Напоминание

"Использование современных образовательных технологий при преподавании творческих дисциплин"


Автор: Афанасьев Игорь Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДУМ "Смена"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных образовательных технологий при преподавании творческих дисциплин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Афанасьев Игоря Вячеславович,

педагог дополнительного образования (вокальное искусство)

ГБУ ДО ДУМ «Смена», г. Челябинск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые

слова:

интеллект-карта,

дополнительное

образование,

творчество, образовательная технология.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения такого

инструмента образовательного процесса, как интеллект-карта. Раскрывается

роль применения интеллект-карт при преподавании творческих дисциплин,

что повышает уровень развития креативности и разносторонности мышления

у детей при преподавании творческих дисциплин. Рассматривается значение

интеллект-карт в образовательном процессе, их примеры, а также основные

принципы составления.

Педагогика

в

современное

время

претерпевает

ряд

существенных

изменений,

связанных

,

в

том

числе,

с

всеобщим

внедрением

в

образовательный процесс современных инновационных мультимедийных и и

иных

интерактивных

технологий,

которые

способны

улучшить

качество

образовательного процесса и, тем самым, повысить интерес обучающихся к

конкретным направлениям приложения своих знаний, умений и навыков. Не

является исключением и блок творческих дисциплин, которые преподаются и

изучаются в образовательных организациях различного уровня.

Таких

технологий

множество,

они

постоянно

изменяются,

усовершенствуются, появляются новые более качественные инструменты и

методы обучения. Одним из наиболее важных и широко используемых в

Европе

и

США

образовательных

инструментов,

используемых

при

преподавании именно творческих дисциплин, являются интеллект-карты.

1

Интеллект-карта, или карта мышления (mind-map) — это отображение

на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать

творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить

свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения,

совершенствовать.

Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена - известного писателя,

лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и

проблем мышления.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

проще

работать

с

информацией:

запоминать,

понимать,

восстанавливать логику.

удобно

использовать

для

презентации

материала

и

наглядного

объяснения своей позиции собеседникам

позволяет

проще

принимать

решения,

создавать

планы,

разрабатывать проекты.

Интеллект-карта – это современный эффективный инструмент в работе

менеджера-управленца, педагога, обычного человека, желающего грамотно

распределять свое время и готового совершенствоваться в любой деловой,

сфере а также в личной жизни.

Для педагогов, в том числе, педагогов дополнительного образования,

это необходимый в работе инструмент, позволяющий представить любую

информацию в доступном, удобном и легко запоминающимся виде. Особенно

полезно пользоваться данным инструментов при работе с детьми, поскольку

информация подается, как правило, в красочном и интересном виде, что

значительно повышает интерес у ребенка к занятиям.

Ниже представлены примеры оформления интеллект-карт в общем и в

рамках учебных занятий по вокалу, в частности (см. рис. 1-4).

2

Рис.1. Интеллект-карта по выбору подарка, используемая в повседневной

жизни

Рис. 2. Пример интеллект-карты, используемой в образовательном процессе

3

Рис. 2. Интеллект-карта по выполнению конкретного проекта (создание

сайта)

Рис. 4. Пример интеллект-карты, используемой на уроке вокала (авторская

разработка)

4

И н т е л л е кт - ка рт ы

м ож н о

и с п ол ь зо ват ь

в

л ю б о й

с ф е р е

жизнедеятельности человека:

1) планирование времени и проектов;

2) планирование вариантов покупок различных вещей;

3) планирование делового или рабочего процесса;

4) учебный процесс и образовательная деятельность;

5) планирование мероприятий и их содержание;

5) постановка личных целей;

6) планирование стратегии развития предприятия;

7) принятий различных решений;

8) подготовка презентаций для любого рода мероприятий и т.д.

Почему

интеллект-карты

рекомендовано

использовать

в

образовательном процессе при преподавании творческих дисциплин?

Во-первых, это доступный и удобный способ представления любой

информации.

