Напоминание

СБОРНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Зубенина Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО
Населённый пункт: с. Чернышово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СБОРНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камышлов 2021

Сборник строительных игр как средство развития воображения

старших дошкольников / сост. Ю.С. Зубенина. Камышлов : ГАПОУ

СО «Камышловский педагогический колледж», 2021

Сборник включает строительные игры, направленные на

развитие воображения у старших дошкольников. Строительные игры,

вошедшие в сборник представляют собой задания открытого типа, не

имеющие однозначного решения, что способствует «включению»

воображения, нахождению нестандартных идей и решений. Именно

такие цели ставит общество перед новым поколением, что прописано

в целевых ориентирах ФГОС ДО.

Сборник

адресован

педагогами,

родителями,

студентами

колледжа при прохождении практики при развитии воображения

старших дошкольников.

© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020

2

Содержание

Пояснительная записка

4

Раздел 1. Строительные игры с конструированием по

модели

7

«Составь из палочек»

7

«Сложи, что достанешь»

7

«Построй-ка»

7

«Построй-ка 1»

8

«Построим забор»

8

Раздел 2. Строительные игры с конструированием по

условиям

9

«Назови и построй»

9

«Создай схему»

9

«Разрежь и сложи»

10

«Строим мост»

10

Раздел 3. Строительные игры с конструированием по

заданной теме

11

«Моделирование»

11

«Замок Снежной Королевы»

11

«Украшаем замок Снежной королевы»

12

Раздел 4. Строительные игры с конструированием по

замыслу

13

«Построй, не открывая глаз»

13

«Составь узор»

13

«Архитектор»

13

«В мире фантастики»

14

«Счастливый остров»

14

Список литературы

15

3

Пояснительная записка

Актуальность сборника определяется тем, что ФГОС ДО в

качестве

основной

задачи

дошкольного

детства

определяет

«сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его

индивидуальных

способностей

и

творческого

потенциала».

Достижение

данной

цели

возможно

посредством

развития

воображения.

Цель сборника: развитие воображения старших дошкольников,

посредством строительных игр.

Задачи:

актуализировать знание строительных материалов;

развивать воображение при выполнении построек;

активизировать мыслительные процессы дошкольника;

формировать интерес дошкольников к творческому

решению предложенных заданий;

формировать

у

дошкольников

изобретательность,

самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и

оригинального.

Строительно-конструктивные

игры

разновидность

творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об

окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные

вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и

схематизированном виде.

К подготовительной к школе группе дети в значительной

степени осваивают конструирование из строительного материала. Они

свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений,

так и построек; не только анализируют основные конструктивные

особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе

сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные

постройки становятся симметричными и пропорциональными, их

строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Воображение приобретает все более активный и творческий

характер у детей в возрасте 6-7 лет. То есть, у детей старшего

4

дошкольного

возраста

развивается

способность

к

творческой

деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те

есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его

постройки, игры или сочинения с использованием постройки.

О.М.

Дьяченко

выделяет

творческое

воображение,

как

наиболее значимое в развитии ребенка, так как именно оно позволяет

открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Теоретическим обоснованием для отбора игр в Сборник

послужили выводы зарубежных и русских ученых, исследовавших

развитие творческого воображения детей старшего дошкольного

возраста:

для

развития

творческого

воображения

необходимо

использовать игры с открытым типом задания [Ошибка: источник

перекрёстной ссылки не найден]. Задания для развития воображения

должны быть интегрального типа: на стыке искусства, науки и

социальных исследований.

Дж.

Гилфорд

предлагал

такие

задания

для

развития

творческого воображения, как конструирование предмета из данных

материалов; составление из заданных элементов большого количества

предметов; усовершенствование заданного предмета и т.д.

А.И. Кириллова считает необходимым использовать для

развития творческого

воображения

в конструировании образов

«включения»: нужно употребить детали первоначальной фигуры для

построения заданной или одну и ту же деталь использовать при

повторном конструировании той же фигуры, но в другом качестве.

