Автор: Округина Александра Андреевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: доклад
Тема: «Интонационный слух и основы звуковысотного интонирования. Феномен абсолютного слуха»
Раздел: дополнительное образование
Серпуховское методическое объединение преподавателей
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дет-
ская музыкальная школа №1»
ДОКЛАД
преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №1
г. Серпухова Округиной А.А. по теме:
«Интонационный слух и основы звуковысотного интони-
рования. Феномен абсолютного слуха»
Серпухов, 08.06.2021 г.
1
План работы:
1.
Введение. Основные параметры восприятия музыкального звука.
2. Абсолютный слух.
3. Микрохроматический слух.
4. Анализ интонационного процесса.
2
1. Введение. Основные параметры восприятия музыкального звука.
Говоря о развитии музыкального слуха, конечно же необходимо учесть тот
факт, что музыкальный звук имеет несколько различных параметров в нашем
восприятии. То, что мы привычно называем музыкой, фактически представляет
собой сложное комплексное явление: мы воспринимаем импульсы волновых
колебаний воздушной среды, воздействующие на барабанную перепонку и
преобразующиеся в электрические сигналы, которые с помощью памяти мы ин-
терпретируем как музыку. Минуя описание физических свойств звука, сосре-
доточим внимание на характеристике качеств музыкального звука, возникаю-
щих в нашем восприятии. Их можно выделить несколько: высота, длитель-
ность, громкость, тембр и пространственная локализация (введена Е. На-
зайкинским)
1
. Сосредоточим внимание на параметре восприятия и воспроизве-
дения высоты звука.
2. Абсолютный слух.
Начнем рассмотрение особенностей интонационного слух с анализа феномена,
называемого абсолютным слухом. Абсолютный слух принято трактовать как
способность человека определять абсолютную высоту звуков, не сравнивая их с
эталоном (например, с камертоном). Исследования в жатом направлении ведут-
ся довольно давно учеными из разных областей научного знания:музыковеда-
ми, акустиками, физиологами, причём примерное время данных исследований к
1
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
3
текущему моменту насчитывает уже около 100 лет. Однако, не смотря на
большое количество работ в этой области, феномен абсолютного слуха остаётся
достаточно загадочным.
Принято выделять два основных вида абсолютного слуха:
1)
активный: его носитель способен быть «камертоном», то есть давать точ-
ную настройку в отсутствии звучания высотного эталона;
2)
пассивный: носитель способен узнавать высоту звуков, но сам «камерто-
ном» быть не может.
Вместе два данных типа слуха могут считаться специфическим висом быстро
активизирующейся памяти на абсолютную высоту звука (с общей стратегией:
внешний аудиальный вход — аудиальная память). Причем узнавание высоты
звука происходит вне зависимости от расположения этого звука в конкретной
октаве. То есть сознание не столько запоминает частоту звука в герцах, сколько
создает сложную систему триггеров (ассоциаций), запускающих процесс поис-
ка соответствий в системе «лик звука — его название».
Ореол таинственности вокруг этого дара природы, который усиливается
ценностным аспектом (кто из музыкантов не хотел бы иметь врожденный абсо-
лютный слух!), дополнен семантическими нюансами широкого бытования
самого понятия. В представлении немузыкантов термин «абсолютный слух» не-
редко ошибочно совмещается с понятием «очень хороший слух». Соответствен-
но, второй элемент пары — «относительный слух» — часто понимается как
слух менее качественный. Такое сопоставление, безусловно, не является право-
мерным, так как способность к звуковысотному сканированию является хотя и
важным, но лишь одним из нескольких компонентов музыкального слуха. При
этом так называемый относительный слух - это явление, подкреплённое
бОльшей осознанностью, умением практически пользоваться известной чело-
век теоретической базой, находя логически обоснованны взаимосвязи в услы-
шанных звуках. Так, ребенок-абсолютник, слыша минорное тревучие f - as - c,
может автоматически назвать f - gis - c или f - gis - his (при ощущении терцово-
4
сти в восприятии). Ребенок с относительным слухом такой ошибки не допустит,
поскольку будет чётко понимать поставленную задачу: необходимость по-
строить именно трезвучие, стостоящее из двух терций, от звука f.
