Напоминание

"Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей"


Автор: Алленова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекамского педагогического колледжа
Населённый пункт: Респ. Башкортостан, г. Нефтекамск
Наименование материала: Правовое воспитание детей дошкольного возраста
Тема: "Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Приложение 1

Анкета «Конвенция о правах ребенка».

1. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 20 ноября 1989года

б) 20 ноября 1990 года

в) 20 ноября 1991года

2. Какое из ниже перечисленных прав не относится к основным группам прав

ребенка:

а) Право на выживание

б) Права детей с ограниченными возможностями

в) Право на развитие

г) Права детей лишенных родительской опеки

д) Право на защиту

и) Право на участие

ж) Право на образование

3. Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения...

а) 16-летнего возраста

б) 14-летнего возраста

в) 18-летнего возраста

4. По определению ООН, подросток - это лицо в возрасте:

а) от 12 до 19 лет

б) от 10 до 19 лет

в) от 12 до 18 лет

5. Ребенок обладает правами:

а) с момента рождения

б) по достижению совершеннолетия

в) с 14 лет

6. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия

всех ее членов и особенно детей:

а)школа

б)дом

в) семья

7.Согласно Конвенции, ребенок:

а) как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод

человека

б) ограничен в своих правах, по сравнению со взрослым

в) имеет больше прав, чем взрослый

8. К законным представителям ребенка относятся:

а) родители

б) усыновители (удочерители), опекуны, попечители

в) патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в

соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание,

защиту прав и интересов ребенка

г) Все выше перечисленные.

Приложение 2

Анкета «Педагогическая культура родителей».

1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) используете жизненный опыт;

г) на основе рекомендаций педагогов;

д) читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными:

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) убеждение;

д) приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

4. Какие виды наказания Вы считаете наиболее действенными в воспитании:

а) физические наказания;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление Вами обиды.

Приложение 3

Анкета «Хорошие ли Вы родители?»

Прочтите внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению.

Ваше поведение и Ваши суждения: да, нет, не знаю.

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок поступил плохо?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий

Вас не в выгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут

ранить ребенка?

10.

Устоять

против

детских

слез,

просьб,

если

уверены,

что

это

каприз,

мимолетная прихоть?

11. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

Приложение 4

"Семья глазами ребёнка" (Анкета для ребёнка)

Опрос

проводится

индивидуально

с

каждым

ребёнком

в

группе

на

фоне

эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

1) С кем ты живёшь?

2) Тебе нравится проводить время дома?

3) Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?

а) Да б) Не всегда в) Нет

4) Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?

а) Да б) Не всегда в) Нет

5) Они часто говорят ласково, чем строго?

а) Да б) Нет

6) Тебе спокойно дома? Не страшно?

а) Да б) Не всегда в) Нет

7) Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?

а) Да б) Не всегда в) Нет

8) Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

9) Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их

сразу тебе купят?

а) Да б) Не всегда в) Нет

10) Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?

а)Часто б)Иногда в)Редко

Анализ

результатов

анкетирования:

если

в

ответах

ребёнка

преобладают

варианты "в", то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный

тип

воспитания,

характеризующийся

ограничением

свободы,

повышенными

требованиями

к

ребёнку,

силовыми

воздействиями,

отсутствием

ситуации

выбора.

Приложение 5

Вопросник.

Для определения уровня представлений детей о правах и обязанностях:

«Знаете ли вы права ребенка?»

1. Что такое право?

2. Какие права ты знаешь?

3. Когда отмечают День защиты детей?

4. Расскажи о правах детей в детском саду.

5. Что такое обязанности?

6. Какие у вас обязанности в семье?

7. Есть ли у вас обязанности в детском саду?

8. Кого мы называем ребенком?

9. От каких опасностей следует защищать ребенка?

10. Кто берет на себя воспитание ребенка, оставшегося без родителей?

Приложение 6

Метод «незаконченных предложений» для определения уровня правовой

воспитанности детей.

1. Я имею право на …

2. Я не должен …

3. Семья - это …

4. Обо мне заботятся …

5. В детском саду я должен …

6. Мои обязанности дома - это …

7. Здоровым быть мне помогает зарядка, …

8. «Чистота - залог …»

9. Полезные привычки - это …

10. Вредные привычки - это …

11. Документ о правах ребенка называется ...

