Напоминание

Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий


Автор: Ольга Александровна Медведева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 29
Населённый пункт: г.о.г Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование познавательных интересов у дошкольников

при ознакомлении с миром профессий

Автор: Медведева Ольга Александровна

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область.

Сегодня профессиональная ориентации как часть всестороннего и гармоничного

развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в

обществе, приобретает свое значение уже с дошкольного возраста. Ознакомление с

профессиями

обеспечивает

дальнейшее

вхождение

ребёнка

в

современный

мир,

приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных

интересов дошкольников.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,

переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и

усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем

опыте, тем глубже он проникает в мир взрослых, понимает и принимает его. У ребенка

формируется интерес к труду, зарождается мечта о собственном будущем.

За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам

сложно понять.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной

стороны,

заинтересовать

детей

и

познакомить

с

профессиями,

которые

будут

востребованы в будущем,

а с другой стороны, привить детям желание стать

профессионалами в своём деле. В этой работе немаловажное значение играет

формирование у дошкольников познавательных интересов.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит

вокруг. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно

обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни

человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в

полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста. Постановка и

постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой

деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное

развитие.

Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении

дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая

способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а также

позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с

профессиями взрослых. И чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для

детей, в нашем детском саду оборудована специальная комната «Детский город

профессий». Здесь проходят увлекательные занятия по обогащению детей знаниями о

реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо

знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на

профессиональном поприще.

Для организации работы в группах оформлены специальные Центры по

ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми,

дидактическими играми, наглядным материалом.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы используем

различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым

повышая познавательную активность воспитанников. Используем традиционные и

нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- трудовая деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных

ситуациях, имитационные упражнения);

- изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

- виртуальные экскурсии.

При ознакомлении детей с трудом взрослых ставим целью дать детям конкретные

знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы -

условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат

труда.

Одним из результативных методов современного образования является метод

проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников

(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает

окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над

проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать

понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить

творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов

находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В

рамках проектной деятельности создаем для дошкольников проблемную ситуацию,

используя модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы

работы над проектом.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных

потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных

процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения

могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания

личности, а в дальнейшем – основой в выборе профессии и успешной социализации в

обществе.

Будущее детей – дошколят трудно предугадать.

Надеемся, развивая их

познавательные интересы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит

им чувствовать себя счастливым.

Литература

1.

Алешина

Н.В.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной

действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;

2.

Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.

– М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;

3.

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;

4.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое

пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;

5.

Савина

И.

В.

Формирование

представлений

о профессиях

у

детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;

6.

Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д,

2011.



В раздел образования