Напоминание

Музыкальная тетрадь для учащихся 1 – 2 классов ДШИ и ДМШ


Автор: Кузнецова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2 им. Е.Ф. Светланова»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Музыкальная тетрадь для учащихся 1 – 2 классов ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т.Ю. Кузнецова

Для учащихся 1 – 2 классов

ДШИ и ДМШ

Поспелиха, 2017

2

От автора-составителя.

Данное пособие предназначено для учащихся 1-2 классов детских

музыкальных школ и школ искусств. Оно представляет собой учебник с

системой

прописей

и

творческих

заданий,

позволяющих

быстро

и

интересно освоить основные музыкальные термины, нотную грамоту, а

также значительно расширить музыкальный кругозор учащегося. Кроме

этого, в учебное пособие включены упражнения на развитие метроритма,

построение интервалов и трезвучий. Пособие разделено на шесть тем и

охватывает

весь

основной

материал,

необходимый

для

музыкальных

занятий. Темы расположены в следующем порядке:

Нотоносец, ключи, расположение нот на нотоносце и клавиатуре.

Знаки альтерации.

Интервалы и трезвучия. Гаммы, ступени.

Длительности, паузы, размер и ритм.

Штрихи, динамика, характер и музыкальное настроение.

Музыкальные инструменты, оркестры и ансамбли.

Музыкальная форма.

Последние

три

темы

построены

на

синтезе

слушания

музыки,

рисования и творческого мышления. Кроме того, при работе с заданиями

этих тем педагог может предлагать другие произведения, тем самым,

заменяя

используемые произведения автором-состовителем. В

конце

пособия

приведены

задания

на

закрепление

двух

и

более

тем

одновременно.

В основе данного пособия лежит учебное пособие «Использование

дидактических пособий в процессе начального обучения игре на баяне в

ДШИ и ДМШ.» Т.Ю. Кузнецовой. Кроме того, в пособие включены

упражнения и задания из самоучителей Р. Бажилина, Г. Стативкина,

музыкальной прописи Е. Плешаковой, а также из учебников «Музыка. 1-3

класс» Г. Ригиной.

Все

правила,

упражнения

и

задания

в

пособии

помечены

специальными

значками,

указывающими

вид

деятельности,

что

значительно облегчает работу с пособием:

Запомни

Прочитай

Послушай

Напиши или

нарисуй

Сыграй на

инструменте

Думай,

импровизируй

Прохлопай и

посчитай

Т. Кузнецова

3

Тема I. Нотоносец, ключи, расположение нот на нотоносце и

клавиатуре. Знаки альтерации. Интервалы и трезвучия.

Нота

графическое изображение звука, показывающее

его

высоту и длительность.

Нотоносец – 5 линеек, на которых пишутся ноты.

1. Напиши на нотоносце ноты, как показано выше:

2. Напиши ноты, расположенные между линейками:

3. Напиши ноты, расположенные на линейках:

— Скрипичный ключ или ключ Соль. Он показывает, что на

второй линейке пишется нота Соль:

В скрипичном ключе пишутся звуки среднего и высокого регистра:

4

4. Учись писать скрипичный ключ и ноты:

5. Напиши ноты в первой октаве в порядке, указанном

цифрами, а потом во второй октаве. Сыграй их на своём

инструменте:

5

6. Разгадай ребусы:

+ к

__________

+

__________

+

_________________

О Х

________

Т

+

+

,,, ___________

У Д

________

+

+

,,, __________

+

___________

+

_________________

+

___________

7. Прочитай стихотворение, заменяя ноты первой октавы

слогами, и раскрась рисунок:

Прибаутка

Возле

ма есть

ка —

чего уж глубока.

Ря

м с

мом есть дубок, по

ке плывёт челнок.

Сели птицы на дубок, а

шутка в челночок.

Стали птицы песни петь, а медведь давай

веть!

6

8.

Прочитай

стихотворение,

заменяя

ноты

второй

октавы

слогами:

Две лягушки

Две

гушки по

рожке скачут, вытянувши ножки.

мо леса,

ки они бегут на пе

гонки.

На болоте жизни нет — цап

съест их на обед.

«Вот спа

бо!» — потом скажет, другим цап

м всё расскажет!

