Напоминание

"Взгляд на личность учителя глазами русских педагогов-новаторов"


Автор: Максимова Надежда Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Взгляд на личность учителя глазами русских педагогов-новаторов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Максимова Надежда Николаевна

концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Гармония" (г.Калининград)

«Взгляд

на

личность

учителя

глазами

русских

педагогов-

новаторов».

Все

мы

знаем,

что

деятельность

школ

искусств

даёт

детям

первоначальные

профессиональные

навыки

по

ряду

направлений

искусств.

И

эта

цель

стоит

в

приоритете у некоторых преподавателей. Но иногда они забывают, что в процессе

обучения азам того или иного вида искусства, мы должны формировать и духовно-

нравственную личность ребёнка. Ведь в положении о детской школе искусств чётко

сказано:" Деятельность ДШИ строится на ...принципах гуманизма, ...приоритета

человеческих

ценностей,

жизни

и

здоровья

человека,

гражданственности,

свободного развития личности...".

Всё это ложится на плечи преподавателя, который должен знать на "отлично"

не только свой предмет, но и быть "проводником" для ребёнка в его дальнейшую

жизнь.

Очень часто в нашей среде, среде преподавателей ДШИ, многие путаются в

терминах "учитель", "педагог", "преподаватель". В интернете я нашла следующую

формулировку:

Педагог - общее понятие, научный термин для обозначения специалиста по

передаче знания.

Преподаватель уже не привязан к детям, а может преподать уроки ученикам

всех возрастов.

Учитель - он и педагог, и преподаватель, и воспитатель, и ещё что-то, что люди

помнят с благодарностью всю жизнь.

Вот об учителе и пойдёт речь.

Цель работы: охарактеризовать личность учителя, его профессиональные качества,

виды его деятельности в процессе обучения детей, опираясь на педагогическое

наследие русских учителей-новаторов.

Задачи:1.Дать краткую историческую справку о роли учителя на разных ступенях

развития цивилизации.

2.Охарактеризовать личности учителя, его человеческие и профессиональные

качества.

3. Вспомнить, что говорили о воспитании ученика, как неотъемлемой части

педагогической деятельности, корифеи русской педагогики.

4.Выяснить,

какими

средствами

достигается

педагогическое

мастерство,

как

высшая ступень деятельности учителя.

Сеятели

разумного,

доброго,

вечного

-

говорят

об

учителях.

Часто

можно

услышать,

как

аттестуют

авторитетного

специалиста:"У

него

были

отличные

учителя". Об этом и русская поговорка - "дерево и учитель познаются по плоду".

Среди разнообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя

была заметна во все времена. Правда, на самой ранней стадии цивилизации понятие

"учитель" было скорее символическим: детей учили разводить костры, охотиться,

плавать,

шить

одежду

и

т.д.

При

родовом

строе

главное

внимание

уделялось

развитию

физической

силы,

выносливости,

выдержки.

В

рабовладельческом

обществе

с

целью

возвышения

господствующего

класса

и

укрепления

власти

возникла необходимость обучения детей наукам и искусству.

Если

обратиться

к

истории

Древнего

Рима,

то

здесь

проблема

образования

становится

функцией

государства.

Учителя

для

привилегированного

класса

числились государственными чиновниками и назначались императорской властью.

Рабы обучались только ремёслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.

В

эпоху

средневековья

в

условиях

роста

городов

и

развития

ремёсел

господствующие сословья использовали наёмных учителей, которые обучали детей

чтению и письму. В эпоху капитализма, когда буржуазии понадобились грамотные

рабочие, растёт число учителей, профессия учителя становится массовой.

На протяжении веков функция учителя не менялась и в России. Он был, как это

определено у В. И. Даля, - обучатель, т.е. от него требовалось учить, поучать,

наставлять. но общество, крайне нуждавшееся в учителях, ничего не делало для

удовлетворения их социальных нужд; они оставались незащищёнными, нищими,

обездоленными.

И

всё

же,

на

фоне

общего бесправия

в

стране,

были

подвижники,

которые

отстаивали идею просвещения народа. Передовые

учителя составляли наиболее

прогрессивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации.

Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал Михаил Васильевич

Ломоносов(1771-1765). Он придавал основополагающее значение личным качествам

учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям. Надо, указывал великий

русский учёный, чтобы "учителя были люди способные и рачительные и должности

свои

исполняли

прилежно",

и

своими

поступками

добрый

пример

показывали

учащимся. преподавать они должны так, чтобы не обременять "учащихся выше

меры и не создавать им слишком лёгких условий". В этих словах - целая программа

действий для педагога.

