Напоминание

"Чтение с листа на уроках фортепиано"


Автор: Окорокова Зоя Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Мирного
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Мирный
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Чтение с листа на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработчик: Окорокова З.П.

преподаватель 1 категории по классу фортепиано

музыкального отделения МБУ ДО ДШИ г. Мирный

Методическая разработка «Чтение с листа на уроках фортепиано»

Чтение с листа – это умение исполнять музыкальное произведение без его предварительного

разучивания. Оно является важным составляющим моментом в исполнительской практике

пианиста. Умение играть с листа необходимо для быстрого разучивания произведений,

аккомпаниаторской практики и для многих других важных приемов.

Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического

комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями. Способность

чтения с листа не является врожденной, поэтому педагог должен целеустремленно заниматься

формированием этих навыков. Для формирования и дальнейшего совершенствования навыков

чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа.

Основными задачами педагога при формировании навыков чтения с листа являются:

1.

Приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических

форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);

2.

Освоение клавиатуры «слепым методом»;

3.

Обучение умению упрощать нотный текст;

4.

Формирование навыка чтение с листа по вертикали;

5.

Формирование навыков быстрого запоминания текста – «фотографирования»;

6.

Формирование навыка игры в ансамбле;

7.

Формирование навыков восприятия группировки длительностей.

Высказывания о пользе чтения с листа для развития учащегося можно встретить еще в

трактатах Ф.Э. Баха «Опыт правильного способа игры на клавире», других музыкантов-педагогов

XVII-XVIII вв. Ко второй половине XIX в. Требования по чтению нот с листа содержатся в

программной документации самых авторитетных музыкальных заведений мира. Например, такие

выдающиеся педагоги московской консерватории, как Н.Г. Рубинштейн, Н.С, Зверев, Ф.М.

Блюменфельд, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение нот с листа должно составлять

определенную часть ежедневных занятий учащегося-музыканта.

Для меня данная тема очень актуальна, так как уже более 35 лет работаю преподавателем

по классу фортепиано и наблюдаю, что среди обучающихся заметно ухудшился навык хорошего

чтения нот с листа. Поэтому захотелось бы помочь и правильно направить юных музыкантов.

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать. Быстрота успеха

зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче

предугадать логическое продолжение начатой фразы», считал И. Гофман.

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным

времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем

знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние

двадцать – тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа

несмотря на то, что профессиональный уровень исполнителей в целом, вырос.

Причин множество – это:

Отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребенка в музыкальную школу;

Упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию;

Значительное сокращение молодёжи, желающих связать свое будущее с этой

профессией.

Чтобы как-то исправить данное положение, формированию навыка чтения с листа

необходимо уделять особое внимание.

Под

чтением

с

листа

подразумевается

качественное

исполнение

музыкального

произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом,

не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто

сталкиваются с незнакомыми произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им

необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной,

развитие навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального

образования.

Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов

отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие

профессиональные музыканты недостаточно владеют подобным навыком, исполняют только

выученные произведения, неохотно играют незнакомые.

Развитием навыков чтения с листа занимаются в основном на начальном этапе обучения в

дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и

ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе,

разучивании произведения. Таким образом, для развития и дальнейшего совершенствования

навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего

периода обучения и становления музыканта.

Обучению

чтению

нот

с

листа

можно

сравнить

с

обучением

чтению

в

общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность

овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ

преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом

схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого

музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного

совместного труда преподавателя и учащегося.

Чтение

с

листа

является

сложным

процессом,

требующим

развития

комплекса

музыкальных

способностей:

навыками

фортепианной

техники,

музыкально-слуховых

представлений, внутреннего слуха. В целом этот процесс можно представить условно

разделенным на три этапа:

1.

зрительное восприятие;

2.

звуковое представление;

3.

двигательные импульсы.

Зрительное восприятие – это действие, предваряющее игру с листа – «вижу».

Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», от есть движения глаз

несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в

дальнейшем – целые музыкальные фразы.

Звуковое представление – это действие, связанное с работой зрения и слуха – «слышу».

Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап двигательные импульсы – это действие, реализующее воспринимаемый

текст – «воспроизвожу – играю». Он связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением

зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки

фортепианной техники, знание аппликатуры.

Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует осмысления

одновременно по линиям горизонтали и вертикали, чтение текста с листа ставит перед

обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи чем перед флейтистом, скрипачом или

виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста длжны быть

сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывают опыт, подобный навык является

результатом направленного педагогического воздействия.

Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений, одноголосных

мелодий, желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руки.

Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками. Постепенно мелодический

рисунок и аккомпанемент должны усложняться, появляются аккорды, элементы полифонии.

Важно обучить ученика сокращениям и облегчениям музыкального текста. Нельзя

сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно пустить один звук

в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, в аккомпанементе или незначительные для

музыкального восприятия звуки.

Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик

сначала просматривает произведение глазами:

1.

определяет размер пьесы, ход мелодического движения;

2.

соотношение длительностей;

3.

определяет тональность, знаки альтерации;

4.

анализирует мелодию;

5.

просматривает и выбирает аппликатуру;

6.

позиционную группировку пальцев;

7.

анализирует сопровождение;

8.

мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.

И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом необходимы:

1.

концентрация внимания;

2.

забегание глазами вперед на один – два такта;

3.

навыки игры, не глядя на клавиатуру;

4.

достижение художественной задачи;

5.

постепенное увеличение объема и темпа произведений, исполняемых с листа.

Процесс установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в

обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно воплотить зрительно-

слуховые представления в движениях рук, следует вырабатывать представление о связи

мелодического комплекса с соответствующим движением.

Вначале необходимо в упражнениях овладеть различными несложными элементами

фортепианной фактуры (восходящая и нисходящая гамма, короткие и длинные арпеджио,

аккорды). На данных упражнениях вырабатывается сознательный подход к аппликатуре –

зрительно воспринимаемый мелодический рисунок предопределяет применение соответствующей

аппликатуры. Упражнения следует повторять до автоматизации аппликатуры.

Затем читаются с листа произведения, включающие данные элементы фактуры.

Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного доигрывания

фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а оканчивать ее, не глядя в ноты.

Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие

отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.

Очень важно, и что часто вызывает трудности, уметь читать с листа произведения с

большим

количеством

знаков

альтерации.

Эту

трудность

можно

устранить,

постоянно

транспонируя пьесы в другие тональности с большим количеством знаков при ключе.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при

серьезных ошибках. Это особенно важно, потому что большинство аккуратных учеников с трудом

преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не

исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического

движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

Совершенствованием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует заниматься

постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать произведение, играть с начала до

конца, точно выдерживая темп, ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять

этот же произведение, совершенствуя его в техническом и художественном отношении.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской практике,

помогает игра дуэтом. В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать

партнера, создавать с ним единый музыкальный образ.

При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться от фальшивых

нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя. Тренировка сводится к игре в

предельно быстром темпе с четким ритмом, выделяя гармонию первой четверти такта и главные

интонации (не стараться «выигрывать» всю фактуру, тормозя движение).

Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом музыкально-

пианистических задач, таких как:

- развитие внутреннего слуха;

- раскрытие художественного содержания произведения;

- умение мыслить крупными звуковыми комплексами;

- свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре.

Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня пианистической

подготовки необходимо владеть различными видами фортепианной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от активности

самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной

мобилизации всех творческих способностей.

Чтение с листа – один из наиболее перспективных путей, ведущих в направлении

общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого

освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других

музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с

листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать,

осваивать

в

исполнительском

плане.

Нет

необходимости

специально

штудировать

их,

совершенствовать в техническом плане. Исполнитель, владеющий всеми навыками чтения с листа

в любой ситуации может сыграть произведения, решая возможные проблемы как отсутствие (по

тем или иным причинам) аккомпаниатора, желание услышать данное произведение, например,

вокалистом и, наконец, в бытовых условиях развеселить гостей, доставить эстетическое

наслаждение прекрасной музыкой что тоже немаловажно в нашей жизни.



В раздел образования