Автор: Кулешова Алина Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДиЮ
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: ВКР
Тема: "Освоение хороводных песен села Завгороднее в коллективе народной песни"
Раздел: высшее образование
Тема: Освоение хороводных песен села Завгороднее в коллективе народной
песни.
Музыкальная культура русских сел Слободской Украины складывалась
из песенного репертуара различных регионов, приносимого отдельными
группами переселенцев, из фрагментов различных локальных стилей. В
настоящее время она предстает перед нами как целостное явление,
особенности которого проявляются прежде всего в песенных жанрах, в том
числе и хороводных песнях.
Хороводно-плясовые песни в русских селах Балаклейского района (с.
Завгороднее) приурочены к зимнему периоду земледельческого календаря —
к святкам и масленице.
Медленные ходовые масленичные песниблизки таночным песням.
Весенние хороводно-плясовые песни связаны с особым типом движения —
«стенка на стенку».
1
Хороводные песни села Завгороднее опубликованы Е.А. Дороховой в
одном издании: Песни села Завгороднее. Запись, нотация, предисловие и
комментарии Е.А. Дороховой (М., 1987).
В нем даны расшифровки и песенные тексты следующих хороводных
песен села Завгороднее:
1)
Вы святы вечеры – «эта песня играется на святках, в Рожство. В хороводе
на улице, – собираются и поют». «В хороводе» означает просто группой,
песня исполняется без движения.
2)
Перепну я речушку – «играется об маслену. Идут танком – берутся за руки
или за подпояски и тогда идут в одну шеренгу по улице». В отличии от
летних танков, масленские поются без припляса – под них «не скачут».
3)
Вейся, вейся, капустка – поют тогда же, когда и предыдущую песню.
4)
На дворе дождь – единственная песня, под которую пляшут, двигаясь
по кругу против солнца; больше круговых песен в Завгороднем нет.
5)
Воробушка-воробей – таночная песня, поют на Красную горку.
1 Песни села Завгороднее. Запись, нотация, предисловие и комментарии Е.А. Дороховой. М., 1987.
6)
А у нас в городе – «рождествянкая», поется в «карагоде» во время
святочных гуляний.
7)
Не свивайся, не свивайся, трава-мята, с полыном – таночная на Троицу.
8)
Голова ль моя ты головушка – таночная на Велик день и на Благовещенье.
9)
Под лесом-лесочком два пахаря пашут – песня исполняется в кругу, с
приплясом на месте.
10)
По морю, морю плавала вутёнышка – таночная на Велик день.
11)
Казали: конопля невсходимая – поют на Троицу в кругу с приплясом на
месте.
12)
Посеяли бабы лён – поётся в кругу с приплясом на месте.
13)
По улицы мимо кузницы – поют в любое время в кругу, с приплясом на
месте.
14)
Кабы знала, не любила б я тебя – поют в любое время в кругу, с
приплясом на месте.
В примечании сборника автор пишет о том, что танки в Завгороднем
водили с Благовещенья до Троицы, причем каждая таночная песня была
приурочена к своему празднику. Танки водили «стенка на стенку», взявшись
за руки, приплясывая и прискакивая. Песни «Воробушка- воробей» и
«Голова
ль
моя
ты,
головушка»
иногда
в
Завгороднем
называют
«великодными», т.к их «играли» под релями, а на релях качались в первые
три дня пасхальной недели («великодные святки») и на Красную горку.
2
В издании «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции»
(СПб:
Композитор
Санкт-Петербург,
2013)
нет
хороводных
песен,
записанных в селе Завгороднее, приводятся только лишь нотации песен из
других сел Балаклейского района и других традиций, рассматриваемых Е.А.
Дороховой.
В сборнике «Песни села Завгороднее » Е.А. Дорохова пишет о том, что
хороводные песни образуются от плясовых песен, которые делятся на две
группы:
2Песни села Завгороднее. Запись, нотация, предисловие и комментарии Е.А. Дороховой. М., 1987. С. 209
1) «это весенние хороводно-плясовые песни, их называют «танки», они
связаны с особым типом движения «стенка на стенку»
3
.
2) «Плясовые, называемые в данной местности «скакальными», с приплясом
на месте»
4
.