Для профессионального музыканта профессиональная установка на суперзна-
чимость высотного определения звуков с детства подпитывается самой практи-
ка аттестационных тестов, нередко предполагающих по умолчанию наличие аб-
солютного слуха у ребенка. Например, тесты на вступительном экзамене в
ЦМШ предполагают обязательное повторение сыгранно мелодии: а) на форте-
пиано; б) голосом с названием нот. Конечно, это не является основным крите-
рием отобрано дополнительный раз фиксирует в сознании детей и их родителей
на важности обладания абсолютным слухом.
Немалую роль имеет связь типа слуха с общими психологическими процесса-
ми. У носителей абсолютного слуха имеется предрасположенность к преиму-
щественному развитию индуктивного способа мышления — от частного к об-
щему (например, от определения отдельных звучащих звуков — к вычислению
целого аккорда п сумме определенных звуков). Поэтому для «чистых абсолют-
ников» бывает характерной опора на интервальный метод развития своего зву-
ковысотного слуха (при доме условности относительно понятия «интерваль-
ный» в данном случае.
У обладателя относительного слуха чаще прослеживается тенденция к дедук-
тивности мыслительного процесса в контексте музыкального восприятия. Так,
от слышания целостного характера аккорда он переходит к выявлению деталей
его расположения. В связи с этим относительный слух часто находит надеж-
ную опору в ладовом принципе интонирования.
Сам абсолютный слух, в свою очередь, можно разделить на два типа: активный
и пассивный. Активный есть врожденная способность некоторых людей. и
поэтому:
-
его нельзя или очень сложно создать тренировочным путем;
5
-
еще более сложно сохранить его по окончании процесса специальных трени-
ровок;
-
его проявления не зависят от особенностей интонационно-стилевого контек-
ста.
Практика музыканта дает многочисленные доказательства зависимости абсо-
лютного слуха от музыкального контекста, в который погружен музыкант. Сре-
ди таких доказательств — сбои, которые наблюдаются у абсолютника при ин-
тонироании сложной, внеплановой мелодики, полигармонии, восприятии не-
привычного тембра. Такие ситуации наблюдаются у учащихся при пении поли-
гармонии «Микрокосмоса» Б. Бартока, при записи диктанта в непривычном
регистре, при определении звуковполиаккорда (от 5 до 8 звуков в разных реги-
страх) на синтезаторе. Это приводит к мысли, что внутри абсолютного слуха
существуют более тонкие градации.
В отличие от активного, пассивный абсолютный слух обычно рассматривается
как феномен, который тем или иным образом можно частично смоделировать,
развив своеобразный «псевоабсолютный» слух — способность определять вы-
соту звука по цепочке опознавательных знаков (по знакомому регистру, тем-
бру). Такой слух действительно запускается от определенного триггера (напри-
мер, тембр фортепиано часто служит таким триггером, если все тренировки в
большом количестве проходят именно за этим инструментом. Важен фактор
«наслышенности»).
Помимо тембровых, могут возникать синестезийного рода триггеры, формиро-
вание которых может зависеть:
-от привычных игровых ощущений, например, от аудиально-тактильного раз-
личия черных и белых клавиш фортепиано;
-от знакомого стиля гармонии. Так, легко анализирующий гармонии в класси-
ческих произведениях абсолютник, может стушеваться при слышании джазо-
вой и современной академической музыки;
6
-
от количества голосов. (пример: лучше улавливается высотное положение
тональности, аккорда, хуже - высота звуков в одноголосии);
-
от физиологических ощущений высоты воспринятого звука в голосовых
связках.
Исходя из описания триггерных компонентов следует, что основными характе-
ристиками триггерного слуха любого рода являются:
а) ситуативная приобретенность
б) возможность содания его тренировочным путем
в) способность сохраняться после окончания процесса тренировок, в частности,
через действие якоря на уровне глубинных рефлексов.
