Автор: Азаров Сергей Николаевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский машиностроительный техникум"
Населённый пункт: г.Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики
и во внеурочное время
Азаров С.Н.,
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный
техникум»
Современный урок физики даёт возможность обучающимся самостоятельно
приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации
является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно
пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее
решения, что важно при формировании мировоззрения.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в
соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности
используются
разнообразные
формы,
методы
и
средства
учебно-воспитательной
работы:
1) использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных
этапах уроков, при организации индивидуальной и
групповой работы обучающихся,
самостоятельной
работы
во
время
лабораторно-
практической
деятельности,
при
выполнении демонстрационного эксперимента, решении расчетных задач по физике и задач
с производственным содержанием;
2)
работа с обучающимися во внеурочное время (домашний эксперимент, подготовка к
студенческим научно – практическим конференциям, физический КВН, турниры);
3) подготовка к курсовым работам по физике.
Например, курсовые работы по темам «Цепная реакция деления ядер урана. Ядерный
реактор. Применение атомной энергии», «Применение лазера при
резке металлов и в вычислительной технике».
Классификация уроков-исследований:
Урок-исследование, в основе которого лежат различные источники знаний.
Главной
особенностью
данного
урока
является
наличие
целевого
плана
действий
обучающихся,
каждому
из
которых
раздается
«Технологическая
карта
урока».
Технологическая карта – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению
информационной части.
Главное
в
таком
обучении – пошаговый
контроль
с
возможностью самооценки уровня освоения материала.
Урок строится следующим образом:
мозговая атака - обучающиеся, работая в парах,
составляют
список
того,
что
они
знают
или
думают
по
предложенной
теме.
Лимит
времени обычно составляет 5 минут. Работа в паре помогает обрести уверенность тем
обучающимся, которые испытывают затруднения, выступая перед большой аудиторией.
Обучающиеся записывают уже известные по данной теме знания. Следует записать
спорные идеи и вопросы. Затем работают с новым материалом (параграф учебника, видео-
или
аудиоматериал),
пытаясь
найти
ответы
на
поставленные
ими
вопросы.
После
знакомства
с
новым
материалом
предлагается
записать
новые
знания.
Дается
совет
расположить
ответы
напротив
поставленных
вопросов.
Обучающимся
предлагается
сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной в результате работы.
1
Например, целью урока «Свойства электромагнитных волн, распространение их и
применение»
является
продолжить
развивать
у
обучающихся
умения
самостоятельно
работать с дополнительной литературой, извлекать информацию из учебника, учебного
кинофильма,
ресурсов
сети
Интернет,
делать
выводы,
выступать
перед
аудиторией.
Большое
внимание
было
уделено
самостоятельной
работе
обучающихся
(заполнение
листков с заданиями «С»), проведению эксперимента.
Или, например, целью урока по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса» является
развивать критическое мышление обучающихся путем самостоятельной работы с книгой,
дополнительной литературой. Перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос
«Как добиться 1-ой космической скорости 8 км/с».
Обучающиеся подготовили к уроку мини- исследования по темам:
«Циолковский- основоположник теоретической космонавтики»
«С.П.Королев – главный конструктор космических аппаратов»
«Первый космонавт Ю.А.Гагарин»
«Реактивные движения в годы Великой Отечественной войны»
Урок-исследование с использованием ресурсов сети Интернет, электронных учебников
Так как информация Интернет-ресурсов не всегда структурирована и не отвечает
привычным для исследования критериям, первоначально я сам изучаю информационные
ресурсы Сети, а затем уже рекомендую их обучающимся.
Так, на 1 курсе тема «Вес тела. Невесомость» изучается обучающимися самостоятельно.
На
таком
уроке
предполагается
развитие
структурных
звеньев
целостного
мыслительного
процесса:
мотивационного,
ориентировочного-исследовательского,
операционного.
Работа в группах
Работа в группах позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных
условиях, учит взаимопомощи, помогает согласовывать разные мнения, почувствовать себя
в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при
проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.
Проведение нетрадиционных уроков
Подобный
вид
организации
учебных
и
внеклассных
занятий
помогает
обучающимся
самореализоваться,
позволяет
делиться
своим субъектным опытом и
учиться в
творческом взаимодействии.
Бинарный урок
Целью
бинарного урока (физика – материаловедение) по теме «Физические свойства
металлов»
является
изучить
физические
свойства
металлов,
определить
плотности
предложенных
образцов, классифицировать их на лёгкие и тяжёлые, легкоплавкие и
тугоплавкие, изучить особенности линейного и объёмного расширения металлов. Особое
внимание на уроке было уделено работе со справочной литературой, связать изучаемый
материал
с
избранной
специальностью.
Работа
по
данному
плану
активизировала
мысленную
деятельность
обучающихся,
позволила
увидеть
процесс
научного
поиска,
способствовала появлению положительного отношения к учёбе.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее
продуктивным является использование исследовательской деятельности обучающихся.
Использование проектной технологии как постоянной составляющей образовательного
процесса позволяет развить физическое мышление и уровень понимания обучающимися
законов физики.
Типы и темы проектов
Исследовательский проект
Творческий проект
Прикладной проект
П е р с п е к т и в ы
р а з в и т и я
Свойства
Опорная схема – конспект
2
электроэнергетики в России
электромагнитных волн
«Магнитное поле»
Создание любого типа проекта – процесс не только творческий, но и трудоемкий,
требующий
уже
сформированных
творческих
навыков
разного
вида,
например,
выполнения творческих заданий типа: сравните, решите проблему, установите причину,
докажите.
Исследовательские
проекты
осуществляются
как
в
урочной, так и во внеклассной
деятельности. В любом исследовательском проекте проявляется творчество обучаю-
щихся.
Например,
исследовательские
работы
обучающихся
по
темам
«Экономия
электроэнергии», «Причины аварии на Чернобыльской АЭС».
Индивидуальные проектные задания с использованием ИКТ
Перед изучением
новой темы по физике каждому обучающемуся дается творческое
задание по созданию электронного сканворда или мультимедийной презентации. Сканворд
должен состоять из 30 словесных вопросов и 10 вопросов с использование физических
терминов, понятий, приборов, явлений, ученых внёсших вклад в развитие изучаемого
раздела
физики.
При
составлении
вопросов
и
подготовке
ответов
обучающийся
осмысливает
физические понятия
и явления на новом уровне, систематизирует и
интегрирует свои знания.
Созданию мультимедийной презентации в программной среде PowerPoint
предшествует
отбор
необходимой
учебной
информации
(научных
текстов,
рисунков,
фотографий, схем, таблиц, видеоклипов, звуковых объектов). Обучающиеся обращаются
не только к материалам традиционных учебников, но и работают с компьютерными
средствами
обучения
(электронными
учебными
пособиями
и
энциклопедиями,
образовательными программами по физике).
Чаще всего в процессе обучения обучающимися создаются краткосрочные
информационные мини-проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо
источнике,
на
его
анализ
и
обработку,
предполагающую
обобщение
каких-либо
физических фактов. Представляется такая работа в группе в виде презентации.
Развитие навыков исследовательской деятельности в полной мере способствует
творческой самореализации личности обучающихся, о чем говорят результаты их
участия
в
студенческих
научно
–
практических
конференциях
и
предметных
олимпиадах.
3