Автор: Батищева Инна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование авторских музыкально-театрализованных постановке музыкальным руководителем ДОО для организации воспитания и социализации обучающихся"
Раздел: дошкольное образование
«Использование
авторских
музыкально
–
театрализованных
постановок
музыкальным руководителем ДОО для организации воспитания и социализации
обучающихся»
Группа участников образовательной деятельности, на которых направлена практика
●
воспитатели
●
родители
●
воспитанники
●
обучающиеся
В данной практике представлен опыт музыкального руководителя по применению
авторского творчества в реализации музыкально – театрализованной деятельности для
успешной социализации воспитанников (обучающихся), развития коммуникативных
качеств дошкольников.
В процессе наблюдения за деятельностью детей старшего дошкольного возраста я
выявила, что дети не достаточно знакомы с произведениями детской художественной
литературы, имеют ограниченный словарный запас, у многих отсутствуют навыки
связной речи, некоторые не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми. Беседы с родителями показали, что во многих семьях утеряны традиции
семейного чтения, и причиной этого, как правило, является занятость родителей.
Проведя педагогическую диагностику детей подготовительной к школе группы на
определение уровня развития театрализованных навыков и умений детей, я выявила, что:
- у детей отсутствует устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
-
не
всегда
умеют
правильно
давать
оценку
поступкам
действующих
лиц
в
театрализованной деятельности;
- слабо владеют выразительностью речи;
- не в полной мере способны сопереживать героям сказок, реагируя на поступки
действующих лиц;
- не всегда удается вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее
выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста с нормой развития и
особенностями
развития
здоровья
посредством
музыкально-театрализованной
деятельности.
Задачи:
1. Приобщение детей к театральному искусству;
2. Обогащение и активизация словаря детей;
3. Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа
(мимика, движения, жесты, интонация); 4.Развитие нравственно-коммуникативных и
волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умения
довести дело до конца;
4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип наглядности обучения.
5. Принцип интегрированного подхода.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Основная суть практики заключается в том, чтобы решать поставленные задачи с
помощью
реализации
своего
личностного
творческого
потенциала,
используя
музыкально-театрализованные постановки (в том числе авторские).
Практика
реализовывается
через
образовательную
область
«Художественно
-
эстетическое развитие» (музыкально – театрализованную деятельность) и интеграцию
образовательных областей: «Познавательное развитие» и «Речевое развитие».
Основная форма применения практики - участие воспитанников в различных авторских
музыкально-театрализованных постановках, исполнение авторских частушек в онлайн и
офлайн форматах, совместное участие с родителями и законными представителями в
мероприятиях различного уровня (уровня образовательной организации и уровня
муниципалитета). Данная практика легко применяется и в условиях неблагоприятной
пандемической обстановки, помогает поддерживать работу в направлении достижения
поставленной цели в данных условиях.
Для
этого
используются
дополнительно
различные
технические
средства
с
использованием интернет технологий.
Результатом своей деятельности считаю коллективное творческое взаимодействие
взрослых и детей в процессе создания спектаклей.
Овладение детьми основами театральной и речевой культуры, эмоционально–образное
развитие, музыкальное развитие, основы изобразительно-оформительской деятельности.
Наша практика позволяет эффективно развивать коммуникативные качества как у
воспитанников с нормой развития, так и у дошкольников с особенностями развития
здоровья, так как для участия в показах музыкально-театрализованных авторских
постановках привлекаются все воспитанники групп старшего дошкольного возраста. В
процессе
реализации
практики
у
воспитанников
формируется
способность
договариваться, распределять между собой действия, изменять свой стиль общения.
Эффективно развивается творческое воображение. Общее развитие восприятия музыки,
художественной литературы, фольклора у воспитанников с нормой физического развития
и особенностями развития здоровья происходит на более высоком уровне, что так же
влияет и на развитие творческой деятельности. Результаты мониторинга подтверждают
эффективность реализуемой практики. В 2016-2017 учебном году 87 % детей показали
высокий уровень коммуникативной активности; в 2017 – 2018гг- 90%; в 2018 – 2019гг-
94%; в 2019 – 2020гг.- 97%. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности
детей дошкольного возраста (Т.С. Комарова).
Основные
диагностические
методы:
наблюдение;
проблемная
(диагностическая)
ситуация; беседа.
Начиная заниматься музыкально - театрализованной деятельностью, я столкнулась с
рядом трудностей:
- несколько раз редактировала план работы;
-
вовремя
не
проанализировала
имеющуюся
РППС
(развивающую
предметно-
пространственную среду).