Напоминание

" Temps lie"


Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ № 9
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан - Удэ
Наименование материала: Методическое пособие для отделений хореографии детских школ искусств
Тема: " Temps lie"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Волкова Е.С.

Среди всех форм движений классического экзерсиса temps lie занимает

особое положение, так как в нем заложено большое разнообразие

комбинаций движений. Temps lie можно бесконечно варьировать, сохраняя

при этом его основу и академическую точность исполнения. Temps lié, от

французского lier, что означает связывать, соединять. Это общепринятая

комбинация,

вырабатывающая

слитность

и

координацию

движений,

которая состоит из port de bras и скользящих переходов с ноги на ногу, из

позы в позу.

Первый год обучения: Temps lie par terre

Изучение temps lie par terreначинается в конце первого класса, когда дети

усвоили, принятую в классическом танце, постановку корпуса и ног, рук и

головы. Это первая развернутая комбинация, в которой учащиеся соединяют

ранее

пройденные

элементы

в

слитную

и

танцевальную

форму.

Первоначально tempslieизучается в медленном темпе (на 8 тактов - муз.

размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер 3/4). На этом этапе детально

проучивается

схема комбинации движений, тщательно отрабатываются

переходы с одной ноги на другую. Переходы во всех направлениях

исполняются приёмом gllisse, удлиняя движение за носочком. Шаг вперёд

завершается через лёгкое plieна выворотную ногу, пяточкой вперёд. При

переходе а в сторону и назад шаг исполняетсяна вытянутую ногу. При

исполнении tempslieвперёд голова, в момент открывания ноги в сторону,

поворачивается от ноги, а при исполнении назад - голова к ноге. Руки

переходят из позиции в позицию медленно, легко и свободно, без резких

движений. Необходимо тщательно следить, чтобы рука из 3 позиции, при

переходе в 1 позицию, опускалась точно по центру. Во время исполнения

tempslieкорпус сохраняет подтянутость в области бёдер и поясницы, плечи

свободно раскрыты и опущены, шея свободна. При исполнении tempslie

вперёд движение из V

позиции начинает впереди стоящая нога, после

перехода на неё другая всегда закрывается

в V

позицию вперёд. При

исполнении tempslie назад движение из V позиции начинает сзади стоящая

нога, после перехода на неё другая всегда закрывается назад. Усвоив это

правило, при изучении tempslie

в первом классе, учащиеся быстро

запоминают последовательность движений.

Temps lie par terre вперёд - первоначальная раскладка

(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)

Исх.

пол..

Epaulementcroisée,

Vпозиция,

правая

нога

впереди.

Руки

в

подготовительном положении.

1-2.

Demi-plié вVпозиции, epaulementcroisee.

Руки остаются в подготовительном положении.

3-4

Cохраняя demi-plié, правая нога скользящим движением вытягивается

на носок вперед (в точку 8), одновременно руки поднимаются в

Iпозицию, голова наклоняется к левому плечу. взгляд направлен в кисти

рук..

1-2.

Вытянутая нога, удлиняя шаг, скользит носком по полу вперед. Шаг-

переход через лёгкое plieна правую ногу, в позу croisé назад..

Левая нога закрывается в Vпозицию, руки и голова сохраняют позу.

Пауза.

1-2

Demi-plié в Vпозиции с поворотом корпуса en face, Левая рука из III

позиции,

в

момент

demi-plie,

опускается

в

Iпозицию,

взгляд

сопровождает движение руки.

3-4.

Сохраняя demi-plié, правая нога скользящим движением вытягивается на

носок в сторону, левая рука,из I

позиции, одновременно с ногой

открывается на II позицию, взгляд сопровождает движение руки..

1-2

Вытянутая нога, удлиняя шаг, скользит носком по полу в сторону. Шаг-

переход на вытянутую правую ногу. Левая нога вытянута на носок в

сторону. Руки сохраняют II позицию, Голова, одновременно с шагом,

поворачивается enface.

Левая нога закрывается в V позицию вперед, корпус поворачивается в

положение epaulementcroisee.. Одновременно с ногой руки опускаются

в подготовительное положение, взгляд сопровождает движение левой

руки..

Пауза.

