Напоминание

«Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания»


Автор: Симонова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "ВАТТ-ККК" филиал п.Снежный
Населённый пункт: п.Снежный Карталинский р-он Челябинская область
Наименование материала: Конспект урока ОБЖ
Тема: «Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект урока ОБЖ

Тема урока:

«Экологические основы безопасности жизнедеятельности

человека в среде обитания»

Тип урока: Урок изучения нового материала - традиционный

Цель урока: рассмотреть ключевые понятия темы: экология; урбанизация;

экологическая

ниша;

экологическая

напряжённость;

познакомить

обучающихся

с

факторами

экологической

безопасности,

а

также

с

негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы.

Задачи урока:

1) Обучающая: расширить понятия об экологии, урбанизации, экологической

нише, экологической напряжённости, и о негативных последствиях;

2)

Развивающая: развивать

умения

и

навыки

анализа

и

сравнения,

частичного мониторинга окружающей среды;

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас

среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к

другу в процессе обсуждений.

Оборудование:

1.

Технические средства обучения:

компьютер, проектор, экран;

2.

Материалы:

опорный

конспект,

презентация,

разработанный

тест,

видеофрагмент «Экология России. Ресурсосбережение»

Метод - рассказ, объяснение и демонстрация.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя

1 слайд

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы изучим новую тему урока,

экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде

обитания.

На моих занятиях попрошу вас быть дисциплинированными,

готовыми к работе, информация которую вы сегодня услышите, вам

пригодится.

(Приветствие преподавателя, полная готовность класса и

оборудования, быстрое включение обучающихся).

Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)

До этого вы изучали различные чрезвычайные ситуации техногенного

характера и правила безопасного поведения при их возникновении, изучали

средства индивидуальной и коллективной защиты.

Сейчас мы приступим к изучению новой темы которая называется

«Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в

среде обитания».

Ключевые понятия темы: экология; урбанизация; экологическая ниша;

экологическая напряжённость; экологическая безопасность.

Основная часть:

Цель нашего урока:

рассмотреть ключевые понятия темы:

экология;

урбанизация;

экологическая

ниша;

экологическая

напряжённость;

экологическая система(экосистема); познакомить обучающихся с факторами

экологической

безопасности,

а

также

с

негативными

последствиями

человеческой деятельности для биосферы.

Задачи урока:

1) Обучающая: расширить понятия об экологии, урбанизации, экологической

нише, экологической напряжённости, экологической системе (экосистема) и

о негативных последствиях;

2)

Развивающая: развивать

умения

и

навыки

анализа

и

сравнения,

частичного мониторинга окружающей среды;

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас

среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к

другу в процессе обсуждений.

Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1.Основные понятия в области экологической безопасности;

2. Виды ЧС экологического характера;

3. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека

4.Основные

принципы

обеспечения

глобальной

экологической

безопасности

(Слушают, готовность обучающихся к изучению нового материала на основе

опорных знаний)

Усвоение новых знаний и способов действий

Материал преподносится 2-мя методами:

Объяснение нового материала.

1) Словесный метод. Слово педагога

2) Наглядный метод. Демонстрационный

2 Слайд Начать хочется с цитаты русского писателя Михаила Михайловича

Пришвина.

(”Мы считаем человека “царем” природы… Приспособляя богатства

природы в пользу себе, еще не известно, господствуем ли мы над ней или,

наоборот, природа заставляет нас подчиняться ее законам”…)

Человек издавна рассматривал окружающую нас среду как источник

ресурсов, стремился достигнуть независимость от нее, пытался улучшить

условия своего существования, удовлетворения жизненных потребностей. По

мере развития цивилизации человечество пыталось всё в большей степени

удовлетворять свои жизненные потребности. Это требовало создания и

освоения новых источников энергии, расширения площадей земли под

сельскохозяйственные

угодья

и

пастбища,

строительство

городов

и

предприятий. Преследуя определённые цели (добычу ресурсов, изготовление

продуктов,

прокладку

дорог),

люди

не

думали

об

экологических

последствиях своих действий. Загрязнение природы человеком представляет

собой одну из самых древних проблем истории цивилизации.

