Напоминание

Развитие чувства рифмы у детей дошкольного возраста


Авторы: Кокина Татьяна Олеговна, Буторина Лилия Константиновна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №94 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Развитие чувства рифмы у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовили: учителя-логопеды Кокина Т.О., Буторина Л.К.

Развитие чувства рифмы у детей дошкольного возраста

Ри

́

фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

В работе с детьми мы используем другое определение данного понятия: рифма – это

слова, похожие по звучанию. Например: Маша – каша, чайка – гайка, лягушка – кадушка.

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они

сочетались между собой (гололедица – не едется).

Существуют несколько принципов рифмовки:

кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма,

смежная (парная) рифма,

перекрёстная рифма,

сквозная рифма (т.е. проходящая через всё произведение).

С психологической точки зрения роль рифмы аналогична роли ритма, но не

тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к

этому ещё созвучие.

Знаменуя собой заключение ритмического ряда и связывая его наглядно с другими

аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных

представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство

слушателя ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её. Иными

словами, рифма создаёт положительный эмоциональный настрой, что благотворно

сказывается на коррекционном процессе.

А также мы думаем, что развитие чувства рифмы у детей, имеющих речевые

нарушения, позволяет решить сразу несколько педагогических задач:

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- Способствовать становлению речевого дыхания;

- Формировать темп речи;

- Развивать фонематический слух;

- Способствовать коррекции звукопроизносительной стороны речи;

- Развивать зрительное и слуховое внимание и память;

- Развивать творческий потенциал детей.

Коррекционно-образовательные:

-Уточнять и обогащать словарный запас детей.

- Способствовать овладению слоговым и логическим ударением.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать умение работать в парах, тройках, командах;

-Воспитывать интерес к поэзии.

Здоровьесберегающие:

-Предупреждать

переутомление

посредством

проведения

пальчиковых

гимнастик и физинуток.

Для решения данных задач мы предлагаем использовать дидактические игры. Следует

отметить, что материал по развитию чувства рифмы предлагается детям по усложнению.

Таким образом, можно подобрать игры для детей любого возраста.

Младшая группа

(возраст

от 3 до 4 лет)

Цель: развитие чувства рифмы. (является общей для всех возрастных групп)

Задачи:

1) Закрепить в речи детей понятие «стихотворение»;

2) Учить детей подбирать слово в рифму к заданному слову, с опорой на предметную

картинку;

3) Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность;

4) Уточнять и расширять словарный запас детей.

Предлагаемые игры:

«Чудесный мешочек»

Педагог достает из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например,

петушка и просит детей, как еще можно его называть.

Н-р: Петушок-золотой гребешок.

Зайчик - побегайчик

Лягушка - квакушка.

Коза - дереза

Волчок - серый бочок. и т.д..

Игра «Рифмы с картинкой»

В данную игру также можно играть с детьми, которым сложно подобрать рифму

самостоятельно, для упрощения задачи ребёнку показывается картинка с верной рифмой.

Мы в рифмы играли – слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу каша, а ты мне… (МАША),

Держу я часы, ты видишь…(УСЫ),

Взяла я ложку, купил ты…(КАРТОШКУ)

Игра «Похожие и непохожие слова»

Педагог предлагает детям подобрать рифмы к словам с опорой на картинки. Например:

Какое слово подходит к слову ком, дом или жук? А к слову кот, рот или кит.

Или найти слово, не являющееся рифмой: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.

Постепенно можно увеличивать количеств слов в ряду, предъявляемых для

нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.

Для усложнения задачи педагог перестаёт называть картинки, представленные для

выбора рифмы.

Перечисленные игры могут быть использованы и в работе с детьми средней группы.

Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «рифма»;

2) Закреплять в собственной речи детей понятие «стихотворение;

3) Совершенствовать умение подбирать рифму к слову;

4) Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность;

5) Учить детей в подбирать слова, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать

фонематический слух;

6) Уточнять и расширять словарный запас детей.

Предлагаемые игры:

Игра «Добавлялки»

Вы можете самостоятельно составить небольшие стишки и предложить ребёнку

закончить их в рифму. Также предлагаем вам посмотреть видео.

Игра «Подскажи словечко»

Существует также аналогичная игра «подскажи словечко».

