Напоминание

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Автор: Куприянова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Раздел: начальное образование





Назад




ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Куприянова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением

отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования действует в полной мере уже почти 10 лет.

До сих пор среди участников образовательных отношений одним из самых

обсуждаемых вопросов остаётся вопрос о реализации новых стандартов.

Очевидно, что работа по внедрению ФГОС проходит более плодотворно,

если выработан механизм поэтапных действий по изменению или

дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы. Этот

механизм включает определённую последовательность действий в рамках

всей школы. Мы решили начать с улучшения инфраструктуры школы, с

создания таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах

школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности», т.к. перед нами стояла задача организации целостного

педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка,

способного, используя полученные знания, развивать самого себя.

В

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

лежит

системно-

деятельностный подход. Учителю, преподающему в начальных классах

необходимо

знать

цель,

которая

может

быть

достигнута

при

использовании данного подхода в обучении младших школьников. Прежде

всего, это отражение знаменитой китайской мудрости: «Скажи мне – и я

забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать – и я научусь».

Следовательно, в

стенах школы человек должен овладеть суммой

современных универсальных знаний, научиться применять их в жизни.

Содержание обучения должно быть задействовано ребенком в решении

интересующих

его

жизненных

задач.

Изучаемые

грамматические

конструкции должны «узнаваться» во встречающихся газетных статьях;

исследуемые математические отношения – в объявлениях о сезонных

распродажах, в расписаниях вылетов и прилетов самолетов; умение

определять степень прозрачности воды должно способствовать решению

покупки фильтра на кухонный кран; умение вычислять площадь –

«спасти» от покупки лишних для ремонта рулонов обоев. Но именно

перевод «жизненной» ситуации в предметную область для детей и

составляет основную трудность.

Ещё в 1999 г. эксперты Центра оценки качества при РАО отмечали

«беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным,

оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни,

недостатки в формировании общеучебных умений.

Поэтому

всё

более

актуальным

становиться

использование

в

образовательной деятельности приёмов и методов, которые формируют

умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую

информацию,

умение

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы

и

умозаключения, самостоятельно принимать решения, отвечать за эти

решения, находить пути их реализации. Общая дидактика и частные

методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы,

связанные с развитием у школьников практических умений и навыков.

Ученик сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного

процесса.

Мы

считаем,

что

обучение

должно

быть

практико-

ориентированным. Для представления обобщенного описания практико-

ориентированного содержания, необходимо ответить на вопрос: какие

ЗУНы для младшего школьника являются практико-ориентированными.

Отправной точкой поиска может служить высказывание А. В. Хуторского:

«Все, что окружает ребенка в реальной жизни и значимо для него…», в

которой ключевыми словами являются «окружает» и «значимо». Среди

огромного

числа

окружающих

объектов

значимыми

для

человека

становятся в основном те, которые служат удовлетворению его разного

рода потребностей. У младшего школьника две значимые потребности –

это

потребности

в

социализации

и

познании

окружающего

мира.

Практико-ориентированный

аспект

социализации

проявляется

в

знакомстве ребенка с функционированием социальных объектов: школы,

библиотеки, поликлиники, магазина, парикмахерской, разных видов

транспорта и пр.

Познавательная потребность, имеющая в отличие от предыдущей

субъективный характер,

осуществляется через призму индивидуальных

возможностей конкретного ребенка. Из числа объектов окружающего мира

можно выделить те, которые наиболее актуальны и доступны детям для

восприятия и начального знакомства: объекты живой и неживой природы

(животный

и

растительный

мир

нашей

Родины

и

других

стран,

географические объекты и др.); объекты Вселенной и Солнечной

системы; объекты

культуры

(архитектурные

строения,

произведения

живописи и скульптуры, литература); технические устройства (ТВ,

компьютер, сотовый телефон, айфон, айпад, плеер, музыкальный центр,

бытовая техника).

Использование

обозначенных

объектов

в

большей

степени

подчинено цели, отражающей направленность компетентностного подхода

– рассмотрение реальных объектов как средства освоения практических

действий

учащихся.

Практическое

(физическое,

материальное)

действиепредставляет собой действие, осуществляемое с реальными

объектами или их моделями непосредственно руками и / или с помощью

инструментов с целью их изучения и / или преобразования.

На значение практического действия как неотъемлемого этапа в

усвоении знания указывает А. А. Вербицкий: «Об усвоенном знании

можно судить лишь по компетентному практическому действию…».

Практические

действия

осуществляются

посредством

практических

умений. Формирование практических умений школьников суть практико-

ориентированного обучения. Освоение конкретных практических умений –

чтение, измерение, вычисление, моделирование, оформление полученных

результатов и пр. – должно осуществляться на протяжении всего обучения

в школе. Но начинать этот процесс необходимо уже на первой ступени

обучения.

