Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ № 9
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан - Удэ
Наименование материала: Методическое пособие для отделений хореографии детских школ искусств
Тема: " Temps lie"
Раздел: дополнительное образование
Волкова Е.С.
Среди всех форм движений классического экзерсиса temps lie занимает
особое положение, так как в нем заложено большое разнообразие
комбинаций движений. Temps lie можно бесконечно варьировать, сохраняя
при этом его основу и академическую точность исполнения. Temps lié, от
французского lier, что означает связывать, соединять. Это общепринятая
комбинация,
вырабатывающая
слитность
и
координацию
движений,
которая состоит из port de bras и скользящих переходов с ноги на ногу, из
позы в позу.
Первый год обучения: Temps lie par terre
Изучение temps lie par terreначинается в конце первого класса, когда дети
усвоили, принятую в классическом танце, постановку корпуса и ног, рук и
головы. Это первая развернутая комбинация, в которой учащиеся соединяют
ранее
пройденные
элементы
в
слитную
и
танцевальную
форму.
Первоначально tempslieизучается в медленном темпе (на 8 тактов - муз.
размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер 3/4). На этом этапе детально
проучивается
схема комбинации движений, тщательно отрабатываются
переходы с одной ноги на другую. Переходы во всех направлениях
исполняются приёмом gllisse, удлиняя движение за носочком. Шаг вперёд
завершается через лёгкое plieна выворотную ногу, пяточкой вперёд. При
переходе а в сторону и назад шаг исполняетсяна вытянутую ногу. При
исполнении tempslieвперёд голова, в момент открывания ноги в сторону,
поворачивается от ноги, а при исполнении назад - голова к ноге. Руки
переходят из позиции в позицию медленно, легко и свободно, без резких
движений. Необходимо тщательно следить, чтобы рука из 3 позиции, при
переходе в 1 позицию, опускалась точно по центру. Во время исполнения
tempslieкорпус сохраняет подтянутость в области бёдер и поясницы, плечи
свободно раскрыты и опущены, шея свободна. При исполнении tempslie
вперёд движение из V
позиции начинает впереди стоящая нога, после
перехода на неё другая всегда закрывается
в V
позицию вперёд. При
исполнении tempslie назад движение из V позиции начинает сзади стоящая
нога, после перехода на неё другая всегда закрывается назад. Усвоив это
правило, при изучении tempslie
в первом классе, учащиеся быстро
запоминают последовательность движений.
Temps lie par terre вперёд - первоначальная раскладка
(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)
Исх.
пол..
Epaulementcroisée,
Vпозиция,
правая
нога
впереди.
Руки
в
подготовительном положении.
1-2.
Demi-plié вVпозиции, epaulementcroisee.
Руки остаются в подготовительном положении.
3-4
Cохраняя demi-plié, правая нога скользящим движением вытягивается
на носок вперед (в точку 8), одновременно руки поднимаются в
Iпозицию, голова наклоняется к левому плечу. взгляд направлен в кисти
рук..
1-2.
Вытянутая нога, удлиняя шаг, скользит носком по полу вперед. Шаг-
переход через лёгкое plieна правую ногу, в позу croisé назад..
3ч
4ч
Левая нога закрывается в Vпозицию, руки и голова сохраняют позу.
Пауза.
1-2
Demi-plié в Vпозиции с поворотом корпуса en face, Левая рука из III
позиции,
в
момент
demi-plie,
опускается
в
Iпозицию,
взгляд
сопровождает движение руки.
3-4.
Сохраняя demi-plié, правая нога скользящим движением вытягивается на
носок в сторону, левая рука,из I
позиции, одновременно с ногой
открывается на II позицию, взгляд сопровождает движение руки..
1-2
Вытянутая нога, удлиняя шаг, скользит носком по полу в сторону. Шаг-
переход на вытянутую правую ногу. Левая нога вытянута на носок в
сторону. Руки сохраняют II позицию, Голова, одновременно с шагом,
поворачивается enface.
3ч
4ч
Левая нога закрывается в V позицию вперед, корпус поворачивается в
положение epaulementcroisee.. Одновременно с ногой руки опускаются
в подготовительное положение, взгляд сопровождает движение левой
руки..