Также

в

качестве

образов

«включения»

могут

использоваться

неоконченные рисунки (схемы), литературные сюжеты и т.п.

Для

организации

строительных

игр

используются

разнообразные средства и материалы: строительных материалы и

конструкторы; бумага и дополнительные материалы (гибкая медная

проволока, проволока в хлорвиниловой изоляции разной расцветки,

пенопласт, поролон и т.п.); природный материал; бросовый материал.

Чем разнообразнее материал, а его прямое назначение, удаленное от

строительства,

тем

более

необходимо

включение

творческого

воображения для его использования

5

Таким образом, указанные условия были учтены при отборе

строительных игр, а в случае необходимости, в задачи и содержание

существующих строительных игр были внесены дополнения и

изменения.

Структурирование игр в Сборнике подчинено существующей

классификации форм конструирования.

Для структурирования игр в сборнике нами использованы виды

конструирования, предполагающие наличие открытой задачи: по

модели, по условиям, по заданной теме, по замыслу. Таким образом,

Сборник строительных игр как средства развития воображения

старших дошкольников состоит из 4 разделов:

Строительные игры с конструированием по модели;

Строительные игры с конструированием по условиям;

Строительные игры с конструированием по заданной

теме;

Строительные игры с конструированием по замыслу.

Разделы в сборнике расположены от простого к сложному,

также, как и игры в каждом разделе. Каждая игра начинается с

предъявления детям образа-«включения»: предъявления проблемной

ситуации.

Для каждой строительной игры из Сборника прописаны сюжеты

для обыгрывания постройки. Продуктом воображения в данном

случае выступает сама воображаемая ситуация, содержание которой

совпадает с содержанием игры.

6

Раздел 1. Строительные игры с конструированием по модели

«Составь из палочек»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: счетные палочки.

Задание: детям предлагают картинку животного, растения или

другого реального предмета и просят составить схематическое

изображение из счетных палочек.

Сюжет: придумать сказку про сделанную модель; придумать

общую историю про все модели.

«Сложи, что достанешь»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: объемные фигурки животных, растений, сказочных

героев, природный и бросовый материал

Задание: Педагог подходит к каждому ребенку с «волшебным

мешочком» и просит, опустив руку в мешочек, достать оттуда

фигурку.

Дети

выполняют

задание,

называют

свои

фигурки,

определяют

их

части.

Педагог

предлагает

детям

выложить

плоскостные

модели

фигурок

из

природного

материала.

Дети

выполняют задание и подводят итог: «Я сложил … из …» и т. п.

Сюжет: придумать рассказ про свою модель.

«Построй-ка»

Цель игры: развивать творческое воображение, подбирая

детали к готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Задание: Соорудите из строительного материала конструкции,

похожие на здание и обклейте их бумагой или тканью, получатся

объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из

7

каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям

соорудить постройки по этим моделям.

Сюжет: Снежная Королева покрыла льдом Замок какого-либо

героя, нужно вновь отстроить замок, разбить сад, заселить героев и

т.п.; Кому-то приснился Дом, но вот какой он забыли, но есть

очертания; Это постройка чего-то, она осталась после архитекторов-

строителей, давайте используем ее, как основу нашей постройки.

«Построй-ка 1»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал:

карточки с изображением части сооружений,

строительные детали.

Задание: Детям предлагают карточку на которой изображена

часть сооружения. Дается задание – дорисовать здание, отобрать

необходимые

строительные

материалы

и

приступить

к

моделированию.

Сюжет: У архитектора не хватило фантазии закончить рисунок

здания, давайте ему поможем. Что это может быть? Что будет вокруг?

«Построим забор»

Цели: развитие творческого воображения.

Материалы: песочница, формочки разных цветов по числу

детей, совочки по числу детей, природный материал.

Задание:

Педагог

собирает

детей

возле

песочницы

и

показывает им уже знакомые формочки. По предложению педагога

дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы (круглая,

квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить забор

из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом:

круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п.

