Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ № 9
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан - Удэ
Наименование материала: Методическое пособие для отделений хореографии детских школ искусств
Тема: " ALLEGRO"
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие по
классическому танцу. Allegro
(маленькие прыжки
классического танца)
Введение
Allegro – самая трудная часть урока классического
танца, состоящая из прыжков. Прыжок зависит от силы
мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни
и
коленей,
развитого
ахиллова
сухожилия,
крепости
пальцев ног и в особенности от силы бедра. Самое же
главное — уметь в момент отталкивания от пола с рlie
сохранить одновременность броска работающей ноги и
толчка
опорной,
подтянуть
корпус
(что
способствует
увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить
собранность
всего
тела
перёд
прыжком,
в
момент
прыжка и в его заключении на demi рlie.
Роль аллегро на уроке классического
танца
Allegro имеет особое значение по отношению
ко
всему
уроку
классического
танца.
Цель
прыжков
на
уроках
–
развитие
силы
ног,
умения координировать всеми частями тела,
умения чувствовать себя свободно без опоры в
воздухе,
музыкальности,
ритмичности,
выразительности
в
движениях.
Весь
танец
построен на allegro.
Pas échappé (Прыжок с двух ног на
две)
Pas echappe - прыжок из V позиции во II или IV и обратно с переменой ног. Исходное положение — пятая
позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз— demi plie, голова поворачивается en face. На и ноги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в
высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию
падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги,
не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в
воздухе.
На три предельно
натянутые
ноги,
сдерживая
инерцию
падения
и
усиливая
выворотность,
соединяются,
заканчивая
прыжок в demi plie пятой позиции — левая
нога
впереди, поворот
головы
налево. На четыре ноги вытягиваются, и pas
echappe исполняется с левой ноги
Музыкальный размер 4/4
Pas échappé в позах и pas échappé на
одну ногу
1. Demi-pliè. Руки
в
подготовительной
позиции.
Поворот
головы в сторону впереди стоящей ноги.
2.
Сильно
оттолкнуться
от
пола,
втянув
ноги
в
пятую
позицию
в
воздухе.
Руки
поднимаются
в
пониженную
первую позицию. Поворот головы сохраняется.
3. Приземлиться во вторую позицию. Руки открываются во
вторую
пониженную
позицию.
Поворот
головы
сохраняется.
4. Сильно оттолкнуться ногами от пола, вытянув ноги в
воздухе во вторую позицию. Руки и голова сохраняют своё
положение.
5. Приземлиться на одну ногу: -(а) нога, находящаяся перед
прыжком
в
пятой
позиции
спереди,
приходит
в
положение cou-de-pied сзади; —(б) нога, находящаяся перед
прыжком
в
пятой
позиции
сзади,
приходит
в
положение условного cou-de-pied. Поворот
головы
в
сторону впереди стоящей ноги. Руки разберём отдельно.
В момент приземления на одну ногу, руки
могут находится в положении:
1) второй позиции
2) маленькой позы: одна рука в первой,
другая во второй позиции
3) Большой позы: одна рука в третьей,
другая во второй позиции.
Pas assemble (Прыжок с одной ноги
на две)
Pas assemble - прыжок с броском ноги на II
или в IV позиции - на 25
Исходное
положение
—
V
позиция,
правая
нога
сзади,
руки
в
подготовительном
положении,
поворот
головы
налево.
На раз demi plie в V позиции, голова поворачивается en
face.
На и правая
нога,
скользя
всей
стопой
по
полу,
броском
открывается
в
сторону
II
позиции,
тотчас
же
левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в
прыжке
колено,
подъем
и
пальцы.
На два
и обе
ноги,
сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность,
соединяются в воздухе в V позицию, правая нога впереди.
Assemble заканчивается в demi plie V позиции, поворот
головы
направо.
На три
и колени
медленно
вытягиваются,
и
ноги
возвращаются
в
исходное
положение. На четыре положение сохраняется, после чего
assemble исполняют с другой ноги
Музыкальный размер 4/4.
Pas assemblé в маленьких позах
prèparation
1. После прыжка ноги вытягиваются.
Руки
открываются
во
вторую
позицию. Поворот головы в сторону
впереди стоящей ноги.
2.
Руки
закрываются
в
подготовительную.
Первоначально,
при
разучивании Pas
assemblè
в
позах effacèe
и
croisèe
, руки
открываются
в
маленькую
позу
перед
прыжком
и
закрываются
в
подготовительную
позицию
после
прыжка.
При
выполнении
нескольких
прыжков
подряд,
руки
сохраняют
положение
маленькой
позы.
Разучив
каждый
прыжок
в
отдельности,
объединяем
несколько
прыжков
в
комбинацию.
При этом руки в маленькую позу открываются вместе с прыжком.
Sissonne simple (Прыжок с двух ног
на одну)
Sissine simple - прыжок из V позиции с
приземлением на одну ногу в plie,
другая нога в положении sur le cou-de-
pied
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в
подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute,
голова
поворачивается
en
face:
предельно
натянутые
ноги
фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию
падения,
demi plie на
левую
ногу,
правая принимает положение
условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая —
открывается
на
вторую
позицию
носком
в
пол
и
на четыре закрывается
по
правилам
battement
tendu
в
пятую
позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple
исполняют с левой ноги. Sissonne simple исполняют с положением
ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.