Пауза.
Далее tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4
2
Temps liéparterre назад - первоначальная раскладка
(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)
Исх.пол.
Epaulementcroisée,Vпозиция,
левая
нога
впереди.
Руки
в
подготовительном положении.
1-2ч.
Demi-plié вVпозиции,
epaulementcroiseeРуки в подготовительном
положении.
3-4ч.
Cохраняя
demi-plié,
правая
нога
скользящим
движением
вытягивается на носок назад, одновременно руки поднимаются в I
позицию, голова наклоняется к правому плечу, взгляд направлении
в кисти рук.
.
1-2ч.
За вытянутым носком, удлиняя шаг назад, переход на правую ногу в
позу croisée вперед, руки в основной позе.
3ч.
4ч.
Левая нога закрывается в Vпозицию вперёд, руки и голова
сохраняют позу.
Пауза.
1-2ч.
Demi-plié в V позиции с одновременным поворотом корпуса
en face,. Правая рука из IIIпозиции вмомент demi-plie опускается в I
позицию, взгляд сопровождает движение руки.
3-4ч.
Сохраняя
demi-plié
правая
нога
скользящим
движением
вытягивается на носок
в сторону, правая рука из Iпозиции
открывается на II позицию, взгляд сопровождает движение руки.
1-2ч.
Вытянутая нога, удлиняя шаг, продолжает скользить носком по
полу в сторону. Шаг-переход на вытянутую левую ногу. Левая нога
вытягивается на носок в сторону.
Руки сохраняют
IIпозицию.
Голова, одновременно с шагом,
поворачивается enface.
3ч.
4ч.
Левая нога закрывается в Vпозицию назад, с поворотом корпуса
epaulementcroisee.
Одновременно
руки
опускаются
в
подготовительное
положение,
взгляд
сопровождает движение
правой руки.
Пауза.
Отсюда tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4
В первом классеtempslie исполняется в конце экзерсиса на середине зала.
3
Второй год обучения
Temps lie с перегибом корпуса
По мере усвоения всех portdebrasи переходов с одной ноги на другую, в
первоначальной раскладке, tempslie исполняется в более быстром темпе (на
4 такта – муз .размер 4/4 или на 16 тактов – муз. размер 3/4). В этом темпе
комбинация приобретает уже слитную и законченную форму. На каком
этапе происходит ускорение темпа? Это зависит от восприятия и усвоения
учащимися первоначальной формы tempslie; либо в конце первого года
обучения, либо вначале второго класса.
Во втором классе изучается temps
lié с перегибом корпуса,
которое
исполняется на 8 тактов - муз. размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер
3/4.По схеме tempslie выполняется переход вперёд в позу croiseeназад,
далее в этой позе перегиб корпуса назад к ноге, затем, по схеме tempslie,
переход с ноги на ногу в сторону и перегиб корпуса в сторону, к
ноге.Характер
музыкального
сопровождения
-
плавный,
медленный,
льющийся. В tempslieвперёд перегиб корпуса назад и в сторону исполняется
к ноге, вытянутой на носок, а в tempslie назад перегиб корпуса назад и в
сторону исполняется от ноги. При перегибе в сторону голова всегда
поворачивается
в
том
направлении,
куда
наклоняется
корпус.
При
разгибании корпуса голова поворачивается к руке и взглядом сопровождает
её движение из IIIпозиции во IIпозицию. Перегибы корпуса в сторону и
назад исполняются на предельно подтянутых бёдрах, через предельно
подтянутую поясницу и обязательно с ощущением раскрытых и опущенных
плеч; корпус гнётся через как бы в длину. В момент перегиба корпуса к ноге,
вытянутой на носок, тяжесть корпуса остаётся на опорной ноге, не
передаётся на работающую ногу и не опирается на неё. В первом полугодии
tempslie с перегибом корпусатщательно отрабатывается в самостоятельной
комбинации. По усвоению, во втором полугодии, включается в adajioна
середине
зала,
координируется
с
releveна
полупальцы,
с
battementrelevelentна 90 градусов во всех основных позах, с различными
portdebrasи переходами из одной позы в другую, а также с другими
элементами программы второго года обучения.