— Басовый ключ или ключ Фа. Он показывает, что на

четвёртой линейке пишется нота Фа:

В басовом ключе пишутся звуки среднего и низкого регистра:

9. Напиши ноты в большой октаве в порядке, указанном

цифрами, а потом в малой октаве. Сыграй их на своём

инструменте:

7

10. Разгадай ребусы:

_________

+

________

+

+

+

Р

______________________

+

+

«,Х»

___________________________

11.

Прочитай

стихотворение,

заменяя

ноты

малой

октавы слогами, и раскрась рисунок:

Небылица

Раз из

ма, вечерком, поздно на рассвете,

Мышка ехала верхом в расписной ка

те.

А за нею, во всю прыть,

Тихи

шага

Дед старался пе

плыть

ску с пирога

.

8

12. Прочитай стихотворение, заменяя ноты в басовом ключе

слогами:

Мишка

На по

ну у берёз

гом ветер снег принёс.

Забросал он им берлогу и замёл вокруг

рогу.

«Ты куда собрался,

шка? Злая стужа на дво

.

Под луной блестят ледышки, лес в морозном се

б

!

Поско

е спать ложись — зимой

лы наберись.

Чтоб весной ты мог опять на по

нке погу

ть!»

Знаки альтерации – знаки, изменяющие высоту звука. Бывают

ключевыми и встречными. Ключевые ставятся сразу после

ключа –

или

и действуют на протяжении всего

произведения, а встречные – непосредственно перед нотой –

и действуют только в пределах

того такта, в котором стоят.

Знаки альтерации бывают трёх видов:

Бемоль ( ) – понижает звук на полтона,

Диез (

#

) – повышает звук на полтона,

Бекар (

§

) – отменяет действие бемоля или диеза.

13. Учись писать диезы:

14. Напиши диезы на линейках и между линейками:

9

15. Учись писать бемоли:

16. Напиши бемоли на линейках и между линейками:

17. Учись писать бекары:

18. Напиши бекары на линейках и между линейками:

Ключевые знаки располагаются в определённом порядке:

Диезы – Фа – До – Соль – Ре – Ля – Ми – Си –

Бемоли – Си – Ми – Ля – Ре – Соль – До – Фа –

19. Напиши диезы по порядку:

20. Напиши бемоли по порядку:

21. Напиши пропущенные диезы и бемоли:

10

II. Интервалы и трезвучия. Гаммы, ступени.

Интервал

расстояние

между

двумя

звуками.

Интервалы

бывают мелодическими, когда звуки звучат последовательно и

гармоническими, когда звуки звучат одновременно:

В зависимости от охватываемых ступеней, интервалы называются:

1 – Прима – 1 ступень,

2 – Секунда – 2 ступени,

3 – Терция – 3 ступени,

4 – Кварта – 4 ступени,

5 – Квинта – 5 ступеней,

6 – Секста – 6 ступеней,

7 – Септима – 7 ступеней,

8 – Октава – 8 ступеней.

22. Построй от заданных звуков интервалы:

23. Построй от заданных звуков интервалы:

24. Найди ошибки в определении интервалов и исправь их:

Трезвучие

созвучие

из

трёх

звуков.

Трезвучие

бывает

мажорным, минорным, уменьшенным и увеличенным.

25. Построй от заданных звуков трезвучия, сыграй их на

инструменте.

Определи

на

слух

мажорные

(Б)

или

минорные (М) трезвучия и подпиши их:

11

26.Сыграй на инструменте трезвучия, определи на слух ошибки в

определении трезвучий и исправь их:

27. Построй от заданных звуков трезвучия вверх (

) или вниз (

):

Гамма

поступенная,

восходящая

или

нисходящая

последовательность звуков какого-либо лада в пределах одной

или нескольких октав. Звуки в гамме называются ступенями:

Ступени бывают устойчивыми, неустойчивыми и вводными:

На

первой

ступени

строится

Тоническое

трезвучие,

которое

состоит

только

из

устойчивых

ступеней.

Мажорное

тоническое

трезвучие

обозначается заглавной латинской буквой Т, а минорное – прописной (t).

Цифры после буквы обозначают, что первый и второй звуки трезвучия

образуют интервал терцию (3), а первый и третий – квинту (5).