Changement de pieds (Прыжок с двух ног
на две)
Changement de pieds - прыжок из
V
в
V
позицию
со
сменой
ног
в
воздухе
Исходное положение — V позиция, правая нога впереди,
руки
в
подготовительном
положении,
поворот
головы
направо.
На раз — demi plie. На и ноги сильно отталкиваются от
пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и
пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги,
сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность,
меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала
другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi
plie V позиции, левая нога впереди, голова поворачивается
налево.
На три
и ноги
вытягиваются,
возвращаясь
в
исходное
положение.
На четыре исходное
положение
сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой
ноги.
Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.
Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на
середину зала.
В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке
спокойны.
Pas jete (Прыжок с одной ноги на
другую)
Pas jete - прыжок из V позиции с броском
ноги на 25-30
в разных направлениях
Исходное положение — V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот
головы налево. На раз demi plie в V позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя
стопой по полу, броском открывается в сторону II позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при
этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и
выворотность
обеих
ног.
На два
и правая
нога
опускается
в
demi
plie на
место
левой
ноги,
которая
сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая,
соединяясь с нею, опускается в V позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в
обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.
Примечание. В pas jete нога скользит в сторону
II позиции точно по прямой (принцип battement
tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения
вперед или назад.
Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и
после
него,
плотно
прижаты
к
полу.
Ноги
в
прыжке,
особенно
в
момент
его
окончания,
выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки
сохраняют
спокойное
подготовительное
положение.
Сначала jete изучают лицом к палке, перенося
его
на
середину
зала,
как
только
учащиеся
усвоят эластичность demi plie и выворотность
ног в окончании прыжка.
Sissonne fermee (Прыжок с двух ног
на одну)
Sissone fermee - прыжок из пятой позиции в
пятую позицию с двух ног на две ноги с
продвижением в заданном направлении.
1.
Пятая
позиция
ног. Demi-pliè. Руки
в
подготовительной
позиции. Поворот головы в сторону впереди стоящей ноги.
2. Оттолкнуться ногами от пола с продвижением в сторону
впереди
стоящей
ноги,
которая
в
воздухе
открывается
во
вторую позицию. Сзади стоящая нога в воздухе открывается на
45
градусов.
В
начале
прыжка
активная
роль
принадлежит
впереди
стоящей
ноге.
Именно
она
задаёт
направление
продвижения. Руки открываются во вторую позицию. Поворот
головы сохраняется.
3. Приземлиться в пятую позицию . Нога, стоящая в начале
прыжка сзади, активно приходит в пятую позицию сзади. Руки
закрываются в подготовительную позицию. Поворот головы в
сторону впереди стоящей ноги сохраняется.
Разучивается прыжок на середине с продвижением в сторону.
Sissonne fermèe в сторону может выполняться со сменой и без смены ног с приходом в пятую позицию, выполняется
как в направлении впереди стоящей ноги, так и в направлении сзади стоящей ноги.
Sissonne ouverte (Прыжок с двух ног
на одну)
Sissone ouverte - прыжок из V позиции,
оканчивающийся открыванием ноги на 45
,
90
из положения sur le cou-de-pied приемом
developpe, в какую-либо позу
Исходное
положение
-
V
позиция
en
face,
правая
нога
впереди. На первую четверть - demi plie. Между первой и
второй
четвертью
-
прыжок.
На
вторую
четверть
опуститься
на
demi
plie
на
левую
ногу,
правая
через
проходящее cou-de-pied впереди раскрывается в сторону II
позиции носком в пол. Между второй и третьей четвертью,
оттолкнувшись
пяткой
левой
ноги
и
слегка
приподняв
правую
от
пола,
исполнить
assemble,
соединив
ноги
в
воздухе
в
V
позицию,
правая
нога
сзади.
На
третью
четверть опуститься в V позицию на demi plie, правая нога
сзади. На четвертую четверть вытянуть колени.
Повторить движение с другой ноги. Исполняя движение в
обратном
направлении,
следует
открывать
через
проходящее
cou-de-pied
сзади
ногу,
находящуюся
в
V
позиции сзади; заканчивая assemble, нога со II позиции
ставится в V позицию вперед.
Заключение
Урок классического танца строится таким образом, что насыщенность упражнений идёт по
нарастающей, постепенно увеличивая амплитуду и сложность выполняемых движений. В то же
время, «не ломая построения урока и отдельных учебных заданий, надо по возможности чередовать
сильное
напряжение
мышц
с
более
лёгким,
внося
тем
самым
в
их
работу
соответствующее
разнообразие и отдых». Упражнения в спокойном темпе чередуются с быстрыми, отрабатывающими
мелкую технику
Работа рук, ног, корпуса и головы в целом составляют фактор значительной силы, которая
способна обеспечить хорошую устойчивость прыжка. Все эти качества, отрабатываются сначала в
экзерсисе элементарно, без усложнений у станка и на середине зала в port de bras, adajio и, наконец, в
allegro. Весь процесс обучения будущего классического танцовщика строится таким образом, чтобы с
развитием техникой исполнения и на её основе прививался артистизм. Все идет одновременно, в
едином сплаве
.