Учитывая оба издания и все опубликованные в них песни, отметим, что
8 песен относятся к первой группе (таночных, карагодных) и 5 песен с
приплясом на месте относятся ко второй группе. Лишь одна песня «На дворе
дождь» из издания «Песни села Завгороднее» не попадает в эти две группы и
представляет собой третью группу, так как она исполняется с пляской и
движением по кругу против солнца.
В монографии в разделе «Этнографический контекст традиций и
система музыкальных жанров» Е.А. Дорохова приводит этнографические
сведения.
Автор говорит о том, что обрядовыми музыкально-поэтическими
текстами, отмечающими окончание поздне-весеннего сезона, в селах этой
зоны являлись семицкие песни с начальным рефреном ой лелем или э(яв)
лелем. Их начинали петь за две недели до Семика и продолжали вплоть до
Петровского заговенья.
Другие календарные сезоны в исследуемых традициях отмечены
пением
приуроченных
хороводных
песен,
причем
ранневесенние
(масленичные и постовые) хороводы, как правило, выделены медленным
темпом исполнения, формой хороводного движения, ритмическим строением
напевов, а также употребляемой по отношения к ним исполнительской
терминологией.
В сёлах южной зоны, начиная с масленицы, в течение всего Великого
поста по вечерам девушки собирались на улице, и взявшись за руки или за
подпояски, медленно шли шеренгой по улице. Это называлось идти танком
или идти ширинками.
В сёлах северной зоны ранневесенние хороводы
(постовые и масленичные танки) отличаются иной формой движения:
3Песни села Завгороднее. Запись, нотация, предисловие и комментарии Е.А. Дороховой. М., 1987. С. 4
4Песни села Завгороднее. Запись, нотация, предисловие и комментарии Е.А. Дороховой. М., 1987. С. 4
медленным движением по кругу. Обе формы движения характеризуются
асинхронным соотношением ритма шага и музыкального ритма.
Поздневесенние и зимние хороводные песни в селах и северной, и
южной зоны исполнялись в быстром темпе под пляску, во время которой
ритмические акценты напева усиливались притопыванием, хлопками в
ладоши, «иханьем».
Весной хороводы на улицах села или специально отведенном для этого
месте: на поляне у леса, на берегу реки.
В осенне-зимний период по праздникам пляски нередко устраивались
на льду водоёмов.
По отношению к плясовым хороводам также существует специальная
исполнительская терминология. В селах южной зоны поздневесенние
хороводы, которые водили в строго определенный календарный период – от
Благовещенья до Петровского пост; выделяются и формой движения
(«стенка на стенку»), и терминологически (водить танки). Песни зимних
праздничных гуляний здесь называют карагодными.
Основной формой
движения при их исполнении была пляска по кругу, иногда на месте (в
карагоде).
В
северной
зоне
карагодными
называют
и
зимние,
и
поздневесенние песни. Таким образом, в северной зоне выделяются две, а в
южной три группы хороводных песен.
5
В монографии Е. А. Дороховой «Этнокультурные «острова»: пути
музыкальной эволюции» представлена таблица с ритмическими формами
хороводных песен русских сел Северского Донца
6
. В таблице приводятся 16
типов песен, которые разделены по колонкам:
1)
Слоговая музыкально-ритмическая форма
2)
Стих
3)
Композиционная единица поэтического текста
4)
Приуроченность
5)
Ареал
5 Дорохова Е. А. «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. М., 2008. С.98-99.
6Дорохова Е. А. «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. М., 2008. С.184-185.
Однако не понятно, с какими приведенными в издании нотировками
эти типы соотносятся.
Я попробовала соотнести нотации с типами из таблицы. Например,
песня «Не свивайся, не свивайся, трава-мята, с полыном» (№ 37 в Сборнике
«Песни села Завгороднее») подходит по слоговому составу 8+7 к типу № 14,
который указан в таблице.
Е. А. Дорохова в монографии «Этнокультурные «острова»: пути
музыкальной
эволюции»
в
разделе
«Ритмическая
организация
напевов»пишет
о
том,
что:
«Напевы
медленных
хороводных
песен
ранневесеннего периода координируются с силлабическим стихом 3+5, 4+4,
5+5, 4+4+5, 7+7. Нередко весь музыкально-ритмический период или его
часть реализуются в троичной системе счисления. Как правило, ритмические
формы ранневесенних хороводных напевов имеют весьма ограниченные
ареалы, некоторые из них локализованы точечно.
