Напоминание

Открытый урок по поэме А.С.Пушкина "Полтава". "Художественное слово - это орудие памяти"


Автор: Евдокия Павловна Нарватова
Должность: МБОУ СОШ№1
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: Приморский край, город Большой Камень
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Открытый урок по поэме А.С.Пушкина "Полтава". "Художественное слово - это орудие памяти"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения. Художественное слово – это орудие памяти.

( По поэме А.С.Пушкина «Полтава»).

ЦЕЛИ:

- показать мастерство А.С.Пушкина в изображении героического прошлого России;

- углубить знания учащихся в области литературоведческих терминов;

- углубить знания в понимании авторского замысла;

- учить видеть художественные особенности поэмы как лироэпического жанра;

определить авторское отношение к героям.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора

к нему; произвести анализ текста.

Развивающие: развить логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитывающие:

воспитать любовь к русской литературе; прививать учащимся

гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей

страны.

ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.

ВИД УРОКА: урок-беседа.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ РАБОТЫ: метод проблемного изложения (создание проблемной

ситуации); эвристический метод (аналитическая беседа, построения логической цепи

рассуждений);

информационно-рецептивный

метод;

репродуктивный

метод

(слово

учителя, фронтальная беседа, опрос).

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Предметные результаты:

уметь анализировать поэтический текст, находить в нем

средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты:

-

Регулятивные УУД:

целеполагание на уровне принятия практической задачи и

постановки учебной задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

- Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить

монологическое контекстное высказывание.

- Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

Личностные результаты: уважительное отношение к русской литературе; стремление к

речевому самосовершенствованию.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: связь с историей.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, обычная доска, рабочие тетради.

Ход урока

1.

Организационный момент. Работа по эпиграфам.

Подвиг как бы неполон, когда его некому прославить.

У.С.Моэм.

Поэма …заключает в себе несколько

поэм, и по тому самому не составляет одной поэмы. Богатство её содержания не

могло высказаться в одном сочинении, и она распалась от тяжести этого богатства.

Третья песня её нечто особенное, отдельная поэма в эпическом жанре.

В.Г.Белинский.

Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых

происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего

врага, утвердила русское владычество на юге, обеспечила новые завоевания на

севере и показала государству и необходимость преобразований совершаемых

царём.

А.С.Пушкин.

Выступления ребят. Историческая справка. События Полтавской битва.

Кадр из фильма «Слуга Государев» (2007г.)

II. Актуализация знаний.

Слово учителя. Пушкин взял для своей поэмы одно центральное событие петровского

времени. Он прекрасно понимал колоссальное значение Полтавской победы для развития

русского народа как великой нации. В предисловии к поэме он писал: »Полтавская битва

есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра

Великого. Она избавила его от опаснейшего врага, утвердила русское владычество на юге,

обеспечила новые завоевания на севере и показала государству и необходимость

преобразований, совершаемых царём»

Выступление ученика. Историческая справка

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в

России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого,

который был его любимым героем. Став царем (1696) Петр поставил перед собой задачу:

усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате

Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря

(до этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было

вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал

победу над слабыми, неподготовленными войсками противника. В 1709 году он вторгся в

Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Слово учителя. Целью нашего урока является то, что мы должны углубиться в текст, в

ткань произведения, чтобы понять, как через художественное слово мы проникаемся

уважением к далёкому прошлому нашей родины. Вот на эти вопросы попробуем найти

ответы

- Что помогает нам понять величие и славу дел Петра Первого?

- Почему А.С.Пушкин выбрал именно такую форму описания этого события?

- С какой целью он ввёл историю драматической любви Марии и Мазепы?

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует живые яркие

образы?

- Как в выборе жанра поэмы отразилась отношение поэта и к образу Петра Великого и

трагическим судьбам героев?

Выразительное чтение отрывка « Была та смутная пора..» на фоне показа слайдов

«Начало царствования Петра»

- Какая мысль подчёркнута в этой строфе?

Работа по сюжету поэмы. Восстановить эпизоды, связанные с образом Петра Первого (1

группа), эпизоды, связанные с образами Марии и Мазепы (2 группа).

Учитель. В поэме две сюжетные линии : исторический и романтический, и именно

романтический элемент придаёт эту яркость, величие и торжественность. Поэма собирает

различные события около идеи мести ( семейный) и возмездия (исторический)

- Как показана глубокая связь Петра с Россией и её судьбой

- Как можно назвать сюжет 1 песни

Выразительное чтение 1-3 строф (Песнь первая)

Богат и славен Кочубей…

Выразительное чтение 13-15 (Песнь первая)

И вскоре слуха Кочубея

Коснулась роковая весть..

- Как называется такой приём построения эпизодов, событий, характеров?

- Найдите эти противопоставления в тексте?

