Напоминание

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"


Автор: Степанова Нелли Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Средняя школа №2 г. Пестово"
Населённый пункт: Новгородская область, г. Пестово
Наименование материала: Разработка урока русского языка в 3 классе
Тема: Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 3 классе

Разработан в проблемной технологии.

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен

существительных женского рода"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого

знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода

путем решения проблемной ситуации;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по

заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

(А.С.Пушкин)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а

помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила

«рабочего» человека)

2.

Актуализация знаний .

- Внимательно послушайте стихотворение :

МЫШЬ И КАМЫШ

Камышам пищала мышь:

— Шорох ваш нарушил тишь!

Шепчут шумно камыши:

Тише, мышка, не шурши!

Шелест твой услышит кошка.

Шла бы к бабушке, ты, крошка!

Не послушаешься, мышка,—

Кошка сцапает, глупышка!

В. Кремнев

- Какой согласный

звук встречается в этом стихотворении чаще других?

-Дайте характеристику звуку Ш.

- Какие согласные называются шипящими ?

- Назовите шипящие звуки.

-Что вы знаете об этих звуках?

-

Дайте характеристику шипящих звуков

-Какими буквами обозначаются шипящие звуки?

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания?

.

– Посмотрите на доску , вспомните как правильно пишутся строчные буквы

же,ша,ща,че.

- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

- Давайте вспомним какие орфограммы связаны с этими буквами? ( жи-ши, ча-ща)

Запишите слова под диктовку: дача, шина, жильё, Чук.

- К какой части речи относятся эти слова? Определите род существительных.

Проверка по эталону.

3. Постановка проблемы.

-Сейчас я продиктую слова. Три ученика запишут эти слова на доске. Остальные

проверяют работу. ( на доске появляются слова

Речь

реч речь

Душь

душ

душ

дочь

доч

доч

- Что же получилось? Задание было одно. А как оно выполнено? ( - по разному)

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема нашего урока? ( правописание

мягкого знака после шипящих на конце существительных)

- Прочитайте слова на доске: ключ, ложь, дочь, душ, страж, ночь.

- Чем все эти слова похожи?( сущ. с шипящими)

- А чем различаются?( в одних есть ь, а в других нет)

4. «Открытие» детьми нового знания.

- Посмотрите на слова .

- Какие у вас есть гипотезы о правописании мягкого знака? (Дети высказывают свои

предположения)

- Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка если сами дети не справились)

- Может как-то распределим слова? ( выпишем в один столбик слова женского рода, а в

другой- мужского рода. И посмотрим на ь)

- Делайте.

- Что теперь видим?( слова ж.р. с мягким знаком, а м.р – без ь)

- Сделайте вывод.

- Сверьте вывод с учебником с 142.

5. Первичное закрепление.

Выборочное списывание. Учебник упр.2 стр. 143.

Проговаривание способа решения в громкой речи.

6. Самостоятельная работа в парах.

-Замените одним словом, запишите слова

1.

Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

2.

Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

3.

Без него не откроешь замок (Ключ)

4.

Его надевают в дождь (Плащ)

5.

Маленький ребёнок (Малыш)

6.

Добыча охотника. (Дичь)

7.

Середина ночи. (Полночь)

8.

Мелкие деньги. (Мелочь)

9.

Горчица оставляет во рту …. (Горечь)

10.

Морской, речной бывает он (Пляж)

Проверка.

7. Повторение. Включение нового знания в систему знаний.

- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе

предложение разберите по членам предложения.

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

8. Итог урока.

Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какое правило узнали?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце

после шипящих).

- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?

д/зр.т. стр. 139 упр. 3,4 по выбору

( [ч’] [щ’] [ш] [ж]) (карточки вывешиваются на доску).

- Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют

буквы, которыми они обозначаются).

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте ещё вспомним, какие

орфограммы связаны с этими буквами ( ча, ща, чу, щу, жи, ши,) На доску вывешиваются

карточки с образцами написания этих букв. Ученики записывают число, классная

работа, слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).