В
свою
очередь,
музыкально-ритмические
формы
зимних
и
поздневесенних хороводных напевов не несут ярко выраженной локальной
специфики,
они
типичны
для
большинства
музыкально-фольклорных
традиций южной России».
7
В разделе «Звуковысотная организация напевов»
8
автор не указывает
информацию про село Завгороднее, но представляет описание фактуры на
примере других сел, напевов всех жанров, схожесть напевов сел в южной
части региона, фактурный тип, который сложился на основе протяжных
песен. Дает описание третьему мелодико-фактурный типу, который сложился
при объединении небольшого количества протяжных и ранневесенних
хороводных напевов.
В заключении монографии Дорохова пишет о том, что:
- развитая хороводная традиция, переходящая из обрядовой сферы в
праздничную;
7Дорохова Е. А. «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. М., 2008. С.110
8Дорохова Е. А. «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. М., 2008. С.120
-
относительная
автономность
трех
основных
жанровых
групп,
составляющих основу местной песенной культуры (лирические, свадебные и
хороводные).
В выпускной концертной программе «Мимо саду зеленого» нашим
курсом было исполнено две таночных песни – «Голова моя ты головушка» и
«Кабы знала, не любила я тебя», и плясовая песня «Под лесом-лесочком».
Как пишет Е. А. Дорохова, песня «Голова моя ты головушка»
исполнялась с движениями «стенка на стенку». А таночная песня «Кабы
знала, не любила я тебя» исполнялась в кругу с приплясом на месте.
Также в сборнике «Песни села Завгороднее» Е.А. Дорохова в 3 разделе
«Плясовые песни» приводит в пример хороводные песни, с особым типом
движения «стенка на стенку»:
- таночная «Воробушка - воробей» (№ 34)
- таночная на Велик день «По морю, морю плавала вутёнышка» (№ 42а).
К сожалению, мы не располагаем всеми аудиозаписями данной традиции, но
из тех записей что мы имеем, можно выделить характерные особенности,
такие как:
-Диалект. Для диалекта данного региона характерно изменение гласных по
сравнению с литературным языком.
-Многоголосная фактура.
Образуется такой тип многоголосной фактуры как «бурдоная диафония». Об
этом общем типе фактуры Е.А. Дорохова пишет в предисловии сборника,
говоря о том, что эта фактура сложилась в местной исполнительской
традиции.
Краткий анализ песен выпускной программы:
«Голова моя ты головушка» – таночная песня
Форма мелострофы
В публикации Е.А. Дороховой приводится 10 строф.
Для исполнения концертной программы нами было выбрано 7 строф.
Структура мелострофы – 2 части, основной (смысловой) стих и рефрен.
Песня начинается с запева только в первой строфе, далее ансамбль
подхватывает текст на рефрене и вся песня до конца излагается всем
ансамблем.
Фактура и мелодическое строение
Мелодия движется волнообразно, скачки чаще всего происходят на кварту
или квинту.
Встречаются форшлаги, украшающие основной костяк мелодии.
Звуковысотные характеристики
Песня исполняется в пределах квинты, при этом терцовый звук отсутствует.
У верхнего голоса подвижный, кружевной музыкальный рисунок.
У нижних голосов, в сравнении с верхним, более статичная мелодия, а
ритмический рисунок упрощен.
Слогоритм
«Кабы знала, не любила б я тебя» – плясовая песня
Форма мелострофы
Песенный текст состоит из восьми строф.
Каждая строфа состоит из двух частей, из которых вторая представляет
варьированный повтор первой.
Первая строфа имеет два мелодических построения, первое из которых –
запев одного человека, а второе – последующий подхват остальных голосов.
В остальных строфах все голоса вступают вместе.
Фактура
В произведении присутствуют очень сложные сочетания голосов по
вертикали и распевы.
Звуковысотные характеристики
В нотации Е.А. Дороховой песня изложена на двухстрочном нотном стане с
тремя мелодическими линиями.
Звукоряд верхней линии – терция, напев содержит в себе опевания,
покачивания и мелизматические украшения почти в конце каждой части
строфы.
Средняя линия имеет амбитус в объеме кварты, частичное расслоение на
терции с добавлением секунды, что в результате дает в звучании кластеры, а
в завершении строфы выстраивается квинта.
Слогоритм
В
песне
возникает
несколько
вариантов
слогоритмического
рисунка.
Рассмотрим на примере третьей и шестой строф.