4
Tempslie вперёд с перегибом корпуса
(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)
Исх.пол.
Epaulementcroisée , V позиция, правая нога впереди.
Руки в подготовительном положении.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
Demi-plieв V позиции.
Правая нога вытягивается на носок вперёд, руки поднимаются
в I позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд в кисти рук.
Переход за ногой вперёд в позу croiseназад.
Пауза, поза сохраняется.
1,2 ч.
Медленный перегиб корпуса назад в позе croisee, к левой ноге,
вытянутой на носок.
3,4 ч.
Корпус выпрямляется, сохраняя позу. В завершении выпрямления
корпуса левая нога закрывается в Vпозицию назад.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
.
Demi-plieв V позиции с поворотом корпуса enface, левая рука из III
позиции опускается в I позицию.
Правая нога вытягивается в сторону на носок, голова поворачивается
от ноги, левая рука открывается на II позицию.
Переход за носком в сторону на правую ногу, руки на II позиции,
голова enface.
Взгляд на кисть правой руки, вздох.
1,2 ч.
Перегиб корпуса к левой ноге в сторону, правая рука со IIпозиции
закрывается в III позицию, голова поворачивается налево, к ноге.
3,4ч.
Корпус поднимается, правая рука раскрывается из III позиции
на
II
позицию,
голова
поворачивается
направо,
сопровождая
взглядом движение руки. В заключении левая нога закрывается в
Vпозицию
вперёд
с
поворотом
корпуса
в
положение
epaulementcroisee.
Далее tempslieисполняется с другой ногина 4 такта по 4/4
5
Temps lié назад с перегибом корпуса
(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)
Исх.
пол.
Epaulementcroisé,
Vпозиция,
левая
нога
впереди.
Руки
в
подготовительном положении.
1ч.
2ч.
3ч.
4ч.
Demi-plieВ Vпозиции.
Правая нога вытягивается на носок на назад.
Скользящим шагом переход на вытянутую ногу назад в позу
croiseeвперёд.
Пауза.
1,2ч.
Медленный перегиб корпуса назад в позе croisee , от ноги.
3,4ч.
Корпус выпрямляется, левая нога закрывается в V
позицию
вперёд.
1ч.
2ч.
3ч.
4ч.
Demi-plieв V позиции с поворотом корпуса enface, правая рука из
IIIпозиции опускается в Iпозицию, голова enface.
Правая
нога
вытягивается
в
сторону
на
носок,
голова
поворачивается к ноге, направо, руки раскрываются на IIпозицию.
Скользящий шаг-переход за носком в сторону на правую ногу,
руки на II позиции, голова enface.
Взгляд на кисть левой руки, вздох.
1,2ч.
Перегиб корпуса направо от ноги в сторону. Левая рука со II
позиции
закрывается в III
позицию,
голова поворачивается
направо, от ноги, взгляд сопровождает движение руки.
3,4ч.
Корпус поднимается, левая рука раскрывается на II
позицию,
голова поворачивается налево, сопровождая взглядом движение
руки. В заключении левая нога закрывается в V позицию назад с
одновременным
поворотом
корпуса
в
положение
epaulementcroisee.
Далее tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4.
Во втором классе tempslieможет исполняться как вначале, так и в конце
экзерсиса на середине зала.
6
Третий год обучения
Grand temps lie
Общая схема tempslieсохраняется, но значительно видоизменяется и
усложняется. Основой grandtempslie являются переходы из позы в позу на
90 градусов. Все правила в движениях корпуса, рук и головы остаются
прежними. Первоначально grandtempslieизучается в медленном темпе, на 8
тактов – муз. размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер 3/4. На этом этапе
тщательно прорабатываются battementdeveloppeи переходы с одной ноги
на другую, из позы в позу на 90 градусов. В первоначальной раскладке,
после исполнения grandtempslieс правой ноги работающая нога закрывается
в V позициюepaulementcroisee и далее grandtempslie повторяется с левой
ноги.
По мере усвоения устойчивости в позах на 90 градусов во время переходов,
grandtempslieисполняется в более быстром темпе, на 4 такта – муз. размер
4/4 или на 16 тактов – муз. размер 3/4 . В этом темпе работающая нога не
закрывается в V позицию после исполнения grandtempslieс правой ноги, а со
стороны, из положения 90 градусов через passé начинаeт движение слевой
ноги.
