Автор: Бутина Виктория Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: ОГА ПОУ Боровичский педагогический колледж
Населённый пункт: город Боровичи
Наименование материала: статья
Тема: Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние занимательного математического материала на развитие
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Познавательная активность является социально значимым качеством
личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в
центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая
действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит
эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.
Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип
«активности и самостоятельности детей в обучении». В статьях, словарях,
энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие
«деятельность», деятельность – через активность. Личность формируется и
развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности
к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт
основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы
столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным
признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а
также по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на
смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой
интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании
фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по
собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети
учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,
догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа
активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него
качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере
он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества
личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,
сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на
занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть
занятия по формированию элементарных математических представлений так
используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной
активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении
представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,
задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,
действий над числами, при формировании представлений о времени.
Занимательные математические игры мы используем и для организации
самостоятельной деятельности детей.
Перечень занимательного математического материала для старшей группы:
– дидактические игры;
– шашки, шахматы;
– разнообразное лото;
– блоки Дьенеша;
– палочки Кюизенера;
– игры на классификацию;
– мозаики;
– строительные наборы;
– игры на составление узоров;
– лабиринты;
– схемы;
– игры для ориентировки на листе бумаги;
– игры В. Воскобовича;
– настольно-печатные игры;
– занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме,
стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте спо-
собствует формированию и совершенствованию общих умственных
способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости
мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных
представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения
догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной
задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера.
Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи,
высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта,
переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту
использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода
решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением
неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства
верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического
содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной
практике дошкольного воспитания виды занимательного математического
материала. В процессе обучения дошкольников математике игра
непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования
новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной
работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в
свободное от занятий время.
Методически правильно подобранный и к месту использованный
занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы)
способствует развитию логического мышления, наблюдательности,
находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям,
формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
При использовании занимательного математического материала дети с
большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и
услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.
Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического
содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной
практике дошкольного воспитания виды занимательного математического
материала. В процессе обучения дошкольников математике игра
непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования
новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной
работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в
свободное от занятий время.