1) Взял я карандаш, бумагу

И нарисовал …(корягу)

2) На тропиночке в лесу

Как-то встретил я ….(лису)

3) Сегодня в подъезде я встретил кота,

Усищи и хвост у него- … (красота)

4) Стала Яночка зевать,

Ну-ка быстренько … (в кровать)

Игра «Найди пару»

Педагог раскладывает картинки, дети проговаривая названия, подбирают пары:

Коза-коса, кит-кот, трава-дрова, усы- осы, катушка-кадушка, ком - сом, уточка-удочка,

дом-дым, утка-дудка, ложка-ножка, речка-печка и т.д.

Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)

Задачи:

1) Закреплять в собственной речи детей понятия «рифма», «стих»;

2) Формировать умение подбирать как можно больше слов в рифму;

3) Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность;

4) Совершенствовать умение сочинять двустишья на заданные рифмы.

5) Уточнять и расширять словарный запас детей.

Предлагаемые игры:

Игра «У Мартышки…»

В данной игре требуется посоревноваться, кто больше рифм подберёт.

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра «Добрый слон» проводим?

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игра «Рифмоплет»

Сочинение двустишья на заданные рифмы.

Детям дается задуманное слово. Например: сад. Они должны к нему подобрать ключевую

рифму, например «виноград». Затем сочинить двустишье с заданными словами в конце

строки. Например: Я вижу сад, Там виноград. Или: Катилось яблоко мимо сада, Мимо

сада, мимо винограда. Слова даются различные: рад- акробат, лето - конфета и т.д.

Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет)

Задачи:

1) Закреплять в собственной речи детей понятия «рифма», «стих»;

2) Развивать умение составлять двустишия (четверостишия) с помощью педагога или

самостоятельно;

3) Развивать логическое мышление, фонематический слух, сосредоточенность;

4) Уточнять и расширять словарный запас детей;

5) Воспитывать интерес детей к дальнейшему изучению стихов (в школе).

Предлагаемые игры:

Игра «Назови стишок»

Данная игра проводится с детьми, читающими предложения, умеющими анализирвать

прочитанное. Педагог предлагает послушать стихи, в которых потерялись буквы. Назвать

их и прочитать правильно.

1.Иде.. бы., ка..,

Взд.. на., хо..,

Во., до., ко..

Се..яупа..

2.На.. Та., гро.. пла..

Уро.. в ре... мя.. .

Ти.. Да.., не пла..

Не уто.. в ре., мя..

3.3а.. бро.. хо..

По., до., ост., за..

Co.. ск.. сл.. не мо..

Be., до ни., про..

Игра «Буриме»

Следующая игра, с которой мы хотим вас познакомить называется «Буриме».

Буриме - это такое коллективное сочинение стихов, которое подчинено определенным

законам. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро

набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта

игра незаслуженно подзабыта.

Базовых правил не так много: рифмы нельзя склонять, менять местами, и они

должны быть разнообразны, порой даже неожиданно.

Существуют так называемые «нежелательные» рифмы:

-«Плохие» рифмы: "палка-селедка"...

-Глагольные и однокоренные: "Ответ-привет", "ушел-пришел", "прилив-отлив".

-Затасканные: "розы-морозы", "кровь-любовь", "поздравляем-желаем".

Игры для педагогов

«Составить игру для детей»

Мы предлагаем вам придумать игру для детей вашей группы, в соответствии с их

индивидуальными и возрастными особенностями на основе представленных нами или

совершенно новую. Также нужно будет расписать цель и задачи к вашей игре.

«Придумай четверостишие»

Предлагаем педагогам взять карточки и в соответствии с выбором сформировать

команды. Мы хотим вам предложить придумать четверостишия с заданным словом

(предмет, с которыми нужно составить стих стоят на столах для команд). Хотим

отметить, что данную игру можно проводить с детьми подготовительной группы.

Вывод: Всем нам известно, что дошкольный возраст - это период интенсивного

развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды

художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. Нужно

поддерживать ребенка в поиске рифм и в сочинительстве. Очень важно воспитывать у

детей духовную потребность к стихам. Это поможет ребёнку в дальнейшем лучше

понимать и воспринимать поэзию, сформирует чувство красоты речи и родного языка.

Список литературы: Аббязова Э.А. Обучение дошкольников созданию рифмовок.

-Ульяновск, 2001 г. -40с



В раздел образования