Автор: Бирюкова Людмила Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, пгт. Новый Торъял
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гласные о-е после шипящих в суффиксе существительных"
Раздел: среднее образование
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить обучающихся с правописанием О-Е в
суффиксах
существительных
после
шипящих,
обратить
внимание
на
опознавательный признак орфограммы-шипящей, на зависимость написания
гласной в суффиксе от ударения; научить применять правила написания О-Е
после шипящих в суффиксах существительных.
2. Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности,
создавать условия для формирования коммуникативной компетенции.
3. Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать и слышать
друг друга, уважать другое мнение, поддерживать дух толерантности,
принимая другие точки зрения; формировать умение работать в группе, паре,
способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Планируемые результаты:
- Личностные: формировать положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения,
совершенствовать имеющиеся.
- Предметные: формировать умения, используя алгоритм, применять правило
написания о-е после шипящих в суффиксах существительных.
- Метапредметные:
-
познавательные:
формировать
умения
самостоятельно
добывать
информацию, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
-
регулятивные: высказывать предположения
на основе наблюдений,
формулировать тему, проблему урока, искать пути ее решения, определять
степень успешности работы, самостоятельно исправлять ошибки;
- коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения, организовывать работу в
группе.
Ход урока:
I
Организационный момент. Создание психологического настроя на
работу.
(1 слайд)
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. я
очень рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот день
принесет вам радость от общения друг с другом и со мной. Сейчас я вам буду
говорить фразы, а вы должны будете поднять руку, если они относятся к вам
или вы знаете на них ответ.
- Солнце светит для тех , кто готов к уроку.
- Солнце светит для тех, кто знает, что такое суффикс.
- Солнце светит для тех, кто желает получить новое на уроке.
Молодцы, ребята! Вы все готовы к уроку.
Пишем число.
II Актуализация знаний
Ш..лк
Врач..м
Луж..к
Ш..пот
Птиц..й
Кусоч..к
Ш..в
Свеч..й
Зайч..нок
- Прочитайте слова 1-го столбика. Какие буквы пропущены? Давайте их
вставим. На какую орфограмму данные слова?
- Вспомните правило. Когда пишется после шипящих в корне ё, а когда - о?
- Прочитайте слова 2-столбика. Какие буквы здесь пропущены? На какую
орфограмму эти слова?
- Давайте вспомним правило правописания о-е после шипящих и ц в
окончаниях существительных.
Молодцы!
III Целеполагание
Ребята, внимательно посмотрите на слова 3-столбика.
- Гласные или согласные буквы нужно писать на месте пропуска?
- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах?
- В какой морфеме пропущены буквы?
- После каких согласных находится буква-орфограмма?
- В словах какой части речи?
Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Пишем теме в тетрадях. (2 слайд)
- А сейчас давайте попробуем поставить цели.
- Что мы должны будем узнать на уроке и чему научиться?
IV Повторение изученного
Двое у доски:
1. Вставить пропущенные буквы. В 1-ый столбик выписать слова с буквой о в
окончании после шипящих и ц, во 2-ой - с буквой е. Обозначить орфограмму.
Товарищ..м, луч..м, плащ..м, чертеж..м, зеркальц..м, мяч..м, сторож..м,
бойц..м.
2. Исправить ошибки. (Предложения написать на доске)
С остальными работаем с сигнальными карточками. Отгадываем слова. Если
в слове после шипящей пишется ё, поднимаем карточку с буквой ё, если
пишется о, поднимаем карточку с буквой о.
(3 слайд)
- Как называется плод дуба? (жёлудь)
- Цвет одуванчика? (жёлтый)
- Предмет для чистки зубов? (щётка)
- Тонкая веревка? (бечёвка)
- Сильное потрясение, расстройство? (шок)
- Цирковой актер, ловко подбрасывающий в воздух предметы? (жонглер)
- Опущенная на лоб и подстриженная прядь волос? (чёлка)
- Тихая речь? (шёпот)
- Водитель автомобиля? (шофер)
- Профессиональный наездник на скачках? (жокей)
Вывод.
Проверяется работа у доски. Выставляются оценки.
V Новая тема
- Даны слова:
Снежок
Горошек
Ручонка
Доченька
- В какой морфеме пишутся буквы о-е после шипящих? (в суффиксе)
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных о-е после шипящих в
суффиксах существительных? (от ударения)
- Попробуйте сформулировать правило. Когда после шипящих в суффиксах
существительных пишется о, а когда - е?