28. Определи и запиши ноты по указанным ступеням:

29. Определи по нотам ступени:

12

30. Определи по ступеням ноты и запиши их:

31. Напиши указанные ступени в разных тональностях:

До мажор

Ля минор

I V III VI II VII IV I V III VI II VII IV

Соль мажор

Ми минор

I V III VI II VII IV I V III VI II VII IV

Фа мажор

Ре минор

I V III VI II VII IV I V III VI II VII IV

32. Напиши устойчивые ступени в следующих тональностях:

Ля минор Соль мажор Фа мажор Ре мажор Си

b

мажор Ми минор

33. Напиши неустойчивые ступени в следующих тональностях:

До мажор Соль мажор Ре минор Си минор Соль минор Ми минор

34. Напиши вводные ступени в следующих тональностях:

Ля минор Ми минор Ре минор Си минор Фа мажор Ре мажор

35. Вставь в мелодию пропущенные ноты-ступени в указанном

над нотоносцем ритме:

13

III. Длительности, паузы, размер и ритм.

Длительность — продолжительность звучания звука в музыке.

Пауза — знак временного молчания в музыке.

Длительности и паузы бывают:

Целая: нота –

w

,

счёт – 1и 2и 3и 4и, пауза –

Половинная:

нота –

,

счёт – 1и 2и, пауза –

Четвертная:

нота –

,

счёт – 1и, пауза –

Восьмая: нота –

или

,

счёт – 1, пауза –

Шестнадцатая: нота –

или

, на 1 звучат две ноты, пауза –

36.

Учись

писать

длительности.

Следи,

чтобы

штили

у

нот

стояли вертикально:

37. Учись писать четвертные паузы:

38. Соедини стрелками равные длительности нот и пауз:

14

39. Учись писать восьмые ноты и паузы:

40. Поставь знаки <, > или = :

,

,

,

41. Решите следующие примеры:

42. Реши пример с паузами:

Существуют знаки, увеличивающие длительности нот и пауз:

1. При объединении одинаковых по высоте нот лигой

, звуки

связываются и вместо двух, звучит один. Лига используется для того,

чтобы продлить длительность, которая стоит в следующем такте или в

этом же, но на меньшую по продолжительности:

15

2. Точка около ноты или паузы увеличивает длительность на её половину:

Написано: Исполняется:

3.

Если

около

ноты

или

паузы

2

точки,

то

первая

увеличивает

длительность

на

её

половину,

вторая

увеличивает

ещё

на

половину

длительности первой точки:

Написано: Исполняется:

43. Реши следующие примеры:

Зачеркните неверные знаки <, > или

= :

Допишите недостающие

длительности:

16

Поставь знаки <, > или = :

Напишите ответ, определив одну

длительность каждого примера:

44. Напиши правильный ответ, определив одну длительность:

Такт

музыкальный

отрезок

времени.

Как

слова

состоят

из

слогов, так такт состоит из определённого количества долей. Доли

бывают сильными, относительно сильными и слабыми. Сильная доля – это

доля, которая находится под ударением и помечается акцентом (>).

Акцент – ударение в музыке.

Размер

количество

долей

определённой

длительности,

которые образуют такт. Записывается размер числовой дробью,

где верхняя цифра обозначает количество долей, а нижняя – их

длительности. Размеры бывают двухдольными и трёхдольными, а также

простыми и сложными.

Ритм — чередование и соотношение различных музыкальных

длительностей и акцентов.

45. Подпиши слова, которые соответствуют двухдольному и

трёхдольному размерам:

46. Проставь под ритмом доли. Простучи одновременно

доли левой рукой, а ритм – правой:

17

47. Поставь акценты и такты:

48.

Прохлопай

ритм,

а

потом

сыграй

его

на

инструменте от любой ноты:

49. Определи недостающие или лишние длительности. Исправь

ошибки:

18

50. Определи размер и подпиши его. Прохлопай ритм:

51.

Расставь

тактовые

чёрточки,

исходя

их

выставленного

размера:

52.

Прохлопай

ритм

данного

четверостишия

и

запиши

ритм

выделенных строчек. Определи размер, проставь такты и акценты:

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

53. Впиши недостающий ритм:

19

Затакт — начало игры со слабой доли.

