Напоминание

Применение коллективной формы обучения на уроках в начальных классах


Автор: Черникова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Информационно-технологического лицея №24 им. Е.А. Варшавского
Населённый пункт: г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Групповая работа на уроках в начальной школе
Тема: Применение коллективной формы обучения на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при

реализации гуманистической направленности всей системы начального

обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка, в

развитии его творчества, самостоятельности, в учете его индивидуальных

качеств в процессе усвоения знаний.

В этом неоценимую помощь оказывают коллективные занятия. В

результате этих занятий ребята активно включаются в учебный процесс,

работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них

вырабатываются навыки совместной работы. Научая другого, ученик более

глубоко усваивает материал сам. Благодаря положению, что каждый обучает

каждого, возможно достижение таких показателей познания, как осознанность

и понимание учебного материала, учебные же действия приобретут необходимые

показатели легкости, быстроты, автоматизма.

Коллективная форма обучения может быть интерпретирована и как способ

перевода знаний в более совершенную форму: как перевод знаний и

соответствующих действий в речевую форму, как речевая деятельность (в

русле положения теории П.Я. Гальперина). Освоение знаний и понятий в

рассказе, объяснений, раскрытия их содержания, другому следует признать,

как дидактически оправданный прием, как нахождение адекватного действия и

форм по формированию схемы ориентировки в окружающей действительности.

Рассмотрим коллективные учебные занятия. Это работа в парах сменного

состава. Эти пары не замкнутые, а открытые. В них каждый по очереди

работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.

Важнейшие особенности коллективной формы

организации процесса

обучения следующие:

- каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, а другая

половина - слушает;

- каждый ученик является попеременно то учеником, то учителем;

- ближайшая цель каждого учащегося - учить других всему тому, что

знаешь сам;

- деятельность каждого ученика является общественно-полезной;

- основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по

очереди всех, коллектив обучает каждого своего члена;

- каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но

также за знания и учебные успехи товарищей;

- изучаемую тему ученик может излагать другим ученикам на уроке,

работая с каждым в отдельности столько раз, сколько необходимо для

полного прочного и всестороннего овладения ею;

- важнейшая задача учителя - формировать умения, мастерство,

искусство преподавания у каждого своего ученика;

- совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я

обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

Интересно проходят работы в парах постоянного состава на уроках

математики по устному счету. Преимущество такого вида работы перед

фронтальной проверкой в том, что в процессе работы участвует каждый

ученик, каждый дает ответ. Работа проходит в виде игры-соревнования. Идет

проверка знаний на последовательность числа, счет двойками, тройками,

десятками в прямом и в обратном порядке.

Игра "Кто первым получит число 20", прибавляя к произвольно

названному числу одно и то же слагаемое по очереди.

Например:

1 ученик

2 ученик

3+1=4

4+1=5

5+1=6

6+1=7

7+1=8

8+1=9

и т.д.

до тех пор, пока не образуется число 20. Выигрывает тот, у кого в

результате получится число 20.

При этой игре ученики получают карточку, на которой написано

начальное число - 3, а второе постоянное слагаемое - 1, конечное число 20.

Таким же способом проводятся и следующие игры:

- Кто первым запишет число 1, отсчитывая от 20 до 1;

- Кто первым запишет число 20, прибавляя к 2 по 2;

- Кто первым запишет число 2, отсчитывая от 20 по 2;

- Кто первым запишет число 100, прибавляя к 10 по 10, или наоборот

число 10, вычитая их 100 по 10;

- Кто первым запишет число 30, прибавляя к 3 по 3.

Дается два ряда чисел: один - четный, а другой - нечетный.

Предлагается найти: На сколько сумма одного ряда больше суммы чисел

другого ряда. Выигрывает тот, кто даст решение двумя способами.

15

17

19

21

23

25

14

16

18

20

22

24

Решение: 1. Сумма чисел 1-го ряда - 120

2-го ряда - 114

120-114=6

2. Каждое число первого ряда больше каждого числа второго

ряда на единицу. Чисел в ряду 6, значит, разность сумм чисел первого и

второго ряда равна 6.

Задания, рассчитанные на сообразительность:

В канистру надо налить 11 л бензина, имея только 2 банки емкостью 2 и 5

литров.

Победитель должен первым назвать два решения:

1. 2+2+2+5-11 (л)

2. 5-2-2=1 (л)

1+5+5=11 (л)

Имеется две линейки: на первой отмечена длина 2 см, а на второй - 7 см.

Пользуясь только этими данными, разметьте линейку на сантиметровые отрезки.