При
исполнении grandtempslieвперёд
работающая
нога
вынимается
приёмом battementdeveloppe из V позиции и проходит у колена спереди.
При исполнении grandtempslieназадработающая нога вынимается приёмом
battementdeveloppe
из
Vпозиции
и
проходит
у
колена
сзади.
В
grandtempslieназад, в момент шага назад в позу croiseeвперёд, работающая
нога
вынимается
через
V
позицию
приёмом battementdeveloppe.
Первоначально можно проучивать этот переход cприёмом relevelent также,
как это делается во время шага вперёд в позу attitudecroisee. Шаги во всех
направлениях в позу
на 90 градусов исполняются на вытянутую и
выворотную опорную ногу. Поза при переходе должна быть готовас шагом,
поэтому корпус предельно подтянут в области бёдер и поясницы, плечи
раскрыты и опущены. Руки волевые, помогающие, сильные в локтях, но
свободные и лёгкие в движении от локтя.
7
Grandtempslieвперёд (Муз. размер 4/4 – 8 тактов)
Исх.пол.
Epaulementcroisee, V позиция, правая нога впереди.
1,2ч.
Plie на опорной, правая нога приёмом retire поднимается к колену
спереди. Руки в I позиции, голова наклоняется к левому плечу,
взгляд в кисти рук. Положение epaulementcroisee сохраняется.
3,4ч.
Правая нога вынимается вперёд на 90 градусов, положение
корпуса, рук и головы сохраняется.
1,ч.
2,3ч.
4ч.
Шаг за носком вперёдна правую ногу в позу attitudecroisee, руки в
основной позе (правая во IIпозиции, левая в III позиции), голова в
повороте направо. Корпус предельно подтянут, плечи опущены.
Пауза в позе attitudecroisee.
Вздох левой рукой, левая нога в attitudeвытягивается в колене.
1,2ч.
Левая нога подставляется в V позицию сзади содновременным
plieна опорной, правая нога приёмом retireподнимается к колену
спереди. Левая рука из III позиции опускается в I позицию, голова
enface.
3,4ч.
Правая нога вынимается в сторону на 90 градусов, одновременно
левая рука из I
позиции открывается на II
позицию, голова
поворачивается налево, взгляд сопровождает движение руки.
1ч.
2,3ч.
4ч.
Шаг за носком в сторону на вытянутую правую ногу в позу
alaseconde (положение левой ноги 90 градусов в сторону), руки
сохраняют II позицию, голова enface. Корпус предельно подтянут,
плечи опущены.
Паузавпозеalaseconde.
Левая нога опускается и через проходящее pointeзакрывается в
Vпозицию вперёд, положение epaulementcroisee.
Далее grandtempslieисполняется с левой ноги.
Grandtempslieназад (Муз. размер 4/4 – 8 тактов)
8
Исх.пол.
Epalementcroisee, V позиция, левая нога впереди.
1,2ч.
Plieна опорной, правая нога приёмом retireподнимается к колену
сзади. Руки поднимаются в I
позицию, голова наклоняется к
правому плечу, Положение epaulementcroisee сохраняется.
3,4ч.
Правая нога вынимается назад на 90 градусов, положение
корпуса, рук и головы сохраняется.
1ч.
2,3ч.
4ч.
Шаг за носком назад на правую ногу в позу croiseeвперёд, руки
раскрываются в позу (правая III
позиции, левая во IIпозиции),
голова в повороте налево. Корпус подтянут, плечи опущены вниз.
Пауза в позе croiseeвперёд.
Вздох кистью правой руки, взгляд на кисть.
1,2ч.
Левая нога подставляется в V позицию спереди с одновременным
plieна опорной ноге, правая нога приёмом retireподнимается к
колену сзади. Правая рука из III позиции опускается в I позицию,
голова enface.
3,4ч.
Правая нога вынимается в строну на 90 градусов, одновременно
правая рука из I
позиции открывается на II
позицию, голова
поворачивается направо , взгляд сопровождает движение руки.
1ч.
2,3ч.
4ч.
