Напоминание

Использование технологии электронного портфолио в образовательном процессе


Автор: Филиппова Галина Валериевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: «Развитие субъектности образовательного процесса при использовании технологии электронного портфолио обучающихся»
Тема: Использование технологии электронного портфолио в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад




«Развитие субъектности образовательного процесса при использовании

технологии электронного портфолио обучающихся».

Основная цель современной школы - создание условий для самореализации

личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в

соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. В понятие

образования вкладывается то, что дает возможность выбора и свободы, то, что

помогает человеку общаться и развивать себя, то, что формирует личность. Именно

школа стоит у истоков формирования личности, так как именно здесь формируются

условия для сохранения и развития индивидуальности учеников, осознания ими

образа своего Я, формирования своего самоопределения. Эти способности

позволяют человеку определить свое место в культуре и обществе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы представляет собой один из инструментов

реализации Требований стандартов к результатам освоения основной

образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения

качества образования. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста,

если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна

рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации,

знаний, образовательного развития подростка и его оценивания. Должны быть и

другие возможности. И одной из таких возможностей является портфолио

ученика.

Что же такое ученическое портфолио?

Портфолио

ученика

по

ФГОС

это

перспективная

форма

демонстрации

индивидуальных

достижений

школьника

и

представляющая

собой

набор

документов, которые содержат результаты учебной, творческой, спортивной,

общественной жизни ребенка. Это наглядные материалы, способные доказать

успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний.

Портфолио - это то, о чем не говорят школьные оценки и краткие

характеристики.

Особенностью

портфолио

является

то,

что

его

можно

использовать и как внешнюю оценку, и как внутреннюю форму самоанализа,

самооценки и проектирования индивидуальной траектории саморазвития самого

обучающегося. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и

на процесс самоанализа в первую очередь. Отсутствие навыков самооценивания

является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к

самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в

быстроменяющемся современном мире.

Проект электронное портфолио.

Цель электронного портфолио – содействие персонализации образования через

выстраивание индивидуального маршрута развития личности.

Задачи электронного портфолио:

- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную

образовательную деятельность;

- стимулировать и поддерживать учебную мотивацию;

- раскрывать индивидуальные способности и способствовать созданию ситуации

успеха для каждого ученика;

- систематизировать и фиксировать количественные и качественные

индивидуальные достижения;

- формировать умение анализировать собственные интересы, склонности,

потребности, достижения и на их основе выстраивать индивидуальный маршрут

саморазвития.

Основная

идея

опытно-экспериментальной

работы

нашего

лицея

тесно

переплетается

с

осуществлением

главной

цели

современной

школы

и

заключается

в

создании

в

образовательном

учреждении

условий,

обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и становление его

субъектом образования на основе использования электронного портфолио.

Почему электронного портфолио?

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ на

2017 – 2030 гг. в России должны быть построены общество знаний и цифровая

экономика. Для системы образования это означает, что в течение этого времени

должны быть сформированы цифровые модели образовательных инструментов и

цифровой среды в целом, а также описаны подходы к реализации их на практике.

Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический

эффект при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии

не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут

естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными

технологиями обучения.

Проект ОЭР направлен на определение и практическую реализацию условий

индивидуализации образовательного процесса с использованием технологии

электронного портфолио как основного инструмента развития субъектности

образовательного процесса: обучающимся будет предоставлена возможность

самостоятельного формирования своей «цифровой биографии», возможность

оптимизации использования учебного времени, возможность выбора учебного

материала

из

информационного

пространства

знаний,

подготовленного

сотрудниками лицея и строго ориентированного на индивидуальные потребности

обучающегося.

Актуальность проекта:

Часто содержание образования не становится для детей материалом

развития собственной субъектности, жизненный опыт также недостаточен для

оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования,

профессии и др.). Для решения подобных проблем создаются условия развития

субъектности образовательного процесса и в урочной системе, и во внеурочной

деятельности, и в системе дополнительного образования. Это помогает

обучающимся приобретать способность к преобразующей мир субъектной

активности.

Цель проекта – выявить и обосновать организационно-педагогические условия

индивидуализации ребенка в образовании и развития субъектности

образовательного процесса на основе использования технологии электронного

портфолио обучающихся.

Задачи проекта :

- разработать и апробировать комплект локальных нормативных актов, который

обеспечит использование технологии электронного портфолио обучающихся в

развитии субъектности образовательного процесса;

- определить принципы и примерную структуру электронного портфолио

обучающегося, учитывающие многообразие возможных образовательных

результатов, соотнесенных с идеями системы учета школьных и внешкольных

достижений обучающихся «Цифровая биография»;

- разработать методические рекомендации для педагогов по проектированию

«зон ближайшего развития» обучающегося и разработке программ коррекции

(выравнивания) обучающегося на основе анализа содержания электронного

портфолио;

- создать онлайн-путеводитель для участников образовательного процесса с

учетом

индивидуальных

образовательных

потребностей

и

интересов

обучающихся;

- разработать методические рекомендации для руководителей образовательных

учреждений по организации взаимодействия педагогов при проектировании и

реализации программы развития обучающегося;

- организовать сетевое взаимодействие по теме ОЭР с образовательными

учреждениями района, города, других субъектов Российской Федерации.

Инновационные идеи:

- создание в ОО условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого

обучающегося и становление его субъектом образования на основе использования

электронного портфолио;

- определение принципа и примерной структуры электронного портфолио

обучающегося,

учитывающие

многообразие

возможных

образовательных

результатов (соотнесенная с идеями системы учета школьных и внешкольных

достижений обучающихся «Цифровая биография»);

- разработка методических рекомендаций для руководителей ОО и педагогов по

проектированию

«зон

ближайшего

развития»

обучающегося

и

разработке

программ

коррекции

(выравнивания)

обучающегося

на

основе

анализа

содержания электронного портфолио;

- создание онлайн-путеводителя для участников образовательного процесса с

учётом

индивидуальных

образовательных

потребностей

и

интересов

обучающихся.

Зачем и кому необходимо электронное портфолио?

- прежде всего самому школьнику:

-

систематизирует все его многолетние достижения и успехи, по документам

Министерства образования «повышает уровень самооценки, развития творческого

потенциала

и

индивидуализации

ребенка,

развивает

стремление

к

самосовершенствованию»;

- выполняет роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами

экзаменов, определять рейтинг выпускников основной и средней школы;

- помогает в выборе профильного класса, в выборе дальнейшей профессии;

- помогает при переходе из одной школы в другую;

- это возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы,

особенно если выпускник планирует поступать в иностранные ВУЗы – оценка его

достижений;

- родителям:

- дает возможность проанализировать успехи ребенка для дальнейшей мотивации;

- позволяет систематизировать его успехи и достижения, на основании этого -

гордится своим ребенком;

- школе:

- является одним из элементов в создании в образовательном учреждении

условий, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого ученика и

становление его субъектом образования.

Программа реализации проекта ОЭР (результаты первого этапа).

I этап (проектировочный)

- разработка комплекта типовых локальных правовых актов, обеспечивающих

сопровождение создания и внедрения проекта;

- подбор, изучение, анализ научных литературных источников по теме развития

субъектности образовательного процесса, по технологии создания и

использования на практике электронного портфолио обучающихся;

- разработка Дорожной карты ОЭР;

- подготовка технического задания для создания программного обеспечения

«электронного портфолио обучающегося»;

- участие в общественной экспертизе первичных продуктов проекта



В раздел образования