Такого вида задания вносят элемент соревнования, приучают к контролю

и самоконтролю, требуют смекалки и тем самым повышают интерес к

тренировочным

упражнениям,

активизируют

деятельность,

развивают

произвольное внимание, любознательность, любовь к математике.

Очень плодотворно проходит работа в динамических парах, парах

сменного состава по закреплению знаний, умений и навыков в решении

примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

Такую работу целесообразно проводить после объяснения учителем

нового материала. Это объяснение ученик прослушивает еще раз от своего

соседа по парте, выступая в роли обучаемого, а второй раз уже он объясняет

своему соседу по парте, выступая в роли учителя.

Такой вид работы называется "Ручеек". В нем идет общение внутри

одного ряда, где работают 6-8 учеников. Для этой работы заготавливается

одна карточка на ряд с количеством примеров по числу учеников в ряду. На

обратной стороне карточки указаны ответы. Первый ученик решает пример и

объясняет его решение соседу по парте. Потом они вместе сверяют ответ с

ответом, данным на листе, и работать над примером начинает второй ученик,

а первый уходит на вторую парту, меняется местом с третьим учеником,

который выступает в роли обучаемого. Ученики свободные от работы по

карточке, в это время выполняют другую работу, которая носит

подготовительный характер к данному заданию или творческое задание.

карточка

ответ

динамическая пара

60+35=

95

1 2

40+18=

58

70+24=

94

3 4

80+14=

94

20+37=

57

5 6

10+62=

72

Дополнительное задание:

- разложить на сумму разрядных слагаемых:

49, 84, 56, 88, 72, 34;

- найти удобные слагаемые:

40 8 10, 9 20 1, 5 80 5

40 10 5, 8 20 1, 7 10 3

Смена пар может осуществляться и по-другому. Ее условно можно

назвать "Елочка".

При таком виде работы карточку получает каждый ученик с

индивидуальным заданием. Сначала ученик работает с соседом по парте,

выполняя все операции по своей карточке и карточке соседа. А потом идет

перемещение между рядами. В данном случае можно заготовить 6 комплектов

карточек по 4-5 карточек в комплекте. В данном случае выполняется работа

только по карточкам.

1 2 3 4 5 6

2 3 4 5 6 1

3 4 5 6 1 2

4 5 6 1 2 3 и т.д.

Очень интересно происходит работа над задачами в парах сменного

состава при свободном выборе. Каждый ученик получает пакет, на котором

записано условие задачи.

В пакете лежит контрольная карточка с решением задачи. Если решается

задача несколькими способами, то все они указаны в карточке. Каждый ученик

решает свою задачу, затем в парах меняются пакетами и решают задачу

соседа. После этого они обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга

решение задач, иногда вместе они проверяют одну задачу, а затем и другую.

Если одна и та же задача решена разными способами, то каждый доказывает

свою правильность решения своего суждения, если допущена ошибка, то общими

усилиями ее находят и исправляют. После того они имеют право открыть

пакеты и проверить правильность решения задачи еще раз сверив его с

решением учителя. Выполнив свою работу пара распадается. Каждый ученик

ищет другую пару. Таким образом образовывается новая пара и работа

продолжается. При таком способе организации работы, ученик за урок может

(в зависимости от своих способностей) решить от 2-ух до 20-ти задач.

Организация групповой работы на уроках, приносит результаты, она

полезна как сильным, средним, так и слабым ученикам. Работая в парах,

ученики не только обсуждают или совместно выполняют задание, но и какую-то

часть работы выполняют самостоятельно. В конце урока, когда подводится

итог групповой работы, снова используется

обще классная форма

организации. Задания могут быть составлены, как для единой, так и для

дифференцированной групповой работы. Дифференцированная групповая работа

предусматривает различные задания для каждой группы. Это служит для

развития познавательной деятельности более сильных учеников, позволяя тем

самым развивать их способности, практические умения и навыки в решении

более трудных заданий. А также ученики со средними способностями имеют

возможность выступить в роли консультанта.

В чем же заключается преимущество коллективных способов обучения

перед обще классной формой работы?

Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на

уроке всем ученикам. Эффективность этого урока возрастает за счет того,

что увеличивается время для активной работы учащихся, ведь половина из них

(в разных группах) может говорить и отвечать одновременно. Ребята учатся

оценивать свою работу и работу товарища, общаться, помогать друг другу.

Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

Труд на уроке носит общественно-полезный характер, ведь ближайшая

цель каждого ученика - не только учиться самому, но и учить других,

помогать другим. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.

Коллективные способы обучения создают наиболее благоприятные условия

для формирования у школьников таких качеств, как ответственность, интерес

к знаниям, чувство товарищества и общественная направленность личности.



В раздел образования