Шаг за носком в сторону на вытянутую правую ногу в позу
alaseconde (положение левой ноги в сторону на 90 градусов), руки
сохраняют II позицию, голова enface. Корпус предельно подтянут,
плечи осажены.
Паузавпозеalaseconde.
Левая нога закрывается в V
позициюназад через проходящее
pointe.Движение завершается в положение epaulementcroisee.
Далее grandtempslie исполняется с левой ноги.
В третьем классе grandtempslieвключается в adajioна середине зала.
Tempsliesauté
9
Tenpsliesauteсостоитизsissonetomde (разделallegro). Исполняется на 8 тактов
– муз. размер 3/4 или на 4 такта – муз. размер 2/4. Схема
tempslieсохраняется в движениях корпуса, рук и головы, но
видоизменяетсяв движениях ног. В tempsliesauté необходимо добиваться
слитности путём скольжении носком по полу в момент tombeи
последующего пролёта в V позиции при исполнении pasassembleво всех
направлениях. Руки в малых, позах croiseeetecartee (I иIIпозиции
заниженные).При исполнении sissonetombeв сторонуenfaceруки в позе
ecartee.
Temps lie sauté вперёд (Муз. размер 3/4 - 8 тактов)
Исх. пол.
Epaulementcroisee,V позиция, правая нога впереди.
Затакт «три»
Sissone
в V
позиции, руки в Iпозиции, голова в повороте
направо, epaulementcroisee.
1такт 2такт:
«раз, два»
Tombe
вперёд в позу croisee, рукив IиII
позициях. Далее
pasassembleсо скользящим пролетом вперёд в положении
epaulementcroisee, руки в Iпоз. Завершениев Vпозицию в plie,
руки приоткрываются на IIпозицию.
Затакт «три»
Sissone в Vпозиции с поворотом enface, руки в I позиции.
3такт, 4такт:
«раз, два»
Tombeвсторонуenface,
рукивпозеecartee
вперёд,
голова
к
ноге.Далее pasassembleсо скользящим пролётом в сторону,
руки в Iпозиции. Завершение в Vпозицию epaulementcroisee, в
plie, руки приоткрываются на II позицию.
Затакт «три»
Sissone в V позиции с левой ноги.
5такт,6такт:
«раз,два»
Tombeвперёд
с
левой
ноги,
pasassembleсо
кользящим
пролётом в положении epaulementcroiseeи приход в plie.
Затакт «три»
Sissone в Vпозиции enface, левая нога впереди.
7,8 такты
Tombeв сторону,
pasassembleс пролётом влево
и приходв
Vпозицию epaulementcroisee, в plie.
10
Tempsliesauté назад (Муз. Размер 3/4 – 8 тактов)
Исх. пол.
Epaulementcroisee, V позиция, левая нога впереди.
Затакт «три»
Sissoneв V позиции, руки в I позиции, голова в повороте налево,
epaulementcroisee.
1такт, 2такт:
«раз, два»
Tombeназад в позу croisee, руки в IиII
позициях. Далее
pasassembleсо
скользящим
пролётом
назад
в
положении
epaulementcroisee, руки в I позиции. Завершение в V позицию в
plie, руки приоткрываются на II позицию.
Затакт «три»
Sissoneв V позиции enface, руки в I позиции.
3такт, 4такт:
«раз,два»
Tombeв сторону enface, руки в позе ecartee назад, голова от
ноги. Далее pasassemble со скользящим пролётом в сторону,
руки в Iпозиции. Завершение в V позицию epaulementcroiseeв
plie, руки приоткрываются на II позицию.
Затакт «три»
Sissoneв V позиции с левой ноги.
5такт, 6такт:
«раз, два»
Затакт «три»
Tombeназад с левой ноги, pasassembleсо скользящим пролётом
в положении epaulementcroisee и приход в plie.
Sissoneв V позиции enface, правая нога сзади.
7,8 такты
Tombeвсторону, pasassembleс пролётом влево и приход в V
позицию epaulementcroiseeв plie.
В третьем классеtempsliesauté исполняется как самостоятельная
комбинация и сочетается с pasechappe, pasassemble, pasjete,sissoneouverte,
sissonefermee.
11