Такой

способ

может

сочетать

и

графическую

информацию

(рисунки, схемы, картинки, графики), табличную информацию, информацию

в текстовом виде и и.д.

Во-вторых,

данный

инструмент

разработан

на

основе

основных

принципов функционирования головного мозга человека (ассоциативность,

радиантность

многозадачность,

физиологические

особенности

строения

клеток головного мозга, отсюда форма интеллект-карты – схема нейронной

клетки),

что

позволяет

значительно

повысить

уровень

восприятия

и

запоминания информации.

В-третьих, работа по составлению и чтению интеллект-карт – это

творческий процесс, позволяющий развивать, как у педагога, так и у ученика

креативное мышление и активизировать работу обоих полушарий головного

мозга.

Именно

поэтому

рекомендовано

использовать

интеллект-карты

в

качестве

образовательной

технологии

педагогам

любого

профиля

и

специализации.

5

Рекомендации по созданию интеллект-карт:

Лучше, если на интеллект карте будет не более 5-7 элементов. Если

элементов больше - постарайтесь сгруппировать их между собой.

Интеллект карта должна быть логична: соблюдены отношения между

элементами, что за чем идет, что к чему и как относится.

Лучше, если на интеллект-карте будет много разных визуальных

образов, которые просто запомнить: используйте различные цвета, рисунки,

символы.

Всегда удобно, когда интеллект-карта симметрична: так, запомнив

одну ее часть, вы легко сможете восстановить другую.

Центральное место в карте мышления должен занимать ключевой

элемент.

Если

нужно

отобразить

временную

шкалу,

то

обычно

слева

-

обозначают прошедшее время, справа - будущее.

Возникающие подразделы должны быть ассоциациями центрального

(ключевого) элемента, для того, чтобы через некоторое время вы смогли

наиболее точно воспроизвести ту информацию, которая ьбыла отражена на

карте. Еще лучше если вы составляете интеллект-карту совместно с учеником

и

используете

его

собственные

ассоциации,

так

процесс

запоминания

сделается практически 100%-ным.

Желательно

использовать

комфортные

для

зрения

цвета,

изобразительные средства, а также изогнутые линии – все это значительно

лучше

воспринимается

глазом,

а,

соответственно,

мозгом

и

лучше

запоминается.

Уникальная

особенность

такого

рода

представления

информации

состоит в том, что улучшается ее восприятие, особенно при обучении по

программам

художественной

творческой

направленности,

и

повышается

уровень остаточных знаний, закрепленных при использовании интеллект-

карт до 90 %.

Для

использования

данной

технологии

в

образовательном

процессе

необходимо наличие следующих условий:

6

1) методических (обеспечение доступа обучающихся к дидактической,

учебной информации по вопросам применения интеллект-карт – наличие

специализированной

литературы

в

печатном

и

электронном

видах,

презентаций);

2) организационных (владение педагогом теоретическими аспектами и

практики использования интеллект-карт в собственном педагогическом опыте

опыте);

3) технических (применения специального звукового и технического

оборудования: компьютер, колонки, экран, мультимедийный проектор).

Таким образом, используя интеллект-карты при обучении творческим

видам

деятельности,

у

обучающегося

возрастает

интерес

к

учебным

занятиям, к работе в группе, возрастает доверие к педагогу, использующему

понятные и доступные средства изложения сложной информации, и, как

следствие,

повышается

результативность

реализуемых

образовательных

программ и достигается личный результат у учеников.

Список использованных источников:

1.

Бьюзен, Т. Интеллект-карты: практическое руководство / Т. Бьюзен.

Б. Бьюзен. – М.: Поппури, 2015. – 368 с.

2.

Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования

детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов,

педагогов-организаторов,

специалистов

по

дополнительному

образованию

детей,

руководителей

образовательных

учреждений,

учителей,

студентов

педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / В.Н. Иванченко. –

Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2015. – 184 с.

3.

Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II. Научно-практическое

пособие для учителей, методистов, руководителей педагогических учебных

заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2015. – 97

с.

7



В раздел образования