Далее tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4

2

Temps liéparterre назад - первоначальная раскладка

(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)

Исх.пол.

Epaulementcroisée,Vпозиция,

левая

нога

впереди.

Руки

в

подготовительном положении.

1-2ч.

Demi-plié вVпозиции,

epaulementcroiseeРуки в подготовительном

положении.

3-4ч.

Cохраняя

demi-plié,

правая

нога

скользящим

движением

вытягивается на носок назад, одновременно руки поднимаются в I

позицию, голова наклоняется к правому плечу, взгляд направлении

в кисти рук.

.

1-2ч.

За вытянутым носком, удлиняя шаг назад, переход на правую ногу в

позу croisée вперед, руки в основной позе.

3ч.

4ч.

Левая нога закрывается в Vпозицию вперёд, руки и голова

сохраняют позу.

Пауза.

1-2ч.

Demi-plié в V позиции с одновременным поворотом корпуса

en face,. Правая рука из IIIпозиции вмомент demi-plie опускается в I

позицию, взгляд сопровождает движение руки.

3-4ч.

Сохраняя

demi-plié

правая

нога

скользящим

движением

вытягивается на носок

в сторону, правая рука из Iпозиции

открывается на II позицию, взгляд сопровождает движение руки.

1-2ч.

Вытянутая нога, удлиняя шаг, продолжает скользить носком по

полу в сторону. Шаг-переход на вытянутую левую ногу. Левая нога

вытягивается на носок в сторону.

Руки сохраняют

IIпозицию.

Голова, одновременно с шагом,

поворачивается enface.

3ч.

4ч.

Левая нога закрывается в Vпозицию назад, с поворотом корпуса

epaulementcroisee.

Одновременно

руки

опускаются

в

подготовительное

положение,

взгляд

сопровождает движение

правой руки.

Пауза.

Отсюда tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4

В первом классеtempslie исполняется в конце экзерсиса на середине зала.

3

Второй год обучения

Temps lie с перегибом корпуса

По мере усвоения всех portdebrasи переходов с одной ноги на другую, в

первоначальной раскладке, tempslie исполняется в более быстром темпе (на

4 такта – муз .размер 4/4 или на 16 тактов – муз. размер 3/4). В этом темпе

комбинация приобретает уже слитную и законченную форму. На каком

этапе происходит ускорение темпа? Это зависит от восприятия и усвоения

учащимися первоначальной формы tempslie; либо в конце первого года

обучения, либо вначале второго класса.

Во втором классе изучается temps

lié с перегибом корпуса,

которое

исполняется на 8 тактов - муз. размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер

3/4.По схеме tempslie выполняется переход вперёд в позу croiseeназад,

далее в этой позе перегиб корпуса назад к ноге, затем, по схеме tempslie,

переход с ноги на ногу в сторону и перегиб корпуса в сторону, к

ноге.Характер

музыкального

сопровождения

-

плавный,

медленный,

льющийся. В tempslieвперёд перегиб корпуса назад и в сторону исполняется

к ноге, вытянутой на носок, а в tempslie назад перегиб корпуса назад и в

сторону исполняется от ноги. При перегибе в сторону голова всегда

поворачивается

в

том

направлении,

куда

наклоняется

корпус.

При

разгибании корпуса голова поворачивается к руке и взглядом сопровождает

её движение из IIIпозиции во IIпозицию. Перегибы корпуса в сторону и

назад исполняются на предельно подтянутых бёдрах, через предельно

подтянутую поясницу и обязательно с ощущением раскрытых и опущенных

плеч; корпус гнётся через как бы в длину. В момент перегиба корпуса к ноге,

вытянутой на носок, тяжесть корпуса остаётся на опорной ноге, не

передаётся на работающую ногу и не опирается на неё. В первом полугодии

tempslie с перегибом корпусатщательно отрабатывается в самостоятельной

комбинации. По усвоению, во втором полугодии, включается в adajioна

середине

зала,

координируется

с

releveна

полупальцы,

с

battementrelevelentна 90 градусов во всех основных позах, с различными

portdebrasи переходами из одной позы в другую, а также с другими

элементами программы второго года обучения.

4

Tempslie вперёд с перегибом корпуса

(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)

Исх.пол.

