Напоминание

Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста


Автор: Бутина Виктория Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: ОГА ПОУ Боровичский педагогический колледж
Населённый пункт: город Боровичи
Наименование материала: статья
Тема: Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние занимательного математического материала на развитие

познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Познавательная активность является социально значимым качеством

личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в

центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая

действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит

эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.

Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип

«активности и самостоятельности детей в обучении». В статьях, словарях,

энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие

«деятельность», деятельность – через активность. Личность формируется и

развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности

к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт

основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы

столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным

признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а

также по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на

смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой

интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании

фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по

собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети

учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,

догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа

активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него

качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере

он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества

личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,

сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные умения.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из

средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на

занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть

занятия по формированию элементарных математических представлений так

используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной

активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении

представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,

задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,

действий над числами, при формировании представлений о времени.

Занимательные математические игры мы используем и для организации

самостоятельной деятельности детей.

Перечень занимательного математического материала для старшей группы:

– дидактические игры;

– шашки, шахматы;

– разнообразное лото;

– блоки Дьенеша;

– палочки Кюизенера;

– игры на классификацию;

– мозаики;

– строительные наборы;

– игры на составление узоров;

– лабиринты;

– схемы;

– игры для ориентировки на листе бумаги;

– игры В. Воскобовича;

– настольно-печатные игры;

– занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме,

стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте спо-

собствует формированию и совершенствованию общих умственных

способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости

мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных

представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения

догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной

задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера.

Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи,

высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта,

переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту

использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода

решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением

неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства

верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством

воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к

логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное

напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического

содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной

практике дошкольного воспитания виды занимательного математического

материала. В процессе обучения дошкольников математике игра

непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования

новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной

работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в

свободное от занятий время.

Методически правильно подобранный и к месту использованный

занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы)

способствует развитию логического мышления, наблюдательности,

находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям,

формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

При использовании занимательного математического материала дети с

большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и

услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического

содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной

практике дошкольного воспитания виды занимательного математического

материала. В процессе обучения дошкольников математике игра

непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования

новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной

работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в

свободное от занятий время.



В раздел образования