Приложение 7

Занятие «О правах - играя»

Программное содержание:

1) Дать детям знания о том, что существует закон, который охраняет ребенка.

Этот закон назван "Декларацией прав ребенка". Каждый ребенок, независимо от

места жительства, цвета кожи, языка, пола, возраста, богатства или бедности,

социального происхождения имеет права. Никто не может их нарушить. Права

одного человека не могут и не должны ущемлять прав других людей, детей или

взрослых.

2)

Воспитывать

уважительное

отношение

к

правам

человека,

желание

их

выполнять.

Воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание.

3) Закрепить у детей умение передавать свое эмоциональное состояние словами.

4) Развивать речевую активность, умение подбирать слова-синонимы: грустный -

печальный, обиженный, несчастный, одинокий.

Материал и оборудование:

Стихотворение

А.Барто

"Одиночество";

иллюстрация

одинокого

обиженного

ребенка; игрушка - маленький человечек; "Декларация прав ребенка" под ред.

А.Усачева;

глобус;

картинки

с

изображением

людей

разного

пола,

возраста,

национальности; тетрадь; карандаши.

I. Вступительная часть:

Чтение стихотворения А. Барто "Одиночество":

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске.

Только я же - футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

- Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?

Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?

Бывает ли у вас такое желание и настроение? Почему оно у вас появляется?

Какая этому причина?

II. Основная часть:

-

Ребята,

сегодня

я

хочу

вас

познакомить

с

одним

необычным

Маленьким

Человечком. Он живет в одном Большом городе. Днем Маленький Человечек

ходит на работу, а вечером сажает в своем саду тюльпаны или сидит на скамейке

у ворот и радуется тому, что все вокруг такое большое. Огорчало Маленького

Человечка только то, что Большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его

на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами

цветы.

- Что вы делаете? - кричал им Маленький Человечек - Пожалуйста, будьте

внимательны!

Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по

своим делам.

- Однажды, Маленький Человечек нашел в библиотеке книгу, которая называлась

"Всеобщая декларация прав человека". В ней говорилось о том, что все люди

должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта

очень

понравилась

Маленькому

Человечку.

(Показ

детям

книги

"Всеобщая

декларация прав человека").

- У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей

есть права? Какие они, по-вашему?

- Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах -

правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и

приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во

всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут,

какого цвета кожа, какой язык, пол и национальность, а также независимо от

того, кто их родители, бедные или богатые.

Физминутка:

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

-

Откройте,

пожалуйста,

тетради

и

цветными

карандашами

(фломастерами),

соединив

точки,

напишите

"ПРАВА

РЕБЕНКА".

(Предлагаю

образец

детям,

которые затрудняются).

- А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник). (Показ

иллюстраций и чтение права).

Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка,

независимо

от

богатства

или

бедности

его

родителей,

цвета

кожи,

места

жительства, языка, пола, возраста.

Нарисуйте, пожалуйста, разноцветных человечков. Что надо сделать, чтобы они

все подружились? (нарисовать, чтобы они взялись за руки; - нарисовать их на

одном земном шаре; - нарисовать над ними одно солнце (радугу); - нарисовать их

на одной радуге; - нарисовать их на лепестке одного цветка; - нарисовать их в

одном большом доме и т.д). (Дети рисуют понравившийся вариант).

На глобусе разместите людей разной национальности, разного пола и возраста.

(Выполняют дети, которые успели закончить работу быстрее).

III.Заключительная часть:

Кто из детей может пользоваться правами? Как называется книга, в которой они

записаны?

Приложение 8

Дидактические и коммуникативные игры в формировании

правовой культуры детей

Игра «Обратись по имени»

Цель:

Закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя.

Организация: Дети садятся в круг.

Ход игры:

По моему сигналу «три хлопка в ладоши», вы поворачиваетесь к соседу и

называете его сначала уменьшительным (ласковым), а затем полным именем.

Например: Сашенька – Александра.

(Игра повторяется 3-4 раза).

Игра «Цепочка имен»

Цель: та же.

Ход игры:

Я называю любое имя, например Мария. Вы должны вспомнить производные от

этого имени: Маша, Машенька, Маруся и т.д.

Игра «Я имею право…»

Цель: Дать правовые знания.