Заметный след в педагогической науке оставил выдающийся врач и педагог

Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Он считал, что только истинно знающий

свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. По

мнению Пирогова, учитель должен видеть в ребёнке личность, проявлять к нему

гуманность,

снисходительность

к

естественным

увлечениям

и

простительным

слабостям, стремиться, чтобы не развивались в воспитанниках пороки.

Какими же ещё качествами должен обладать учитель? На этот вопрос ответил

российский педагог Михаил Петрович Щетинин (1944-2019). "Одним из основных

можно назвать честность. "Жить честно, - говорил Л. Н. Толстой, - это рваться,

путаться,

ошибаться

и

метаться"."Да,

вечно

,бороться

и

метаться"

-

наша

учительская судьба. Нам противопоказаны благодушие и самодовольство".

Павел Петрович Блонский (1884-1941), русский педагог и психолог, так говорил о

личных качествах учителя:" Одни и те же дети хорошо ведут себя на уроках одного

учителя и плохо - на уроках другого. Лучше всего ведут себя дети в классе учителя,

обладающего следующими качествами:

1) спокойный, уравновешенный;

2) предъявляющий детям определённые , ясные для них, твёрдые, но посильные

требования;

3) не задевающий личность ребёнка и понимающий психологию детей.

Наоборот, учитель, нервный сам и нервирующий детей, сегодня требующий

одно, завтра другое, послезавтра ничего не требующий, сильно дезорганизует детей.

Одни

и

те

же

дети

у

одного

учителя

охотно

учатся,

а

у

другого

ленятся.

Сравнительные

обследования

показали,

что

больше

всего

дети

ленятся

у

тех

учителей,которые обладают следующими недостатками:

1) сами не интересуются своим предметом;

2) плохо владеют техникой урока;

3) не считаются с детскими интересами.

Таким

образом,

личность

учителя

играет

огромную

роль.

При

нормальных

условиях учитель - очень большой авторитет для детей. Для многих детей он идеал.

Шалва Александрович Амонашвили (1931), известный грузинский и российский

педагог пишет: "Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя, педагога

с разными другими профессиями : врача, артиста, архитектора, строителя, геолога и

др... Каждое сравнение моей профессии с профессиями других оставляло мне какое-

нибудь правило и памятку. Затем я сгруппировал их и получил памятку следующего

содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!

...Начал записывать все интересные мысли и соображения, которые высказывают

мои коллеги на педагогическом совете, на методических объединениях, во время

совместной работы над планом и в частных беседах.

Учитель должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам.

Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.

Учитель не имеет права завидовать успехам коллег.

Учитель обязан делиться своим опытом с коллегами.

Учитель не должен стесняться учиться у коллег.

Учитель не имеет право смотреть на коллег сверху вниз.

Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.

Учитель должен знать все семейные тайны, связанные с ребёнком, с его судьбой,

с его прошлым, всю деликатность родственных связей, характер взаимоотношений в

семье, могущих иметь влияние на воспитание. Он несёт моральную обязанность не

разглашать

эти

тайны,

ни

с

кем

не

делиться

ими,

если

это

не

будет

вызвано

необходимостью уберечь судьбу ребёнка и защитить его права от различного рода

посягательств. Одновременно его педагогическая совесть должна направлять его

заботу о ребёнке и общение с ним с учётом доверенных или разгаданных самим тайн

с целью предотвращения возможных осложнений в жизни ребёнка.

Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином

высокой нравственности. Патриота и интернационалиста может воспитать человек,

пронизанный сам глубоким чувством патриотизма и интернационализма. Личность

может

быть

воспитана

личностью.

Действительно

гуманную

педагогику

может

строить гуманной души человек.

Конечно, учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? На

этот вопрос нельзя ответить однозначно, да и ошибки бывают разные. Часть ошибок

можно было бы избежать, если относиться к своим словам более ответственно

(пообещал - не сделал, пригласил - забыл).

Большинство же ошибок связаны с несдержанностью, раздражением учителя.

Врач-психотерапевт

А.

Дубровский,

который

исследовал

состояние

здоровья

школьников,

пришёл

к

выводу,

что

наиболее

распостранённый

дидактогенный

невроз чаще всего возникает по вине учителя. Неосторожно сказанное обидное

слово, унизительные эпитеты, перегрузка заданиями, недоверие и многое подобное

является источником болезни ребёнка. Поведи себя учитель иначе, и недуг можно

предотвратить. Просто надо, вероятно, почаще вспоминать педагогическую тактику

А. С. Макаренко. В его школе-коммуне были воры, бандиты, но ни он сам, ни его

соратники-педагоги

не

позволяли

себе

оскорбить

кого-либо

из

воспитанников.

Уважительность, доверие, милосердие играли в воспитательной системе Макаренко

не последнюю роль.