Активное продвижение экологического образования является актуальной

задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как значимое

средство решения глобальных проблем: экологических, демографических,

политических, экономических. Угроза глобальной экологической катастрофы

заставляет объединяться страны и народы для исследования экологических

проблем и решения задач экологической безопасности.

3 Слайд Термин «экология» предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст

Геккель.

Экология — это наука, которая изучает взаимодействие организмов и

сообществ друг с другом и с окружающей средой обитания.

В начале XX в. В. И. Вернадский создал учение о биосфере как единой

экосистеме,

в

которой

деятельность

человека

является

«мощной

геологической силой», меняющей облик биосферы и способной нарушить

естественный природный порядок. Он определил ноосферу как «новое

состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся».

Современная экология интегрирует достижения таких наук, как биология,

физика, химия, генетика, математика, медицина, астрономия, архитектура.

4слайд В экологии выделен ряд научных отраслей и дисциплин:

популяционная экология, географическая экология, промышленная экология,

экология растений, экология человека, экология животных, глобальная

экология. Наиболее сложный раздел экологии — глобальная экология,

которая изучает биосферу как целостный объект в общей системе «Земля —

космос». Экология — теоретическая основа рационального использования

природных

ресурсов

Земли.

5 слайд

Экологическая система (экосистема) – это совокупность

совместно

обитающих

разных

видов

организмов

и

условий

их

существования, находящихся в закономерной связи друг с другом

6 слайд Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества,

окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

7 слайд Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен

естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания

техносферу, ставшую основным источником опасности для всего сущего

на Земле.

8 слайд Техносфера - это преобразованная деятельностью человека

биосфера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к

людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, её глобальной

деградации.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов

образуют

сообщества

биоценоз. Сообщества

занимают природное

жизненное пространство в среде обитания — биотоп. Биотоп вместе с

сообществом образует экологическую систему, в которой осуществляются

устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

Весь природный комплекс биосферы можно представить как совокупность

экосистем, взаимодействующих друг с другом, участвующих в обмене

веществ

(круговороте),

потребляющих

ресурсы

среды

обитания.

9-10 слайд Совокупность различных экосистем Земли образует самую

крупную экологическую систему Земли — биосферу (от греч. bios —

«жизнь», sphaira — «шар»). Назначение общей экологии и всех её разделов

(отраслей) — выявление законов жизнедеятельности и взаимодействия

экосистем в разных условиях сред обитания на Земле.

Наш космический дом мы называем планета Земля, хотя площадь суши

занимает около 30% всей массы планеты, остальное — вода рек, озёр, морей

и океанов. Питьевой воды на Земле лишь небольшой процент всей массы

воды, поэтому в следующем столетии, по прогнозам учёных, произойдёт

обострение

социальных

конфликтов.

начнутся

войны

за

источники

пригодной для питья воды.

Человеческий организм примерно на 70% состоит из воды, от чистоты

которой зависит здоровье человека. Охрана источников воды — задача

первостепенной важности для сохранения жизни человека и всего живого на

Земле.

Известный древнегреческий врач и учёный Гиппократ заметил: «Если

много людей одновременно заболевают одной и той же болезнью, причину её

следует искать в том, что является общим для всех людей, и в том, чем они

чаще всего пользуются». Это, конечно, воздух, вода и почва.

Миллионы лет состав воздуха атмосферы Земли практически не

меняется: 78%. азота, 21% кислорода, 0,9% аргона, 0,03% углекислого

газа. Остальное — водород, гелий, неон и другие газы. которые образуются

естественным путём и в результате хозяйственной деятельности человека.

Состав воздуха на других планетах Солнечной системы совершенно

непригоден для жизни человека.

Биологическое значение атмосферных газов очень велико. Для человека

жизненно необходимо определённое содержание кислорода. Даже при

незначительном его отклонении от нормы организм человека реагирует

мгновенно, так как нарушаются биохимические обменные процессы в

клетках, сбивается ритмичность функционирования вегетативной, нервной,

эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Кислородное голодание

наблюдается у людей на высоте (в горах, во время полётов на летательных

аппаратах), что приводит к учащению дыхания и обморочному состоянию.

Не менее важны оптимальные концентрации и других атмосферных газов.

