Напоминание

Приемы работы с текстом на уроках русского языка


Автор: Воронкова Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Солнцовкая СОШ
Населённый пункт: Красноярский Край Емельяновский район Послок Солонцы
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Образование сегодня строится по формуле: от действия – к мысли. Современный

урок основывается на смене различных видов

деятельности: игровой, учебной,

познавательной, подразумевает активное общение между участниками образовательного

процесса. Отсюда можно смело утверждать, что системно-деятельностный подход в

образовании является основой, порождающей компетенции, знания, умения и навыки. В

процессе обучения ребенок прежде всего не только получает знания, но и приобретает

навыки, позволяющие стать успешным в социуме. В связи с этим акцент делается на такие

виды

развития

как

личностное,

социальное,

познавательное,

коммуникативное.

Так, личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к

саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной, бытовой повседневной

деятельности,

высокой

социальной

и

профессиональной

активности

на

основе

непрерывного

образования.

Ученик

должен

“уметь

учиться”.

Под социальным

развитием подразумевается

принятие

учащимися

общественных

ценностей.

Познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся багажа

научных знаний, но и развитием способности управлять своей познавательной и

интеллектуальной деятельностью. Коммуникативное развитие позволяет учащимся стать

равноправными участниками процесса общения, уметь при этом дать оценку мнению

партнера, уметь слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,

участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить

сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и

невербальными средствами коммуникации.

Русский язык обеспечивает формирование познавательного, коммуникативного,

личностного и социального развития. Овладение универсальными учебными действиями

(личностными,

регулятивными,

познавательными,

коммуникативными)

на

уроках

русского языка дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых

знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В данной

статье приведены некоторые методы и приемы работы на уроке, позволяющие успешно

формировать универсальные умения и навыки у учащихся на уроках русского языка.

Эффективным

средством

по

достижению

планируемых

метапредметных

результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными

материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся

познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в

конце

учебника

по

русскому

языку

словари

(орфоэпический,

орфографический,

толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих

обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне

урока.

Особенное внимание, на мой взгляд, следует уделять работе с этимологическим

словарем. При работе с терминами анализ слова с точки зрения его происхождения

зачастую помогает учащимся составить

определение термина, дает возможность

поработать над его значением. Хочется привести фрагмент урока «Имя существительное

как часть речи» в 5 классе.

. На этапе урока «объяснение нового материала» учитель дает справку

об

этимологии слова «существительное».

- Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской,

датской, шведской, норвежской – имя существительное

обозначается словом,

происходящим от латинского SUBSTANTIA «субстантивум» - субстанция, которое в

переводе означало: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, что слово

«существительное» имеет дело как раз с самой сущностью мира.

Далее учащимся предлагаются вопросы:

- А как вы понимаете сочетание слов «сущность мира»??? (Ответы: то, что нас

окружает; мир вокруг и т.д.)

- А что нас окружает? (Люди, машины, растения, мебель, природа и т.д.)

-Каким словом можно назвать все, что вы перечислили? ( Предметы)

- Отсюда вывод: что означает существительное? ( Предмет)

Учащиеся

сами,

путем

анализа

и

логической

цепочки,

вывели

основное

грамматическое значение имени существительно. Подобную работу с терминами можно

организовать на любом предмете, этимологический анализ слова позволяет более полно

представить ученику его

значение, позволяет в дальнейшем включить это слово в

словарный запас и активно использовать в своей речи.

Весьма эффективной деятельностью при формировании УУД является работа с

текстом. Именно

работа с текстом открывает возможности для формирования

познавательных,

логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-

следственных связей.

Любимым заданием для моих учащихся является работа с кластером (схемой) при

анализе текста. На уроке можно предложить разные варианты кластера: схему с пустыми

ячейками для самостоятельного заполнения в течение урока либо частично заполненную,

когда ребята дополняют кластер информацией при работе с текстом в продолжение урока

(см. пример схемы). Кластер позволяет работать над систематизацией материала, делать

заключения к этапам урока, оформляя их в кластере, развивать логические связи.

Для учащихся данная работа с кластером является еще и самоанализом в конце

урока и способствует развитию регулятивных действий. Кластер является продуктом

деятельности учащегося, по которому он может сделать вывод, насколько удалось

реализовать поставленные перед собой в начале урока цели, оценить себя.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, сегодня – это

требование времени. Учителю приходиться осваивать новые технологии, искать новые

методы для организации урока. В данной статье я постаралась поделиться некоторыми

эффективными методами работы на уроке, которые, на мой взгляд, могут повысить

мотивацию учащихся к процессу обучения, а также будут способствовать формированию

универсальных учебных действий по требованию новых государственных стандартов.

Данные методы применимы не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим

предметам школьной программы.

ТЕМА

Проблема

текста

Позиция

автора

Тип текста

Стиль текста

Средства

выразительности

текст

Моя позиция по

проблеме



В раздел образования