Не надо забывать, что каждый промах нарушает ту целостность, из которой

складывается

уважение

к

учителю.

Он

не

может,

не

должен

быть

двуликим

-

хорошим преподавателем и плохим человеком. Если же это случается, расторгается

духовная

связь

между

воспитателем

и

воспитанником

без

возможности

её

восстановления. Истинный профессионал не допустит этого.

Когда оценивают работу преподавателя, на первое место ставят его учебно-

воспитательную

деятельность.

Наши

педагоги-корифеи

никогда

не

отделяли

воспитание детей от их обучения. В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю

детям" так писал об этом: "Воспитание - это прежде всего человековедение. Без

знания

ребёнка

-

его

умственного

развития,

мышления,

интересов,

увлечений,

способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания. Учение - это лишь один из

лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле. В

воспитании нет главного и второстепенного. В воспитании всё главное - и урок, и

развитие

разносторонних

интересов

детей

вне

урока.

и

взаимоотношения

воспитанников в коллективе". В. А. Сухомлинский считал, что "воспитание - это

многогранный,

сложный

комплекс

воздействия

на

человека,

способствующий

формированию

гармонической,

всесторонне

развитой

личности

-

труженика-

создателя

материальных

и

духовных

благ,

гражданина,

потребителя,

создателя

семьи и воспитателя своих детей, культурной личности...

...Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с

которым

формирующаяся

личность

соприкасается

подчас

как

бы

случайно,

мимоходом. Всё, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в

нём - в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям...

Подлинный мастер своего дела формирует у того, кого он воспитывает, прежде

всего

правильный

личный

взгляд

на

зло,

неправду,

бесчестье.

Процесс

осмысливания

воспитателем

положительных

и

отрицательных

воздействий,

которым

повседневно

подвергается

его

питомец,

активное

руководство

его

духовной жизнью - в этом и заключается как раз то, что принято называть умением

воспитывать".

А. С. Макаренко считал себя сторонником активного воспитания. Он говорил:

"Я хочу воспитать человека определённых качеств, и всё делаю, чтобы достигнуть

этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть...". Одним из таких

средств,

по

его

мнению,

является

педагогическое

мастерство.

"Мастерство

воспитателя, - писал он, - не является каким-то особым искусством, требующим

таланта,

но

это

специальность,

которой

надо

учить,

как

надо

учить

врача

его

мастерству, как надо учить музыканта. Что такое мастерство?...Можно и нужно

развивать зрение. Это необходимо. Нужно уметь читать на человеческом лице, на

лице ребёнка...Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу

узнавать о некоторых признаках душевных движений.

Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и

в управлении своим лицом... .Педагог не может не играть. Нельзя допустить, чтобы

наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем

воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души.

Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без

душевных

страданий,

то

надо

и

у

нас

это

сделать.

Но

ученику

надо

иногда

продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя

просто

играть

сценически,

внешне.

Есть

какой-то

приводной

ремень,

который

должен

соединять

с

этой

игрой

вашу

прекрасную

личность.

Это должно

быть

настоящим отражением тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для

ученика эти душевные процессы передаются как гнев, негодование и т.д.

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди

сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,

фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не

почувствует того, что нужно...

Я

убеждён,

что

в

будущем

в

педагогических

вузах

обязательно

будут

преподаваться

и

постановка

голоса,

и

поза,

и

владение

своим

организмом,

и

владение своим лицом. Всё это необходимо для того, чтобы уметь наиболее точно,

внушительно выражать свои мысли и чувства. Всё это вопросы воспитательной

техники.

Например,

относительно

голоса,

как

нужно

делать

выговор.

в

каких

границах вы имеете право показать свой гнев или негодование, если имеете право,

то

как

вы

должны

показать.

Это

постоянное

действие

воспитателя

и

есть

воспитание. Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что у

вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас".

И закончить свою работу мне хочется словами Виктора Фёдоровича Шаталова:

"Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе

вообще не существует более сложной науки, чем

педагогика.

И сложность её,

прежде

всего,

в

головоломных

сплетениях

взаимосвязей

сотен

тысяч

её

компонентов. Мера же ответственности её - человек! Будем же помнить об этом

каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни".

Используемая литература:

1.Сухомлинский

В.А."Сердце

отдаю

детям".Киев.Издательство

"Радяньска школа",1977.

2. Сухомлинский В.А."Письма к сыну".М.:Просвещение,1987.

3.Макаренко А.С."Педагогическая поэма".М.:Педагогика,1981.

4."Учитель":Статьи.Документы Воспоминания./Ред.- сост. Д.Л. Брудный.

М.:Политиздат,1991.



В раздел образования