Например, озон находится в верхних слоях атмосферы и защищает нас от

смертельных доз солнечной радиации. На морском побережье воздух имеет

оптимальную концентрацию озона, поэтому морской отдых благотворно

влияет на здоровье человека. Благодаря озону на Земле возникла и

существует жизнь, поддерживается определённый уровень атмосферного

давления. Однако в атмосфере Земли выявлены участки — так называемые

озоновые дыры (неплотные слои озона), которые пропускают опасное

солнечное излучение — фактор увеличения риска раковых заболеваний для

населения планеты. Учёные активно изучают это опасное явление, но пока

специалисты ещё не могут предложить решение столь сложной проблемы.

11 слайд Первый закон экологии гласит: «Что бы мы ни делали в

природе, всё вызывает в ней те или иные последствия, часто

непредсказуемые».

В XXI в. на первый план выходит показатель, отражающий качество

среды

обитания,

экологичность

(безопасность,

жизнеспособность).

Экологичность становится ценностным ориентиром, показателем качества

экологической безопасности объектов строительства и эксплуатации.

Экология рассматривает человека и биосферу как единый системный

комплекс, в котором здоровье человека зависит от состояния биосферы.

Сегодня

техносфера

(искусственная

среда)

занимает

все

большее

пространство, загрязняя и вытесняя живую природную среду. По оценкам

экологов, более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением

территорий

(где

стабильно

фиксируется

превышение

допустимых

концентраций опасных для здоровья человека и природы веществ). Здоровье

населения России (общественное здоровье) и здоровье каждого человека

(индивидуальное) напрямую зависит от среды обитания.

Население

городов

и

промышленных

районов

считает

привычной

урбанизированную

окружающую

(техноприродно-социальную)

среду.

12

слайд

Урбанизация

это

процесс

быстрого

роста

городов,

распространения

городского

уклада

жизни

на

значительные

территории. Города, как правило, включают интенсивную хозяйственную и

производственную инфраструктуру, которая обеспечивает удовлетворение

потребностей населения в разнообразных видах услуг. В современном мире в

городах проживает значительная часть населения планеты.

Урбанизация — мощный экологический фактор, оказывающий

значительное

антропогенное

воздействие

на

экосистемы

среды

обитания. Антропогенное воздействие (деятельность человека) представляет

собой

поглощение

природной

среды

искусственной:

социальной

и

технической.

Техногенная

среда

добавляет

техногенную

нагрузку

на

экосистему природы. Территория городов превращается в урбоэкосистему с

преобладанием социальной и технической долей в общем объёме ресурсов

природной среды. Истощение природных ресурсов самовосстановления

природной среды ведёт к нарушению баланса экологических связей и

отношений, к экологическим проблемам. Особенно сильное экологическое

напряжение испытывает территория современных мегаполисов — огромных

городов, в которых численность населения сопоставима с населением

отдельных стран.

Изменение привычных характеристик условий обитания (нормальных

условий жизнедеятельности) создаёт экстремальные ситуации (условия

сверхнормы), опасные для жизни и здоровья человека, превышающие

параметры условий экологической ниши человека.

13-14 слайд Экологическая ниша — это совокупность факторов среды,

в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в

природе,

в

пределах

которого

данный

вид

может

существовать

неограниченно

долго.

Различают два вида экологических ниш:

фундаментальная

экологическая

ниша

условия

окружающей

среды, в пределах которой биологический вид традиционно обитает в

природе;

реализованная экологическая ниша — пространство среды обитания,

которое биологический вид или популяция способны захватить в борьбе за

среду обитания.

Экологическая

ниша

отражает

возможности

потребления

живыми

организмами природных ресурсов в единой цени экологических связей всех

организмов глобальной биоэкосистемы Земли. Нарушение экологических

связей ведёт к изменениям характеристик экологической пиши любого

живого существа, созданию экологической напряжённости территорий.

15 слайд Экологическая напряжённость — это совокупный показатель

истощения

природных

ресурсов

территории

по

самостоятельному

восстановлению среды обитания живых организмов. Она свидетельствует

об экологической угрозе гибели отдельных природных зон, видов животных,

растений

и

людей.

Истощение

природных

ресурсов,

проживание

в

экологически напряжённых условиях ведёт к истощению адаптационных

ресурсов организма человека, к болезням, преждевременной смерти.