При работе над ритмом используй ритмослоги:

w

– таааа,

.

– тааа,

– таа,

– та,

– тити, – тири-тири

– тайри, – титай.

54.

Запиши

ритм

колыбельной,

поставь

акценты

и

такты,

определи размер. Проговори ритм с помощью ритмослогов:

У ко – та вор – ко – та ко – лы – бель – ка хо – ро – ша.

55. Определи размер, проставь такты, доли. Проговори

ритм и одновременно простучи доли:

56. Подчеркни сильные доли и расставь тактовые черты:

57. Допиши недостающий ритм:

20

Синкопа

ритмическая

фигура,

в

которой

сильная

доля

перенесена на слабую:

58. Прохлопай ритм, произнося вслух ритмослоги:

59. Придумай вопрос и ответ, используя синкопу:

60. Простучи ритм двумя руками:

1.

2.

3.

21

IV. Штрихи, динамика, характер и музыкальное настроение.

Штрих — способ извлечения звука, зависящий от характера

воспроизведения звука и степени продолжительности звука в

пределах определённой длительности.

Мягким клубочком свернулись котята, напев неизменный мурлыча —

легато:

И там, где ноты связанные дужкой, играй их слитно — друг за дружкой.

Лягушка шлёпает куда-то штрихом раздельным — нон легато:

Над нотой чёрточка стоит, играть раздельно всем велит,

Но какая длительность стоит, столько пусть наш звук звучит.

Иглами богато острое стаккато:

Когда над нотой видишь точку, играй отрывисто — вприскочку.

Здесь длительность короче станет, и звук снимать быстрей заставим.

61. Сыграй на инструменте данные мелодии разными

штрихами – легато, нон легато, стаккато. Подумай, какие

штрихи больше для них подходят, и расставь их на своё усмотрение:

22

Динамика

сила

звучания.

Имеет

свои

нюансы,

которые

называются — динамические оттенки:

f

форте — громко,

mf

— меццо форте — не очень громко,

mp

— меццо пиано — не очень тихо,

p

— пиано — тихо,

ff

— фортиссимо — очень громко,

pp

пианиссимо — очень тихо,

sf

— субито форте, сфорцандо — внезапно громко,

sp

— субито пиано — внезапно тихо,

крещендо — усиливая звучание, постепенно громче,

диминуэндо — затихая, постепенно тише.

62. Прочитай сказку. В первый раз читай как написано

– «громко – тихо», а потом замени все динамические

оттенки музыкальными терминами – «форте – пиано».

Своё чтение сопрровождай следующими движениями:

Форте (громко) – топаем ногами,

Меццо форте (чуть потише) – топаем тише,

Пиано (тихо) – хлопаем в ладоши,

Меццо пиано (чуть погромче) – хлопаем громче,

Сфорцандо (внезапно громко) – хлопаем и топаем

одновременно.

Сказка про кота

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил, ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел — вот вам и всё, что он делать

умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой: будто затеял с мышами он бой.

ГРОМКО крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились: «Ох, пожалей, пощади, сделай

милость!»

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!», и врассыпную они

понеслись.

А на самом деле, когда кот Василий спал, происходило вот что…

Мыши ТИХО вышли из норки, ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

Потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом, они ему хвост завязали

бантом.

Василий проснулся, ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул.

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера ГРОМКО над ним потешались.

23

63. Учись писать динамические оттенки:

Для того чтобы наиболее точно передать характер музыкального

произведения, музыкальное

настроение, нужно,

прежде

всего,

самому

научиться

раскрывать

свои

эмоции.

В

таблице

приведены

примеры того, как одно настроение можно описать несколькими словами.

Прочитай внимательно словесные характеристики и постарайся почаще

использовать

их

в

рассказе

о

характере,

музыкальном

образе

и

музыкальном настроении произведения.

Таблица настроений

Радостно:

Весело, празднично, звонко, блестяще, бодро, игриво, бойко,

легко, живо, ловко, полётно, задорно, юрко, ярко.

Торжественно:

Величественно, победно, величаво, ликующе, восторженно,

пышно, помпезно, шумно, бравурно, грандиозно, роскошно,

оптимистично, эффектно.

Энергично:

Мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твёрдо,

упруго, гордо, уверенно, с достоинством, отважно,

маршеобразно.

