Напоминание

Инновационные методы работы с педагогами ДОУ


Автор: Арефьева Елена Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: АДОУ дет.сад комбинированного вида №5/3
Населённый пункт: Московская обл., г. Егорьевск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы работы с педагогами ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами

ДОУ.

Старший воспитатель АДОУ детский сад комбинированного вида №5/3

«Подсолнушек»

Арефьева Елена Вячеславовн

Концепция

модернизации

российского

образования

ставит

задачу

достижения нового, современного качества дошкольного образования,

связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной

реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое

содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ,

их готовность осваивать и внедрять инновации т.е. новшества, которые

востребованы новой образовательной ситуацией.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление

деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе

управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в

целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так

как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию

его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами

работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования

профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время

методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и

совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми

достижениями

в

педагогической и

психологической

науке.

Поэтому

невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только

службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее

приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной,

действенной

и

своевременной

помощи

педагогам.

Однако

проблема

повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного

учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Думая,

размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы

методической работы, в которых главное место отводилось докладам,

выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и

недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные

формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и

диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной

методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.

К комплексу необходимых педагогических условий относятся:

1.

отбор

и

оценивание

инновационного

содержания

дошкольного

образования;

2.

проектирование

продуктивных

форм

методической

работы,

активизирующих

педагогов

ДОУ

на

повышение

профессиональной

компетенции.

3. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

4. отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное

развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;

5. обеспечение педагогов информацией об инновационных

фактах и

явлениях и организация экспертизы;

6. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической

деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие

ребенка.

Изучение

деятельности

и

личности

воспитателя

необходимая

предпосылка повышения качества и эффективности методической работы.

Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании

детей можно только при условии всестороннего учета не только задач

дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого

воспитателя.

Отбор

форм

и

методов

повышения

квалификации

обусловлен

психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых.

Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:

1. реализации вариативности образовательных запросов;

2. овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим

саморазвития;

3.

ориентации

на

удовлетворение

потребности

в

неформальном

профессиональном общении;

4. ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание

необходимости её совершенствования;

5. проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от

педагогов междисциплинарного синтеза;

6. использование таких форм и методов учебной работы, которые носят

исследовательский характер и направлены на осмысление собственного

педагогического опыта и творческую его переработку.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для

использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из

них:

1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого

мышления и создания инновационных проектов.

2. Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию

по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные

вопросы с коллегами.

3. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают

моделирование

реального

процесса,

во

время

которых

принимают

оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно

созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения

позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

Используются и такие формы и методы, как коллективное решение

проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в

малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы

самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам

инновационной деятельности ДОУ, проектный метод.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального

мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов

обучения

обеспечивает

практико-ориентированный

характер

учебного

процесса,

способствует

включению

в

инновационную

деятельность,

формированию

потребности

в

непрерывном

профессиональном

совершенствовании.

Повышение мастерства

педагогов, пополнение их теоретических и

практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм

методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и

методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную

связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения

между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются

коллективные

обсуждения,

рассуждения,

аргументация

выводов,

соревнования умов и талантов.

Уровень

методической

подготовки

педагога,

его

способность

к

профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и

анкетирования. Что это дало?

Тестирование показало: воспитатели испытывают трудности в овладении

новыми программами, организации сюжетно-ролевой игры, установлении

личностно-ориентированного взаимодействия, зачастую не могут решить

возникающие проблемы.

Анкетирование

позволило

определить

методические

проблемы,

затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы.

Работа

строилась от простого к сложному, логически обоснованно,

интерактивные формы соответствовали содержанию.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация

педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из

проблемной ситуации.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в

работу с

педагогами ДОУ – тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так

как

современная

жизнь

с

её

многочисленными

трудностями

как

экономического, так и психологического характера требует от человека

любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в

стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и

стрессонасыщенностью.

Отрицательно

окрашенное

психологическое

состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения

детей,

повышает

конфликтность

во

взаимоотношениях

с

коллегами,

администрацией, родителями.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов

на изучение новейших

исследований

в

психологии

и педагогике,

методической

литературе,

способствует выявлению различных подходов к решению педагогических

проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации

своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний,

развивает находчивость, чувство юмора.

В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы

дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его

основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к

решению

конкретных

вопросов

в

практике

работы

ДОУ,

умению

аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру

ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они

обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные

элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и

семейного воспитания на современном этапе»

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с

сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на

вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных

выступлений представителей двух противостоящих групп.

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для

выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения

найти оптимальный вариант решения задачи.

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами)

является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников.

Устранению

этого

недостатка

способствует

деловая

игра

и

другие

инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по

результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и

при разработке решений новой проблемы.

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки –

ярмарки педагогических

идей,

аукцион.

Грамотно

подготовленная

и

проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.

Поэтому основной результат выставки-ярмарки -заметный профессионально-

личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами

создаются условия для публичного представления лучших образцов их

профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и

расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Работая

в

коллективе,

важно знать

его психологический

климат,

эмоциональное

состояние

педагогов,

уровень

профессионального

и

личностного развития.

Заключение.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой

зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях

реформирования образования радикально меняется статус педагога, его

образовательные функции, соответственно меняются требования к его

профессионально-педагогической

компетентности,

к

уровню

его

профессионализма.

В настоящий момент мы отмечаем,

что сегодня

востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию

умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе

воспитания и развития дошкольника.

Всегда в своей работе ориентируюсь на принцип «Сначала научи-покажи,

потом требуй»



В раздел образования