Epaulementcroisée , V позиция, правая нога впереди.

Руки в подготовительном положении.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Demi-plieв V позиции.

Правая нога вытягивается на носок вперёд, руки поднимаются

в I позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд в кисти рук.

Переход за ногой вперёд в позу croiseназад.

Пауза, поза сохраняется.

1,2 ч.

Медленный перегиб корпуса назад в позе croisee, к левой ноге,

вытянутой на носок.

3,4 ч.

Корпус выпрямляется, сохраняя позу. В завершении выпрямления

корпуса левая нога закрывается в Vпозицию назад.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

.

Demi-plieв V позиции с поворотом корпуса enface, левая рука из III

позиции опускается в I позицию.

Правая нога вытягивается в сторону на носок, голова поворачивается

от ноги, левая рука открывается на II позицию.

Переход за носком в сторону на правую ногу, руки на II позиции,

голова enface.

Взгляд на кисть правой руки, вздох.

1,2 ч.

Перегиб корпуса к левой ноге в сторону, правая рука со IIпозиции

закрывается в III позицию, голова поворачивается налево, к ноге.

3,4ч.

Корпус поднимается, правая рука раскрывается из III позиции

на

II

позицию,

голова

поворачивается

направо,

сопровождая

взглядом движение руки. В заключении левая нога закрывается в

Vпозицию

вперёд

с

поворотом

корпуса

в

положение

epaulementcroisee.

Далее tempslieисполняется с другой ногина 4 такта по 4/4

5

Temps lié назад с перегибом корпуса

(Муз. размер 4/4. - 8 тактов)

Исх.

пол.

Epaulementcroisé,

Vпозиция,

левая

нога

впереди.

Руки

в

подготовительном положении.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Demi-plieВ Vпозиции.

Правая нога вытягивается на носок на назад.

Скользящим шагом переход на вытянутую ногу назад в позу

croiseeвперёд.

Пауза.

1,2ч.

Медленный перегиб корпуса назад в позе croisee , от ноги.

3,4ч.

Корпус выпрямляется, левая нога закрывается в V

позицию

вперёд.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Demi-plieв V позиции с поворотом корпуса enface, правая рука из

IIIпозиции опускается в Iпозицию, голова enface.

Правая

нога

вытягивается

в

сторону

на

носок,

голова

поворачивается к ноге, направо, руки раскрываются на IIпозицию.

Скользящий шаг-переход за носком в сторону на правую ногу,

руки на II позиции, голова enface.

Взгляд на кисть левой руки, вздох.

1,2ч.

Перегиб корпуса направо от ноги в сторону. Левая рука со II

позиции

закрывается в III

позицию,

голова поворачивается

направо, от ноги, взгляд сопровождает движение руки.

3,4ч.

Корпус поднимается, левая рука раскрывается на II

позицию,

голова поворачивается налево, сопровождая взглядом движение

руки. В заключении левая нога закрывается в V позицию назад с

одновременным

поворотом

корпуса

в

положение

epaulementcroisee.

Далее tempslieисполняется с другой ноги на 4 такта по 4/4.

Во втором классе tempslieможет исполняться как вначале, так и в конце

экзерсиса на середине зала.

6

Третий год обучения

Grand temps lie

Общая схема tempslieсохраняется, но значительно видоизменяется и

усложняется. Основой grandtempslie являются переходы из позы в позу на

90 градусов. Все правила в движениях корпуса, рук и головы остаются

прежними. Первоначально grandtempslieизучается в медленном темпе, на 8

тактов – муз. размер 4/4 или на 32 такта – муз. размер 3/4. На этом этапе

тщательно прорабатываются battementdeveloppeи переходы с одной ноги

на другую, из позы в позу на 90 градусов. В первоначальной раскладке,

после исполнения grandtempslieс правой ноги работающая нога закрывается

в V позициюepaulementcroisee и далее grandtempslie повторяется с левой

ноги.

По мере усвоения устойчивости в позах на 90 градусов во время переходов,

grandtempslieисполняется в более быстром темпе, на 4 такта – муз. размер

4/4 или на 16 тактов – муз. размер 3/4 . В этом темпе работающая нога не

закрывается в V позицию после исполнения grandtempslieс правой ноги, а со

стороны, из положения 90 градусов через passé начинаeт движение слевой

ноги.