Третья строфа:
Мене мамен(и)кяпоб(ы)ранивая,
Мене мамен(и)кяпоб(ы)ранивая,
Шестая строфа:
Пошла по воду, побила казаны,
Пошла по воду, побила казаны
«Под лесом-лесочком два пахаря пашут»- плясовая песня
Форма мелострофы
В опубликованном материале песня состоит из 13 строф, на аудиозаписи звучит
12 строф, 9 строфа пропускается исполнителями.
Строфа состоит из 2 частей: 1 часть – сюжетное развитие, 2 часть – рефрен.
Фактура
Многоголосная, в ней выделяется группа басов, тянущих или повторяющих звук,
сверху звучит «дискант» – солирующий голос, который охватывает весь
диапазон напева.
Запевает один человек, подхватывает ансамбль. Таким образом, образуется тип
многоголосной фактуры как «бурдоная диафония».
Также в фактуре выделяется более узнаваемый тембр голоса певицы, к
сожалению, в паспортных данных к песне не указано, кто запевает.
Запев звучит в другом ритмическом рисунке, не в том, как он сложится далее в
песне.
Расшифровка песни Е.А. Дороховой более сложная, насыщенная опеваниями,
мелизмами, звучит трёхголосие, есть места, где голоса разделяются на 4 линии.
Звуковысотные характеристики
Звукоряд песни заполненный в объеме м. 6 от ля малой октавы до фа первой
октавы.
Опорный тон – ля, побочный опорный тон до (он появляется в конце 1 стиха и
строфы). В напеве выделяется квинтовая ячейка ля – ми.
У верхнего голоса, который в напеве выделяется как солирующий, мелодия
развивается с элементами развитой мелизматики.
Движение между голоса преимущественно параллельное в диапазоне терции и
трезвучия.
Слогоритм.
Основными ансамблевыми сложностями и задачами народного коллектива при
исполнении хороводной песни являются:
-Единая форма звучания,
- Единая манера пения у всех исполнителей,
-Цепное дыхание,
-Чистота интонирования,
-Пение на «легато»
-Гармонический ансамбль между партиями хора
-Динамический ансамбль
-Дикционный ансамбль
Работа над хороводной песней в ансамбле проходит в несколько этапов:
Первый этап – это ознакомление ансамбля с жанром. Если имеется запись,
прослушать ее, либо сыграть на инструменте. Определить, какое количество
строф будет исполняться коллективом.
Следующий этап– это процесс разучивания. Нужно проговорить слогоритм.
Определить голоса в ансамбле. Далее произвести работу с отдельными
партиями, а затем поочередное их соединение друг с другом. Если имеется
запев, выбираем подходящий тембр голоса. Большое внимание уделяется работе
над чистотой интонации и правильным хоровым дыханием, чётким ритмом,
чистой дикцией. Особое внимание обращается на трудные места.
Средний
этап
разучивания–
это
соединение
партий
и
работа
над
вертикальным строем в ансамбле. Отмечаем менее получившиеся места,
отдельно работаем над определенной партией.
На
заключительном
этапе
работы
с
ансамблем
нужно
добиваться
целостности звучания произведения, работать над исполнительскими задачами.
На этом этапе важно, чтобы исполнители эмоционально передали характер
песни, её содержание.
При
разучивании
хороводно-плясовых
песен
«Голова
ты
моя,
головушка», «Кабы знала не любила я тебе», «Под лесом-лесочком два
пахаря пашут» для начала мы прослушали аудиозаписи этих песен.
Такое знакомство с песенным материалом помогло нам понять особенности
исполнения.
Прежде всего, мы познакомились с музыкально-поэтическим содержанием
песен. Прочитали дополнительные сведения из сборника Е.А. Дороховой.
Мы говорили о характере произведения и основных образах.
После общего ознакомления ансамбля с данными песнями мы приступали к
разбору его музыкального текста. Разбирали произведения небольшими частями,
и дольше останавливались на более трудных местах.
На первом этапе разучивания особого внимания требовала интонационная и
метроритмическая точность исполнения, также необходимо было чувствовать
опорные точки, мелодическое движение, чтобы пение не звучало формальным.
Так как жанр произведений – хороводная песня, мы стали изучать элементы
сценического движения, которые исполнялись в Харьковской области.
Здесь мы учитывали те движения, которые могли бы естественно
возникнуть при исполнении этих песен.