Два сюжета в поэме : исторический и романтический, который заканчивается

драматично, в отличие от исторического

- Что связывает эти сюжеты?

- Что предпринимает Кочубей?

- Как личная месть переходит в возмездие?

- Чем отличаются эти слова месть и возмездие? (месть – общеупотребительное слово,

возмездие – слово с эмоционально-экспрессивной окраской, с пометой книжн. )

В отношении семейной драмы применимо слово месть, а в историческом

сюжете – возмездие.

- В какой строфе каждому герою воздалось по заслугам? (В эпилоге. Прочитать

строки)

Работа по группам. Выписать из текста средства выразительности в описании

Петра Первого перед битвой (1 группа), портрет Петра после победно

завершённого сражения( 2 группа), портрет Карла 12 (3 группа)

- Каким показан Пётр Первый? (Всего в 24 строчках появляется Пётр, но какой

яркий образ создал А.С.Пушкин в следующих строках:

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

(

Остановиться на роли местоимения мы и роли эпитета славный час)

…Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза.

( Божия гроза как возмездие, дело Петра – святое дело, да прощены будут ему

многие грехи – он действует по велению Божьему)

Пирует Пётр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вожде, вождей чужих,

И славных пленниках ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

- Какими чертами наделяет своего героя Пушкин в этих строках? ( Чертами

истинного велокодушия, которое присуще настоящему герою, судьбу народа,

нации он решил). Чтение эпиграфа

- А как сложилась личная судьба отдельных героев? Например, Марии? Её отца

Кочубея?

- Что значит судьба отдельного человека в судьбе целого народа? Какими

чувствами мы проникаемся к Марии? Чувством жалости, потому что судьба её

ужасна. Почему?

- Представили бы мы картину боя, переживали бы за героев, а иногда даже

отождествляли себя с героями, если бы знакомились только с фактами, как на

уроках истории?

- Что воздействует на наши чувства сильнее, чем информация?

Учитель. «Полтава - это произведение художественной литературы, и развивается оно по

своим законам. В художественном произведении необязательно каждая часть связана с

целым, необязательно герои должны соприкасаться, важнее с композиционной точки

зрения степень сходства и различия между героями.

- Между кем легко выявить различие? Почему? (Это поэма, а в поэме очень

сильно лирическое начало, явно выражено отношение автора к событиям, к

героям.)

Чтение эпиграфа. (Высказывание Белинского).

Учитель. И вот здесь важным организующим звеном между частями, героями становится

слово: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. Поэма изобилует устаревшими словами:

младой, очи,чело, власы,млат, лик и др.

- При описании какого героя поэт использует данные слова? ( При описании Петра,

для придания торжественности)

- Почему именно третью песнь великий критик считал совершенной ?

- Каков лексический строй поэмы?

Чтение сцены казни Кочубея и Искры.

Свершилась казнь. Народ беспечный

Идёт, рассыпавшись, домой

И про свои работы вечны

Уже толкуют меж собой.

( Как в жизни: высокое - смерть и мирское – суета жизни – всегда рядом).

- Может ли действие поэмы, полное драматизма, развиваться плавно и спокойно?

- Что чувствует Мазепа после казни? (Казнь отца Марии обрывает и

романтическую линию: Мария покинула его )

( Действие развивается скачками, часто предложения обрываются, явления

противопоставляются. Сравните ссстояние Кочубея и Мазепы накануне казни.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

- Как связать эту прекрасную картину природы с состоянием Мазепы накануне

казни Кочубея? (Чтение строфы Заутра казнь.. )

- В чём заключается различие состояния героев в этой сцене? ( Драматичность

событий усилена обилием сравнений)

- Между какими персонажами в поэме можно найти больше различий? Почему?

Петр I

Карл XII

Появление на поле битвы

Взгляд на поле боя

Команда к началу

сражения

Уверенность в победе

Над таблицей работают дома.

V. ИТОГ. Рефлексия. Мини-опрос.

1.

Что

узнали

нового

?

2.

Какие

эпизоды

особенно

вас

впечатлили

?

3.

Появилось

ли

у

вас

желание

прочитать

дополнительную

информацию

про

это

событие

?

4.

Чем

отличается

текст

художественного

произведения

от

исторического

источника

?

5.

Объясните

тремя

предложениями

смысл

поэмы

.

6.

Какие

3

аргумента

назвали

бы

своим

друзьям

,

чтобы

они

прочитали

поэму

?

VI.

Домашнее

задание

:

1.

Заполните

таблицу

.

2.

Выучите

наизусть

отрывок

«

Горит

восток

..»

3.

Внимательно

прочитайте

эпилог

и

ответьте

на

вопрос

«

Какую

славу

заслужили

герои

поэмы

?

Почему

?

4.

Письменно

ответить

на

вопрос

«

Какую

роль

играет

эпиграф

в

поэме

?



В раздел образования