Сюжет: делаем ажурную изгородь, украсив забор узором из

природного материала.

8

Раздел 2. Строительные игры с конструированием по условиям

«Назови и построй»

Цель: развитие творческого воображения.

Материалы: конструктор Лего.

Задание: ведущий каждому ребенку по очереди дает деталь

конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого

ребенка по две детали. Ведущий дает задание построить из всех

деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили,

один ребенок рассказывает, что построили.

Сюжет:

построить определенную постройку для Фермы,

Космодрома, Города; Построить мост через реку, оградку для парка и

т.п.; Построить сооружение для парка, детского сада так, чтобы были

ряды деталей одного цвета или определенный узор.

«Создай схему»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры,

листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Задание:

Предложите

детям

выложить

на

бумаге

из

предварительно

вырезанных

картонных

геометрических

фигур

различные

несложные

изображения

модели

чего-либо

с

использованием определенного количества кругов, треугольников,

квадратов и т.д. Затем обвести контур схемы, обводя не каждую

геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели

фигур. Затем дети меняются схемами и получают задание разбить

данные схемы, конкретизировать их (раскрасить).

Сюжет: Винтик и Шпунтик заказали Тюбику схему звездолета.

Но Незнайка убедил их, что он нарисует лучше. Сам ничего не смог.

Придумайте схему. Постройте по схеме; Ателье модной одежды.

Создаем новую коллекцию. По нарисованным схемам придумать

костюм для куклы из бросового материала.

9

«Разрежь и сложи»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: плотная бумага, ножницы.

Задание:

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги

любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по

размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность

установить закономерность: чем больше получается частей, тем

труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых

образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться

вырезанными фигурками.

Сюжет:

Снежная Королева задала Каю задание, давайте

попробуем побыть в роли Кая. Можно разделить парами, если девочек

и мальчиков в группе одинаковое количество. Девочки будут Гердами

и помогут Каю.

«Строим мост»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материалы: бросовый и строительный материал для моста,

мокрый песок.

Задание: Детям задают параметры для строительства моста:

две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, игрушки

машин, животных, кукол, кораблей, которые должны проходить по

мосту, под мостом. Нужно построить мост из имеющихся материалов.

Сюжет: Порт, Переправа, Перевозка грузов

10

Раздел 3. Строительные игры с конструированием по заданной

теме

«Моделирование»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал:

плоскостные

геометрические

фигуры,

листы

бумаги, карандаши.

Задание:

Использовать

рисунки

детей

с

постройками.

Предложить смоделировать нарисованную постройку с помощью

бумажных

геометрических

фигур.

Затем

сделать

схемы

и

использовать их для конструирования данных объектов.

Сюжет:

обыгрывание

строительства

любых

зданий

или

предметов, которые дети рисовали или делали в технике аппликации

на занятиях: строим дом для друга; строим театр для кукол; строим

ракету, машину и т.п.

«Замок Снежной Королевы»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: снег, кусочки цветного льда.

Стихотворение:

Замок Снежной Королевы…

Башня справа, башня слева,

Шпили, флаги и ворота.

Серебро, не позолота…

Он застыл как глыба льда,

А вокруг нет ни следа.

Он один на белом свете,

Только воет снежный ветер.

Задание:

Педагог предлагает детям всем вместе соорудить

замок Снежной Королевы.

Сюжет: Педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай,

которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить

11

много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии,

которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.

«Украшаем замок Снежной королевы»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: контейнер с разноцветными ледяными фигурами.

Задание:

Педагог

предлагает

детям

построить

снежную

крепость, а потом украсить ее ледяными фигурами. Дети выбирают

фигуры, рассказывают, как называется каждая из них, какого она

цвета, а потом находят для нее место на постройке. Далее дети могут

рассказать, где стоит каждая фигура. Например, красная пирамидка

стоит между синими конусами, желтая пирамидка стоит на зеленом

цилиндре и т. п.