При

исполнении grandtempslieвперёд

работающая

нога

вынимается

приёмом battementdeveloppe из V позиции и проходит у колена спереди.

При исполнении grandtempslieназадработающая нога вынимается приёмом

battementdeveloppe

из

Vпозиции

и

проходит

у

колена

сзади.

В

grandtempslieназад, в момент шага назад в позу croiseeвперёд, работающая

нога

вынимается

через

V

позицию

приёмом battementdeveloppe.

Первоначально можно проучивать этот переход cприёмом relevelent также,

как это делается во время шага вперёд в позу attitudecroisee. Шаги во всех

направлениях в позу

на 90 градусов исполняются на вытянутую и

выворотную опорную ногу. Поза при переходе должна быть готовас шагом,

поэтому корпус предельно подтянут в области бёдер и поясницы, плечи

раскрыты и опущены. Руки волевые, помогающие, сильные в локтях, но

свободные и лёгкие в движении от локтя.

7

Grandtempslieвперёд (Муз. размер 4/4 – 8 тактов)

Исх.пол.

Epaulementcroisee, V позиция, правая нога впереди.

1,2ч.

Plie на опорной, правая нога приёмом retire поднимается к колену

спереди. Руки в I позиции, голова наклоняется к левому плечу,

взгляд в кисти рук. Положение epaulementcroisee сохраняется.

3,4ч.

Правая нога вынимается вперёд на 90 градусов, положение

корпуса, рук и головы сохраняется.

1,ч.

2,3ч.

4ч.

Шаг за носком вперёдна правую ногу в позу attitudecroisee, руки в

основной позе (правая во IIпозиции, левая в III позиции), голова в

повороте направо. Корпус предельно подтянут, плечи опущены.

Пауза в позе attitudecroisee.

Вздох левой рукой, левая нога в attitudeвытягивается в колене.

1,2ч.

Левая нога подставляется в V позицию сзади содновременным

plieна опорной, правая нога приёмом retireподнимается к колену

спереди. Левая рука из III позиции опускается в I позицию, голова

enface.

3,4ч.

Правая нога вынимается в сторону на 90 градусов, одновременно

левая рука из I

позиции открывается на II

позицию, голова

поворачивается налево, взгляд сопровождает движение руки.

1ч.

2,3ч.

4ч.

Шаг за носком в сторону на вытянутую правую ногу в позу

alaseconde (положение левой ноги 90 градусов в сторону), руки

сохраняют II позицию, голова enface. Корпус предельно подтянут,

плечи опущены.

Паузавпозеalaseconde.

Левая нога опускается и через проходящее pointeзакрывается в

Vпозицию вперёд, положение epaulementcroisee.

Далее grandtempslieисполняется с левой ноги.

Grandtempslieназад (Муз. размер 4/4 – 8 тактов)

8

Исх.пол.

Epalementcroisee, V позиция, левая нога впереди.

1,2ч.

Plieна опорной, правая нога приёмом retireподнимается к колену

сзади. Руки поднимаются в I

позицию, голова наклоняется к

правому плечу, Положение epaulementcroisee сохраняется.

3,4ч.

Правая нога вынимается назад на 90 градусов, положение

корпуса, рук и головы сохраняется.

1ч.

2,3ч.

4ч.

Шаг за носком назад на правую ногу в позу croiseeвперёд, руки

раскрываются в позу (правая III

позиции, левая во IIпозиции),

голова в повороте налево. Корпус подтянут, плечи опущены вниз.

Пауза в позе croiseeвперёд.

Вздох кистью правой руки, взгляд на кисть.

1,2ч.

Левая нога подставляется в V позицию спереди с одновременным

plieна опорной ноге, правая нога приёмом retireподнимается к

колену сзади. Правая рука из III позиции опускается в I позицию,

голова enface.

3,4ч.

Правая нога вынимается в строну на 90 градусов, одновременно

правая рука из I

позиции открывается на II

позицию, голова

поворачивается направо , взгляд сопровождает движение руки.

1ч.

2,3ч.

4ч.

