Напоминание

Развивающая игра, как универсальная форма обучения и средство активизации учебного процесса


Автор: Нечаева Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДУМ "Смена"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: cтатья
Тема: Развивающая игра, как универсальная форма обучения и средство активизации учебного процесса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развивающая игра, как универсальная форма обучения и средство

активизации учебного процесса.

Статья Нечаевой Татьяны Владимировны,

Педагога дополнительного образования

ГБУ ДО ДУМ «Смена» г. Челябинска

1.Статья

раскрывает:

тему

необходимости

активизации

учебного

процесса

у

воспитанников

дошкольного,

младшего

и

среднего

возраста.

Универсальной

формой

активизации

учебного

процесса

является

развивающая

игра.

Обучение

в

форме

игры

проходит

в

состоянии

положительных эмоций, нет зажатия или блокировки нервных центров. Процесс усвоения знаний

идёт

более

глубоко

и

осмысленно.

Дети

играют

с

удовольствием,

особенно

в

игры,

сопровождающиеся

музыкой.

При

этом

игра

осуществляет

коррекцию

памяти,

внимания,

психосоматического состояния здоровья учащихся, развивает личность, учит думать, принимать

решения, сопереживать, развивает познавательную активность. Игра должна быть доступной, цель

достижимой, а оформление красочным и разнообразным.

2.Ключеые слова: развивающие игры, музыка, вокал, движение, познавательная деятельность,

импровизация,

креативность,

внутренний

слух,

музыкальная

память,

музыкально-

слуховые

представления, координация движения и певческого голоса.

Дети – самое дорогое наше достояние. Всем хочется видеть их

здоровыми

и

счастливыми.

Но,

к

сожалению

не

все

дети

хорошо

адаптированы

к

учебной

деятельности.

Есть

обучающиеся,

у

которых

уровень

сформированности

отдельных

психологических

особенностей

средний и даже низкий. Что же это за особенности?

Развитие восприятия

Развитие памяти (11 видов)

Развитие мышления

Развитие интеллекта

Развитие воображения

Развитие внимания

Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие творческого потенциала и т.д.

Для таких детей необходима активизация учебного процесса, создание

таких условий, при которых обучающийся смог обрести уверенность в своих

силах, занятиях, снять психологический зажим, мешающий восприятию, и в

этом смысле, самой универсальной формой обучения является игра.

Это не просто развлечение, игра развивает личность, учит думать, принимать

решения,

сопереживать,

открывать

путь

к

поиску,

закрепляет

знание

на

уровне

подсознания,

осуществляет

коррекцию

памяти,

внимания,

психосоматического

состояния

здоровья

учащихся.

Среди

ожидаемых

результатов

развитие

у

детей

факторов

креативности:

фантазии,

изобретательности,

спонтанности,

оригинальности,

чувствительности.

Например,

игра

соревновательного

характера

на

закрепление

ранее

изученного:

«Кто быстрее и больше соберёт в «корзину»:

Нот, распевок, скороговорок, названий музыкальных инструментов и т.д.

обнаружит «провокацию» в зрительном или слуховом ряду; соберёт мозаику;

вставит недостающие карточки с буквами, фрагментами слов песен.

В процессе игры обучающиеся находятся в состоянии предельного

внимания,

чего

не

хватает

иногда

в

процессе

усвоения

знаний

или

закрепления знаний на обычных занятиях. В соревновательном азарте идет

процесс волнения и сопереживания. При этом психика ребёнка работает в

«мажорном ключе», в состоянии положительных эмоций, нет зажатия или

блокирования нервных центров. При этом любое знание усваивается быстрее,

процесс усвоения идет более глубоко и осмысленно.

Большую роль в воспитании и обучении играют задания, направленные на

развитие дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по

форме, цвету, размеру, голос на слух, предмет наощуп, например, достать из

мешка по описанию шумовой инструмент, найти

предметы по заданным

признакам, выделять и называть эти признаки. На это направлена:

1.Игра «Угадай-ка» или «Кот в мешке».

Например,

педагог

держит

за

спиной

музыкальный

инструмент,

и

вдруг

раздается звук этого инструмента. Учащиеся должны описать музыкальный

инструмент, дать ему характеристику, классификацию и затем назвать его.

