Автор: Воронкова Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Солнцовкая СОШ
Населённый пункт: Красноярский Край Емельяновский район Послок Солонцы
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Образование сегодня строится по формуле: от действия – к мысли. Современный
урок основывается на смене различных видов
деятельности: игровой, учебной,
познавательной, подразумевает активное общение между участниками образовательного
процесса. Отсюда можно смело утверждать, что системно-деятельностный подход в
образовании является основой, порождающей компетенции, знания, умения и навыки. В
процессе обучения ребенок прежде всего не только получает знания, но и приобретает
навыки, позволяющие стать успешным в социуме. В связи с этим акцент делается на такие
виды
развития
как
личностное,
социальное,
познавательное,
коммуникативное.
Так, личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной, бытовой повседневной
деятельности,
высокой
социальной
и
профессиональной
активности
на
основе
непрерывного
образования.
Ученик
должен
“уметь
учиться”.
Под социальным
развитием подразумевается
принятие
учащимися
общественных
ценностей.
Познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся багажа
научных знаний, но и развитием способности управлять своей познавательной и
интеллектуальной деятельностью. Коммуникативное развитие позволяет учащимся стать
равноправными участниками процесса общения, уметь при этом дать оценку мнению
партнера, уметь слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и
невербальными средствами коммуникации.
Русский язык обеспечивает формирование познавательного, коммуникативного,
личностного и социального развития. Овладение универсальными учебными действиями
(личностными,
регулятивными,
познавательными,
коммуникативными)
на
уроках
русского языка дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В данной
статье приведены некоторые методы и приемы работы на уроке, позволяющие успешно
формировать универсальные умения и навыки у учащихся на уроках русского языка.
Эффективным
средством
по
достижению
планируемых
метапредметных
результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными
материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся
познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в
конце
учебника
по
русскому
языку
словари
(орфоэпический,
орфографический,
толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих
обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне
урока.
Особенное внимание, на мой взгляд, следует уделять работе с этимологическим
словарем. При работе с терминами анализ слова с точки зрения его происхождения
зачастую помогает учащимся составить
определение термина, дает возможность
поработать над его значением. Хочется привести фрагмент урока «Имя существительное
как часть речи» в 5 классе.
. На этапе урока «объяснение нового материала» учитель дает справку
об
этимологии слова «существительное».
- Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской,
датской, шведской, норвежской – имя существительное
обозначается словом,
происходящим от латинского SUBSTANTIA «субстантивум» - субстанция, которое в
переводе означало: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, что слово
«существительное» имеет дело как раз с самой сущностью мира.
Далее учащимся предлагаются вопросы:
- А как вы понимаете сочетание слов «сущность мира»??? (Ответы: то, что нас
окружает; мир вокруг и т.д.)
- А что нас окружает? (Люди, машины, растения, мебель, природа и т.д.)
-Каким словом можно назвать все, что вы перечислили? ( Предметы)
- Отсюда вывод: что означает существительное? ( Предмет)
Учащиеся
сами,
путем
анализа
и
логической
цепочки,
вывели
основное
грамматическое значение имени существительно. Подобную работу с терминами можно
организовать на любом предмете, этимологический анализ слова позволяет более полно
представить ученику его
значение, позволяет в дальнейшем включить это слово в
словарный запас и активно использовать в своей речи.
Весьма эффективной деятельностью при формировании УУД является работа с
текстом. Именно
работа с текстом открывает возможности для формирования
познавательных,
логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-
следственных связей.
Любимым заданием для моих учащихся является работа с кластером (схемой) при
анализе текста. На уроке можно предложить разные варианты кластера: схему с пустыми
ячейками для самостоятельного заполнения в течение урока либо частично заполненную,
когда ребята дополняют кластер информацией при работе с текстом в продолжение урока
(см. пример схемы). Кластер позволяет работать над систематизацией материала, делать
заключения к этапам урока, оформляя их в кластере, развивать логические связи.
Для учащихся данная работа с кластером является еще и самоанализом в конце
урока и способствует развитию регулятивных действий. Кластер является продуктом
деятельности учащегося, по которому он может сделать вывод, насколько удалось
реализовать поставленные перед собой в начале урока цели, оценить себя.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, сегодня – это
требование времени. Учителю приходиться осваивать новые технологии, искать новые
методы для организации урока. В данной статье я постаралась поделиться некоторыми
эффективными методами работы на уроке, которые, на мой взгляд, могут повысить
мотивацию учащихся к процессу обучения, а также будут способствовать формированию
универсальных учебных действий по требованию новых государственных стандартов.
Данные методы применимы не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим
предметам школьной программы.
ТЕМА
Проблема
текста
Позиция
автора
Тип текста
Стиль текста
Средства
выразительности
текст
Моя позиция по
проблеме