Автор: Середина Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Новокалитвенская СОШ
Населённый пункт: с Новая Калитва Россошанского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективные технологии в соответствии с ФГОС в практике преподавания химии».
Раздел: среднее образование
«Эффективные технологии в соответствии с ФГОС в практике
преподавания химии».
Я работаю в школе уже 38 лет и думаю, что многие учителя, мои ровесники,
согласятся со мной, что современные ученики существенно отличаются от тех, что
обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно
снижен познавательный интерес и на это имеется много причин.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на
новые образовательные стандарты второго поколения перед учителем стоит задача
формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и
свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников,
чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и
понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был
праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.
Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать
готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут
быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется,
что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик,
как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому
нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей
невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.
«Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является
творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей
сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и
хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться
большими художниками».
В.В. Давыдов.
Поэтому, чтобы научить учащихся приходится идти в ногу со временем и
использовать различные формы обучения. Я использую технологии, предусматривающие
учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся
1. Компьютерная технология
Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные
результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при
сборе нужной информации, а также позволяют на практике реализовать такие методы
обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. В
мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое
сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов
обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На
своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне
для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать
полученные знания. В процессе уроков использую мультимедиа проектор, где на экране
демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать
невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось
проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что
компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к
предмету.
2. Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками,
умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке
могут возникать самым неожиданным образом. Например, в 8-ом классе при изучении
темы “Электроотрицательность” ученик задал вопрос: “Водород отдает электроны литию
или наоборот?” Одноклассники ответили, что электроны отдает литий, так как у него
радиус атома больше. Тут же другой ученик спросил: “А во что превратится тогда
водород?” Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя
электрон, превратился в атом гелия, так как у него стало два электрона, а другие не
согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же
это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить,
ознакомившись с понятием об ионах. Проблемную ситуацию на уроке может создать и
сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет
ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня
различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому,
чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков,
попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя
созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу
познания.
3. Технология исследовательского обучения
Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового
характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов
деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в
химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь
к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает
формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений
учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с
изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический
эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться
с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять
полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при
изучении темы “Соли азотной кислоты” в 9-ом классе использую элементы
исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа;
прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана
экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается
логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл
Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как
химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому
постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний
учащиеся заполняют таблицу:
Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение
заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что
учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый
материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется
устойчивый интерес к предмету. К этой же категории отношу и проектную деятельность.
4. Технология игрового обучения
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных
интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих
способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в
интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.
ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на
уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний
учащихся и т. д.)
Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр
позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании
учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста,
ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать
самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить
кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически
использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это
повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся,
которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники,
энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме
“Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с
применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и
“журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие.
Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.
Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические
кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”.
Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры:
“КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”.
5. Использование тестов на уроках химии
Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе
внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся.
Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются
экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая
проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета,
воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При
тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть
повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную
работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 10 классах
провожу в форме теста.