Или уже кто-то из воспитанников создает словесный описательный портрет

или

образ,

например,

Золушки

или

Белоснежки

(например,

описывает

портрет Вопрос: «Что изображено на иллюстрации? Или кто? Как называется

произведение?».

Речевые игры и упражнения на занятиях вокала помогают развивать у

учащихся

речь,

память,

мыслительную

активность,

дают

положительные

результаты

в

работе

с

понятийным

рядом.

Важно,

чтобы

текст,

формулировки,

правила,

термины,

понятия

были

просты

и

удобны

в

произношении. Восприятие текста происходит через зрение, слух, общение.

Обучающиеся воспринимают информацию в 3 модальностях;

- визуальный – вижу, как делает педагог;

- аудиальный – говорю, повторяю за педагогом;

- кинестетический – делаю вместе с педагогом, манипулируя жестами и

варьируя.

В тот момент, когда дети на занятии показывают жестом слово, они мысленно

попевают его про себя, начинается накопление музыкального, слухового,

интонационного

багажа.

Для

того

чтобы

наладить

координацию

слуха

и

голоса (слышу-пою), нужна их постоянная тренировка.

2. Игра «Робот-Дирижер»

Игра помогает воспитывать «слух» (или «уши») и голос. Она направлена на

закрепление

«средств

музыкальной

выразительности»

таких

как

темп,

динамика (громко, тихо), характер звука, паузирование и др.

«Робот» - галящий договаривается с учащимися «компьютерами-

мониторами» о ключевых опорных жестах:

- ладони от себя – F (громко);

- пальцы, сжатые в кулаках – пауза (дети молчат);

- руки дирижера опущены –P(тихо)

- поднимаются- F (громче)

Во

время

работы

над

вокальным

звуком

«Робот

-дирижер»

управляет

звучанием

целого

ансамбля

солистов.

Умение

управлять

очень

ответственная задача. Нужно учиться иметь тонкую интуицию, чутье, где

нужно показать громко, а где тихо, где радостно, а где промолчать.

Игра требует от всех играющих:

концентрации внимания

зрительной и слуховой памяти

воображения

развития творческого потенциала

умение

сопоставлять,

анализировать,

обобщать,то

есть

думать,

мыслить….

Итак, от простого к сложному (каждая игра имеет несколько уровней) в

процессе

игры

обучающиеся

более

эффективно

овладевают

знаниями,

умениями, навыками. Подчиняя свою моторику совместным действиям в

групповых видах музыкальной деятельности, эмоционально откликаясь на

приобретенный

опыт

и

успех.

А

это,

в

свою

очередь,

ведёт

к

самоутверждению личности ребёнка.

3. Игра «Повтори» или «Зеркало».

1 этап – воспитанник под музыку (запись) поёт и повторяет за педагогом-

роботом разные движения, отражаясь как в зеркале ;

2 этап – педагог предлагает любому ученику «роботу» его заменить, а сам

встаёт на его место

или сопровождает игру живой музыкой, играя на

фортепиано аккомпанемент песни.

Эти

2

этапа

игры

«Повтори»

или

«Зеркало»

направлены

на

развитие

зрительно-двигательной координации (ритмичное движение под музыку), на

развитие воображения, на координацию внимания, на развитие творческого

потенциала, в том числе, на умение импровизировать.

3 этап – этой игры называется «Опоздайка»

Робот – регулировщик предлагает маленьким роботам повторять за ним,

опаздывая на одно движение. Например, большой робот хлопает в ладоши.

Маленькие

роботы

смотрят

и

запоминают.

Как

только

робот

сменил

движение

начал

маршировать,

маленькие

роботы

начали

хлопать

и

запоминать образные движения зрительной памятью.

Игра

сопровождается

фонограммой

уже

изученной

песни,

чтобы

дети

автоматически мысленно пропевали мелодию.

Цель 3 этапа игры:

Еще

большая

концентрация

внимания,

умения

сосредоточиться

на

определенном объекте, переключение внимания;

Закрепление метро- ритмичного пульса в музыке (ощущение долей

сильных и слабых);

Развитие

зрительно

двигательной

координации

и

движений

-эвритмия, то есть слияния музыки и тела;

Ответственность (воспитательный момент) для большого робота, т.к. в

каждой игре свои правила. Но не менее важны правила для взрослых,

которые выбирают игру средством обучения и воспитания.

Игра «Голос»

В этой игре, как в любой другой несколько уровней (этапов развития) в

зависимости от возраста учащихся.

