Напоминание

"Причины школьной неуспеваемости"


Автор: Куксевич Александра Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутск СОШ № 30
Населённый пункт: город Иркутск,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Причины школьной неуспеваемости"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ г. Иркутск СОШ № 30

Учитель математики Куксевич Александра Владимировна

Причины школьной неуспеваемости

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся

проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьников в учебном

процессе.

Каковы могут быть причины школьной неуспеваемости?

Перечислим наиболее распространенные:

1) Низкий уровень умственного развития;

2) Несформированность учебных навыков;

3) Дефицит внимания с гиперактивностью;

4) Отсутствие познавательного интереса;

5) Несформированность произвольной сферы;

6) Конфликтные отношения в классе.

Кратко охарактеризуем каждую из причин:

Низкий уровень умственного развития, который может быть

обусловлен педагогической запущенностью; частыми заболеваниями и, как

следствие, пропусками занятий; органическими нарушениями центральной

нервной системы и головного мозга. Низкий уровень умственного развития

проявляется в том, что ученик не умеет устанавливать причинно –

следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления, видеть

общее и т. д. Естественно, что недостатки в развитии мышления будут

проявляться в трудностях усвоения учебного материала, прежде всего по

математике.

При несформированности учебных навыков ребенок не умеет

учиться, то есть работать с текстом, выделять в нем главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия.

Дефицит внимания с гиперактивностью, который характеризует

отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью на уроках.

Отсутствие познавательного интереса может быть обусловлено

тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные

способности. Поэтому такому ученику мало что интересно, он не посещает

кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое

времяпрепровождение.

Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что

ученик делает только то, что ему нравится и не способен прилагать волевые

усилия для выполнения учебных задач.

Конфликтные отношения в классе со сверстниками или с учителем;

отказ от усилий в учебной деятельности выступает как протестная реакция

ребенка на сложившуюся ситуацию.

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Рассмотрим такой фактор как нестойкость усвоенных знаний.

Ученик понял материал , когда его объяснял учитель на уроке, и даже решил

какие-то примеры и задачи, а через некоторое время - как « чистая доска»:

он не помнит и не знает, как решить те задачи, с которыми справлялся ранее.

И уж тем более не сможет воспроизвести способ решения спустя достаточно

длительного отрезка времени. Это часто вводит в заблуждение учителей,

ведь они точно помнят, что ученик решал такие задачи. И педагог в

недоумении: таки усвоил школьник тему или не усвоил?

Чтобы знания учеников « не улетучивались», для их закрепления необходимо

более длительное время и больший объем решенных задач. Поэтому

необходимо время от времени повторять уже пройденный материал, как бы

фиксируя его, а кроме этого обязательно увязывать вновь усвоенные знания и

навыки со « старыми». Также необходимо соблюдение принципа

необходимости и достаточности, который заключается в том, что учитель и

для себя, и для школьников должен четко сформулировать необходимый

минимум знаний и навыков, которые должны быть усвоены учеником в конце

изучения какой-либо темы, в конце четверти, в конце учебного года.

При низкой познавательном интересе то, что требует больших

эмоциональных , физических и интеллектуальных затрат, обесценивается,

становится не интересным. В частности, поэтому с этими учениками, как

правило, не срабатывает карательные меры ( двойки, наказание и т. п.)

Такой ученик нуждается в поддержке, необходимо показать ему, что

приложенные усилия не были напрасными, что они замечены и оценены.

Акцентировать другие (неучебные) его достижения и показать, что он

состоятелен в других сферах деятельности. Также полезно включать в уроки

занимательные задачи и головоломки, интересные задачи из жизни ученых,

обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач.

Еще один из факторов низкая работоспособность. Она проявляется в

утомляемости, истощаемости, рассеянности, неусидчивости, медленном

темпе работы; увеличении количества ошибок к концу урока; в жалобах на

головную боль или другие недомогания. Здесь желательны смена видов

деятельности и опять –таки соблюдение принципа необходимости и

достаточности.

Не хотелось бы упустить очень важный фактор при обучении детей это

домашнее задания. Домашнее задания играют огромную роль в развитии

самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика

дома приводит к тому, что процесс умения его не отягощает, он получает

навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашние задание выполняет различные функции:

1) Стимулирование познавательного интереса, желания знать как можно

больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную,

положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

2) Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности

за выполняемое учебное задание.

3) Отработка каких-либо основных навыков и умений.

4)Выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков в том случае, если он

долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную

тему.

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних

заданий в учебной деятельности школьника: « Фактически постепенно

должна стираться грань между классными домашними заданиями с

переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной

деятельности школьника».



В раздел образования