Хороводные песни сопровождаются движением по кругу с различными
перестроениями. В сборнике в примечаниях к песням было указано, что
исполняется стенка на стенку и в кругу с приплясом на месте.
В нашем исполнении с однокурсниками песня «Голова моя ты головушка»
исполнялась движением всех участников ансамбля стенка на стенку, песня
«Кабы знала не любила я тебя» была исполнена в кругу с приплясом на месте. И
хороводно-плясовая песня «Под лесом-лесочком» исполнялась движением 4х
человек по кругу, с поворотами в паре друг на друга, остальные стояли в
полукруге и выполняли приплясы на месте.
Большую роль во всех песнях играла запевала. Поэтому мы работали над
сольными фразами, определяющими звучание в куплете.
Основные трудности были связаны с работой над поэтическим текстом,
диалектными особенностями вокальной традиции села Завгороднее, а также
достижение плотного свободного вокального звука без напряжения.
Обдумывая и составляя план исполнения той или иной песни, мы опирались
не только на своё понимание художественного образа, но и на внутреннюю
эмоциональную
активность,
на
получение
удовольствия
от
совместного
творческого процесса. Для нас важно было попробовать научиться петь в данной
традиции, постараться правильно
исполнить
коллективно задуманную
программу.
«Голова моя ты головушка» – таночная песня
1. Ох(ы) голова ли моя ты головушка,
Лёли лёли да лелёйлёли .
2. Иг(э)ряливая и шутливая.
3. Да не велять , ходить грать на вулицу.
4. Грать на вулицу, на широкую.
5. На муравушку на зелёную.
6. Не велять глядеть на хорошего.
7. Да на хорошего, на пригожего.
8. На пригожего, речь хорошая.
9. Речь хорошая, лицо белое.
10. Лицо белое, брови чёрные.
«Кабы знала, не любила б я тебя» – плясовая песня
1.
Кабы знала, не любила б я тебе,
Не болело б моё сердце по табе,
2.
А теперя побаливая,
А теперя побаливая,
3.
Меня маменька побранивая,
Меня маменька побранивая,
4.
Родной батюшка пожуривая,
Родной батюшка пожуривая,
5.
Что я, девушка, наделала бяды,
Что я, девушка , наделала бяды,
6.
Пошла по воду побила казаны,
Пошла по воду побила казаны,
7.
Казаненьки мои медненькие,
Казаненьки мои медненькие,
8.
Коромыслица железненькие,
Коромыслица железненькие.
«Под лесом-лесочком два пахаря пашут»- плясовая песня
1.Под лесом-лесочком два пахаря паша,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
2.Два пахаря паша, третий рассевая,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
3.Третий рассевая, приговаривая,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
4.Расти, мой ляночек, и тонок, и гонок,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
5.И тонок, и гонок, и бел как ковыла,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
6.И бел как ковыла, и крепок как жила,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли,
7.Стал лён поспевати, а я горевати,
Ох ляли лёли лёли, да лилёй лёли лёли.
Работа по теме «Хороводные песни села Завгороднее в коллективе
народной песни» с материалом по фольклорной традиции села Завгороднее
вызвала во мне практический интерес.
Благодаря данному опыту, я увидела и поняла разницу исполнения в
народном и фольклорном ансамбле, ведь ранее мне не приходилось петь
фольклор. Большую роль сыграл тот фактор, когда погружаешься в песенный
материал вместе с людьми, которым также интересна эта музыка, не только для
того, чтобы сдать экзамен и получить зачет, а ещё и для получения душевного
удовольствия, когда ждёшь исполнения песни, чтобы поработать с ансамблем на
хоре, услышать новые окраски тембра голосов, поймать новые звучания в
мелодике и закрепить их.
Несомненно радостно, что имелась возможность услышать аудио-
материал данной традиции. Нельзя не отметить, что какие-то важные моменты,
вероятнее всего, были упущены в стадии разучивании песен, в силу отсутствия
большого опыта, в силу возраста ансамбля, но мы попытались понять смысл,
погрузиться в этот материал на сколько нам это было возможно на данный
период времени.
Получив результат в виде исполнения этой программы на концерте, можно
по-разному судить хорошо или плохо это было исполнено, но если смотреть с
другой стороны, то это было исполнено с творческой заинтересованностью
нашего курса и получением навыков на будущее при работе с вокальными
ансамблями.