-
Давайте
проверим
правильность
ваших
ответов
по
учебнику
и
познакомимся с новым правилом.
VI Закрепление изученного
1. Работа в парах
- Вам нужно разработать алгоритм применения правила написания гласных
о-е после шипящих в суффиксах существительных, опираясь на примеры (4
слайд). По пунктам расписать, что нужно делать, чтобы правильно написать
гласную после шипящих в суффиксах существительных.
Алгоритм (5 слайд)
1) Определить часть речи (существительное)
2) Определить , в какой морфеме пропущена буква ( в суффиксе)
3) Поставить ударение.
4) Под ударением после шипящих в суффиксах существительных пишем о,
без ударения - е.
Проверяем составленный алгоритм и исправляем ошибки.
Самооценка работы в паре
Физкультминутка
2. Задание "Не спутай кармашки"
Первый кармашек Второй кармашек
Пишу в суф. сущ.-х О
Пишу в суф. сущ.-х Е
Слова написаны на отдельных карточках. Ученики по очереди берут
карточку и прикрепляют ее к соответствующему кармашку.
Еж..нок, волч..нок, овраж..к, крюч..к, замоч..к, гребеш..к, боч..к, точ..чка,
внуч..к, платоч..к, кукуш..нок, башмач..к, галч..нок, височ..к, веноч..к,
бельч..нок.
3. Работа в группах. (Индивидуальная работа - 2 чел.)
В группах назначить консультантов.
1 группа - образовать от данных существительных новые слова с помощью
суффиксов - ок, - ек, - онок, - енок. Записать получившиеся слова, обозначит
орфограмму.
Жук, скворец, мышь, старик, медведь, лягушка, листок, барсук, песок.
2 группа
- распределите слова в колонки таблицы и объясните их
правописание.
Гласные О-Е после шипящих
В корне
В суффиксе
В окончании
Задач..й, пейзаж..м, пч..лы, шалаш..м, грач..м, рубаш..нка, ж..рдочка, пауч..к,
ш..рох, быч..к, бараш..к.
3 группа
- найдите в предложении слово на изученную орфограмму,
объясните его правописание. Как вы понимаете значение слова "ветхая"? Как
вы относитесь к людям старшего поколения, на которых такая одежда?
Хозяин Байкала - суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно
подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.
Проверяется работа в группах.
Самооценка работы в группе.
4. Игра "Кто напрасно бежит за девчонкой?" (6 слайд)
Проанализируйте каждый набор слов (каждый столбик) и сделайте вывод,
кто из бегущих не знает правило?
Бежит медвежонок
Бежит бельчонок
Бежит лягушонок
дружок
цветочек
крольчёнок
ручёнка
пирожок
речёнка
хомячок
мешочек
кружок
ельничок
бережок
шажок
червячёк
щелчок
собачёнка
Взаимопроверка
5. Сказка о суффиксе - ёр. (7 слайд)
Найдите в сказке слова с суффиксом - ёр. У вас было домашнее задание:
найти в "Толковом словаре" значение слов дирижёр, стажёр, монтажёр.
Запомните, как пишутся эти слова.
VII Контроль усвоения материала
- Сейчас вам нужно будет проверить и оценить свои знания по теме:
"Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных" Посмотрим,
как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Диктант "Проверяю себя" в листах самооценки (8 слайд)
Заполняем таблицу. Самооценка (9 слайд)
Работа с сигнальными карточками. (10 слайд)
Сейчас я буду читать загадки. Вам нужно их отгадать и сигнальными
карточками показать, какая гласная пишется после шипящей.
1. Красный колпач..к надет на суч..к (малина)
2. На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зеленых полушалках (березы)
3. Ш..л долговяз, в землю увяз (дождь)
4. Ч..рный, проворный кричит: "Крак!" Червякам враг (грач)
5. Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к
(дождь)
VIII Рефлексия (11 слайд)
Закончи предложения.
Сегодня на уроке
Я узнал...
Я научился...
Мне было легко...
Мне было сложно...
Особенно понравилось...
IX Домашнее задание
1 группа - выписать 10 слов на изученную орфограмму из любого
литературного произведения.
2 группа - составить словарный диктант из 20-25 слов на изученную
орфограмму.