Властно:

Сурово, твёрдо, чеканно, могущественно, начальственно,

царственно, деспотично.

Сосредоточенно:

Сдержанно, степенно, строго, размеренно, солидно, серьёзно,

чинно.

Масштабно:

Широко, размашисто, объёмно, ёмко, пространно, весомо,

огромно, космично, бесконечно, беспредельно, набатно.

Тяжело:

Грузно, громоздко, массивно, мощно, монументально,

неуклюже, тягуче, угловато, напряжённо, насыщенно,

неловко.

Поэтично:

Возвышенно, мечтательно, сердечно, одухотворённо,

задушевно, интимно, трепетно, напевно, окрылено,

пленительно, чарующе, лирично, заворожено.

Нежно:

Ласково, любовно, мягко, благородно, трогательно,

приветливо, любезно, приятно, чисто, доверчиво, мило.

24

Спокойно:

Мирно, безмятежно, добродушно, просто, наивно,

непринуждённо, неприхотливо, светло, прозрачно,

созерцательно, беззаботно, покорно.

Сонливо:

Дремотно, вяло, лениво, расслабленно, безвольно,

безжизненно.

Сумрачно:

Хмуро, угрюмо, мрачно, тоскливо, пасмурно.

Робко:

Застенчиво, смущённо, стыдливо, кротко, осторожно, по-

детски.

Таинственно:

Странно, причудливо, загадочно, колдовски, магически,

вкрадчиво, призрачно.

Элегично:

Задумчиво, меланхолично, уныло, грустно, печально,

жалобно, тоскливо, горестно.

Грозно:

Драматично, трагично, зловеще, фатально, властно.

Страстно:

Порывисто, горячо, пылко, бурно, кипуче, пламенно,

упоённо, стремительно, мятежно, азартно, патетично.

Взволнованно:

Смятенно, тревожно, щемяще, лихорадочно, с отчаянием,

надломано.

Раздражённо:

Рассерженно, резко, грубо, гневно, яростно, бешено, жестоко,

сердито, дико, страшно, ужасно, беспощадно, люто,

остервенело.

С бравадой:

Бесшабашно, спесиво, заносчиво, чопорно, напыщенно,

напропалую.

Элегантно:

Тонко, изящно, галантно, утончённо, манерно, жеманно,

искусно, хрупко, вычурно, изнеженно.

Шутливо:

Шутовски, язвительно, забавно, едко, издевательски, ехидно,

шаловливо, юмористически, легкомысленно, лукаво,

ёрничая.

64. Прочитай французскую народную песню. Как

ты будешь читать каждый куплет? Впиши в рамку

под

каждым

куплетом

одно

из

определений:

беспечно, озорно, грозно, лукаво, степенно, грустно. Во вторую рамку

подбери подходящие для них слова из таблицы настроений:

Пастушка

Жила-была пастушка, тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Жила-была пастушка, стада свои пасла, ля-ля.

Варила сыр овечий, тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Варила сыр овечий, для целого села, ля-ля.

25

Пришла к пастушке кошка,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Пришла к пастушке кошка,

Вертелась у стола, ля-ля.

«Уйди», – кричит пастушка,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

«Уйди», – кричит пастушка, –

«А ну-ка, где метла?» – ля-ля.

Метла нашлась не скоро,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Метла нашлась не скоро,

А кошка не ждала, ля-ля.

Она всю миску с сыром,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Она всю миску с сыром,

Стащила со стола, ля-ля.

65.

Прослушай

произведение

и

подбери

слова

из

таблицы, наиболее точно раскрывающие музыкальный

образ произведения:

Лебедь

Музыка К.Сен-санса.

26

66.

Прослушай

произведение

и

охарактеризуй

музыкальный образ произведения:

Весна и осень

Музыка Г.Свиридова

67.

Прослушай

произведение

и

раскрой

словами

музыкальный образ произведения. Какой динамический

оттенок используется на протяжении всей пьесы:

В пещере горного короля

Музыка Э.Грига

Динамический оттенок:

_____________________

27

V. Музыкальные инструменты, оркестры и ансамбли.

Оркестр – это большой коллектив музыкантов, исполняющих

музыкальное произведение на разных инструментах. От того, на

каких

инструментах

исполняют

музыканты,

зависит

вид

оркестра

и

ансамбля.