Шаг за носком в сторону на вытянутую правую ногу в позу

alaseconde (положение левой ноги в сторону на 90 градусов), руки

сохраняют II позицию, голова enface. Корпус предельно подтянут,

плечи осажены.

Паузавпозеalaseconde.

Левая нога закрывается в V

позициюназад через проходящее

pointe.Движение завершается в положение epaulementcroisee.

Далее grandtempslie исполняется с левой ноги.

В третьем классе grandtempslieвключается в adajioна середине зала.

Tempsliesauté

9

Tenpsliesauteсостоитизsissonetomde (разделallegro). Исполняется на 8 тактов

– муз. размер 3/4 или на 4 такта – муз. размер 2/4. Схема

tempslieсохраняется в движениях корпуса, рук и головы, но

видоизменяетсяв движениях ног. В tempsliesauté необходимо добиваться

слитности путём скольжении носком по полу в момент tombeи

последующего пролёта в V позиции при исполнении pasassembleво всех

направлениях. Руки в малых, позах croiseeetecartee (I иIIпозиции

заниженные).При исполнении sissonetombeв сторонуenfaceруки в позе

ecartee.

Temps lie sauté вперёд (Муз. размер 3/4 - 8 тактов)

Исх. пол.

Epaulementcroisee,V позиция, правая нога впереди.

Затакт «три»

Sissone

в V

позиции, руки в Iпозиции, голова в повороте

направо, epaulementcroisee.

1такт 2такт:

«раз, два»

Tombe

вперёд в позу croisee, рукив IиII

позициях. Далее

pasassembleсо скользящим пролетом вперёд в положении

epaulementcroisee, руки в Iпоз. Завершениев Vпозицию в plie,

руки приоткрываются на IIпозицию.

Затакт «три»

Sissone в Vпозиции с поворотом enface, руки в I позиции.

3такт, 4такт:

«раз, два»

Tombeвсторонуenface,

рукивпозеecartee

вперёд,

голова

к

ноге.Далее pasassembleсо скользящим пролётом в сторону,

руки в Iпозиции. Завершение в Vпозицию epaulementcroisee, в

plie, руки приоткрываются на II позицию.

Затакт «три»

Sissone в V позиции с левой ноги.

5такт,6такт:

«раз,два»

Tombeвперёд

с

левой

ноги,

pasassembleсо

кользящим

пролётом в положении epaulementcroiseeи приход в plie.

Затакт «три»

Sissone в Vпозиции enface, левая нога впереди.

7,8 такты

Tombeв сторону,

pasassembleс пролётом влево

и приходв

Vпозицию epaulementcroisee, в plie.

10

Tempsliesauté назад (Муз. Размер 3/4 – 8 тактов)

Исх. пол.

Epaulementcroisee, V позиция, левая нога впереди.

Затакт «три»

Sissoneв V позиции, руки в I позиции, голова в повороте налево,

epaulementcroisee.

1такт, 2такт:

«раз, два»

Tombeназад в позу croisee, руки в IиII

позициях. Далее

pasassembleсо

скользящим

пролётом

назад

в

положении

epaulementcroisee, руки в I позиции. Завершение в V позицию в

plie, руки приоткрываются на II позицию.

Затакт «три»

Sissoneв V позиции enface, руки в I позиции.

3такт, 4такт:

«раз,два»

Tombeв сторону enface, руки в позе ecartee назад, голова от

ноги. Далее pasassemble со скользящим пролётом в сторону,

руки в Iпозиции. Завершение в V позицию epaulementcroiseeв

plie, руки приоткрываются на II позицию.

Затакт «три»

Sissoneв V позиции с левой ноги.

5такт, 6такт:

«раз, два»

Затакт «три»

Tombeназад с левой ноги, pasassembleсо скользящим пролётом

в положении epaulementcroisee и приход в plie.

Sissoneв V позиции enface, правая нога сзади.

7,8 такты

Tombeвсторону, pasassembleс пролётом влево и приход в V

позицию epaulementcroiseeв plie.

В третьем классеtempsliesauté исполняется как самостоятельная

комбинация и сочетается с pasechappe, pasassemble, pasjete,sissoneouverte,

sissonefermee.

11



В раздел образования