Следовательно,

большую

значимость приобретают

предметные

уроки. Предметные уроки по своему характеру могут быть самыми

различными. Некоторые из них непосредственным образом связаны с

изучаемым

теоретическим

материалом

программы,

другие

с

проведенной экскурсией, практической работой детей.

Наилучшие

результаты у младших школьников достигаются тогда, когда обучение

идет одновременно по трем направлениям.

Первое направление – обучение в классе.

Второе

практико-ориентированное

обучение

на

практических

и

лабораторных занятиях в школе.

Третье – собственно исследовательская работа.

(Важно помнить, что проведение исследований с учащимися начальной

школы вряд ли приведет к какому-либо открытию, но сам процесс поиска,

оформления и представления поможет тверже закрепить полученные на

уроках знания.)

Предметные уроки требуют от учителя тщательной подготовки.

Приходится, прежде всего, самому изучать материал, собирать факты,

цифры, примеры, находить необходимые наглядные пособия. Поэтому,

мы считаем, что в начальной школе должен быть специализированный

кабинет для оптимального сочетания практического и демонстрационного

действия учащихся и учителя, который будет соответствовать правилу:

Учителю - удобно, Ученику – понятно.

В следствие, на наш взгляд, правильного административного

решения в первый год реализации ФГОС школа закупила некоторое

оборудование и приспособления

для начальной школы, позволяющих

учителю оперативно и удобно организовать процесс изложения учебного

материала, демонстрацию наглядных пособий, а также проведение

демонстрационных

и

лабораторных

опытов.

Разместили

данное

оборудование

в

кабинете

начальной

школы,

который

назвали

лабораторией. Здесь мы планируем собрать весь материал и оборудование

для проведения учебной творческой деятельности в следующих формах:

- практические занятия: опыты, лабораторные работы, наблюдения;

- выставки работ учащихся;

- исследовательская деятельность, написание исследовательских работ;

- защита проектов;

- викторины, праздники, интеллектуальные игры, экологические проекты;

- конференция «Я - исследователь».

На

сегодняшний

день

УМК

всех

используемых

нами

образовательных систем наибольшим образом приспособлены к реальному

«применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях».

Их концептуальные основы предусматривают естественное встраивание

практических

задач

в

содержание

гуманитарных

и

естественно-

математических курсов.

Страницы

учебников

несут

в

себе

огромный

практико-

ориентированный потенциал. Возможность раздвинуть рамки учебных

предметов, увидеть взаимосвязь между изучаемыми областями знания,

попытаться понять практическую сущность рассматриваемых вопросов –

далеко не полный перечень функций, которые реализуются посредством

практико-ориентированного обучения.

Перечень оборудования, приобретённого МБОУ «СОШ № 54»

города Чебоксарыв для реализации практико-ориентированного

обучения.

№п/п

Оборудование

Количе

ство

1.

Теллурий (Модель Солнце-Земля-

Луна)

1

2.

Набор хим. посуды и

принадлежностей

длдемонстрационных работ в нач.шк.

1

3.

Столик подъемно-поворотный с 2-мя

плоскостями

1

4.

Штатив лабораторный

комбинированный ШЛб

1

5.

Набор хим. посуды и

принадлежностей для лабораторных

15

6.

Термометр демонстрационный

1

7.

Термометр жидкостной (0-100

град.)

15

8.

Набор «Мир Левенгука»:

микроскоп, микропрепараты.

30

9.

Модель «Единицы объема»

15

10.

Модель часов (демонстрационная)

1

11.

Часовой циферблат (раздаточный)

15

12.

Набор геометрических тел

(демонстрационный)

1

13.

Набор «Тела геометрические»

15

14.

Лабораторный набор для

изготовления моделей по математике

15

15.

Весы учебные с гирями до 200г.

16

16.

Документ-камера

1

17.

Коллекции минералов и

горных пород

15

18.

Коллекция тканей и

фурнитуры

15

19.

Гербарий «Для начальной

школы»

15

20.

Азбука подвижная

(ламинированная, с

магнит.креплением)

4

21.

Счётный квадрат «Счёт в

пределах ста»

4

Наборы для лабораторных работ серия - «Мир

научных развлечений»

22.

Набор «Свет и цвет»

15

23.

Механика Галилео

15

24.

Звездный мир

15

25.

Язык дельфинов

15

26.

Лазерное шоу

15

27.

Выращивание кристаллов

15

Литература

1.

Демидова М. В. Задача – формирование целостного

представления о процессе научного познания. //

Естественные науки. – 2012.

2.

Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д:

Учитель, 2007.

3.

Шумакова Н.Б.Развитие исследовательских умений

младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.



В раздел образования