Оркестры

бывают:

симфоническим,

камерным,

народных инструментов, и духовым. Руководит оркестром дирижёр.

Ансамбль – это небольшой коллектив музыкантов (от 2 до 12

человек).

Ансамбли

бывают:

камерными,

народных

инструментов

(фольклорными), джаз-банд и биг-бэнд.

Познакомься с инструментами симфонического оркестра и их

расположением в оркестре:

В камерном оркестре исполняют, как правило, на струнных инструментах:

Камерные оркестры могут состоять из народных инструментов, а также

из инструментов симфонического оркестра и фортепиано.

68.

Прослушай

симфоническую

сказку

С.Прокофьева

«Петя и волк» и постарайся запомнить, как звучат

инструменты симфонического оркестра:

28

29

.

30

69. Прочитай внимательно стихотворение и найди ошибки,

которые допустил автор:

70.

Послушай

произведение

А.

Вивальди

«Зима»

и

определи, какой оркестр его исполняет и какие

инструменты в него входят:

71. Прослушай произведение и определи, какой

инструмент солирует:

Слоны

Музыка К. Сен-санса

___________________

___________________

31

В

духовой

оркестр

входят

деревянные

и

медные

духовые

инструменты, а также ударные. Духовой оркестр ещё называют

военным

или

походным.

Посмотри

рисунок

и

узнай,

какие

же

инструменты входят в духовой оркестр:

72. Прослушай произведение в исполнении духового оркестра, и

постарайся запомнить его звучание:

Марш «Прощание славянки»

Музыка В. Агапкина

73. Прослушай произведение в исполнении духового оркестра, и

постарайся запомнить его звучание:

Старинный русский вальс «Берёзка»

Музыка В. Дрейзина

32

Оркестр русских народных инструментов состоит из семейства

домр, семейства балалаек, баянов и ударных инструментов. В

него

также

могут

входить

деревянные

духовые

инструменты

симфонического

оркестра

(флейта,

гобой,

кларнет)

или

русские

деревянные духовые инструменты (свирели, жалейки, рожки, кугиклы и

т.д.).

Во

многих

оркестрах

присутствует

такой

инструмент

как

клавишные гусли.

Домра малая Баян Балалайка прима

74. Прослушай произведение в исполнении оркестра русских

народных инструментов и постарайся запомнить его звучание:

«Барыня»

Русский народный танец

75.

Прослушай

произведение

в

исполнении

русских

народных инструментов и раскрась инструменты,

которые солируют (играют основную мелодию):

Кадриль

Русский народный танец

76. Раскрась тот инструмент, на котором ты играешь:

33

В зависимости от количества исполнителей ансамбли бывают:

дуэт (2 исполнителя), трио (3), квартет (4), квинтет (5), секстет

(6), септет (7) и октет (8). Например: дуэт баянистов, трио гитаристов,

струнный квартет и т.д. Но есть и такие, как – джаз-банд и биг-бэнд.

Джаз-банд,

как

правило,

исполняет

джазовую

музыку,

а

биг-бэнд

популярную, эстрадную.

Посмотри на рисунки, и ты узнаешь, какие инструменты входят

в эти ансамбли:

34

77. Прослушай следующие музыкальные произведения,

и определи, какой инструмент в них солирует. Раскрась

его тем цветом, каким написано произведение:

1. И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты.

2. Р.н. песня «Возле речки, возле моста» (основная тема).

3. М. Равель «Болеро» (вступление).

4. П. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета

«Лебединое озеро».

5. Р.н. наигрыш «Волжские переборы» (вступление и 1

часть).

6. В. Моцарт «Турецкий марш».

7. Н. Паганини «Каприс № 24».

78. Разгадай кроссворд:

35

VI. Музыкальная форма.

Любое музыкальное произведение имеет свою форму, которая

зависит

от

количества

частей

и

их

расположения.

Формы

музыкального произведения бывают простыми и сложными. Простые

формы – одночастная, двухчастная и трёхчастная.