Материал и оборудования:

Набор

сюжетных

картинок

к

статьям

Конвенции

ООН

о

правах

ребенка;

картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок

катается на велосипеде, играет, поливает цветы и др.).

Ход игры:

Дети

поочередно

выбирают

картинки,

которые

соответствуют

статьям

Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок

объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

Игра «Я не должен…»

Цель:

1) Разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»;

2) Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал и оборудования:

Серии

сюжетных

картинок,

связанных

с

приемлемыми

и

неприемлемыми

взаимоотношениями в системах взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, ребенок -

окружающий мир.

Ход игры:

Дети

раскладывают

около

шаблона

«Я

не

должен…»

картинки,

которые

изображают

ситуации,

неприемлемые

во

взаимоотношениях

между

людьми,

между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют

свой выбор.

Игра «Кто права нарушил?»

Цель:

1) Учить детей анализировать поступки сказочных героев;

2) Уметь называть нарушенные в сказке права.

3)

Воспитывать

в

детях

чувство

любви,

ответственности

за

свои

поступки,

желание соблюдать права.

Материал и оборудования:

Иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина

для предметов.

Ход игры:

Около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5

предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к

любой сказке, где нарушаются права героев. Например: «Заюшкина избушка»,

«Волк и семеро козлят», «Буратино», «Теремок», «Золушка» и т.д. «Кто и какое

право

здесь

нарушил?»

-

спрашивает

ведущий.

Ребенок,

который

первым

правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется

следующая иллюстрация и т.д. Побеждает тот, у кого не осталось ни одного

предмета.

Игра «Колобок»

Цель:

Развивать

коммуникативные

навыки,

воображение,

работать

над

выразительностью речи.

Материал: мяч.

Ход игры: дети сидят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому

попадает мяч, должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько

слов.

Например:

«Колобок,

куда

ты

катишься?»,

«Колобок,

давай

с

тобой

дружить!» и т.д. После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому

ребенку.

Приложение 9

Консультация для родителей

Детско-родительские отношения в современных семьях

«Защита прав и достоинств в детском саду»

По

данным

статистики,

практически

большую

часть

российских

семей

сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся

экономический

кризис

привел

к

тому,

что

большинство

российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним

данным,

наблюдается

увеличение

младенческой

смертности,

высока

заболеваемость

матерей,

в

30

регионах

России,

впервые

после

Великой

Отечественной

войны,

показатели

смертности

превысили

показатели

рождаемости.

Растет

число

детей,

рожденных

вне

брака.

Увеличивается

количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и

детьми.

Современная

семья

включена

в

различные

механизмы

общественного

взаимодействия, а потому социально - экономические катаклизмы, происходящие

в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских

отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с

этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и

психического

состояния,

повышенной

раздражительности,

утомляемости,

стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко

выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые

обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно

исследованиям,

родительская

жестокость

имеет

ме сто

приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы,

запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды, сталкивался

с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Для

правильного

воспитания

родителям

полезно

знать,

какие

формы

наказаний существуют.

К

самым

неправильным,

неблагоприятным

формам

следует

отнести

физическое воздействие.

85%

родителей

справедливо

считают,

что

ударить

ребенка

-

означает

нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому

месту и 11% - использование ремня как вида наказания.

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители

слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем

мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли

малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром,

если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после

них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал.

Поэтому

такое

воздействие

совершенно

бесполезно,

если

родители

хотят

воспитывать

в

ребенке

желание

поступать

правильно

под

воздействием

собственного контроля, а не потому, что кто - то заставил.

Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям,

малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель

поведения со сверстниками.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные

наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его,

отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для

ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при

этом

продолжают

о

нем

заботиться.

Это

чрезвычайно

сильно

действующая

форма и применять ее нужно крайне осторожно и очень непродолжительное

время.

Довольно

распространенным

в

семье

является

наказание

естественными

последствиями,

состоящее

в

лишении

ребенка

за

провинность

чего-либо

приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может

привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если

решение принято с его согласия или является результатом предварительного

уговора.

Целесообразнее

использовать

не

отмену,

а

отсрочку

радостного

события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать

ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего

воздуха, общения со сверстниками.

Наверное,

невозможно

представить

процесс

воспитания

вообще

без

наказаний.

