Напоминание

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики и во внеурочное время


Автор: Азаров Сергей Николаевич
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский машиностроительный техникум"
Населённый пункт: г.Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики

и во внеурочное время

Азаров С.Н.,

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный

техникум»

Современный урок физики даёт возможность обучающимся самостоятельно

приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации

является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.

Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее

решения, что важно при формировании мировоззрения.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в

соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности

используются

разнообразные

формы,

методы

и

средства

учебно-воспитательной

работы:

1) использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных

этапах уроков, при организации индивидуальной и

групповой работы обучающихся,

самостоятельной

работы

во

время

лабораторно-

практической

деятельности,

при

выполнении демонстрационного эксперимента, решении расчетных задач по физике и задач

с производственным содержанием;

2)

работа с обучающимися во внеурочное время (домашний эксперимент, подготовка к

студенческим научно – практическим конференциям, физический КВН, турниры);

3) подготовка к курсовым работам по физике.

Например, курсовые работы по темам «Цепная реакция деления ядер урана. Ядерный

реактор. Применение атомной энергии», «Применение лазера при

резке металлов и в вычислительной технике».

Классификация уроков-исследований:

Урок-исследование, в основе которого лежат различные источники знаний.

Главной

особенностью

данного

урока

является

наличие

целевого

плана

действий

обучающихся,

каждому

из

которых

раздается

«Технологическая

карта

урока».

Технологическая карта – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению

информационной части.

Главное

в

таком

обучении – пошаговый

контроль

с

возможностью самооценки уровня освоения материала.

Урок строится следующим образом:

мозговая атака - обучающиеся, работая в парах,

составляют

список

того,

что

они

знают

или

думают

по

предложенной

теме.

Лимит

времени обычно составляет 5 минут. Работа в паре помогает обрести уверенность тем

обучающимся, которые испытывают затруднения, выступая перед большой аудиторией.

Обучающиеся записывают уже известные по данной теме знания. Следует записать

спорные идеи и вопросы. Затем работают с новым материалом (параграф учебника, видео-

или

аудиоматериал),

пытаясь

найти

ответы

на

поставленные

ими

вопросы.

После

знакомства

с

новым

материалом

предлагается

записать

новые

знания.

Дается

совет

расположить

ответы

напротив

поставленных

вопросов.

Обучающимся

предлагается

сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной в результате работы.

1

Например, целью урока «Свойства электромагнитных волн, распространение их и

применение»

является

продолжить

развивать

у

обучающихся

умения

самостоятельно

работать с дополнительной литературой, извлекать информацию из учебника, учебного

кинофильма,

ресурсов

сети

Интернет,

делать

выводы,

выступать

перед

аудиторией.

Большое

внимание

было

уделено

самостоятельной

работе

обучающихся

(заполнение

листков с заданиями «С»), проведению эксперимента.

Или, например, целью урока по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса» является

развивать критическое мышление обучающихся путем самостоятельной работы с книгой,

дополнительной литературой. Перед обучающимися был поставлен проблемный вопрос

«Как добиться 1-ой космической скорости 8 км/с».

Обучающиеся подготовили к уроку мини- исследования по темам:

«Циолковский- основоположник теоретической космонавтики»

«С.П.Королев – главный конструктор космических аппаратов»

«Первый космонавт Ю.А.Гагарин»

«Реактивные движения в годы Великой Отечественной войны»

Урок-исследование с использованием ресурсов сети Интернет, электронных учебников

Так как информация Интернет-ресурсов не всегда структурирована и не отвечает

привычным для исследования критериям, первоначально я сам изучаю информационные

ресурсы Сети, а затем уже рекомендую их обучающимся.

Так, на 1 курсе тема «Вес тела. Невесомость» изучается обучающимися самостоятельно.

На

таком

уроке

предполагается

развитие

структурных

звеньев

целостного

мыслительного

процесса:

мотивационного,

ориентировочного-исследовательского,

операционного.

Работа в группах

Работа в группах позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных

условиях, учит взаимопомощи, помогает согласовывать разные мнения, почувствовать себя

в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при

проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Проведение нетрадиционных уроков

Подобный

вид

организации

учебных

и

внеклассных

занятий

помогает

обучающимся

самореализоваться,

позволяет

делиться

своим субъектным опытом и

учиться в

творческом взаимодействии.

Бинарный урок

Целью

бинарного урока (физика – материаловедение) по теме «Физические свойства

металлов»

является

изучить

физические

свойства

металлов,

определить

плотности

предложенных

образцов, классифицировать их на лёгкие и тяжёлые, легкоплавкие и

тугоплавкие, изучить особенности линейного и объёмного расширения металлов. Особое

внимание на уроке было уделено работе со справочной литературой, связать изучаемый

материал

с

избранной

специальностью.

Работа

по

данному

плану

активизировала

мысленную

деятельность

обучающихся,

позволила

увидеть

процесс

научного

поиска,

способствовала появлению положительного отношения к учёбе.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее

продуктивным является использование исследовательской деятельности обучающихся.

Использование проектной технологии как постоянной составляющей образовательного

процесса позволяет развить физическое мышление и уровень понимания обучающимися

законов физики.

Типы и темы проектов

Исследовательский проект

Творческий проект

Прикладной проект

П е р с п е к т и в ы

р а з в и т и я

Свойства

Опорная схема – конспект

2

электроэнергетики в России

электромагнитных волн

«Магнитное поле»

Создание любого типа проекта – процесс не только творческий, но и трудоемкий,

требующий

уже

сформированных

творческих

навыков

разного

вида,

например,

выполнения творческих заданий типа: сравните, решите проблему, установите причину,

докажите.

Исследовательские

проекты

осуществляются

как

в

урочной, так и во внеклассной

деятельности. В любом исследовательском проекте проявляется творчество обучаю-

щихся.

Например,

исследовательские

работы

обучающихся

по

темам

«Экономия

электроэнергии», «Причины аварии на Чернобыльской АЭС».

Индивидуальные проектные задания с использованием ИКТ

Перед изучением

новой темы по физике каждому обучающемуся дается творческое

задание по созданию электронного сканворда или мультимедийной презентации. Сканворд

должен состоять из 30 словесных вопросов и 10 вопросов с использование физических

терминов, понятий, приборов, явлений, ученых внёсших вклад в развитие изучаемого

раздела

физики.

При

составлении

вопросов

и

подготовке

ответов

обучающийся

осмысливает

физические понятия

и явления на новом уровне, систематизирует и

интегрирует свои знания.

Созданию мультимедийной презентации в программной среде PowerPoint

предшествует

отбор

необходимой

учебной

информации

(научных

текстов,

рисунков,

фотографий, схем, таблиц, видеоклипов, звуковых объектов). Обучающиеся обращаются

не только к материалам традиционных учебников, но и работают с компьютерными

средствами

обучения

(электронными

учебными

пособиями

и

энциклопедиями,

образовательными программами по физике).

Чаще всего в процессе обучения обучающимися создаются краткосрочные

информационные мини-проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо

источнике,

на

его

анализ

и

обработку,

предполагающую

обобщение

каких-либо

физических фактов. Представляется такая работа в группе в виде презентации.

Развитие навыков исследовательской деятельности в полной мере способствует

творческой самореализации личности обучающихся, о чем говорят результаты их

участия

в

студенческих

научно

практических

конференциях

и

предметных

олимпиадах.

3



В раздел образования