Напоминание

Как эффективно построить работу с родителями детей с ОВЗ


Авторы: Кокина Татьяна Олеговна, Буторина Лилия Константиновна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №94 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Как эффективно построить работу с родителями детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовили: учителя-логопеды Буторина Л.К., Кокина Т.О.

Как эффективно построить работу с родителями детей с ОВЗ

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье

ребёнка

с

ОВЗ

нарушает

сложившуюся

жизнедеятельность

семьи:

меняются

психологический

климат

семьи,

супружеские

отношения.

Родители

ребенка,

столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество

трудностей.

Деформация

позитивного

жизненного

стереотипа,

обусловленная

рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые

могут

проявляться

на

социальном,

психологическом

уровнях.

Среди

причин

невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и

личностные

установки

родителей,

которые

в

психотравмирующей

ситуации

препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим

миром.

К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

Неприятие личности ребенка;

Взаимоотношений с ним;

Страх ответственности;

Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное

или полное отрицание;

Вера в чудо;

Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и

воспитания детей, формирования у них правил поведения, а также многие личностные

проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Перейдём к задачам, которые ставит перед собой педагог в решении данных

проблем.

Задачи:

содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка;

содействие

формированию

благоприятного

микроклимата

в

семье,

способствующего

максимальному

раскрытию

имеющихся

у

ребенка

личностных, творческих и социальных ресурсов;

обучение способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции

эмоционально-волевой сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитание

детей;

формирование

у

родителей

уверенности

в

собственных

педагогических

возможностях, умение знать и понимать своих детей;

формирование партнерских взаимоотношений родителей с образовательным

учреждением.

В

ходе

реализации

данных

задач

необходимо

соблюдать

следующие

принципы:

Принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

Принцип взаимоуважения

педагогов и родителей;

Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели

и взаимное доверие;

Принцип сопереживания,

реализация

которого

направлена

на

сохранение

достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия

их взаимодействия;

Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность педагогов и

родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Всегда действовать в интересах ребенка.

Для организации работы с семьями детей с ОВЗ выделяются основные

подходы:

Личностно-ориентированный подход

помощь

семье

в

осознании

необходимости учитывать личностные особенности ребенка с поэтапным его

развитием.

Семейно-ориентированный подход – семья, первичная поддерживающая система

для ребенка, заинтересованная участвовать в его развитии: планировать

мероприятия, отслеживать результаты, суметь включить ребенка в жизнь семьи.

Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей

знаний: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, музыкального

руководителя,

инструктора по физической культуре, которые совместно

оценивают,

планируют

и

оказывают

помощь,

определяя

степень

ее

эффективности.

Но почему же при соблюдении принципов и основных подходов, всё равно может

возникнуть проблемы взаимодействия педагога с родителями детей с ОВЗ? И как эту

проблему можно решить?

Мы хотим предложить вам к рассмотрению модель Кюблер-Росс (модель принятия

горя). В своем отношении к болезни ребенка взрослый может находится на разных

стадиях: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

Рассмотрим подробнее особенности эмоционального состояния родителя ребёнка с

ОВЗ на каждой из перечисленных стадий.

Характеристика родителей в стадии отрицания.

Как правило к данной категории относятся родители, узнавшие, что их ребёнок

имеет отклонения интеллектуального характера (ЗПР, УО). В попытках доказать себе

и всем окружающим, что ребёнок абсолютно нормальный, родители отказываются от

помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), проходить

ЦПМПК и ПМПк.

Водят ребёнка на все возможные развивающие занятия типа: «Маленький гений»

или «Вундеркинд».

Плохие результаты ребёнка на занятиях или при прохождении комиссии

объясняют:

«Он устал»;

«Ребёнок всё знает, но растерялся»;

«Ему надо чуть больше времени, т.к. он медлителен».

Иногда, родительское отрицание развития ребёнка, доходит до абсурда:

поведение ребёнка, объясняется издержками воспитания («Это его бабушка

избаловала», «Папа много работает, редко видит ребёнка поэтому всё ему

разрешает»);

родители отказываются от прохождения комиссии МСЭ, если ребёнку будут

давать инвалидность в связи с интеллектуальным развитием;

по достижении 18 лет родители через суд добиваются снятия с ребёнка

инвалидности интеллектуального характера.

Как следует работать с родителями на данной стадии:

1) называем занятия с ребёнком развивающими, а не коррекционными;

2) работаем с применениями методов арт-терапии;

3) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок

и т.д.)

4) подключаем других педагогов для консультирования родителей, так как мнение

большинства может сыграть в пользу педагогов и дать понять родителю, что

проблем действительно существуют и не являются субъективным, предвзятым

мнением одного специалиста.

Характеристика родителей в стадии гнева.

В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в

развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени

может доставаться, как специалисту, так и ребёнку.

Родители обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам,

психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания).

Могут на своё усмотрение корректировать курс назначенного лечения (заменить

назначенные лекарства) или намеченную программу работы с ребёнком на своё

усмотрение:

«Кортексин» может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»;

«Ходить на лепку не будем, ребёнок будет приходить весь грязный».

«Не успех» лечения и занятий перекладывают на специалиста к которому

обратились.

Гнев обращённый к ребёнку:

«Что трясёшься весь? Взял ручку в руку и стал красиво писать, быстрее,

быстрее» (при этом у ребёнка ДЦП сопровождаемая спастикой или парезом

рук);

«Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с СДВГ).

Как следует работать с родителями на данной стадии:

1) работаем с применениями методов арт-терапии и методов релаксации;

2) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок

и т.д.).

3) приводим пример из личной практики, как грамотное взаимодействия педагогов

и родителей привели к наилучшим результатам в коррекции нарушений в развитии

ребенка.

Характеристика родителей в стадии торга (сделки).

Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с

Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я

пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.»,

так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я

вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист».

Ребёнку говорится примерно следующее «Будешь делать так, как тебе говорит

врач/психолог и ты будешь здоров. А когда выздоровеешь, мы поедем / купим/

заведём собаку».

Если «Высшие силы» не помогли, а у данного специалиста не оказалось

«волшебной таблетки», после разочарования всё начинается сначала.

Как следует работать с родителями на данной стадии:

Стадия торга может позволить педагогу максимально подключить родителя к

коррекционной работе. Однако педагогу следует наиболее подробно разъяснить

родителям, какие результаты возможно достичь при определённом нарушении

развития.

Характеристика родителей в стадии депрессии:

В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось

(начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны даже такие

ситуации как:

- отказ от ребёнка;

- развод.

Как следует работать с родителями на данной стадии:

Работа выстраивается с привлечением специалистов для помощи непосредственно

родителям (психолог, семейный психолог, психотерапевт).

Характеристика родителей в стадии принятия.

Родители приняли своего особого ребёнка. В оказании ему помощи они идут от

него, а не от своих желаний и мнения общества. Вступают в клуб по интересам,

общаются

с

родителями

детей

с

такими

же

нарушениями,

учат

ребёнка

самостоятельности на сколько это возможно.

В отличии от родителей «застрявших» в других категориях, они обращаются за

помощью к психологу самостоятельно не считая это чем-то постыдным. Цель педагога

помочь родителям достичь стадию принятия.



В раздел образования