Автор: Таусенева Марина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад №73
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Способы индивидуализации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Способы индивидуализации процесса обучения
детей старшего дошкольного возраста
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания,
кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях,
приоритетную
проблему:
как
сформировать
человека,
который
отвечал
бы
требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему
сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на
её формирование.
Современное
общество
требует
инициативных
молодых
людей,
способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную
культуру,
нравственно
стойких,
социально
адаптированных,
способных
к
саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры
личности
закладываются
в
первые
годы
жизни,
а
значит,
на
семью
и
дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию
таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие
ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо
актуальной на данном современном этапе.
Данный
факт
находит
своё
отражение
в
основных
федеральных
документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений
образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают
общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую
очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе,
на
обеспечение
самоопределения
личности
и
создание
условий
для
её
самореализации.
Концепция
модернизации
российского
образования
подчеркивает:
«Важнейшие
задачи
воспитания —
формирование
духовности
и
культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе».
Государственный
стандарт
дошкольного
образования,
дифференцируя
содержание программы, реализуемой в ДОУ, выделяет несколько направлений,
среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему
в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим
людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности
детей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие
детей
выводится
сегодня
в
ранг
стратегических
направлений
обновления
российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано
не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной
среды на развитие личности ребёнка.
Психологическими
основами
дифференциации
и
индивидуализации
обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
скорость усвоения;
ндивидуальный стиль умственной деятельности;
психофизические особенности обучащихся.
Необходимо
отметить,
что
многие
ученые
предостерегают
от
экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях
недостаточной
психологической,
диагностической,
физиолого-гигиенической
проработки вопроса.
Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в
теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет
В
практике
работы
детского
сада
используются
различные
формы
и
методы индивидуализации образовательного процесса. Одним из важнейших
методов планирования индивидуализации обучения является применение цикла
обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за
детьми,
анализ
результатов
этих
наблюдений,
создание
условий,
которые
помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за
влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Когда цели
были
достигнуты,
тогда
вновь
организуется
процесс
планирования
(выбор
темы,
определение
целей
и
т.д.)
Если
цели
не
были
достигнуты
–
пересматриваются
условия.
Иногда
этот
цикл
происходит
неформально
и
быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Работа
в
небольших
группах
является
еще
одним
методом
индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или
организованная
взрослыми
деятельность
может
выполняться
в
небольших
подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются
наиболее
эффективными
для
занятий,
связанных,
например,
с
поисково-
практическими исследовательскими действиями или другими видами действий,
требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть
повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность
поучаствовать в нем.
Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в
помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным
действиям.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является
обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время
лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть
построена
таким
образом,
что
дети
получают
возможность
выбора:
какого
животного будет лепить каждый из них; из какого материала
(пластилин
разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога –
помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.
Одним он может
помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь,
если
они
в
ней
нуждаются.
Более
способные
дети
могут
сделать
много
различных
животных,
причем
такой
сложности,
как
они
желают.
Далее
воспитатель
может
помочь
сделать
макет
леса,
чтобы
создать
целостную
композицию.
В
ходе
работы
воспитатель
может
задать
вопросы
разной
направленности
и
сложности,
предлагать
разные
варианты
выполнения
действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо
указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что
хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи
которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости
может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Пример
лепки
иллюстрирует
и
другой
элемент
обе спечения
индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых
материалов должны быть гибким, тщательно подобранным.
Индивидуализация
образования
может
быть
обеспечена
за
счет
принципиально
нового
метода
использования
раздаточных
материалов
–
тематических комплектов карточек с заданиями.
Комплект
карточек
с
заданиями,
подобранными
по
темам,
помогает
методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в
рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый
ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт,
раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в
словах, в символах, в цифрах.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают
одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.
Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без
взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком
на карточке действия будут обучающими (развивающими).
На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые
разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми.
Например,
на
карточке
может
появиться
метка
о
времени
работы,
о
партнерствах,
о
помощи
взрослых,
о
том,
где
можно
искать
нужную
информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для
тренинга у детей навыка самоопределения, саморегуляции, развития рефлексии,
умения использовать различные источники информации и пр.
Каждый
отдельный
лист
может
иметь
программированное
место
для
подписи (имени автора-ребенка и даты работы).
Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование
элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и
действия
с
цифрами,
знаками;
развитие
речи
и
основы
грамотности;
стимулирование
мыслительной
активности
и
развитие
мелкой
моторики.
Важно
компоновать
задания
так,
чтобы
работая
с
карточкой,
ребенок
практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на
карточках
должны
повторяться
–
счет,
обобщение
и
классификация,
копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в
важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
При
всей
похожести
на
традиционные
рабочие
тетради
и
альбомы-
раскраски у карточек есть несколько особенностей.
Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора
– рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.
Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование
навыков сотрудничества).
Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом
случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело:
каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над
одной
темой.
В
результате
появляется
целостный
образ
темы
и
персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что
стимулирует
детей
к
использованию
всего
комплекта
–
«иначе
не
узнаем,
пропустим что-то важное, интересное».
Индивидуализация
образования
предполагает
индивидуальный
темп
и
последовательность
работы
с
заданиями,
получение
своего
результата.
Не
следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать
метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их
всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты
хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?»
Таким
образом,
индивидуальный
подход
—
это
важнейший
принцип
воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное
изменение
ближайших
задач
и
содержания
образовательно-воспитательной
работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и
своеобразного
в
личности
каждого
обучающегося
в
целях
обеспечения
гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы
зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос-
питания, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от
гибкости
методики,
компетентности,
профессионализма
и
педагогического
опыта воспитателя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания
практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Список литературы
1.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под
ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.,2010.
2.
Новикова В. П.
Воспитание ребенка - дошкольника: развитого,
образованного,
смека листого,
инициативного,
н е п о в т о р и м о го ,
коммуникативного, активного: в мире познания : программно-методическое
пособие/ В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. -М.: ВЛАДОС, 2011. -235 с.: ил.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации. 2013г.