Авторы: Кокина Татьяна Олеговна, Буторина Лилия Константиновна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №94 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Как эффективно построить работу с родителями детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Подготовили: учителя-логопеды Буторина Л.К., Кокина Т.О.
Как эффективно построить работу с родителями детей с ОВЗ
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье
ребёнка
с
ОВЗ
нарушает
сложившуюся
жизнедеятельность
семьи:
меняются
психологический
климат
семьи,
супружеские
отношения.
Родители
ребенка,
столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество
трудностей.
Деформация
позитивного
жизненного
стереотипа,
обусловленная
рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые
могут
проявляться
на
социальном,
психологическом
уровнях.
Среди
причин
невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и
личностные
установки
родителей,
которые
в
психотравмирующей
ситуации
препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим
миром.
К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
Неприятие личности ребенка;
Взаимоотношений с ним;
Страх ответственности;
Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное
или полное отрицание;
Вера в чудо;
Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и
воспитания детей, формирования у них правил поведения, а также многие личностные
проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Перейдём к задачам, которые ставит перед собой педагог в решении данных
проблем.
Задачи:
содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка;
содействие
формированию
благоприятного
микроклимата
в
семье,
способствующего
максимальному
раскрытию
имеющихся
у
ребенка
личностных, творческих и социальных ресурсов;
обучение способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции
эмоционально-волевой сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитание
детей;
формирование
у
родителей
уверенности
в
собственных
педагогических
возможностях, умение знать и понимать своих детей;
формирование партнерских взаимоотношений родителей с образовательным
учреждением.
В
ходе
реализации
данных
задач
необходимо
соблюдать
следующие
принципы:
Принципы взаимодействия образовательного учреждения и семьи:
Принцип взаимоуважения
педагогов и родителей;
Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели
и взаимное доверие;
Принцип сопереживания,
реализация
которого
направлена
на
сохранение
достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия
их взаимодействия;
Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность педагогов и
родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Всегда действовать в интересах ребенка.
Для организации работы с семьями детей с ОВЗ выделяются основные
подходы:
Личностно-ориентированный подход
–
помощь
семье
в
осознании
необходимости учитывать личностные особенности ребенка с поэтапным его
развитием.
Семейно-ориентированный подход – семья, первичная поддерживающая система
для ребенка, заинтересованная участвовать в его развитии: планировать
мероприятия, отслеживать результаты, суметь включить ребенка в жизнь семьи.
Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей
знаний: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, музыкального
руководителя,
инструктора по физической культуре, которые совместно
оценивают,
планируют
и
оказывают
помощь,
определяя
степень
ее
эффективности.
Но почему же при соблюдении принципов и основных подходов, всё равно может
возникнуть проблемы взаимодействия педагога с родителями детей с ОВЗ? И как эту
проблему можно решить?
Мы хотим предложить вам к рассмотрению модель Кюблер-Росс (модель принятия
горя). В своем отношении к болезни ребенка взрослый может находится на разных
стадиях: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Рассмотрим подробнее особенности эмоционального состояния родителя ребёнка с
ОВЗ на каждой из перечисленных стадий.
Характеристика родителей в стадии отрицания.
Как правило к данной категории относятся родители, узнавшие, что их ребёнок
имеет отклонения интеллектуального характера (ЗПР, УО). В попытках доказать себе
и всем окружающим, что ребёнок абсолютно нормальный, родители отказываются от
помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), проходить
ЦПМПК и ПМПк.
Водят ребёнка на все возможные развивающие занятия типа: «Маленький гений»
или «Вундеркинд».
Плохие результаты ребёнка на занятиях или при прохождении комиссии
объясняют:
«Он устал»;
«Ребёнок всё знает, но растерялся»;
«Ему надо чуть больше времени, т.к. он медлителен».
Иногда, родительское отрицание развития ребёнка, доходит до абсурда:
поведение ребёнка, объясняется издержками воспитания («Это его бабушка
избаловала», «Папа много работает, редко видит ребёнка поэтому всё ему
разрешает»);
родители отказываются от прохождения комиссии МСЭ, если ребёнку будут
давать инвалидность в связи с интеллектуальным развитием;
по достижении 18 лет родители через суд добиваются снятия с ребёнка
инвалидности интеллектуального характера.
Как следует работать с родителями на данной стадии:
1) называем занятия с ребёнком развивающими, а не коррекционными;
2) работаем с применениями методов арт-терапии;
3) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок
и т.д.)
4) подключаем других педагогов для консультирования родителей, так как мнение
большинства может сыграть в пользу педагогов и дать понять родителю, что
проблем действительно существуют и не являются субъективным, предвзятым
мнением одного специалиста.
Характеристика родителей в стадии гнева.
В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в
развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени
может доставаться, как специалисту, так и ребёнку.
Родители обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам,
психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания).
Могут на своё усмотрение корректировать курс назначенного лечения (заменить
назначенные лекарства) или намеченную программу работы с ребёнком на своё
усмотрение:
«Кортексин» может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»;
«Ходить на лепку не будем, ребёнок будет приходить весь грязный».
«Не успех» лечения и занятий перекладывают на специалиста к которому
обратились.
Гнев обращённый к ребёнку:
«Что трясёшься весь? Взял ручку в руку и стал красиво писать, быстрее,
быстрее» (при этом у ребёнка ДЦП сопровождаемая спастикой или парезом
рук);
«Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с СДВГ).
Как следует работать с родителями на данной стадии:
1) работаем с применениями методов арт-терапии и методов релаксации;
2) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок
и т.д.).
3) приводим пример из личной практики, как грамотное взаимодействия педагогов
и родителей привели к наилучшим результатам в коррекции нарушений в развитии
ребенка.
Характеристика родителей в стадии торга (сделки).
Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с
Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я
пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.»,
так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я
вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист».
Ребёнку говорится примерно следующее «Будешь делать так, как тебе говорит
врач/психолог и ты будешь здоров. А когда выздоровеешь, мы поедем / купим/
заведём собаку».
Если «Высшие силы» не помогли, а у данного специалиста не оказалось
«волшебной таблетки», после разочарования всё начинается сначала.
Как следует работать с родителями на данной стадии:
Стадия торга может позволить педагогу максимально подключить родителя к
коррекционной работе. Однако педагогу следует наиболее подробно разъяснить
родителям, какие результаты возможно достичь при определённом нарушении
развития.
Характеристика родителей в стадии депрессии:
В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось
(начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны даже такие
ситуации как:
- отказ от ребёнка;
- развод.
Как следует работать с родителями на данной стадии:
Работа выстраивается с привлечением специалистов для помощи непосредственно
родителям (психолог, семейный психолог, психотерапевт).
Характеристика родителей в стадии принятия.
Родители приняли своего особого ребёнка. В оказании ему помощи они идут от
него, а не от своих желаний и мнения общества. Вступают в клуб по интересам,
общаются
с
родителями
детей
с
такими
же
нарушениями,
учат
ребёнка
самостоятельности на сколько это возможно.
В отличии от родителей «застрявших» в других категориях, они обращаются за
помощью к психологу самостоятельно не считая это чем-то постыдным. Цель педагога
помочь родителям достичь стадию принятия.