Автор: Филиппова Галина Валериевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: «Развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся»
Тема: Использование технологии электронного портфолио в образовательном процессе
Раздел: полное образование
«Развитие субъектности образовательного процесса при использовании
технологии электронного портфолио обучающихся».
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации
личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в
соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. В понятие
образования вкладывается то, что дает возможность выбора и свободы, то, что
помогает человеку общаться и развивать себя, то, что формирует личность. Именно
школа стоит у истоков формирования личности, так как именно здесь формируются
условия для сохранения и развития индивидуальности учеников, осознания ими
образа своего Я, формирования своего самоопределения. Эти способности
позволяют человеку определить свое место в культуре и обществе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы представляет собой один из инструментов
реализации Требований стандартов к результатам освоения основной
образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения
качества образования. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста,
если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна
рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации,
знаний, образовательного развития подростка и его оценивания. Должны быть и
другие возможности. И одной из таких возможностей является портфолио
ученика.
Что же такое ученическое портфолио?
Портфолио
ученика
по
ФГОС
– это
перспективная
форма
демонстрации
индивидуальных
достижений
школьника
и
представляющая
собой
набор
документов, которые содержат результаты учебной, творческой, спортивной,
общественной жизни ребенка. Это наглядные материалы, способные доказать
успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний.
Портфолио - это то, о чем не говорят школьные оценки и краткие
характеристики.
Особенностью
портфолио
является
то,
что
его
можно
использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа,
самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого
обучающегося. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и
на процесс самоанализа в первую очередь. Отсутствие навыков самооценивания
является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к
самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в
быстроменяющемся современном мире.
Проект электронное портфолио.
Цель электронного портфолио – содействие персонализации образования через
выстраивание индивидуального маршрута развития личности.
Задачи электронного портфолио:
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную
образовательную деятельность;
- стимулировать и поддерживать учебную мотивацию;
- раскрывать индивидуальные способности и способствовать созданию ситуации
успеха для каждого ученика;
- систематизировать и фиксировать количественные и качественные
индивидуальные достижения;
- формировать умение анализировать собственные интересы, склонности,
потребности, достижения и на их основе выстраивать индивидуальный маршрут
саморазвития.
Основная
идея
опытно-экспериментальной
работы
нашего
лицея
тесно
переплетается
с
осуществлением
главной
цели
современной
школы
и
заключается
в
создании
в
образовательном
учреждении
условий,
обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его
субъектом образования на основе использования электронного портфолио.
Почему электронного портфолио?
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ на
2017 – 2030 гг. в России должны быть построены общество знаний и цифровая
экономика. Для системы образования это означает, что в течение этого времени
должны быть сформированы цифровые модели образовательных инструментов и
цифровой среды в целом, а также описаны подходы к реализации их на практике.
Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический
эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии
не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут
естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными
технологиями обучения.
Проект ОЭР направлен на определение и практическую реализацию условий
индивидуализации образовательного процесса с использованием технологии
электронного портфолио как основного инструмента развития субъектности
образовательного процесса: обучающимся будет предоставлена возможность
самостоятельного формирования своей «цифровой биографии», возможность
оптимизации использования учебного времени, возможность выбора учебного
материала
из
информационного
пространства
знаний,
подготовленного
сотрудниками лицея и строго ориентированного на индивидуальные потребности
обучающегося.
Актуальность проекта:
Часто содержание образования не становится для детей материалом
развития собственной субъектности, жизненный опыт также недостаточен для
оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования,
профессии и др.). Для решения подобных проблем создаются условия развития
субъектности образовательного процесса и в урочной системе, и во внеурочной
деятельности, и в системе дополнительного образования. Это помогает
обучающимся приобретать способность к преобразующей мир субъектной
активности.
Цель проекта – выявить и обосновать организационно-педагогические условия
индивидуализации ребенка в образовании и развития субъектности
образовательного процесса на основе использования технологии электронного
портфолио обучающихся.
Задачи проекта :
- разработать и апробировать комплект локальных нормативных актов, который
обеспечит использование технологии электронного портфолио обучающихся в
развитии субъектности образовательного процесса;
- определить принципы и примерную структуру электронного портфолио
обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных
результатов, соотнесенных с идеями системы учета школьных и внешкольных
достижений обучающихся «Цифровая биография»;
- разработать методические рекомендации для педагогов по проектированию
«зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции
(выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного
портфолио;
- создать онлайн-путеводитель для участников образовательного процесса с
учетом
индивидуальных
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся;
- разработать методические рекомендации для руководителей образовательных
учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и
реализации программы развития обучающегося;
- организовать сетевое взаимодействие по теме ОЭР с образовательными
учреждениями района, города, других субъектов Российской Федерации.
Инновационные идеи:
- создание в ОО условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого
обучающегося и становление его субъектом образования на основе использования
электронного портфолио;
- определение принципа и примерной структуры электронного портфолио
обучающегося,
учитывающие
многообразие
возможных
образовательных
результатов (соотнесенная с идеями системы учета школьных и внешкольных
достижений обучающихся «Цифровая биография»);
- разработка методических рекомендаций для руководителей ОО и педагогов по
проектированию
«зон
ближайшего
развития»
обучающегося
и
разработке
программ
коррекции
(выравнивания)
обучающегося
на
основе
анализа
содержания электронного портфолио;
- создание онлайн-путеводителя для участников образовательного процесса с
учётом
индивидуальных
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся.
Зачем и кому необходимо электронное портфолио?
- прежде всего самому школьнику:
-
систематизирует все его многолетние достижения и успехи, по документам
Министерства образования «повышает уровень самооценки, развития творческого
потенциала
и
индивидуализации
ребенка,
развивает
стремление
к
самосовершенствованию»;
- выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами
экзаменов, определять рейтинг выпускников основной и средней школы;
- помогает в выборе профильного класса, в выборе дальнейшей профессии;
- помогает при переходе из одной школы в другую;
- это возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы,
особенно если выпускник планирует поступать в иностранные ВУЗы – оценка его
достижений;
- родителям:
- дает возможность проанализировать успехи ребенка для дальнейшей мотивации;
- позволяет систематизировать его успехи и достижения, на основании этого -
гордится своим ребенком;
- школе:
- является одним из элементов в создании в образовательном учреждении
условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и
становление его субъектом образования.
Программа реализации проекта ОЭР (результаты первого этапа).
I этап (проектировочный)
- разработка комплекта типовых локальных правовых актов, обеспечивающих
сопровождение создания и внедрения проекта;
- подбор, изучение, анализ научных литературных источников по теме развития
субъектности образовательного процесса, по технологии создания и
использования на практике электронного портфолио обучающихся;
- разработка Дорожной карты ОЭР;
- подготовка технического задания для создания программного обеспечения
«электронного портфолио обучающегося»;
- участие в общественной экспертизе первичных продуктов проекта