Автор: Воробьева Ольга Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 656 имени А.С. Макаренко
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках математики
Раздел: начальное образование
Использование дидактических игр на уроках математики в начальной
школе.
В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей
нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у
части
детей
ещё
недостаточно
развиты
такие
функции
мыслительной
деятельности,
как
анализ,
синтез,
обобщение,
умение
сравнивать,
классифицировать, дифференцировать.
Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их
интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность.
Для
развития
познавательного
интереса
к
математическим
знаниям
я
использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая
красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения.
Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.
С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная
лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без
которой
эта
пора
её
была
бы
бесполезна
для
человечества.
В
игре,
этой
специальной
обработке
жизненного
материала,
есть
самое
здоровое
ядро
разумной школы детства.”
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая
деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми
вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”
Также
игра
– одно
из
важнейших
средств
умственного
и
нравственного
воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для
личности школьника переживания.
Но для этого, учитель должен умело и методически правильно использовать
данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в
меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически
сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и
увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в
процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и
прочным
Использование дидактических игр в процессе обучения математике помогает
развивать:
интерес к изучению математики и к самой математике;
познавательный интерес детей;
познавательную активность на уроках математики.
В результате постоянного использования дидактических игр на уроках
«слабые» учащиеся начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них
развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей
обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Считаю, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко
проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить
более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны
проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает
хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,
чтением и т.д.
На уроках математики активно использую игры и игровые моменты.
Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которую ставлю
на уроке. У младших школьников наглядно-образное мышление, поэтому на
уроках много наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских
мультфильмов. Они создают нужное настроение.
Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового
материала, при частично – поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.
Сейчас я работаю с учащимися 3 класса. Центральная тема курса математики в
3 классе - изучение табличного умножения и деления. Методика требует, чтобы
дети не только знали таблицу, но и понимали принципы ее составления,
дающие возможность находить любое произведение. Вычислительные навыки,
как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех
же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев
умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она
вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает
решать учебную задачу применительно к каждому ученику.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие
моменты:
- Цель игры.
- Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения? Какие
воспитательные цели преследуются в процессе игры?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
- Подведение итогов игры.
Для проведения дидактической игры на уроке, если это необходимо, заранее
составляю группы таким образом, чтобы в каждую группу вошли обучающиеся,
как с сильными, так и со слабыми учебными возможностями. В каждой группе
назначаю ответственного. Как правило, это ученик с хорошими учебными
возможностями или самого организованного, который может организовать
работу группы.
Важную роль на уроках я отвожу устным упражнениям. Для того чтобы
привлечь к этому всех учащихся я использую сигнальные карточки. Они
помогают дисциплинировать учащихся и одновременно получать информацию
об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много
устных упражнений.