1 этап – педагог предлагает галящему внимательно посмотреть на ребят в

классе, а затем отвернуться к доске или повернуться к ребятам спиной.

Педагог задаёт вопрос галящему, касающийся мебели в классе, цвета одежды

учеников. Например, кто из девочек сегодня с красным бантом? Отгадав,

галящий меняется с объектом внимания (воспитанником).

2 этап- педагог предлагает узнать по голосу одного из обучающихся, который

что-нибудь скажет или повторит за педагогом. Например, «Ты живи, моя

Россия, славься, Русская земля!». При этом обучающийся может по заданию

педагога постараться спеть не своим голосом. Тот, кто галит пытается на слух

по тембру голоса определить имя ребёнка.

3 этап- пропеть для галящего, стоящего спиной, с аккомпанементом или без

сопровождения знакомую интонацию.

Например,

из песни «Добрый день» Я. Дубравина. «Встало солнце рано-

рано. Добрый день!».

Цель игры «голос» :

С

одной

стороны,

направлена

на

развитие

творческого

продуктивного

воображения,

которо е

со стоит

из

спо собно сти

о с м ы с л и ват ь

действительность, с другой стороны на развитие мыслительной деятельности

через

сравнение,

анализ,

абстрактное

мышление,

асоциальное

умение

выделить главное, то есть, проявить аналитические способности.

3 уровень: чисто интонационная, слуховая сфера деятельности обучающихся.

Здесь очень важно услышать интонацию и проанализировать ее, кто ее спел:

мальчик или девочка, низкий голос или высокий.

Очень любят в нее играть дошкольники и младшие школьники, которые уже

друг друга хорошо знают, в том числе, знают личные особенности:

-произношение (дикция)

-звуковысотность голоса

-характер звучания (суетливо, спокойно, серьезно, уверенно и так далее )

Многие слушают музыку, но не все слышат ее, и не каждый умеет

слушать. А

музыка, фантазия, интонационный слух и первое восприятие

музыки

-

все

это

зависит

от

накопленного

музыкального

багажа,

от

систематических музыкальных впечатлений. В большинстве случаев у детей

развивается способность не только узнавать, напевать знакомые мелодии и

пропевать

их

мысленно,

но

и

развивать

внутренний

слух,

слышать

и

представлять их звучание в уме. Эта способность называется музыкальными

слуховыми представлениями.

Одной из игр по развитию музыкальных слуховых представлений является:

5.Игра

«Провокация»

Педагог закладывает в свой рассказ момент «провокации». Дети должны

обнаружить «провокацию» и разоблачить. Например, слова педагога: В одной

из русских народных песен поётся: «Я пойду, пойду погуляю, белую сосёнку

заломаю». Дети в момент «провокации» хлопают в ладоши и исправляют

ошибки.

И

так

игра

позволяет

добиться

быстрого

успеха,

результата,

поскольку в большинстве своем, успех зависит от уже имеющегося опыта. И

этот успех в деталях - стойкое желание снова и снова повторять такую

интеллектуальную деятельность.

Но иногда сложная игра утомляет память, и тогда на смену ей приходит

другая

наглядно-действенная

или

наглядно-образная,

где

главная

роль

принадлежит действиям и образам, а не словам и понятиям, как в абстрактно-

логических играх. На первое место встает зрительная активность, и быстрее

идет усвоение материала.

Чрезвычайно важны правила игры для педагога:

Игра

должна

быть

доступной,

цель

достижимой,

а

оформление

красочным и разнообразным.

Контроль

и

руководство

не

должно

подавлять

инициативу

и

самостоятельность

обучающихся,

иначе

будет

уничтожена

сама

сущность игры. (Девиз: «побольше ученика, поменьше учителя»).

Научиться радоваться успехам детей в игре, обеспечивая им успех.

Много сразу не предлагать. Воспитанники должны наиграться. Задача

педагога – продумать уровни усложнения заданий (этапов игры).

Не ставить обучащимся ошибку в вину, а лучше помочь найти ее и

исправить.

Но если воспитанники не проявляют интереса к играм, необходимо

продолжить

стимулировать

их

внимание,

всячески

способствовать

участию их в игре, это повлечет за собой положительные результаты.