Одночастная форма состоит из одной части или куплета, может иметь

вступление, окончание. Графически эти формы можно изобразить так:

куплетная одночастная форма –

одночастная форма со вступлением и окончанием –

Двухчастная форма также может быть куплетной (куплет и припев) или

состоять из двух частей, а также может иметь вступление и окончание:

куплетная двухчастная форма –

двухчастная форма со вступлением и окончанием –

Трёхчастная

форма

состоит

из

трёх

частей,

при

этом

третья,

как

правило, является повторением (репризой) первой, также может иметь

вступление и окончание. Иногда в репризе первая часть может быть с

изменениями:

или

79. Прослушай музыкальное произведение, определи его

музыкальную форму и нарисуй схему:

Песенка друзей

Из м/ф «Бременские музыканты»

Музыка Ген. Гладкова

Форма:

_____________________

Схема:

_____________________

36

80. Прослушай музыкальное произведение, определи

его музыкальную форму и нарисуй схему:

«Чунга-чанга»

Музыка В. Шаинского

Форма:

___________________________

Схема:

___________________________

81.

Прослушай

это

произведение.

Одинаковым

или

разным цветом ты раскрасишь первую и вторую части?

37

82.

Прослушай

это

музыкальное

произведение.

Определи его форму и зарисуй её схематично. Подумай,

каким цветом ты раскрасишь одинаковые части?

Форма:

_________________________

Схема:

_________________________

Мы

познакомились

с

некоторыми

простыми

музыкальными

формами.

Но

как

говорилось

раньше,

формы

бывают

и

сложными. Вот некоторые из них:

Сложная двухчастная – это двухчастная форма, в которой одна или обе

части имеют ещё несколько частей. Например:

1 часть 2 часть

1 часть 2 часть

1 часть 2 часть

38

Сложная трёхчастная – это трёхчастная форма, в которой одна или обе

части имеют ещё несколько частей. Например:

1 часть 3 часть

1 часть 3 часть

Вариационная

– форма, в

которой 1 часть (тема)

повторяется много раз,

но с изменениями (вариациями). Например:

Рондо

– форма, в которой 1 часть (рефрен) повторяется после каждой

новой части (эпизода). Рондо переводится как «круг», т.е. темы в этой

форме идут как бы по кругу. Например:

Сюита

форма,

состоящая

из

нескольких

произведений

одного

композитора, подобранных по определённой тематике. Например:

83. Прослушай произведение и определи, сколько в нём

вариаций (матрёшек)? Зарисуй схематично:

Валенки

Русская народная песня

_______________________________

________________________

_______________________

_______________________

39

84. Придумай ритм в форме «Рондо» и прохлопай его.

85. Познакомься с сюитой М. Мусоргского «Картинки с

выставки».

Сколько

произведений

входит

в

сюиту?

Определи характер следующих произведений с помощью таблицы

настроений и запиши:

1. Сюита состоит из ____ произведений

2.

Старый

замок

Балет невылупившихся

птенцов

Избушка на

курьих ножках

_______________

________________

_________________

_______________

________________

_________________

_______________

________________

_________________

_______________

________________

_________________

_______________

________________

_________________

40

VII. Дополнительные задания.

86. Ответь на вопросы и выполни следующие задания:

1. Сколько нот РЕ в этой задачке?

________________

2. В каком ключе больше нот МИ?

________________

3. Зачеркните неверные названия нот.

4. Подчеркните ноты второй октавы.

5. Обведите кружком паузы.

87. Реши примеры с паузами:

88.

Прослушай

это

музыкальное

произведение

и

раскрась

тот

инструмент,

который

играет

соло.

Пользуясь таблицей настроений, раскрой характер данного произведения:

Страдания с переборами

Русский народный наигрыш

Характер:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

41

89. Прочитай это стихотворение, заменяя ноты слогами.

Прохлопай две последних строчки, определи размер и

запиши их ритмически:

Марш лягушек

Эй, живые

гушатки,

Славные мои

бятки!

лы набирайтесь —

На войну сбирайтесь!

гом слух прошёл ужасный,

Д

гушек всех опасный:

Цап

с длинным носом

Ходит под откосом.

Ква, ква, ква, тра-ра-ра, на войну идти пора!

Ква, ква, ква, тра-ра-ра, На войну идти пора!