3. Микрохроматический слух.
Еще большей редкостью является микрохроматический слух, точно фиксирую-
щий интервалы меньше полутона. Внимание к этому типу слуха привелось
лишь во второй половине ХХ века, в связи с необходимостью исполним музы-
ки, использующей микрохроматические интервалы. Однако слуховая ориента-
ция в микрохроматике может быть необходимой и в других формах практиче-
ской музыкальной деятельности, например, при нотной расшифровке образцов
певческого фольклора, при изучении традиционной музыки стран Востока (ин-
дийской, японской), при оркестровой подстройке внутри группы солистов в ор-
кестре, при освоении мелодики речи в иностранном языке.
Получается, что музыкант в своей практической работе интуитивно использует
подобный тип слуха, хотя в большинстве курсов сольфеджио этот тип слуха не
развивается. Вызвано это во многом тем, что современный слух, прочно зижду-
щийся на классиком-романтической тонально-функциональной гармонии с ее
четким делением октавы на 12 полутонов, не в состоянии трактовать четверть-
7
тоны как ступеневые величины. Интервалы меньше полутона в европейской
традиции никак не называются, не классифицируются, а считаются фальшивы-
ми. Можно привести аналогию с высчитыванием секунд на циферблате, на ко-
тором присутствуют только часовая и минутная стрелка.
4. Анализ интонационного процесса.
Сам же процесс интонирования будет включать в себя два параметра классифи-
кации:
А) по форме проявления — внешнее интонирование (пение вслух) и внутреннее
интонирование (пение про себя);
Б) по стратегии инициирования — то, каким комплексом аудиально-тонального
опыта оперирует музыкант при воспроизведении интонации (чем больше и бо-
гаче этот опыт - тем четче и «легче» интонационные процессы). Здесь своё
влияние оказывают: музыкальный строй, принятая ладовая музыкальная систе-
ма, знакомство и осмысление интервалов, ладов, звукорядов.
Поскольку интонация связана с моторикой (мышечные ощущения в голосовых
связках при воспроизведении звуков различной высоты), интонирование — это
также и психофизиологическая реакция. В этой связи встает частая проблема:
внутренним слухом интонация слышится верно, а при повторении голосом вы-
ходит уже в искажённом варианте. Однако такая проблема чаще всего возни-
кает именно у начинающих музыкантов и при должном уровне занятий уходит;
либо у опытных исполнителей в условиях необычных для них стилевых контек-
стов.
Для улучшения интонационного процесса следует прибегать к различным тех-
никам, активно вызывающим ассоциации. Наиболее яркий пример — метафоры
для восприятия отдельных интервалов, создание гештальтов.
8
Подводя итоги, можно сказать, что абсолютный слух зачастую имеет триггер-
ное происхождение, а значит, имеется возможность формировать его в процес-
се обучения. Однако в условиях современных реалий периферийных музыкаль-
ных школ, это становится возможным либо при индивидуальных занятиях,
либо при занятиях с малочисленной группой. При этом сами дети должны вы-
казывать большую заинтересованность процессом, а также регулярно выпол-
нять необходимые задания самостоятельно, во время подготовки дома. Также
учащиеся должны располагать достаточным количеством времени для этих
упражнений, а занятия в школе не должны быть ограничены одним уроком в
неделю, поскольку именно систематичность, регулярность практики прямо про-
порционально будет влиять на результат. Однако понятно, что при должном
уровне желания и временнЫх ресурсов, понимая особенности психофизиологи-
ческих закономерностей, возможно развить слух до весьма высокого уровня.
9
Список использованной литературы:
1.
Веллер А. Виды абсолютного слуха // Homo musicus: альманах музыкаль-
ной психологии’ 95. М., 1995. С. 8—16.
2.
Гребельник С. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкаль-
ной способности. Дисс…канд.психол.наук. М., 1985.
3.
Карасёва М. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. М.,
2009.
4.
Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992.
5.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
6.
Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
10