Научно-технический прогресс позволил людям расширить пространство

своей экологической пиши за счёт других живых обитателей Земли. Люди

превратили её в искусственный комплекс условий, в котором другие

биологические виды (растения, животные) уже не могут жить привычной

жизнью и погибают. Снижение видового разнообразия отрицательно влияет

на здоровье среды обитания, повышает уровень экологической опасности,

снижает качество экологической безопасности.

16 слайд Виды ЧС экологического характера. (записать)

Атмосферы

резкие

изменения

погоды

или

климата

в

результате

антропогенной

деятельности;

опасные концентрации вредных примесей в атмосфере;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

кислотные осадки;

разрушение озонового слоя атмосферы.

Гидросферы

резкая

нехватка

питьевой

воды,

истощение

водоисточников

или

их

загрязнение;

истощение водных ресурсов, необходимых для хозяйственно-бытового

водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение

хозяйственной

деятельности

и

экологического

равновесия

вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана.

Состояние суши и почв

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за

выработки недр и другой деятельности человека;

наличие тяжёлых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в

почве (грунте) сверх допустимых концентраций;

деградация почв, их опустынивание, эрозия, засоление, заболачивание;

истощение невозобновляемых ископаемых;

переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами,

загрязнение ими окружающей среды

Биосферы

исчезновение видов животных, растений, наиболее чувствительных к

изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории;

резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых

ресурсов; массовая гибель животных.

Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в

результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду,

но и в результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В

этом случае говорят об экологической катастрофе.

17-18 слайд Экологическая катастрофа — это сравнительно быстро

происходящая цепь событий, приводящих к труднообратимым или

необратимым процессам

в

природе (сильное

опустынивание

или

загрязнение, заражение и т. д.), что делает невозможным ведение

хозяйства любого типа, приводит к реальной опасности тяжёлых

заболеваний,смертилюдей.

Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под

действием

природных

явлений

(РЕБЯТА

ПРИВЕДИТЕ

ПРИМЕРЫ

например, извержение вулкана, в результате которого земля покрывается

толстым слоем пепла, выбрасываются вредные вещества) землетрясение и

др., и техногенной, связанной с аварией на техническом объекте (например,

авария на Чернобыльской АЭС на Украине в 1986 г.). В результате

чернобыльской аварии и сегодня заражены радиоактивными веществами

отдельные районы Брянской, Тульской, Орловской и Рязанской областей.

Большой урон экосистемам на территории России нанесён ядерными

испытаниями. На полигонах Новой Земли в XX в. было произведено более

130

ядерных

взрывов,

имеющих

негативные

последствия.

Крупные

экологические

проблемы

имеют

межгосударственный,

трансграничный

характер. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или

государстве имеет важное значение для другого региона и государства.

Существуют

международные

экологические

объединения,

которые

совместно решают задачи сохранения общей среды обитания всех живых

существ на Земле.

19 слайд Главная задача и специалистов-экологов, и общественности

каждого региона — обеспечение экологической безопасности как жизненно

необходимого

качества

жизнеспособности

окружающей

природно-

социальной среды. Мониторинг экологической обстановки территории

(экологический

мониторинг)

основа

эффективности

разработки

и

осуществления комплекса мер по обеспечению экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности — это комплекс мероприятий по

предотвращению

экологических

катастроф

и

аварий

и

обеспечению

защищённости окружающей среды и жизненно важных интересов человека

от негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности.

20 слайд Антропоэкосистема — это преобразованное человеком

пространство

экосистемы,

характеризуемое

высокой

активностью

энергоинформационного

обмена

человека

(общества)

в

среде

обитания. Антропоэкосистема

нарушает

биогеохимический

круговорот

веществ, вводит массы новых веществ во все среды, включая техносферу с

искусственными сооружениями и физическими полями (электромагнитными,

световыми, звуковыми и др.). По мере удаления от антропоэкосистемы

возмущение энергетических полей затухает и приближается к спокойному,

близкому к нулю (естественному уровню устойчивости биоты). В таких

уголках

естественной

природы

организм

человека

гармонизируется

естественным образом, пропуская через себя здоровые потоки вещества,

энергии, информации. Естественный природный фон среды обитания —

лучшая среда для жизни, для восстановления здоровья любой биосистемы.