Нужно нам ско

й собраться,

За оружье дружно взяться,

Двум ходить

зором,

Двум сесть под забором;

Остальным же всем

гушкам,

Смелым молодым квакушкам

Строиться ряда

И идти полка

...

Ква, ква, ква тра-ра-ра, Дружно квакнем мы "ура!"

Ква, ква, ква, тра-ра-ра, Квакнем мы "ура!"

42

90. Какие инструменты исполняют соло в следующих

произведениях.

I.

Раскрась

их

соответствующими

произведениям цветами.II.Определи и зарисуй схематично музыкальную

форму 1 и 3 произведений:

I.

1. В. Гридин. «Озорные наигрыши»

2. Р. Дьенс. «Небесное танго»

3. Ш. Гуно. «Аве Мария»

4. В. Андреев. Вальс «Грёзы»

II.

Музыкальная форма:

1. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

91.

Прохлопай

ритм

двумя

руками,

проговаривая

ритмослоги

сначала

верхней

партии,

затем

нижней.

Сочини мелодию на любой из заданных ритмов:

43

92.

Подбери

соответствующий

рисунок

приведённым

ниже

словам

из

таблицы

настроений.

Какие

исполняемые

тобой

произведения

подходят

им

по

характеру?

Запиши

эти

произведения напротив каждого значка. Например:

Грустно, тоскливо, пасмурно, печально

П. Чайковский

«Болезнь куклы»



Добродушно, ласково, спокойно, мягко,

нежно, напевно, лирично, приветливо

Тревожно, властно, страшно, ужасно,

грубо, резко, зловеще, сердито, гневно

Мужественно, решительно, отважно,

торжественно, величественно, пышно

Странно, причудливо, таинственно,

призрачно, лирично, мечтательно

Задумчиво, уныло, жалобно, тоскливо,

горестно, печально, меланхолично

Весело, звонко, легко, задорно, ярко,

бойко, бодро, задорно, празднично

Напряжённо, лихорадочно, угрюмо,

хмуро, неуклюже, мощно, тягуче

Шутовски, язвительно, ехидно, лукаво,

легкомысленно, жеманно, изнеженно

93. Прослушай эти произведения и определи на слух, какой

оркестр (ансамбль) их исполняет. Запиши напротив каждого

произведения свой ответ. Какой значок настроений подходит каждому

произведению? Нарисуй:

1. В. Лебедев. Французская тема из к/ф «Гардемарины, вперёд»

______________________________________

2. Р.н.п. «Ах, вы, сени»

______________________________________

3. И.С.Бах. «Ария» из оркестровой сюиты №3

______________________________________

44

94.

Вставь

в

мелодии

пропущенные

ноты-ступени

в

указанном ритме. Сыграй их на инструменте и подбери

в левой руке аккомпанемент:

95. Определи форму данного произведения, зарисуй её

схематично. Подбери на инструменте мелодию и запиши

её на нотоносце. Не забудь про размер и точный ритм!

Песня кота Леопольда

Музыка Б. Савельева

Схема: _____________________________________

45

96.

Прохлопай

ритм

двумя

руками,

проговаривая

ритмослоги

сначала

верхней

партии,

затем

нижней.

Сыграй эти ритмы от любых звуков на инструменте:

97. Какие инструменты исполняют соло в следующих

произведениях.

Раскрась

их

соответствующими

произведениям

цветами.

Раскрой

их

характер

с

помощью

значков

настроений (см. упр. 88):

1. П. Чайковский. «Танец феи Драже» из балета

«Щелкунчик»

2. Французский народный танец «Маленькая бурре»

3. Дж. Гершвин. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бес»

(вступление)

4. П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

(вступление)

5. И.С. Бах. «Хоральная прелюдия Фа минор»

46

Содержание

1.

Нотоносец, ключи, расположение нот на нотоносце и клавиатуре.

Знаки альтерации……………………………………………………..

3

2.

Интервалы и трезвучия. Гаммы, ступени…………………………...

10

3.

Длительности, паузы, размер и ритм………………………………..

13

4.

Штрихи, динамика, характер и музыкальное настроение ………...

21

5.

Музыкальные инструменты, оркестры и ансамбли ……………….

27

6.

Музыкальная форма………………………………………………….

35

7.

Дополнительные задания…………………………………………….

40

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97



В раздел образования