Напоминание

"Профилактика депрессивных состояний у подростков"


Автор: Зубкова Анна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 23
Населённый пункт: р.п. Переяславка
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика депрессивных состояний у подростков"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профилактика депрессивных состояний у

подростков

Депрессия - это психическое расстройство, которое может выражаться в

многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение,

отсутствие

интереса

к

деятельности,

торможение

мышления,

необоснованные

страхи,

различные

физиологические

признаки

типа

бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Типы депрессивных расстройств.

1. Депрессивные симптомы. В большинстве случаев такие симптомы

являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и

не являются свидетельством серьезных психических расстройств.

2. Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных

симптомов. Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто

депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по

длительности и глубине выходит за нормы.

3. Депрессивное расстройство (собственно «депрессия»). Возникает, когда

депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к

значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Одним

из

ранних

признаков

детской

депрессии

является

школьная

дезадаптация. Появляется

несвойственная

ребенку

медлительность,

неловкость.

Дети

подолгу

одеваются,

не

могут

бегать,

играть

со

сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и

неуклюжими,

постепенно

прекращают

посещать

спортивные

секции,

требующие физического напряжения.

Причины возникновения депрессии, ее профилактика и лечение

На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного

возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в

больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.),

а для детей старше 5 лет - длительная неблагополучная семейная ситуация

(скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей).

Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии

становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя,

отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя).

Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается

чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и

больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается

непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием

ребенка.

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих

факторов. Формально можно выделить несколько причин:

1. Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением

перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

2. Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у

родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у

ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно

увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

3. Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования

показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим

изменениями в головном мозге - понижением равновесной концентрации

нейротрансмиттеров

(серотонина,

норадреналина,

гамма-аминомасляной

кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с

восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

4. Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание

ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения

беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи,

конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к

постоянным

стрессовым

ситуациям.

Нейробиологическим

результатом

стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение

концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при

развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов, которые

самостоятельно

или

(чаще)

в

совокупности

приводят

к

развитию

депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например,

при

особой

чувствительности

организма

ребенка

к

изменениям

климатических условий возможно появление «зимних» депрессий.

Новые знания о депрессии.

Психические ресурсы тесно связаны с физическими ресурсами, поскольку

все мышечные клетки управляются мозгом. В 2004 году ученые обнаружили,

что при стрессе в несколько раз увеличивается активность мышечных клеток

(тонус), что приводит к значительному расходованию не только физических

ресурсов, но и ресурсов нервных клеток. Иными словами стресс, волнения,

переживания вызывают расход психофизических ресурсов не меньше, чем

изнурительная физическая нагрузка или переохлаждение. Расходуются

ресурсы быстро, а восстанавливаются медленно. Причем чем больше

истощение

психофизических

ресурсов,

тем

медленнее

они

восстанавливаются. Поэтому нередко острый дефицит психических ресурсов

становится хроническим. Если это происходит у детей и подростков, то

замедляется социальное развитие, ухудшается адаптация в коллективе,

развивается замкнутость, боязнь общения, трудности в концентрации

внимания.

Профилактика и лечение депрессии у детей и подростков

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность

своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован), то наилучшей

терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия

спортом и т.д). Хороший эффект дают психотерапевтические методы -

игровая, групповая и семейная терапия. При выборе метода психотерапии

учитываются

уровень

психического

развития,

тип

личности

и

ее

особенности, наличие педагогической запущенности, наличие дезадаптации,

уровень социализации личности, а также семейные условия, особенно

конфликтные

семьи,

депривация,

являющиеся

одной

из

причин

возникновения психогенных расстройств. Важным условием успешного

проведения психотерапии является психологическая установка пациента, что

имеет значение у подростков и важно для коррекции характерологических

нарушений, отношения к ситуации, вызвавшей психогенное расстройство,

преодоление неправильного отношения к себе и окружающим.

В подростковом возрасте применяется поведенческая терапия, направленная

на выработку новых форм реагирования на трудности, преодоление

социальной дезадаптации. Что касается семейной терапии, то ее проведение

часто встречает трудности в связи с нежеланием родителей контактировать с

врачами, психологами, логопедами, что связано с пренебрежительным,

безразличным отношением к ребенку, ранней депривацией и социально-

педагогической запущенностью. В этих случаях психогенное развитие и

повторные депрессивные состояния встречаются чаще, в подростковом

возрасте

повторяются

с

более

выраженной

психопатологической

симптоматикой и труднее поддаются лечению и реабилитации.

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд

принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят

от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые

психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель -

укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению

чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные

сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах

депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением

регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение).

Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если

иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же

психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке

(которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор

является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот

тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев

тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов

разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией

является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение

антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

Вывод: Причины возникновения депрессий:

1.Инфекционные заболевания.

2.Генетическая предрасположенность.

3.Функциональные нарушения в головном мозге.

4.Психосоциальные факторы.

Профилактика

и

лечение:

наилучшей

терапией

является

физическая

активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д). Хороший эффект

дают психотерапевтические методы - игровая, групповая и семейная терапия.

При выборе метода психотерапии учитываются уровень психического

развития,

тип

личности

и

ее

особенности,

наличие

педагогической

запущенности, наличие дезадаптации, уровень социализации личности, а

также семейные условия,

особенно конфликтные семьи, депривация,

являющиеся одной из причин возникновения психогенных расстройств.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение).

Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если

иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же

психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке

(которую определяет детский врач-психиатр).



В раздел образования