Напоминание

«Эффективные технологии в соответствии с ФГОС в практике преподавания химии».


Автор: Середина Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Новокалитвенская СОШ
Населённый пункт: с Новая Калитва Россошанского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные технологии в соответствии с ФГОС в практике преподавания химии».
Раздел: среднее образование





Назад




«Эффективные технологии в соответствии с ФГОС в практике

преподавания химии».

Я работаю в школе уже 38 лет и думаю, что многие учителя, мои ровесники,

согласятся со мной, что современные ученики существенно отличаются от тех, что

обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно

снижен познавательный интерес и на это имеется много причин.

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на

новые образовательные стандарты второго поколения перед учителем стоит задача

формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и

свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников,

чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и

понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был

праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать

готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут

быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется,

что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик,

как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому

нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей

невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

«Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является

творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей

сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и

хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться

большими художниками».

В.В. Давыдов.

Поэтому, чтобы научить учащихся приходится идти в ногу со временем и

использовать различные формы обучения. Я использую технологии, предусматривающие

учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся

1. Компьютерная технология

Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные

результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при

сборе нужной информации, а также позволяют на практике реализовать такие методы

обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. В

мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое

сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов

обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На

своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне

для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать

полученные знания. В процессе уроков использую мультимедиа проектор, где на экране

демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать

невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось

проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что

компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к

предмету.

2. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их

разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками,

умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке

могут возникать самым неожиданным образом. Например, в 8-ом классе при изучении

темы “Электроотрицательность” ученик задал вопрос: “Водород отдает электроны литию

или наоборот?” Одноклассники ответили, что электроны отдает литий, так как у него

радиус атома больше. Тут же другой ученик спросил: “А во что превратится тогда

водород?” Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя

электрон, превратился в атом гелия, так как у него стало два электрона, а другие не

согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же

это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить,

ознакомившись с понятием об ионах. Проблемную ситуацию на уроке может создать и

сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет

ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня

различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому,

чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков,

попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя

созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу

познания.

3. Технология исследовательского обучения

Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового

характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов

деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в

химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь

к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает

формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений

учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с

изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический

эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться

с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять

полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при

изучении темы “Соли азотной кислоты” в 9-ом классе использую элементы

исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа;

прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана

экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается

логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл

Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как

химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому

постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний

учащиеся заполняют таблицу:

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение

заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что

учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый

материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется

устойчивый интерес к предмету. К этой же категории отношу и проектную деятельность.

4. Технология игрового обучения

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных

интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих

способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в

интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.

ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на

уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний

учащихся и т. д.)

Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр

позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании

учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста,

ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать

самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить

кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически

использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это

повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся,

которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники,

энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме

“Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с

применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и

“журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие.

Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.

Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические

кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”.

Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры:

“КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”.

5. Использование тестов на уроках химии

Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе

внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся.

Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются

экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая

проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета,

воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие,

целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При

тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть

повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную

работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 10 классах

провожу в форме теста.



В раздел образования