доступности и дети в любой момент могут все
аккуратно достать и использовать в игре. Хочу представить игры, не
требующие материальных затрат в изготовлении. Их могут сделать и родители
для занятий с детьми дома.
Игра с пуговицами «Змейка»
Задачи: Развитие мелкой моторики рук.
«Спрячу крышку в домике»
Цель: развивать умение соотносить однородные предметы по цвету.
Материал: коробка с прорезями (круглая форма) для крышек; крышки из-под
гуаши (красного, синего, желтого, зеленого цвета, чудесный мешочек.
Ход игры: Воспитатель показывает детям коробку с изображенными домиками
(красного, синего, желтого, зеленого цвета) и чудесный мешочек. Дети достают
из мешочка крышку. Воспитатель предлагает ребенку спрятать крышечку в
домике такого же цвета.
«Разложи в стаканчики»
Цель: развивать умение соотносить однородные
предметы по размеру.
Материал: стаканчики изготовленные из пластиковых бутылок, крышки из-под
гуаши (синего, желтого, зеленого цвета, чудесный мешочек.
Ход игры: Воспитатель приносит чудесный мешочек, дети достают из мешочка
крышки разных цветов. Взрослый называет цвет крышки, который достал
ребёнок, затем педагог предлагает разложить крышки в стаканчики такого же
цвета.
«Шарики и кубики»
Цель: научить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с
предметами в зависимости от их свойств, формировать активные поисковые
действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата.
Материал: чудесный мешочек, шары и кубики одного размера, пластиковая
бутылка украшенная шарами, коробка с прорезями под кубики.
Ход игры: Взрослый говорит, что в мешочке лежат шарики и кубики: надо
взять кубик и повторить за ним действия (проводит по его сторонам,
поглаживает грани, пальцем касается углов). Ставит кубик на стол,
демонстрирует, что кубик не обладает, способностью катится. «А теперь нужно
отобрать шарики», — говорит взрослый, показывая детям шарик и прокатывая
его к центру стола. Дети повторяют эти действия.
Воспитатель рассыпает по полу шарики и кубики, просит детей собрать только
шарики и сложить их в пластиковую бутылку. Затем предложить детям собрать
кубики и опустить их в квадратную прорезь на коробке.
«Игра с крышками»
Задачи: Развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорного восприятие
Игра « Лабиринт»
Задачи:Развитие координации движения.
«Игры с губками»
Задачи: Развитие тактильных ощущений, моторики рук
Среди изобилия бросового материала для изготовления игр можно выбрать
изделия из пластика – это легко обрабатываемый яркий, красивый, прочный и
безопасный материал. Без особых усилий его можно разрезать, под
воздействием тепла можно размягчать, разгибать, прокалывать. Работа с таким
бросовым материалом открывает широкие возможности для творчества и
фантазии.
Игра детей, благодаря пособиям из бросового материала, станет намного
интересней и длительней, а сам процесс изготовления принесет им радость и
удовлетворение. В результате совместного труда будет использована детская
выдумка, фантазия и творческий подход к делу.
С целью вовлечения родителей в эту работу, можно оформить выставку
поделок, фотографий, дать рекомендации по изготовлению игрушек-самоделок
с детьми в домашних условиях.
В магазине разные,
Зеленые и красные,
Бутылочки пестрят.
Средства мы используем,
А теперь попробуем
Удивить ребят.
Поделки из бутылочек
Сделаем мы с детками
Чтоб ручки развивать.