Автор: Куксевич Александра Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутск СОШ № 30
Населённый пункт: город Иркутск,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Причины школьной неуспеваемости"
Раздел: среднее образование
МБОУ г. Иркутск СОШ № 30
Учитель математики Куксевич Александра Владимировна
Причины школьной неуспеваемости
Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся
проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьников в учебном
процессе.
Каковы могут быть причины школьной неуспеваемости?
Перечислим наиболее распространенные:
1) Низкий уровень умственного развития;
2) Несформированность учебных навыков;
3) Дефицит внимания с гиперактивностью;
4) Отсутствие познавательного интереса;
5) Несформированность произвольной сферы;
6) Конфликтные отношения в классе.
Кратко охарактеризуем каждую из причин:
Низкий уровень умственного развития, который может быть
обусловлен педагогической запущенностью; частыми заболеваниями и, как
следствие, пропусками занятий; органическими нарушениями центральной
нервной системы и головного мозга. Низкий уровень умственного развития
проявляется в том, что ученик не умеет устанавливать причинно –
следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления, видеть
общее и т. д. Естественно, что недостатки в развитии мышления будут
проявляться в трудностях усвоения учебного материала, прежде всего по
математике.
При несформированности учебных навыков ребенок не умеет
учиться, то есть работать с текстом, выделять в нем главное, существенное;
не может организовать свое время и распределить усилия.
Дефицит внимания с гиперактивностью, который характеризует
отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью на уроках.
Отсутствие познавательного интереса может быть обусловлено
тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные
способности. Поэтому такому ученику мало что интересно, он не посещает
кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое
времяпрепровождение.
Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что
ученик делает только то, что ему нравится и не способен прилагать волевые
усилия для выполнения учебных задач.
Конфликтные отношения в классе со сверстниками или с учителем;
отказ от усилий в учебной деятельности выступает как протестная реакция
ребенка на сложившуюся ситуацию.
Как помочь слабоуспевающему ученику?
Рассмотрим такой фактор как нестойкость усвоенных знаний.
Ученик понял материал , когда его объяснял учитель на уроке, и даже решил
какие-то примеры и задачи, а через некоторое время - как « чистая доска»:
он не помнит и не знает, как решить те задачи, с которыми справлялся ранее.
И уж тем более не сможет воспроизвести способ решения спустя достаточно
длительного отрезка времени. Это часто вводит в заблуждение учителей,
ведь они точно помнят, что ученик решал такие задачи. И педагог в
недоумении: таки усвоил школьник тему или не усвоил?
Чтобы знания учеников « не улетучивались», для их закрепления необходимо
более длительное время и больший объем решенных задач. Поэтому
необходимо время от времени повторять уже пройденный материал, как бы
фиксируя его, а кроме этого обязательно увязывать вновь усвоенные знания и
навыки со « старыми». Также необходимо соблюдение принципа
необходимости и достаточности, который заключается в том, что учитель и
для себя, и для школьников должен четко сформулировать необходимый
минимум знаний и навыков, которые должны быть усвоены учеником в конце
изучения какой-либо темы, в конце четверти, в конце учебного года.
При низкой познавательном интересе то, что требует больших
эмоциональных , физических и интеллектуальных затрат, обесценивается,
становится не интересным. В частности, поэтому с этими учениками, как
правило, не срабатывает карательные меры ( двойки, наказание и т. п.)
Такой ученик нуждается в поддержке, необходимо показать ему, что
приложенные усилия не были напрасными, что они замечены и оценены.
Акцентировать другие (неучебные) его достижения и показать, что он
состоятелен в других сферах деятельности. Также полезно включать в уроки
занимательные задачи и головоломки, интересные задачи из жизни ученых,
обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач.
Еще один из факторов низкая работоспособность. Она проявляется в
утомляемости, истощаемости, рассеянности, неусидчивости, медленном
темпе работы; увеличении количества ошибок к концу урока; в жалобах на
головную боль или другие недомогания. Здесь желательны смена видов
деятельности и опять –таки соблюдение принципа необходимости и
достаточности.
Не хотелось бы упустить очень важный фактор при обучении детей это
домашнее задания. Домашнее задания играют огромную роль в развитии
самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика
дома приводит к тому, что процесс умения его не отягощает, он получает
навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашние задание выполняет различные функции:
1) Стимулирование познавательного интереса, желания знать как можно
больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную,
положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
2) Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности
за выполняемое учебное задание.
3) Отработка каких-либо основных навыков и умений.
4)Выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков в том случае, если он
долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную
тему.
Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних
заданий в учебной деятельности школьника: « Фактически постепенно
должна стираться грань между классными домашними заданиями с
переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной
деятельности школьника».