Экологическая опасность является постоянной угрозой человеку, обществу,

человечеству, всему живому на Земле (но сравнению с чрезвычайными

ситуациями, стихийными бедствиями, военными (силовыми) угрозами).

Что же такое экологическая безопасность? Как вы считаете?

(рассуждения учащихся)

21 слайд

Говоря об этом термине, следует обратится к определению

Безопасности. Согласно ФЗ РФ "О безопасности" (1992) Безопасность -

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и

государства

от

внутренних

и

внешних

угроз.

Исходя

из

этого,

Экологическая безопасность - это способность противостоять угрозам по

отношению к жизни, здоровью, источникам жизнеобеспечения и ресурсам.

Об

экологической

безопасности

можно

говорить

применительно

к

отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так

как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном

регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона

и государства. А значит, достижение экологической безопасности – это

международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Экологическая безопасность — критерий (показатель качества

благополучия) состояния природной среды, располагающей достаточными

ресурсами для самовосстановления.

Пути гармонизации экологических отношений человека и среды требуют

сегодня системных мер по обеспечению экологической безопасности на

любом уровне, включая систему внешних и внутренних запретов, правил

экологического мышления и поведения, которые должны превратиться в

нормы жизни.

Из

Всеобщей

декларации

прав

человека

следует

принцип

равной

экологической безопасности для всех людей и их право на благоприятную

окружающую среду. Реализация этого принципа связана с системой

ответственности за формирование и нарастание глобальной экологической

опасности. Стратегия устойчивого социально-экономического развития,

поддерживаемая цивилизованными странами, — это отражение реальной

ситуации в мире, когда развитие всех государств зависит от динамики и

остроты

глобальной

экологической

опасности.

22 слайд Основные принципы обеспечения глобальной экологической

безопасности:

стратегические: коэволюция

(соэволюция)

природы

и

социума,

глобальный экологический мониторинг, регулярный обмен экологической

информацией

между

всеми

странами

и

регионами,

экологическое

нормирование, экологическая экспертиза, разрешения на хозяйственную

деятельность, создание особо охраняемых природных территорий;

тактические (экономические, нормативно-правовые): «загрязняющий

платит», налог за пользование окружающей средой, платность ресурсов, учёт

уровня развития техники (нормы ограничения выбросов вредных веществ),

ответственность природопользователя (в гражданском и уголовном праве),

экологический

аудит

(независимая

экспертиза),

принцип

научной

обоснованности (мониторинг, нормирование), экологическое образование и

воспитание (пропаганда экологической этики), системный и комплексный

подход

к

снижению

экологической

опасности.

В 1993 году в Российской Федерации принят Закон РФ «Об охране

окружающей

природной

среды»,

призванный

способствовать

формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению

экологической безопасности на территории Российской Федерации.

23 слайд Права и обязанности граждан в Конституции

Статья 42 Конституции РФ: « Каждый имеет право на благоприятную

окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на

возмещение

ущерба,

причиненного

его

здоровью

или

имуществу

экологическим правонарушением».

Статья 58

Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Экологические знания помогают человеку понять главное: каждый

из нас — маленькая часть великой Природы, которая наделила нас

разумом и ожидает уважительного, бережного отношения ко всему

живому, что ею создано. Экологическое мировоззрение личности —

духовная основа культуры безопасности жизнедеятельности человека и

общества в современной среде обитания.

24 слайд Мы, жители Земли — каждый на своём месте — можем стать

разрушителями

или

созидателями

природы,

сохраняющими

её

возможности самовосстановления ресурсов.

(Слушают, помечают главное, пишут) - Активные действия обучающихся с

материалом изучения

Заключительная часть:

Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

Фронтальный опрос:

1.

Чем

обусловлено

возникновение

науки

экологии?

2. Как вы считаете, из-за чего чаще всего происходят экологические

катастрофы?

3. Что означают понятия «мегаполис» и «урбоэкосистема»?

4. Как взаимосвязаны процесс урбанизации и состояние окружающей среды?

5. Что означает понятие «экологическая напряжённость» территории?

6.