Известный

российский

психолог

Владимир

Леви

написал

«Семь

правил

наказания»:

1.Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.

2.Если

есть

сомнение:

наказывать

или

не

наказывать,

то

лучше

не

наказывайте. Даже если поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны.

Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»!

3.За

один

раз

-

одно.

Даже

если

проступков

совершено

необозримое

множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по

одиночке за каждый. Наказание - не за счет любви. Чтобы не случилось, не

лишайте ребенка заслуженной похвалы.

4.Лучше

не

наказывать,

чем

наказывать

запоздало.

Иные

чересчур

последовательные

воспитатели

ругают

и

наказывают

детей

за

проступки,

обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил),

забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок

давности

правонарушения.

Риск

внушить

ребенку

мысль

о

возможной

безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5.Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых

грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!

6.Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не

должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью,

как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует

только в обратную сторону!

7.Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не

гнева нашего, а нашего огорчения. Запомните!

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание

ищется как последний шанс на любовь.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных

последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш завтрашний

день.

Приложение 10

Консультация для родителей

«Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье - это когда тебя понимают», говорит, что понимание

не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство - лучшая, счастливая

пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя

ответственно сти

создаёт

у

взро слых

иллюзию

беззаботно сти

и

безответственности

периода

детства.

Но

насколько

порой

ребёнку

живётся

труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё проходит», и оттого

обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость

к

словам

и

поступкам

окружающих.

Ребёнку

труднее

реагировать

и

удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые находить им замену

или компенсацию; ребёнок всё время оценивается: дома, в саду, в школе. При

этом нередко ребёнка наказывают за то, что сами взрослые делают безнаказанно.

(«Мама, я тебя редко не слушаюсь, а ты меня часто!»).

Детские слёзы - часто слёзы обиды и непонимания. Нередко они имеют

адресата («Я не тебе плачу, а маме!»).

Из чего складывается понимание?

Понимание

обязательно

включает

знание

возрастных

особенностей:

что

можно ожидать от ребёнка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.

Включает

знание

индивидуальных

особенностей

ребёнка

и

мужество

взрослого эту уникальность в ребёнке сохранять и поддерживать.

Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и

родители иногда обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в своё время, как

сейчас внука!»).

Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это

отношения

спокойные,

доброжелательные,

активные

или

оценивающие,

не

доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова

«Ночной полёт» от 21.01.2002г. М. М. Жванецкий сказал, что «родитель должен

не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него,

родителя, есть». А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает,

где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития - пожелали

не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От

таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что

это

больно

и

что

родитель

признаётся

в

этой

боли,

страдая.

Взрослый,

понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания

ребёнку.

Итак, понимание - это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.

Часто

детей

воспитываем

не

по

науке

,

а

по

вере,

той

вере,

которая

сформировалась

из

убеждений

в

детстве:

надо

воспитывать

так,

как

нас

воспитывали. И нередко в таких программах заложено желание взять реванш,

отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть

индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического

корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок

это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же

детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят

родителями,

легко

управляя

ими.

Это

тоже

вариант

непонимания

ребёнка.

Непонимания, которые ведут к неуправляемости и к тому, что ребёнок плохо

ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где

наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять

близкие.

Приведём высказывание по этому поводу Симона Соловейчика: «Родители,

которые

для

ребёнка

являются

источником

напряжения,

неудовольствия,

неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя

она тратит огромную энергию».

Воспитание - это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны

распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится

быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым,

если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым,

совестливым, порядочным…

Но

при

этом

он

будет

ещё

и

самим

собой,

ибо

понимание

означает

терпимость

к

непохожему.

Следует

понять,

что

ребёнок

хоть

и

является

продолжением родителей, всё же не их точная копия. Порой он берёт какие-то

качества от обоих родителей, иногда - не самые лучшие. Но это как раз ваше -

что ж на ребёнка сердиться? Теперь ему надо помогать!

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он - самостоятельная

судьба.

Родители

временно

его

в

этой

жизни

сопровождают,

любовью

и

терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это

ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся

мечты!

Любовь

родительская

должна

сочетаться

с

требовательно стью,

проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и

души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь

выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой,

интонацией,

поступком,

скоростью

отклика,

смехом,

плачем.

Главное

-

неравнодушием и трудом.



В раздел образования