Напоминание

Использование дидактических игр на уроках математики


Автор: Воробьева Ольга Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 656 имени А.С. Макаренко
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Использование дидактических игр на уроках математики в начальной

школе.

В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей

нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у

части

детей

ещё

недостаточно

развиты

такие

функции

мыслительной

деятельности,

как

анализ,

синтез,

обобщение,

умение

сравнивать,

классифицировать, дифференцировать.

Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их

интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность.

Для

развития

познавательного

интереса

к

математическим

знаниям

я

использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая

красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения.

Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.

С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная

лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без

которой

эта

пора

её

была

бы

бесполезна

для

человечества.

В

игре,

этой

специальной

обработке

жизненного

материала,

есть

самое

здоровое

ядро

разумной школы детства.”

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая

деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми

вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”

Также

игра

– одно

из

важнейших

средств

умственного

и

нравственного

воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для

личности школьника переживания.

Но для этого, учитель должен умело и методически правильно использовать

данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в

меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не

использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически

сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и

увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в

процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и

прочным

Использование дидактических игр в процессе обучения математике помогает

развивать:

интерес к изучению математики и к самой математике;

познавательный интерес детей;

познавательную активность на уроках математики.

В результате постоянного использования дидактических игр на уроках

«слабые» учащиеся начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них

развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей

обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Считаю, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко

проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить

более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны

проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает

хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,

чтением и т.д.

На уроках математики активно использую игры и игровые моменты.

Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которую ставлю

на уроке. У младших школьников наглядно-образное мышление, поэтому на

уроках много наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских

мультфильмов. Они создают нужное настроение.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового

материала, при частично – поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Сейчас я работаю с учащимися 3 класса. Центральная тема курса математики в

3 классе - изучение табличного умножения и деления. Методика требует, чтобы

дети не только знали таблицу, но и понимали принципы ее составления,

дающие возможность находить любое произведение. Вычислительные навыки,

как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех

же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев

умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.

Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она

вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает

решать учебную задачу применительно к каждому ученику.

Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие

моменты:

- Цель игры.

- Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения? Какие

воспитательные цели преследуются в процессе игры?

- Посильна ли она для учащихся моего класса?

- Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?

- Подведение итогов игры.

Для проведения дидактической игры на уроке, если это необходимо, заранее

составляю группы таким образом, чтобы в каждую группу вошли обучающиеся,

как с сильными, так и со слабыми учебными возможностями. В каждой группе

назначаю ответственного. Как правило, это ученик с хорошими учебными

возможностями или самого организованного, который может организовать

работу группы.

Важную роль на уроках я отвожу устным упражнениям. Для того чтобы

привлечь к этому всех учащихся я использую сигнальные карточки. Они

помогают дисциплинировать учащихся и одновременно получать информацию

об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много

устных упражнений.



В раздел образования