Автор: Славнова Лиана Азатовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Нижнневартовский нефтяной институт (филиал) ФГБОУ ВО
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное
Системно-деятельностный подход на уроках английского
языка
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают ситуацию, в которой
педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов
обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно преподаватель в новых
условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени
соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным
языкам и определенной учебной группе. Понимание преподавателем процессов, лежащих в основе
функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует
выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения. Как гласит
китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и
смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
Для
активизации
познавательной
и
практической
деятельности
студентов
на
уроках
иностранного языка необходимо использовать деятельностный подход, так как он формирует
мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный
фон занятия.
Так, какие же приемы можно использовать на уроках иностранного языка в целях реализации
принципов системно-деятельностного подхода? Приемы работы могут быть разнообразны: игровые
формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование визуализации,
активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного
материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке;
применение ролевой игры, применение деловой и дискуссии.
В самом начале в организационном этапе занятия системно-деятельностный подход может быть
использован в формате определения студентами цели, задачи урока. При помощи небольшого
видеоролика можно их самих подвести к теме урока. Во время речевой зарядки может быть
использован приём «мозговой штурм», что дает возможность обсудить и принять решения,
высказаться.
Кроме того, в рамках деятельностного подхода на занятиях иностранного языка целесообразно
применять парную работу. Хочется отметить, что студентам очень нравится выполнение учебного
материала в формате парной работы. Наиболее часто применяемые методики парной работы на
занятиях- это методика взаимотренажа, методика взаимопередачи, методика взаимопроверки
индивидуальных заданий и тд. Болеетого, студенты всех курсов могут быть вовлечены в составлении
диалогов по разным тематическим ситуациям с использованием новых лексических единиц и
закреплением грамматического материала. Так для первого и второго курса можно использовать
ситуации знакомства, определение в местности, нахождения в кафе. Студенты старших курсов могут
создавать диалоги в структуре бизнес английского, употребляя техническую терминологию.
Для реализации системно-деятельностного подхода актуально использовать групповую работу.
Вот несколько примеров наиболее часто используемые на занятиях:
1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды студентов, каждому из студентов
предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной
задачи. Студентам приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах студенты работают над темой или лексикой.
После этого группы сравнивают результаты своей работы.
Групповая форма работы может быть выражена в
1.
Ролевых играх.
Они позволяют совершенствовать речевые умения и навыки студентов,
формируют учебное сотрудничество и партнерство
2.
Дискуссиях, которые
способствуют активному и свободному развитию личности в
деятельности, учат студентов свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения.
В системе деятельностного подхода может быть использован метод проектов. Обучающиеся
ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы. Метод проектов,
как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая
завершается реальным результатом, формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру
общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Также большое значение в обучении
иностранному языку играют мини-проекты. Студенты выполняют их дома при подготовке
домашнего задания или непосредственно на занятии.
При деятельностном характере занятия создается ситуация успеха, и самовыражение личности.
Цель преподавателя научить студентов самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся
умений и навыков. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов
открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных
этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются
адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.