Автор: Ольга Александровна Медведева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 29
Населённый пункт: г.о.г Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий
Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательных интересов у дошкольников
при ознакомлении с миром профессий
Автор: Медведева Ольга Александровна
Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Населенный пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область.
Сегодня профессиональная ориентации как часть всестороннего и гармоничного
развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в
обществе, приобретает свое значение уже с дошкольного возраста. Ознакомление с
профессиями
обеспечивает
дальнейшее
вхождение
ребёнка
в
современный
мир,
приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных
интересов дошкольников.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и
усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем
опыте, тем глубже он проникает в мир взрослых, понимает и принимает его. У ребенка
формируется интерес к труду, зарождается мечта о собственном будущем.
За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам
сложно понять.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной
стороны,
заинтересовать
детей
и
познакомить
с
профессиями,
которые
будут
востребованы в будущем,
а с другой стороны, привить детям желание стать
профессионалами в своём деле. В этой работе немаловажное значение играет
формирование у дошкольников познавательных интересов.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно
обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни
человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в
полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста. Постановка и
постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой
деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное
развитие.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении
дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая
способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а также
позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с
профессиями взрослых. И чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для
детей, в нашем детском саду оборудована специальная комната «Детский город
профессий». Здесь проходят увлекательные занятия по обогащению детей знаниями о
реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо
знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на
профессиональном поприще.
Для организации работы в группах оформлены специальные Центры по
ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми,
дидактическими играми, наглядным материалом.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы используем
различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым
повышая познавательную активность воспитанников. Используем традиционные и
нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных
ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
При ознакомлении детей с трудом взрослых ставим целью дать детям конкретные
знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы -
условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат
труда.
Одним из результативных методов современного образования является метод
проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников
(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает
окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над
проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать
понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить
творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов
находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В
рамках проектной деятельности создаем для дошкольников проблемную ситуацию,
используя модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы
работы над проектом.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных
потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных
процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения
могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания
личности, а в дальнейшем – основой в выборе профессии и успешной социализации в
обществе.
Будущее детей – дошколят трудно предугадать.
Надеемся, развивая их
познавательные интересы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит
им чувствовать себя счастливым.
Литература
1.
Алешина
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
2.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.
– М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
3.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
4.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое
пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
5.
Савина
И.
В.
Формирование
представлений
о профессиях
у
детей
старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
6.
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д,
2011.