Как

связаны

экологическая

культура

и

культура

безопасности

жизнедеятельности?

7.

Какие

предприятий

на

территории

нашего

города

наносят

вред

окружающей среде? в чём он заключается и какие меры они могут

предложить для повышения экологической безопасности?

Сейчас посмотри небольшой видеофрагмент по нашей теме, и увидим какая

обстановка в России, в области экологии. (видеофрагмент в приложении 1)

(Работают с преподавателем, смотрят видеофрагмент)

Усвоение знаний на репродуктивном уровне. Самостоятельное

выполнение заданий

Контроль и самопроверка знаний

Сейчас я раздам вам тест, и мы посмотрим на сколько вы усвоили изученный

материал. (тест в приложении 2)

(Обучающиеся работают с тестом)

Подведение итогов занятия:

Подведем итоги урока.

Какой теме было посвящено занятие? (Экологические основы безопасности

жизнедеятельности человека в среде обитания)

Верно.

На сегодняшнем занятии перед нами стояли 3 задачи, которые мы успешно

решили. Мы расширили понятия об экологии, урбанизации, экологической

ниши, экологической напряжённости, и о негативных последствиях. Так же

развивали умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга

окружающей среды. Что мы воспитывали в себе? (воспитывали ценностное

отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывали

уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений).

Мы решили задачи, а значит добились и цели урока. (Слушают)

Адекватность самооценки учащегося, оценки педагога.

Рефлексия (фронтальный опрос)

Расскажите, что нового вы сегодня узнали на занятии?

(Рассуждают)

Выставление и комментирование оценок

Тесты я ваши проверю, и выставлю оценки за сегодняшнее занятие в журнал.

Информация о домашнем задании

Составить кроссворд по данной теме, пользуясь сегодняшними записями в

тетради, от 7-10 вопросов.

(Записывают задание)

Спасибо за работу, до свидания!

Приложение 2

Тест «Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека

в среде обитания»

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель;

Б) Э. Геккель;

В) Ч. Дарвин;

Г) В.И. Вернадский.

2.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) их высокая численность;

Б) связь с другими популяциями;

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.

3.Напряженное состояние (конфликт) взаимоотношений между

человечеством и природой является экологическим …

А) загрязнением

Б) правонарушением

В) кризисом

Г) ущербом.

4.Что такое экологическая безопасность?

А) нанесение тяжкого вреда природе

Б) производство химических веществ

В) это комплексная характеристика качества благополучия условий

жизнедеятельности человека в биоэкосистеме среды его обитания.

Г)добыча полезных ископаемых

5. В дисциплине «Основы безопасность жизнедеятельности»

важнейшими понятиями являются….

а) экология, опасность, безопасность;

б) среда обитания, риск, деятельность, опасность, безопасность;

в) безопасные средства и методы защиты;

г) опасные и вредные факторы и правила выживания.

6. Основополагающим принципом в области защиты человека от ЧС

является

а) приоритет его безопасности, его жизни и здоровья;

б) знание законопроектов в данной области;

в) учет экономических возможностей государства;

г) обеспечение достаточности сил и средств для осуществления его

безопасности.

7.Выбрать один правильный ответ. Целостная система взаимосвязанных

природных и антропогенных факторов и явлений, называется:

а) социальная среда; г) внутренняя среда человека;

б) природная среда; д) окружающая среда;

в) политическая среда; е) экономическая среда.

8.Выбрать несколько правильных ответов. Основные составляющие

окружающей среды:

а) абиотические факторы;

б) атмосфера, гидросфера, литосфера;

в) антропогенные факторы;

г) физические и химические факторы;

д) психофизиологические факторы;

е) климатическая и акустическая среда.

9. Чем определяется экологическая ниша?

А) Совокупностью всех жизненных условий, необходимых для

существования организма.

Б) Ролью организма в биологическом сообществе.

В) Факторами живой и неживой природы

10.Увеличение роли городов в жизни страны, рост численности

населения называется?

А) субурбанизация

Б) урбанизация

В) городская агломерация

Разработала преподаватель ОБЖ

«Верхнеуральского агротехнологического техникума-казачий кадетский

корпус» филиал п.Снежный

Симонова Надежда Николаевна



В раздел образования