Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка


Автор: Славнова Лиана Азатовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Нижнневартовский нефтяной институт (филиал) ФГБОУ ВО
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Системно-деятельностный подход на уроках английского

языка

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают ситуацию, в которой

педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов

обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно преподаватель в новых

условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени

соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным

языкам и определенной учебной группе. Понимание преподавателем процессов, лежащих в основе

функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует

выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения. Как гласит

китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и

смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Для

активизации

познавательной

и

практической

деятельности

студентов

на

уроках

иностранного языка необходимо использовать деятельностный подход, так как он формирует

мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный

фон занятия.

Так, какие же приемы можно использовать на уроках иностранного языка в целях реализации

принципов системно-деятельностного подхода? Приемы работы могут быть разнообразны: игровые

формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование визуализации,

активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного

материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке;

применение ролевой игры, применение деловой и дискуссии.

В самом начале в организационном этапе занятия системно-деятельностный подход может быть

использован в формате определения студентами цели, задачи урока. При помощи небольшого

видеоролика можно их самих подвести к теме урока. Во время речевой зарядки может быть

использован приём «мозговой штурм», что дает возможность обсудить и принять решения,

высказаться.

Кроме того, в рамках деятельностного подхода на занятиях иностранного языка целесообразно

применять парную работу. Хочется отметить, что студентам очень нравится выполнение учебного

материала в формате парной работы. Наиболее часто применяемые методики парной работы на

занятиях- это методика взаимотренажа, методика взаимопередачи, методика взаимопроверки

индивидуальных заданий и тд. Болеетого, студенты всех курсов могут быть вовлечены в составлении

диалогов по разным тематическим ситуациям с использованием новых лексических единиц и

закреплением грамматического материала. Так для первого и второго курса можно использовать

ситуации знакомства, определение в местности, нахождения в кафе. Студенты старших курсов могут

создавать диалоги в структуре бизнес английского, употребляя техническую терминологию.

Для реализации системно-деятельностного подхода актуально использовать групповую работу.

Вот несколько примеров наиболее часто используемые на занятиях:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды студентов, каждому из студентов

предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной

задачи. Студентам приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах студенты работают над темой или лексикой.

После этого группы сравнивают результаты своей работы.

Групповая форма работы может быть выражена в

1.

Ролевых играх.

Они позволяют совершенствовать речевые умения и навыки студентов,

формируют учебное сотрудничество и партнерство

2.

Дискуссиях, которые

способствуют активному и свободному развитию личности в

деятельности, учат студентов свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения.

В системе деятельностного подхода может быть использован метод проектов. Обучающиеся

ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы. Метод проектов,

как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая

завершается реальным результатом, формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру

общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Также большое значение в обучении

иностранному языку играют мини-проекты. Студенты выполняют их дома при подготовке

домашнего задания или непосредственно на занятии.

При деятельностном характере занятия создается ситуация успеха, и самовыражение личности.

Цель преподавателя научить студентов самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся

умений и навыков. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов

открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных

этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются

адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.



В раздел образования