Без т…рпен…я нет учен…я.

- Прочитайте предложение.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Разъяснить смысл пословицы.

Запишите пословицу, красиво, каллиграфически.

(Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в

тетради).

Обобщение знаний о мягком знаке.

- Прочитайте две другие пословицы.

* Хорошую речь хорошо и слушать.

* Ученье – луч света, а неученье – тьма.

- Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с

мягким знаком. ).

- А что это за буква «Ь»?

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?

(Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно,

узнаем о нем что-то новое.)

Словарная работа

На доске записаны слова: в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…, м…

двеж…и.

- Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой

безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.)

- На какие две группы можно разделить данные слова?

- Запишите слова в две группы. (Самопроверка по слайду)

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное –

это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и

имеют род).

3.

Постановка учебной задачи.

- Вернемся к нашим пословицам.

- В какую группу вы запишете слово речь? Почему?

- Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом)

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный.)

- Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.

- Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё понаблюдаем за словами

– существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они

заканчивались на шипящий.

* Спокойствие – тишь.

* Ребята – молодежь.

* Поддержка – помощь.

С данными словами проводится аналогичная работа.

Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж]

– как произносились твердо, так и произносятся твердо.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.

-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на

шипящий в ед. ч. пишется Ь).

- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце

имен существительных.)

- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий,

встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?

Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему у существительных

после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас я хочу предложить вам работу в группах. Объединяйтесь в группы. Вы

поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму

исследования. Каждая группа выполняет задание на листах. По окончании исследования

сделайте вывод, записав его схематично и защитите свои выводы.

Алгоритм исследования:

1.

Прочитайте слово.

2.

Определите часть речи.

3.

Какие звуки слышатся на конце слова?

4.

Определите грамматические значения слов.

5.

Определите, на какие группы можно распределить слова.

6.

Запишите слова, распределив их в группы.

7.

Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.

8.

Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, роскошь. – 1 группа

Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь. – 2 группа

Каждая группа выполняет задание, затем рассказывают о своих исследованиях.

Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в

существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим

на конце Ь не пишется. Это орфограмма.

-Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть Ь

после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .

-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр 142 . Работа с учебником

(правило).

- Правы ли были мы с вами?

5.

Физкультминутка.

Составление алгоритма

- Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце.

Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при

написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

- Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце.

(Обсуждение вместе с детьми)

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный

алгоритм).

6. Первичное закрепление.

1.

Выборочное списывание. Учебник упр.2 стр. 143.

2.. Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова используя составленный нами алгоритм.

11.

Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

12.

Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

13.

Без него не откроешь замок (Ключ)

14.

Его надевают в дождь (Плащ)

15.

Маленький ребёнок (Малыш)

16.

Добыча охотника. (Дичь)

17.

Середина ночи. (Полночь)

18.

Мелкие деньги. (Мелочь)

19.

Горчица оставляет во рту …. (Горечь)

20.

Морской, речной бывает он (Пляж)

3. Работа в паре.

- Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя

проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Допишите, если

необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «Лишнее» слово.

Вычеркните его. Объясните свой выбор.

Карточка.

ночь чиж манеж морж

пейзаж экипаж ландыш дич

ключ реч рож мелоч

помощ чертёж гараж москвич

полночь королевич нож марш

дрожь камыш вещ тиш

Проверка самостоятельной работы.

- Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло?

(Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

4.

Закрепление полученных знаний.

Составление предложений.

- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе

предложение разберите по членам предложения.

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…, мяч.., помощ…

взаимопроверка + самооценка.

Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).

1

2

3

4

Загадки.

1.

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. ( Нож).

2.

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

3.

Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4.

Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на

загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)

Домашнее задание.

Итог урока.

Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …( писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце

после шипящих).

- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?

д/зр.т. стр. 139 у 3,4 по выбору

Оценки.

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте

воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя,

прикрепите соответствующую звездочку к доске:

1.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую

яркую).

2.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

3.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

- Молодцы! Спасибо за урок.



В раздел образования