Напоминание

Способы индивидуализации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста


Автор: Таусенева Марина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад №73
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Способы индивидуализации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способы индивидуализации процесса обучения

детей старшего дошкольного возраста

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания,

кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях,

приоритетную

проблему:

как

сформировать

человека,

который

отвечал

бы

требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему

сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на

её формирование.

Современное

общество

требует

инициативных

молодых

людей,

способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную

культуру,

нравственно

стойких,

социально

адаптированных,

способных

к

саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры

личности

закладываются

в

первые

годы

жизни,

а

значит,

на

семью

и

дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию

таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие

ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо

актуальной на данном современном этапе.

Данный

факт

находит

своё

отражение

в

основных

федеральных

документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений

образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают

общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую

очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе,

на

обеспечение

самоопределения

личности

и

создание

условий

для

её

самореализации.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает:

«Важнейшие

задачи

воспитания —

формирование

духовности

и

культуры,

инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной

социализации в обществе».

Государственный

стандарт

дошкольного

образования,

дифференцируя

содержание программы, реализуемой в ДОУ, выделяет несколько направлений,

среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему

в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим

людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности

детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие

детей

выводится

сегодня

в

ранг

стратегических

направлений

обновления

российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано

не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной

среды на развитие личности ребёнка.

Психологическими

основами

дифференциации

и

индивидуализации

обучения являются:

уровень обученности и обучаемости;

уровень общих умственных способностей;

скорость усвоения;

ндивидуальный стиль умственной деятельности;

психофизические особенности обучащихся.

Необходимо

отметить,

что

многие

ученые

предостерегают

от

экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях

недостаточной

психологической,

диагностической,

физиолого-гигиенической

проработки вопроса.

Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в

теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет

В

практике

работы

детского

сада

используются

различные

формы

и

методы индивидуализации образовательного процесса. Одним из важнейших

методов планирования индивидуализации обучения является применение цикла

обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за

детьми,

анализ

результатов

этих

наблюдений,

создание

условий,

которые

помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за

влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Когда цели

были

достигнуты,

тогда

вновь

организуется

процесс

планирования

(выбор

темы,

определение

целей

и

т.д.)

Если

цели

не

были

достигнуты

пересматриваются

условия.

Иногда

этот

цикл

происходит

неформально

и

быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа

в

небольших

группах

является

еще

одним

методом

индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или

организованная

взрослыми

деятельность

может

выполняться

в

небольших

подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются

наиболее

эффективными

для

занятий,

связанных,

например,

с

поисково-

практическими исследовательскими действиями или другими видами действий,

требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть

повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность

поучаствовать в нем.

Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в

помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным

действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является

обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время

лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть

построена

таким

образом,

что

дети

получают

возможность

выбора:

какого

животного будет лепить каждый из них; из какого материала

(пластилин

разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога –

помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.

Одним он может

помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь,

если

они

в

ней

нуждаются.

Более

способные

дети

могут

сделать

много

различных

животных,

причем

такой

сложности,

как

они

желают.

Далее

воспитатель

может

помочь

сделать

макет

леса,

чтобы

создать

целостную

композицию.

В

ходе

работы

воспитатель

может

задать

вопросы

разной

направленности

и

сложности,

предлагать

разные

варианты

выполнения

действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо

указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что

хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи

которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости

может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Пример

лепки

иллюстрирует

и

другой

элемент

обе спечения

индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых

материалов должны быть гибким, тщательно подобранным.

Индивидуализация

образования

может

быть

обеспечена

за

счет

принципиально

нового

метода

использования

раздаточных

материалов

тематических комплектов карточек с заданиями.

Комплект

карточек

с

заданиями,

подобранными

по

темам,

помогает

методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в

рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.

Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый

ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт,

раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в

словах, в символах, в цифрах.

Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают

одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без

взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком

на карточке действия будут обучающими (развивающими).

На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые

разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми.

Например,

на

карточке

может

появиться

метка

о

времени

работы,

о

партнерствах,

о

помощи

взрослых,

о

том,

где

можно

искать

нужную

информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для

тренинга у детей навыка самоопределения, саморегуляции, развития рефлексии,

умения использовать различные источники информации и пр.

Каждый

отдельный

лист

может

иметь

программированное

место

для

подписи (имени автора-ребенка и даты работы).

Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование

элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и

действия

с

цифрами,

знаками;

развитие

речи

и

основы

грамотности;

стимулирование

мыслительной

активности

и

развитие

мелкой

моторики.

Важно

компоновать

задания

так,

чтобы

работая

с

карточкой,

ребенок

практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на

карточках

должны

повторяться

счет,

обобщение

и

классификация,

копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в

важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.

При

всей

похожести

на

традиционные

рабочие

тетради

и

альбомы-

раскраски у карточек есть несколько особенностей.

Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора

– рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.

Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование

навыков сотрудничества).

Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом

случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело:

каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над

одной

темой.

В

результате

появляется

целостный

образ

темы

и

персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что

стимулирует

детей

к

использованию

всего

комплекта

«иначе

не

узнаем,

пропустим что-то важное, интересное».

Индивидуализация

образования

предполагает

индивидуальный

темп

и

последовательность

работы

с

заданиями,

получение

своего

результата.

Не

следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать

метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их

всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты

хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?»

Таким

образом,

индивидуальный

подход

это

важнейший

принцип

воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное

изменение

ближайших

задач

и

содержания

образовательно-воспитательной

работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и

своеобразного

в

личности

каждого

обучающегося

в

целях

обеспечения

гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы

зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос-

питания, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от

гибкости

методики,

компетентности,

профессионализма

и

педагогического

опыта воспитателя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания

практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Список литературы

1.

Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под

ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.,2010.

2.

Новикова В. П.

Воспитание ребенка - дошкольника: развитого,

образованного,

смека листого,

инициативного,

н е п о в т о р и м о го ,

коммуникативного, активного: в мире познания : программно-методическое

пособие/ В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. -М.: ВЛАДОС, 2011. -235 с.: ил.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации. 2013г.



В раздел образования