На

каждом

занятии,

где

будет

присутствовать

дидактическая

развивающая игра, обучающиеся будут получать положительный заряд

эмоции, так необходимый для его положительного развития, а игра, в

свою очередь, поможет закрепить и отработать обще - учебные умения и

навыки,

дать

толчок

к

познавательной

деятельности,

развития

творческого потенциала.

Список источников:

1.

Барташникова,

И.

А.

Учись,

играя

/

Барташникова

И.

А.,

Барташников А. А. - Харьков: Фолио, 1997. – 132с.

2.

Выготский

Л.

С.

Игра

и

ее

роль

в

психологическом

развитии

ребенка / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. – С. 30-35.

3.

Газман, О. С. О понятии детской игры / Газман О. С. // Игра в

педагогическом процессе: сб. - Новосибирск, 1989.- С.3-31.

4.

Григорьев,

В.

М.

Народная

педагогика

игры

в

воспитании

и

развитии личности: автореф. докт. дис. / Григорьев, В. М. - М., 1988. – 38с.

5.

Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России / Григорьев

В. М. - М.: Педагогика, 1994. - 270с.

6.

Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса школьника в

игровой деятельности / Гришкова Г. Н., Юсубова И. Б. // Начальная школа –

2004 - №11. - С.41 - 45.

7.

Заика,

Е.

В.

Как

воспитать

талантливого

ребенка:

сб.

игр

и

упражнений по развитию познавательных и творческих способностей / Заика

Е. В., Калмыкова И.А // Практическая психология и социальная работа. –

2002. - № 7. – С. 29 – 43.

8.

Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной игры /

Ивочкина Н. В. // Начальная школа. - 1998. - №1 (1/12). - С.25-27.

9.

Игры: энциклопедич. сб. / Сост. В. А. Черноземцев. - Бурятское

кн. изд-во, 1995. - 800с.

10.

Каптерев,

П.

Ф.

Психология

детской

игры:

обществ.

игры

/

Каптерев П. Ф. // Педагогический листок. - 1893. - № 1-3.

11.

Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей

младшего

школьного возраста: кн. для учителя / Коломинский Я. Л., Панько Е. А. М.:

Просвещение, 1988. – 223с.

12.

Литвинова, М. Русские народные подвижные игры / Литвинова М.

- М.: Просвещение, 1986. - 160с.

13.

Менджерицкая, С. А. Воспитание детей в игре / Менджерицкая С.

А. - М.: Просвещение, 1979. - 284с.

14.

Минскин

Е.

М.

От

игры

к

знаниям:

пособие

для

учителя

/

Минскин Е. М. - 2-е изд., доработ. - М.: Просвещение, 1987. – 201с.

15.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Морозова Н.

Г. // Психология и педагогика. - 1999. - №2. – С.21-25.

16.

Младший

школьник:

развитие

познавательных

способностей:

Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.;

Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с.

17.

Младший школьный возраст / Г. И. Боровая и др.; Ред.-сост.

Сенько В. Г. – М., 1989. – 86 с.

18.

Мухина,

В.

С.

Детская

психология

/

Мухина,

В.

С.

М.:

Просвещение, 1985. – 370 с.

19.

Науменко, Г.М. Русские народные детские игры с напевами: сб.

фольклорных материалов / Науменко Г. М.; Запись, фотографии, составление

и нотация Г. М. Науменко. - М.: «Либерея», 2003. – 544с.: нот.

20.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И. –

М., 1992. – 422с.

21.

Педагогика и психология игры: межвузовский сб. науч. трудов. -

Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. – 184с.

22.

Педагогическая энциклопедия. - Том 1. - М., 1968.- 421с.

23.

Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии /

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. - М., 1996. -205с.

24.

Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / Усова А. П. - М.:

Просвещение, 1988. - 352с.

25.

Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос,

1999.

– 252с. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Аникеева Н. П. - М.:

Просвещение, 1987. – 163с.

26.

Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе / Аникеева Н. П.

- Новосибирск, 1989. – 211с.

27.

Шмакова, С. Г. Игра как способ социализации ребенка \ Шмакова

С. Г. // Доп. образован. и воспитание - 2007. - № 2. – С.52-54

28. Аникеева, Н. П. Педагогика и психология игры / Аникеева Н. П. - М.,

1986. – 231с.

29. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника:

метод.

пособие

для

учителей

и

воспитателей

/

Яновская

М.

Г.

-М.:

Просвещение, 1974. – 136с.



В раздел образования