Сюжет: Снежной Королеве стало скучно жить в белом замке,

украсим замок и расскажем, что значат эти украшения.

12

Раздел 4. Строительные игры с конструированием по замыслу

«Построй, не открывая глаз»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: пластина, конструктивный набор.

Задание:

перед

детьми

пластина

и

конструктор.

Дети

закрывают

глаза

и

пытаются

что-нибудь

построить.

У

кого

интересней будет постройка того поощряют.

Сюжет:

использовать

постройки

в

игре

Строим

город,

Сказочная страна, Парк аттракционов

«Составь узор»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: геометрические фигуры

Ход

игры.

Детям

предлагают

придумать

узор

из

геометрических фигур. После чего задают вопросы: «Из каких фигур

составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов,

треугольников, квадратов, овалов?»

Сюжет:

использовать

узор

в

выкладывании

дорожек

и

тротуаров, мостов в строительстве зданий, оград на улицах Города, в

Парке.

«Архитектор»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: геометрические фигуры из картона разного цвета,

размера, клей, альбомный лист А3

Ход игры.

Детям предлагают сделать проект здания с

использованием максимального количества фигур

Сюжет:

проектируем

здания

в

стране

«Геометрии»,

проектируем город будущего, проектируем здания с узорами.

13

«В мире фантастики»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: разнообразный строительный материал

Ход игры. Детям предлагают построить дома, здания разного

назначения

Сюжет: инопланетяне прилетели на необитаемый остров на

Земле, они с другой планеты и их представления о зданиях другие, не

такие как у землян, нужно придумать необыкновенные инопланетные

здания.

«Счастливый остров»

Цель игры: развитие творческого воображения.

Материал: разнообразный строительный материал

Ход

игры.

Детям

предлагают

придумать

здания

для

счастливого острова

Сюжет: спросить с чем у детей ассоциируется счастье? Каким

должен быть остров Счастья? И предложить его застроить зданиями,

приносящими счастье. Например, счастье – это солнце. Тогда пусть

дома будут желтыми, оранжевыми и круглыми, без углов.

14

Список литературы

1.

Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд //

Психология мышления. М. : Прогресс, 2015.

2.

Давидчук

А.Н.

«Конструктивное

творчество

дошкольника» М.: Просвещение, 2016.

3.

Давидчук А.Н. Обучение и игра / А.Н.Давидчук. М.:

Мозаика-Синтез, 2015.

4.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная

деятельность детей Методические рекомендации для воспитателей,

работающих с детьми 3-6 лет по программе «РАДУГА». М.:

Просвещение, 2017.

5.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника /

О.М. Дьяченко. М. : Мозаика-Синтез, 2018.

6.

Кравцов Г. Г. Игра как средство и как самоценная

деятельность: труды Института психологии им. Л. С. Выготского

РГГУ. Выпуск I / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова. М.,

2015.

7.

Куцакова

Л.В.

Занятия

по

конструированию

из

строительного материала в подготовительной группе детского сада.

М: Мозаика-Синтез, 2016.

8.

Куцакова Л.В Конструирование и ручной труд в детском

саду: Пособие для воспитателя дет. Сада : Из опыта работы. М. :

Просвещение, 2011.

9.

Лиштван

З.В.

Игры

и

занятия

со

строительным

материалом в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада

М.: Просвещение, 2018.

10.

Лиштван

З.В.

Конструирование:

Пособие

для

воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2015.

11.

Парамонова

Л.А.

Теория

и

методика

творческого

конструирования в детском саду: Учеб, пособие для студ. высш. пед.

учеб, заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2017.

12.

Фребель Ф. Будем жить для своих детей. М.: Карапуз,

2016.

15

13.

Яковлева И. А. Педагогическая система руководства

строительно-конструктивными играми [Текст] // Актуальные задачи

педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014

г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016.

16



В раздел образования